Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 20:59

Мурундава, Бело Сур Цирибихина — Мадагаскар Сентябрь 2016

Начав наше двухнедельное путешествие по Мадагаскару со знакомства со столичным Антананариву, далее мы сделали двухдневный сплав на небольшом, но достаточно комфортном суденышке по спокойной и красивой реке Цирибихина в западной части острова и затем совершили настоящий альпинистский трек по горному массиву Цинги де Бемараха. Эти скалы находятся под защитой ЮНЕСКО и считаются одной из основных достопримечательностей Мадагаскара.

В 158 км от Цинг в этой же западной части острова находится еще один не менее знаковый туристический объект — Аллея Баобабов (Allee des Baobabs), которая также находится под опекой ЮНЕСКО. И, вроде бы — ну что такое проехать 160–170 км по хорошей дороге? Пара часов… Но на Мадагаскаре это расстояние превращается в целый день! И ведь за это время нужно не только проехать эти километры по песчаному бездорожью, но еще и совершить две паромные переправы через реки Манамболо и Цирибихина…

Однако самая главная задача этого дня была успеть приехать на Аллею Баобабов еще до захода Солнца! Иначе что там делать потом в потемках — только ехать дальше в отель Мурундавы. И также известно, что самые лучшие цветовые решения обычно бывают при утреннем и вечернем солнечном освещении снимаемых объектов.

После того как мы закончили форсирование второй реки Цирибихина в 16:15, у нас до заката оставалось полтора часа на 75 км дороги от поселка Tsimafana до Аллеи Баобабов. Следует отметить, что водители тоже понимали стоявшую перед ними задачу, да и дорога была качеством получше чем та, которая была между реками Манамболо и Цирибихина. Поэтому местами они мчались со скоростью 80–100 км в час! Благо, дорога была еще и пустая…

Растущие вдоль дороги баобабы попадались на всем пути и эту дорогу тоже можно было бы считать «Аллеей».

Мадагаскарская Аллея Баобабов

Но, после того как мы попали на настоящую Аллею, стало понятным это наше наивное заблуждение. Здесь они были по-настоящему гигантскими и, стоя рядом с ними, мы чувствовали себя пигмеями…

Мадагаскарская Аллея Баобабов

Нам удалось прибыть на Аллею в 17:45 — буквально за 10–15 минут до захода светила, но кое-что все-таки в закатном освещении удалось заснять. На небольшом пригорке напротив заходящего солнца уже стояли несколько десятков туристов, выискивая лучшие ракурсы для фото.

Это место является мечтой каждого настоящего путешественника, поэтому наверняка все, кто прибывает на Мадагаскар, как минимум, стремятся увидеть эту Аллею. Не знаю, высаживал ли кто эти деревья тысячу-полторы лет тому назад, но грунтовая песчаная дорога, проходящая между ними, удачно вписалась и красиво образовала эту Аллею.

Мадагаскарская Аллея Баобабов

После захода солнца, темнота почти мгновенно опустилась на Аллею и мы поехали в Мурундаву устраиваться на ночь в отель. Наш гид Радо, чувствуя наше молчаливое неудовлетворение, предложил приехать сюда еще раз рано утром, выехав из отеля в пять утра. Все согласились.

Баобабы

Пока ехали в Мурундаву, он поведал, что согласно одному африканскому поверью, однажды Всевышний разгневался за что-то на людей, схватил баобаб и вырвал его с корнями из земли, а затем, отойдя от гнева, ошибся и воткнул обратно кроной вниз. С тех пор он такой и растет — как будто корнями вверх. И все так его и воспринимают…

А если верить другой легенде, то в этом виноваты не люди, а сам баобаб — Бог посадил его в прекрасном месте на берегу полноводной реки, но так как дерево имело капризный характер, то оно было недовольно сыростью этих мест и начало морочить голову Всевышнему. Тогда он в гневе воткнул его вверх тормашками в сухую саванну. С тех пор все баобабы и растут в таких сухих местах и в Африке, и на Мадагаскаре, и в Австралии. Причем 6 из 8 его видов являются эндемиками этого острова — т. е. растущими только здесь — на Мадгаскаре!

Мадагаскарская Аллея Баобабов

Ученые 18–19 веков много сил отдали изучению и классификации животного и растительного мира. И очень много названий растений принадлежит именам этих исследователей, изучавших и описавших их. Не избежал такой судьбы и баобаб. Ему присвоили имя Адансо́ния па́льчатая (лат. Adansonia digitata), которое принадлежало французскому ботанику и исследователю Африки Мишелю Адансону (1727–1806).

Это одно из самых толстых деревьев на Земле — диаметр его ствола достигает 8 м, а высота 18–25 м. Правда, история знает и уникальный баобаб, выросший в африканской провинции Лимпопо — его диаметр достиг 47 м в окружности, а рост 15,9 м в высоту. Недавно это дерево распалось на две части. И, возможно, теперь самое мощное дерево (тоже в Южной Африке) достигает в диаметре 10,64 м.

Здесь, на Аллее Баобабов, да и вообще в окрестностях Мурундавы, произрастает наибольший по размерам вид Баобаба — Адансония Грандидье. Это самый крупный и распространённый вид среди мадагаскарских баобабов. Несмотря на его гигантские размеры и знаменитость, ботаники считают, что он находится под угрозой исчезновения. На участке длиною в 260 метров Аллея баобабов содержит около 25 таких растений.

Мадагаскарская Аллея Баобабов

Однако, ничто не может сравниться с секвойей, растущей в США! Например, секвойя «Генерал Шерман», достигла высоты 84 метра, а охват ее ствола — 31,3 метра. Однако по долголетию, вероятно, пальму первенства все же следует отдать баобабу — согласно данным радиоуглеродного анализа он может дожить до 5500 лет и даже дольше…

Йосемитский Национальный Парк (США). У подножия ствола среднего размера секвойи. 1996 г.

Баобаб и его польза для аборигенов

При всей своей неуклюжести, баобаб является довольно полезным растением и его «услугами» пользуются и животные, и люди.

Обезьян привлекает мякоть его плодов. Поэтому иногда баобаб называют «обезьяньим хлебным деревом». Ну, а местное население из мякоти плодов готовит напиток, по вкусу напоминающий лимонад. Отсюда ещё одно название баобаба — «лимонадное дерево». Также местные жители используют пустоты стволов деревьев для хранения продуктов. Иногда устраивают там и жилье…

Не брезгуют баобабом и слоны. Они прекрасно знают, что мягкая древесина баобаба, похожая на крупнозернистый пенопласт, насыщена водой, поэтому часто ломают эти деревья и, утоляя свою жажду, поедают внутренность ствола.

Утро на Аллее Баобабов

Как и договорились, в пять утра снова выехали на Аллею Баобабов. От города Мурундавы, в котором мы остановились на ночлег в отеле Le Sun Beach, до нее около 20 км. Дорога асфальтовая. И только при подъезде к Аллее она становится грунтовой. Мы приехали сюда одними из первых. Потихоньку пространство дороги стало наполняться туристами, вооруженными фототехникой. У некоторых — весьма солидной и дорогостоящей.

И вот, около 6 утра, первые лучи солнца! Ради этого момента, который продлится всего несколько минут, и съезжаются сюда все туристы, которые ценят искусство фотографии. Какое-то время солнечный круг скрывал утренний туман. Но неумолимое вращение Земли вырвало его их этих объятий и через несколько минут яркий свет залил все вокруг….

Мадагаскарская Аллея Баобабов

Гладкие стволы баобабов вдруг окрасились в красивый розоватый оттенок. Но это чудо продлилось всего несколько минут и исчезло от залившего все вокруг яркого солнечного света. Вот эти мгновения и ценят настоящие любители пейзажной фотографии…

Повернувшись в противоположную сторону, мы увидели и само восходящее солнце. Все туристы сгрудились примерно в одном месте на пригорке и ждали его появления. Был небольшой туман, похожий на легкую дымку. Но, с первыми лучами светила, растаял и он.

