Турист Настенька Павлик (Nasten_ka_Pavlik)
Настенька Павлик
была вчера 22:32

Ставангер — Норвегия Август 2016

ЧАСТЬ 1 Санкт-Петербург — Турку — Стокгольм

ЧАСТЬ 2 Люсеботн и подъем на Кьераг

ЧАСТЬ 3 Ставангер

Что может быть более освежающим, чем раннее утро в Норвегии? Будильник прозвенел в 4:00. Точнее, ставила его я на 5:00, но включился почему-то не по местному времени, а на час раньше. В общем, на улице было совсем темно, накрапывал дождик. Спрятав носик снова в спальный мешок, я подремала еще полчасика. Дождь прекратился.

Разбудила мужа. В темноте оделись (было достаточно тепло), взяли дождевики и бутерброды, выпили чай с кусочком шоколадки, запрыгнули в машину и, не теряя времени, поехали искать парковку возле начала маршрута к Прекестулену.

Ехать от кемпинга к началу трека совсем чуть-чуть — минут 5–7 (4 км). Стоит отметить, что ближе, чем в кемпинге, палатку не поставить: по обе стороны от трассы таблички «No camp».

Парковка платная — 150 крон, оплата при выезде.

На парковке мы были уже не первые. Становилось светлее, погода радовала. Выдвинулись в путь (примерно в 6 утра).

Краткая информация о маршруте на Прекестулен

Расстояние — 3800 м в одну сторону.

Перепад высот — 330 метров.

Ожидаемое время в пути — 2 часа в одну сторону.

Рекомендуемая обувь: спортивная (в теплую и сухую погоду рекомендую кроссовки, в дождливую — лучше трекинговые ботинки)

Собственные наблюдения:

1. Запомните, на какой парковке Ваш автомобиль. На обратном пути в зависимости от парковки дорожки будут расходиться.

2. В отличие от подъема на Кьераг или Язык Тролля (где можно набрать воды в любом водопаде), здесь Вам понадобится все-таки бутылочка воды.

3. Нужны ли трекинговые палки? На Ваше усмотрение. На Кьераге они абсолютно не нужны, так как по пути встречаются только гладкие камни. На Прекестулене такого нет. Если ходить с палками Вам проще, то берите.

4. По пути нет ни скамеек, ни удобных площадок для отдыха. Рекомендую взять с собой сидушки (в народе «подпопники» или «пенопопы») — небольшие пенки, которые можно пристегнуть к рюкзаку или поясу, а в случае необходимости присесть на них. Сухо и тепло!

Найти нужную тропу не составило труда: ее обозначил здоровенный указатель.

Прекестулен. Пустующий трон короля

В самом начале двигаемся вверх, под бугор, и согреваемся. Далее ведет деревянная дорожка, по обе стороны болотце.

Просто замечательно, что в Норвегии мы не встретили ни единого комарика! Более того: ни муравьев, ни мошек, ни прочей «живности».

Прекестулен. Пустующий трон короля

Изумрудная зелень и утренняя свежесть — вот такое заманчивое начало прогулки.

Далее двигаемся по камням и валунам, кое-где льется вода и приходится перепрыгивать ручьи. Камни круглые, мокрые, порой переворачиваются, поэтому лучше придерживаться руками.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Очень понравились участки пути, где высечены ступени. Если на Прекестулен мы поднимались почти одни, то во время спуска именно на ступеням было проще разминуться с теми, кто только шел вверх.

А на таких каменных блоках можно было даже прыгать, радуясь погоде)

Прекестулен. Пустующий трон короля

Тем временем небо приобретало какие-то невероятные цвета, близился рассвет…

Без сомнений, есть своя прелесть в таких ранних подъемах! Когда вокруг стоит невероятная тишина, когда только-только строишь светлые надежды на новый день, когда первый луч солнца скользит по дороге и зовет тебя все дальше и дальше…

Прекестулен. Пустующий трон короля

Видите, там, вдалеке уже виден кусочек фьорда?

Идем дальше!

После очередного подъема двигаемся по прямой, попутно отдыхая и любуясь озерами. Пожалуй, это самый красивый участок пути. Озерная гладь как зеркало, в котором отражается лес и небо.

Прекестулен. Пустующий трон короля

На этом, относительно плоском участке, мы повстречали несколько установленных палаток. Особенность установки заключается в том, что колышки вбить абсолютно некуда, а потому палатку закрепляют, положив на нее со всех сторон камни.

Зато какие виды отсюда открываются! Невольно завидуешь тем, кто проснулся в этой красоте.

Сбиться с пути не дают столбики с красной буквой «T». Так в Норвегии обозначены все туристические маршруты.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Как Вы уже заметили из предыдущих рассказов, в Норвегии очень много цветов. Даже трек к Прекестулену — не исключение!

И снова озеро! Неужели нам повезло и погода весь день будет такой же шикарной?!

Ухожу в рассвет…

Периодически набегающие тучки заставляют нервничать, мы же только ускоряем шаг.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Ввиду того что дорога на Прекестулен проложена на разных высотах, она проходит через несколько различных поясов растительности, от лесов у основания до мхов и лишайников на высокогорье.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Еще чуть-чуть и мы увидим Люсе-фьорд.

Вот он, красавчик!

Прекестулен. Пустующий трон короля

До конца маршрута осталось буквально несколько сотен метров, но вдруг появляется гигантская черная туча.

Со всех ног бежим к Прекестулену. Только бы успеть!

Прекестулен. Пустующий трон короля

Но нет! Как назло, становится темным-темно. Как так-то? Смотрю на фьорд и лишь развожу руками…

Однако ничего не поделаешь! «Щёлк-щёлк-щёлк», — звуки затвора и заветные кадры готовы.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Скала Проповедника (а именно так называют Прекестулен) оканчивается так называемым «Троном короля». Это маленькая площадочка, имеющая наклон вниз, к фьорду. Сфотографироваться на троне короля считается круче всего. Я, конечно, тоже на него поглядывала… Но, знаете, как-то страшно! Слишком уж мокро и скользко было на троне!

Немножко пофоткались, и тут начался ливень! Пришлось надеть дождевик, непромокаемые штаны и забиться под самый большой валун поблизости. Пока шел ливень, перекусили бутербродами.

Как ни странно, количество людей на Прекестулене стало увеличиваться. Дождавшись окончания дождика, мы решили подняться повыше и снять Кафедру Проповедника целиком.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Скала Прекестулен входит в число объектов, которые используются для бейсджампинга — прыжков с парашютом. Однако парашютистов-экстремалов здесь не так много, так как большое количество туристов просто не дадут разбежаться. Согласно данным статистики, со скалы спрыгнули около 30 тысяч спортсменов.

Норвежцы принципиально не устанавливают столбиков и заборчиков, так как считают, что это только провоцирует на нарушения и увеличивает возможность несчастных случаев.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Утес имеет квадратную форму, размер 25 на 25 метров. Пожалуй, это одно из самых раскрученных мест Норвегии. Утес и гору разделяет «небольшая» щель шириной 20–25 см, которая согласно ежегодным замерам, увеличивается, так что Прекестулен когда-нибудь упадет в море.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Некоторое время уделили наглой чайке, которая все время кружила над туристами.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Можно было, конечно, остаться на Прекестулене в ожидании улучшения погоды, но в мокрой одежде мы ужасно замерзли и хотели подвигаться.

Напоследок решила сесть на краешек и посмотреть вниз. Вроде не страшно!

Прекестулен. Пустующий трон короля

А как Вам такой ракурс? Высота — 604 метра над Люсе-фьордом. А максимальная глубина фьорда — 422 метра. Внушительные цифры, правда?

Обратная дорога

Возвращение прошло, конечно, не так интересно, как подъем. Едва мы отошли метров 500 от Кафедры, снова пошел ливень. Однако это совершенно не портило настроение! Мы уже сделали то, что планировали на сегодня, а потому весело сбегали вниз по ступенечкам и аккуратно прыгали по камешкам.

Пока не увидели ЭТО! Сначала начали попадаться одиночные азиаты, затем небольшие группки в 2–3 человека, дальше тургруппки и, наконец, сплошной поток. Их было много. Нет, даже не так. Чертовски много! Кто-то из них был в футболке и шортах, кто-то — в солнцезащитных очках и соломенных шляпах. Мы перестали удивляться балеткам, сланцам и босоножкам на танкетке. Встречались и «мерзляки» в шапках-ушанках и горнолыжных костюмах. Эти наряды дополнялись зонтами или дождевиками до пят. Такие путешественники выглядели ну уж очень экзотично. А вот на лицах у них читался страх и ужас. Мы же после Кьерага чувствовали себя вполне комфортно под ливнем и по уши в грязи))) И естественно, грела мысль о том, что это уже обратная дорога.

Скорее всего, туристические автобусы привозят на парковку часам к 10 утра. К сожалению, разойтись очень сложно, особенно там, где скользкие камни. Так что если не хотите двигаться в толпе (а это сложно и долго), то спускайтесь до 10 утра либо же пробуйте восходить ближе к вечеру.

Итоги подъема на Прекестулен

1. Было круто!

2. Маршрут несложный. В отличие от Кьерага, трек больше похож на разминку, а не на тренировку.

3. Подняться сможет почти каждый, вопрос только в затраченном времени.

На информационном стенде было указано 2 часа в каждую сторону. Мы поднялись за 1ч 25 мин, спустились за 1ч 10 мин.

Заслуженный отдых

Как и после похода на «Горошину», вернулись в авто мокрые с ног до головы.

Можно было возвращаться в кемпинг. Так как утром мы спешили, то палатку не сложили, и она дожидалась нас на месте. В Прекестулен-кемпинге выезд отмечен в 12. Заранее скажу, что выехали мы позже, но доплату с нас не брали.

Не спеша пообедали тушенкой (бе-бе-бе, но в кемпинге самое оно), сходили в душ (а в этом кемпинге он уже включен в стоимость), а потом сложили палатку и отправились в путь.

Особых планов на вторую половину дня не было. Решили ориентироваться по погоде и двигаться в сторону Бергена. Будет дождь — поедем в город, наладится погодка — остановимся по пути в кемпинге.

Задали в качестве промежуточного пункта водопад Låtefossen (очень уж он впечатлил меня на картинках) и поехали на север.

По дороге неоднократно останавливались, чтобы сфотографировать тот или иной пейзаж.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Ни единого дня в Норвегии без паромной переправы)

По пути заехали в небольшой городок и зашли в супермаркет. Цены впечатляют не менее, чем норвежские красоты.

Цена 100 гр колбаски почти такая, как у нас килограмма) Так как почти все продукты у нас были с собой, то покупали только хлеб, выпечку, колбасу и сыр.

Возле магазина, как и повсюду в стране, были столики и лавки, где можно отдохнуть или пообедать.

Прекестулен. Пустующий трон короля

После 17 часов мы начали играть в «кошки-мышки» с тучей. Она буквально повсюду следовала за нами! Стоило только оторваться от нее, нашему взору открывались такие картины, пропустить которые было бы огромной ошибкой. 5 минут на фото — и туча снова поливает дождем.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Вскоре дорога стала уводить нас вверх. Стало темнее и холоднее, дождь уже не прекращался. В поисках вай-фай мы заехали на парковку какого-то отеля.

К сожалению, ни в нем, ни где-либо поблизости свободных номеров не было. Переждали какое-то время и двинулись дальше.

Прекестулен. Пустующий трон короля

После отеля с правой стороны то и дело попадались горнолыжные курорты (точнее, выдававшие их кресельные подъемники). Отсюда уже совсем близко до Фолгефонны с ледниками и летним горнолыжным курортом. О нем мы читали заранее, но лыжи с собой не брали, так как машина была забита вещами «под завязку».

Часов в 19 доехали и до Лотефоссена (все названия, которые оканчиваются на «фоссен», обозначают водопады). Сколько бы других «фоссенов» после него я не видела, все равно он остался для меня самым-самым.

Может быть, дело в том, что над водопадом проходит автомобильный мост, что делает его уникальным. А, может, это самая настоящая любовь с первого взгляда!

Увы, ливень был такой сильный, что сделать хороший кадр никак не удавалось. Не могли же мы уехать без него! Решили подождать окончания дождя.

В итоге, водопад мы засняли-таки.

Прекестулен. Пустующий трон короля

Вот только было уже начало девятого, надеяться на комфортную ночевку в кемпинге по такой погоде не стоило. А потому решили просто спать в машине на парковке прямо напротив водопада.

Достали спальники, залезли в них и наслаждались мощью водопада. И, скажите мне, в каком отеле был бы такой вид?

Прекестулен. Пустующий трон короля

Находясь в тепле и уюте, мы решили, что хватит уже геройствовать на горных маршрутах под ливнями. Зачем нам Троллтунга (Язык Тролля), если мы уже были на Кьераге и Прекестулене. Зачем снова карабкаться, если можно расслабиться. Поедем утром в Берген, отдохнем, сходим на рыбный рынок, вкусно поедим… Мечты-мечты! С таким решением и уснули.

Тогда мы и подумать не могли, что идея с Бергеном будет реализована позже, а завтра мы будем карабкаться на Язык Тролля…

ПРОДОЛЖЕНИЕ следует…

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия