Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 2:08

Черниговская область, Сумская область — Украина Июль 2019

Наступило лето и хочется разорваться на части — побывать и на море, и в горах, и просто побродить по улочкам знакомых и незнакомых европейских городов

И все же, когда есть свободная неделька, то одним из самых интересных летних активных видов отдыха будут сплавы на байдарках или катамаранах. К сожалению, в годы нашей молодости мы с друзьями-коллегами как-то игнорировали эти виды досуга и увлекались в основном горными походами, пройдя в свое время все их категории — от первой до пятой.

И только в последние годы, сплавившись с друзьями по нескольким нашим и зарубежным рекам, мы поняли всю прелесть этого активного летнего отдыха на воде.

В Украине много красивых и интересных с этой точки зрения рек, образующих две основные водные артерии страны — Днепр и Днестр. В Черниговской области было интересно пройтись по спокойной и красивой речке с загадочным названием Снов. В Полтавской — по реке Ворскла. А еще ранее нас всех очаровал Днестр, по которому мы сплавились на весельных катамаранах в его верхней части от села Нижнив в Ивано-Франковской области до городка Залещики в Тернопольской области. Еще одним летом мы успели побывать и пройтись по бурным порогам Южного Буга, на которых можно отрабатывать технику для более серьезных рафтингов на других реках. Из таких серьезных рафтингов, которые были в моей жизни, хорошо помнятся реки Замбези и Нил с их порогами 4–5 категорий сложности.

В этом году от компании Экстрим Уикэнд, услугами которой мы пользовались неоднократно, нам поступило предложение сплавиться на катамаране по верхней части Десны. Учитывая наш возраст (70–80), нам был предложен вариант катамарана с мотором, на котором и веслами при желании можно будет поработать.

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

Первый день сплава: с. Чернацкое — с. Пироговка — (ок. 17 км)

Добравшись к утру к берегу Десны у села Чернацкое Черниговской области, стали помогать собирать катамаран, который ребята-организаторы привезли сюда еще вечером. Как известно, это довольно хлопотливое и не очень быстрое дело. Но к нашему приезду основная работа по его сборке командой фирмы уже была выполнена и, отведав быстро приготовленный нашими руководителями ланч, спустили судно на воду.

Стоявшая и глазевшая на нас большая стая гусей с удовольствием расступилась перед нами и, помахав крыльями, проводила нас в плавание. Как говорится — таможня дала «Добро»!

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

Загрузив катамаран вещами, включили мотор и плавно вышли на русло тихой реки. Шестидневное путешествие по верховьям Десны — началось! За эти дни нам предстоит пройти по очень извилистой реке около 130 километров и закончить сплав на Черниговщине у села Спасское.

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

Выйдя на середину русла реки, поудобнее устроились на бортах нашего плавучего дома. Первые картины сплава по реке впечатлили спокойствием и зеркальностью глади воды.

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

На одном из участков реки встретили большой моторный катер, предназначенный для корпоративных сплавов по реке в радиусе десятка километров от г. Новгород-Северского. Это довольно востребованный вид однодневных сплавов по Десне для некоторой части нашего населения. Хороший сервис, никаких забот с веслами и полный всяких радостей бар с остановками для купания.

Пройдя около 17 километров, нашли хорошую стоянку у села Пироговка (Сумская обл.) и остановились на большой поляне на первый ночлег. Наши руководители Вадим и Анатолий приготовили для всех ужин, а нашей задачей было только собственное обустройство в виде установки палаток и не опаздывая придти к расставленным на столе блюдам. Full-Service…

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

Второй день: г. Новгород-Северский и продолжение сплава до с. Мезин (36 км)

После завтрака мы сделали трехчасовую экскурсию от с. Пироговка к находящемуся невдалеке старинному городку Новгород-Северскому, имеющему свою долгую и славную историю. Подошедший автобус быстро доставил нас к нему от места ночевки. Первое летописное упоминание о «новом городе» на земле северян содержится в «Поучении детям» Владимира Мономаха: «А на ту зиму [1078/1079] повоеваша половци Стародубъ весь, и азъ шедъ с черниговци и с половци, на Десне изьимахом князи Асадука и Саука, и дружину ихъ избиша. И на заутрее за Новым Городом разгнахомъ силнывои Белкатгина, а семечи и полон весь отяхом».

Первым делом мы приехали в жемчужину этого города — Спасо-Преображенский мужской монастырь, который делится своею территорией с музейными работниками. А может — наоборот…

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

По мнению историков-археологов, это место и было первым укреплённым поселением, которое появилось в конце X века в правление Владимира Святославича. Однако некоторые историки предпочитают связывать основание Новгорода-Северского с завоевательным походом Ярослава Мудрого в 1044 году. На протяжении многих лет город оставался оборонным форпостом для Киева от половцев, которые могли напасть с Севера и вторым по значению городом Черниговского княжества.

Считается, что вот такой собирательный образ славянского автора был у «Слова о полку Игореве». Этот памятник стоит у входа в здание исторического музея.

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

По его залам мы прошли с хорошо эрудированным гидом. Цена экскурсии была чисто символической — 25 гривен ($1). Таких цен в мире нигде больше и нет…

Монастырь также известен своими подземными ходами, которые лишь немного уступают знаменитым пещерам Киево-Печерской лавры. По ходам этих пещер можно было выходить за пределы монастыря и, говорят старики, даже на другой берег Десны.

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

Монастырь окружен очень высокой каменной стеной, высота которой достигает шести-семи метров. Изнутри вдоль нее идет галерея, через бойницы которой открываются безбрежные дали равнины поймы реки Десна. Где-то там — километрах в 60 отсюда на Север — уже Россия. А левее на Запад — Белоруссия.

Именно в этом домике и собирались летом в далеком 2004 году президенты наших трех стран, два из которых бессменно правят и поныне. Они долго что-то обсуждали. Наверно - какими мирными и высокоразвитыми будут их страны, а также уровень жизни их граждан лет через 15. Т.е. - сегодня ...

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране
Спасо-Преображенский монастырь. Президенты России (В. Путин), Украины (Л. Кучма) и Белоруссии (А. Лукашенко) во время возложения цветов к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны 27.06.2004 г. Из интернета

В монастыре числятся всего девять монахов и даже во время нашего короткого визита было видно, что они ведут вполне современную жизнь.

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

Есть еще одна историческая достопримечательность в этом монастыре — Спасский Собор, который хранит в себе остатки фундамента церкви конца 12-начала 13 веков. Известен этот Собор еще и тем, что архитектором его последней версии, которую мы сейчас видим, являлся приглашенный Екатериной Второй, известный итальянский архитектор Кваренги. Вот на этом снимке на входе в Собор виден его почерк — громадные метрового диаметра греческие колонны, совершенно не присущие большинству православных церквей.

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

А в вестибюле Собора под стеклом видны сохраненные для потомков остатки фундамента церкви 12 века…

У выхода из Спасо-Преображенского монастыря, который был превращен немцами в концлагерь в период 1941–43 г. установлен памятник жертвам Второй Мировой войны. Надпись на памятнике гласит, что около 20 тысяч советских граждан погибли за его стенами.

В пятидесятых годах 20 века на территории монастыря был открыт интернат для душевнобольных людей. Тоже невеселые были деньки для такого славного и знаменитого своей историей места…

Проезжая улицами города, наш гид показал на интересный объект — водонапорную трубу. Но сама труба, хоть и очень старая, не так обращает на себя внимание, как два вмурованных в неё портрета известных всему миру вождей мирового пролетариата.

У этих картин интересная история — местный художник-любитель сделал перед войной эти портреты, но не успел их никуда повесить. А после освобождения города их установили на эти места, где они стоят и поныне. Наверно, в Украине это единственные символы ушедшей эпохи, не затронутые суровой метлой декоммунизации. Все остальные памятники, связанные с эпохой «строительства коммунизма» — уже отправлены в небытие…

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

Вернувшись к месту нашей стоянки, пообедали и продолжили сплав по реке. И до конца дня были только, как говорится — тишь, гладь да Божья благодать…

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

В местах, удобных для купания и с песчаными плесами, делали остановки. Вдоль всех берегов рядами росли громадные ивовые деревья. Они были высажены еще в советские времена сотрудниками Укрречфлота — тогда река была судоходной и это министерство отвечало за порядок на всех судоходных реках. Это делалось не для красоты, а для укрепления земляных и песчаных берегов реки. Течением Десны, усиливавшимся на изгибах реки и во время весенних ледоходов и паводков, берега подмывались и осыпались, изменяя русло реки. За прошедшие 60–70 лет эти деревья стали прямо гигантами.

Сейчас никакого промышленного судоходства на реке нет и, судя по-всему, и не предвидится. Все взяли на себя автомобильно-транспортные перевозки. Не ходят и пассажирские Ракеты-Кометы, широко использовавшиеся на Днепре и Десне до развала Союза.

Никто сейчас не следит за обмелением русла реки и мы дважды за этот день садились на мель. Что надо было делать? Конечно — всем спускаться в воду и потихоньку подтаскивать катамаран к более глубокому месту. Благо, что дно реки было песчаным и порвать «кишки» катамарана было проблематично. Но, все, несмотря на гендерные привилегии, делали это дружно и весело. Специалисты говорят, что эта часть реки на Черниговщине постепенно мелеет…

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране
И таких отмелей на нашем пути было немало. Что-то успевали увидеть и во-время отходили, а что-то нет. Тогда снова приходилось спрыгивать в воду и тянуть тяжелый плот за собой. Потеряла ли свои чары река, которые были описаны Александром Довженко в его знаменитой «Зачарованной Десне»?

«Весна пливла до нас з Десни. Тоді ніхто не чув про перетворення природи, і вода текла куди і як попало. Часом Десна розливалася так пишно, що у воді потопали не тільки ліси і сінокоси. Цілі села тоді потопали, гукаючи собі порятунку».

Такой была река во времена его детства. С тех пор прошло почти 100 лет, а по изменениям, кажется, будто бы несколько столетий. Вряд ли сегодня тот мальчик Саша узнал бы свою большую реку, из которой горстями пил мягкую и чистую воду. А взрослый Довженко, увидев ее, обмелевшую и загрязненную, глубоко бы опечалился…

Несмотря на то, что деснянская вода, казалось бы, была чистой, мы тоже не рисковали ее пить и даже не кипятили ее для приготовления пищи. Всю воду набирали в канистры в сельских колодцах и везли с собой. Но весь Киев пьёт воду из Десны. Конечно, предварительно очищенную на специальной станции, которая построена под Киевом возле впадения Десны в Днепр.

Но сегодня, спускаясь по реке, видны многие, подмытые течением, берега и рухнувшие в реку деревья. Хорошо, когда они видны и их можно обойти. Но ведь некоторые, погрузившись полностью в воду, создают реальную опасность для туристов-водников…

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

А вот эти деревья уже, как говорится — «на грани». Пройдет еще несколько лет и они рухнут в воду, перегородив почти половину русла реки. Правда, картину своего зеркального отражения на воде, они сейчас создают красивую.

Однако — хватит о грустном! Второй день с чудесной погодой подходит к концу. Нас река очаровала! Зеркальная вода, на деревьях не шелохнется ни один листик. Температура около +30. Релакс…

Зачарованные зеркальной Десной. Сплав на катамаране

Дело близится к вечеру и пора искать для ночевки стоянку. В этот раз она была в местечке на большой поляне чуть ниже села Мезин, известном своей гораздо более древней историей. Эта часть побережья знаменита своими двумя большими артефактами — местом обитания древних мамонтов и соответствующим довольно богатым музеем в селе, а также своим громадным дубом, возле которого, по преданию, собирались войска и совещались шведский король Карл XII и Гетман Мазепа.

Назавтра мы решили устроить себе в этом месте дневку — сходить в краеведческий музей села Мезин, познакомиться со студентами, которые ведут раскопки стойбища мамонтов и отметить день рождения нашего, известного в определенных кругах, барда Константина Жураковского. Ему, увы — будет уже 81…

------------------------------------------------------------------------

СПИСОК

Рассказов о сплавах по украинским и зарубежным рекам:

1. Рафтинг на реке Замбези в Замбии (январь, 2007)
  2. Рафтинг в верховьях реки Нил (Кения). (январь 2010)
  3. Релакс на реке Снов (июль, 2013)
  4. Авторская видеозарисовка «Путешествие по реке Снов», 16' : https://www.youtube.com/watch?v=0mAeIwjb9c0
  5. Зачарованные Десной (июль, 2015)
  6. Рафтинг по Днестру (август, 2015)
  7. Рафтинг на реке Келани в Шри-Ланка (январь, 2016)
  8. Летний экстрим на Южном Буге (июль, 2016)
  9. Особенности сплава по украинской реке Ворскла (август, 2016)
  10. Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси (август, 2017)
  11. Сплав по срединной части Днестра. Подольские Товтры (август, 2017)
  12. Зачарованные зеркальной Десной . Сплав на катамаране (июль, 2019)
  13. Зачарованные зеркальной Десной . Мамонты и дворцы (июль, 2019)