Безымянная деревушка на Аллее Баобабов

Прямо на этой Аллее находится и небольшая деревушка. Ей повезло, что благодаря своей естественной фотогеничности и красоте расположения этих баобабов, они сделали ее знаменитой и развивающейся за счет ежедневного притока туристов.

Мадагаскарская Аллея Баобабов

А пока мы видим, что совсем рядом с этим фантастическими картинами, ради которых мы приехали сюда за тысячи километров, стоят соломенные хибары, в которых идет своя, размеренная веками этих красавцев-баобабов, жизнь простых мадагаскарцев. Прямо у порога их хлипких жилищ в шесть утра уже горели костерки и хозяйки начинали готовить свою нехитрую пищу на завтрак.

Мадагаскарская Аллея Баобабов

Все они, проживая здесь веками, нашли сейчас для себя на этой Аллее «золотую жилу» — мужчины занимаются вырезанием небольших баобабчиков, а женщины их продают. Наибольшим спросом пользуется фигурка из двух сплетенных баобабов — это т.н. «Baobabs in Love» — «Влюбленные баобабы». И такая композиция действительно существует в природе!

Влюбленные баобабы

Эти, как будто сплетенные в любовной страсти деревья, являются и самым знаковым объектом Аллеи — их называют Baobabs in Love — Влюбленные Баобабы.

Мадагаскарская Аллея Баобабов

От Аллеи баобабов это чудо Природы находится в семи километрах в сторону океана. Никто не остается равнодушным при виде таких, обнявших друг друга, деревьев. Особенно — женщины! Ходят вокруг, смотрят вверх и нежно гладят эти стволы, застывшие в вечном объятии …

Мадагаскарская Аллея Баобабов

Наверно, эта местность способствует какому-то единению этих деревьев. Неподалеку я встретил и другую такую парочку. Вроде бы и сблизились… Но, конечно, не так как увиденные нами ранее Baobabs in Love.

Фигурки таких сплетенных баобабов являются основным сувениром из изготовляемых местными жителями. Они повсюду — большие, средние и даже маленькие. Но, непременно — Baobabs in Love! Купили и мы тоже такие сувениры на память и как обере́г семейного счастья.

Мадагаскарская Аллея Баобабов

Такой сувенир среднего размера, который держит в руках эта пышечка, стоит всего 5 долларов. Удивлялся, глядя на большой труд по его вырезанию из цельного куска палисандра, бедные соломенные домики, детей, возящихся в придорожной пыли и кухонные костерки у домов — почему так мало? Реальная цена такого сувенира — долларов 20!

Ведь сюда в день приезжают десятки, а то и сотни туристов, каждый из которых затратил на то, чтобы попасть в эти края, тысячи долларов …

Может быть позже что-то и изменится, но будет жаль, если потеряется та аутентичность, которую видели мы и вместо которой на Аллее могут появиться современные коттеджи разбогатевших на сувенирном бизнесе деревенских нуворишей.

Место, в котором находится Аллея баобабов пока не является национальным парком и, к сожалению, другим деревьям, не стоящим на этой Аллее, может угрожать дальнейшая вырубка для использования освободившихся площадей под сельхознужды. Нет здесь и никакой отельной инфраструктуры. Ближайшие отели в 20 км отсюда — в городке Мурундава.

Вернувшись в отель, простились с водителями наших джипов и после завтрака выехали уже автобусом в Анцирабе (Antsirabe). Целый день в пути. Почти 500 км от океана до центра острова. Выехав из Мурундавы в 9:45, в отель Royal Palace прибыли только в 23:15. Такая задержка была вызвана двухкратным накоплением группы машин после наступления темноты и сопровождением их полицией — власти боялись каких-то терактов на дороге …

Ну, вот — половина путешествия, самого интересного и трудного, уже позади. Нас ждет впереди вторая его часть — уже по хорошим дорогам — с посещением нескольких национальных парков в центральной части Мадагаскара. Увидим ли мы там, наконец, лемуров в достаточном количестве?

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия