Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:38
Филиппины покорены! Куда дальше?

Уганда Январь 2017

О Мёрчисоне — человеке!

Невежество хуже темной ночи (африканская народная мудрость)

Родерик Мёрчисон возможно заслуживает не только целого рассказа, но может даже и отдельного романа. Скорее всего, он достойный человек, раз считается одним из основателей Королевского географического общества Великобритании, президентом которого много раз избирался. Но нам он интересен только потому, что в его честь назван очень известный в Восточной Африке водопад Мёрчисон Фоллс, находящийся на территории одноимённого национального парка.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

На этом интерес к персоне Р. Мёрчисона предлагаю считать исчерпанным, ибо в Африке он не был, этих мест с водопадом не видел и прославлен на угандийской земле не по праву.

Было бы более справедливым назвать водопад в честь английского географа Самуэля Бэйкера. Это же он первым из европейцев, ещё в 1864 году, побывал в этих местах, открыв миру и водопад, и озеро Альберт и ещё много всего интересного. Но видимо человек он был скромный и угодливый, раз увековечил не себя, а своего патрона. Могли бы назвать водопад и в честь Уинстона Черчилля, он хоть бывал здесь, в 1907 году совершил к водопаду конный переход из городка Масинди. Черчиллю эти места вообще были не безразличны, и воевал он в Судане, неподалеку отсюда, и книгу об этом написал.

А если не желаете прославлять и без того самого известного британца, тогда можно дать водопаду имя американского президента Теодора Рузвельта, тот тоже, двумя годами позже Черчилля, был здесь замечен, охотился.

Если бы кого-нибудь интересовало моё мнение, то я бы рекомендовал назвать водопад в честь своего кумира Эрнеста Хемингуэя. Хэм не только видел эти места своими глазами, но даже чуть не погиб у подножия водопада, причем дважды в течение трёх дней и оба раза это была авиакатастрофа (на самом деле, удивительная история, тогда Хемингуэй чудом остался жив, но были и пробитый череп, и сломанные рёбра, и ушибы).

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Вообще переименование было. Диктатор Уганды Иди Амин в 1970-м году дал и парку и водопаду имя Кабарега. Так звали местного короля (Королевство Буньоро) пытавшегося воевать с англичанами в 1890-х годах. Но новое имя не прижилось. И даже местные по-прежнему называют эту природную достопримечательность английским именем, правда, на свой лад — Макишон Фоллс.

О Мёрчисоне — парке!

Лучше идти мелкими шагами, чем сидеть (африканская народная мудрость)

В национальный парк Мёрчисон Фоллс мы отправились из городка Масинди, но не верхом на лошадях как Уинстон Черчилл 110 лет тому назад, а на своих экспедиционных микроавтобусах (да, не так романтично, зато быстро). Езды километров пятьдесят.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Масинди городок небольшой, всего две улицы, пересекающиеся в центре города -Порт-Роуд и Макет-стрит.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Когда-то Масинди знавал времена и получше, будучи важным пунктом, связывающим Восточную Африку с Конго. Через него проходила дорога до поселка Бутиаба на озере Альберт. По этому озеру курсировали пароходы между Угандой и Конго, перевозили грузы и людей. Но сейчас ничего этого нет. Последний пароход порезали на металлолом ещё в 60-х годах ХХ века.

Масинди удобное место для ночлега «покорителей» Мёрчисон Фоллс. Вот и мы провели там две ночи, в отеле New Court View Hotel с номерами стилизованными под африканские хижины.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Итак, вперёд на Мёрчисон Фоллс! Нам нужна паромная переправа Параа. Дело в том, что все маршруты сафари в национальном парке Мёрчисон Фоллс проходят по северному берегу реки Виктория-Нил, на который перебираются именно на пароме, начинающий своё движение с семи утра с южного берега.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Сегодня нас ждёт следующее: перебравшись на пароме на северный берег реки, мы совершим примерно четырёхчасовое автомобильное сафари, затем, вернувшись к реке, пересядем в катер и отправимся на нём против течения реки по направлению к водопаду, ходу часа полтора. Когда катер сделает остановку около скалы, чуть ниже водопада, уже на южном берегу реки Виктория-Нил (после этого он разворачивается и идёт обратно), сойдём на берег. От места высадки проложена тропа, наверх, к самому «сердцу» водопада, по этой тропе мы совершим полуторачасовой трекинг. А там, наверху нас будут ждать машины, чтобы отвезти обратно в отель в Масинди. Вот такой план, приступаем к выполнению.

Переправа с южного берега на северный длится недолго, минут десять. Это река называется Виктория-Нил.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Тут вот какое дело. Исследователь этих земель, упоминаемый выше Самуэль Бэйкер, открыл в свое время озеро Альберт и первым обнаружил такую особенность: Нил впадает в озеро у его северной оконечности и сразу же вырывается из него, но уже более мощным потоком. Бэйкер понял, что это два русла одной и той же реки, но для удобства дал им разные имена: Виктория-Нил и Альберт-Нил.

Перебравшись на другой берег, начинаем наше первое за эту поездку автомобильное сафари. Тут уместно отметить главную удивительную особенность национального парка Мёрчисон Фоллс — разнообразие ландшафтов. Если к югу от реки настоящие леса (мы по ним проезжали по дороге к паромной переправе), то на северном берегу (на который мы переправились) начинается саванна, постепенно переходящая в полупустыню.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Не забудем и про скалы водопада, береговые кручи и даже болотистую низменность устья реки.

Начинаем сафари, уверяю, будет что посмотреть. Прочитал, что в национальном парке Мёрчисон Фоллс насчитывают 76 видов млекопитающих и 450 видов птиц.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Увы, нет носорогов («спасибо» браконьерам), зебр и гепардов, но зато много жирафов.

Изучаем и любим природу Восточной Африки. Угандийский жираф или жираф Ротшильда

Вообще, в семействе жирафовых выделяют только 1 вид, а их классификация проводится в основном в зависимости от места проживания животного и узора его окраса. Так, одна из разновидностей жирафа — жираф угандийский или жираф Ротшильда.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Сразу скажу, что отличить угандийского жирафа от ангольского, нубийского или масайского я вряд ли смогу. Думаю, что это под силу только специалисту узкого профиля, этакому жирафоведу. Но раз мы в Уганде, значит, и жираф пусть будет угандийский.

Почитал про жирафов. Некоторые сведения про него просто удивительные. То, что жираф самое высокое животное в мире (5,5 — 6,1 метра) это все мы знаем с детства. Его сердце мощный кровяной насос, весит 12 килограммов, пропуская через свои клапаны 60 литров крови в минуту, а давление внутри сосудов превышает стандартное давление среднестатистического человека в 3 раза.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Шея жирафа составляет треть его длины, но шейных позвонков, как у всех млекопитающих -7.

Жирафьего языка я не видел, но прочитал, что он очень темный, почти коричневый, мускулистый и такой длинный (до 50 см), что жираф достает им до своих собственных ушей. Для чего такая длина понятно, чтобы захватывать ветки на большой высоте.

Окрас животного абсолютно уникален и индивидуален, как отпечатки пальцев у человека, рисунок из пятен на шкуре никогда не повторяется.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Голова и самца, и самки жирафа украшена парой рожек, глаза большие в окаймлении длинных ресниц, удлиненную голову венчают небольшие уши.

Очень интересно спят жирафы, подгибают под себя длинные ноги, одну из них отводят в сторону, и, изгибаясь калачиком, кладут голову себе на круп. Этого я тоже не видел, потому что длинношеие могут спать и стоя, и спят по времени крайне мало — от 10 минут до 2 часов в день. А большую часть своего времени жирафы тратят на еду, из которой предпочитают колючки акации, кустарники и траву.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Жирафы могут жить поодиночке, но в основном небольшими стадами. Если есть стадо, то есть коллектив, то должен быть и лидер, и он есть — это доминирующий самец.

Интересны внешние проявления иерархии жирафьего стада: низший по рангу не может пересекать дорогу высшему и всегда несколько опускает шею в его присутствии. Периодически самцы устраивают бои за место вожака и главное оружие при этом их безобидные рожки. Но рожками они только пугают, а бьют головой и шеей, а это уже может быть больно. Интересно, что жирафы никогда не применяют против своих удар передней ногой, это уже серьезный удар. Отбиваясь таким способом ото львов, жирафы, бывает, сносят беднягам голову. В битве самцов вообще всё как бы понарошку, побежденный самец не изгоняется из стада, просто делает несколько шагов в сторону и все. Больше никакой агрессии.

Про этих жирафов можно много чего рассказать, ну вот ещё, например, про роды. Самка рожает детёныша весом в 50 кг и ростом 1, 8 метра. При этом рожает стоя. Представьте только, с чего начинается жизнь жирафа, с падения с высоты двух метров. Ничего себе начало!

Можно ещё поговорить про общение жирафов в инфразвуковом диапазоне, но хватит с них.

В национальном парке ещё столько всякой живности, что не знаешь куда смотреть и про кого рассказывать. Сделаем так, в первую очередь отдадим дань уважения антилопе коб, и поедем кататься по реке Виктория-Нил и совершать трекинг к водопаду Мёрчисон Фоллс. Про остальное зверье в следующий раз, национальных парков на нашем пути ещё будет много.

Изучаем и любим природу Восточной Африки. Антилопа Коб

Почему среди многообразия угандийских травоядных я выбрал эту именно антилопу? Ответ такой, это животное изображено на гербе Уганды.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Герб Уганды выглядит так: щит и копья (символ готовности защитить страну), восточный венценосный журавль и угандийская антилопа коб (символ богатой дикой природы страны) и девиз «Для Бога и моей страны».

Антилопа коб относится к роду водяных козлов. Не может жить далеко от источников воды, пьет много и постоянно.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Самцов отличить легко и не только потому, что они крупнее — у них рога лирообразной формы. Окрас варьируется от золотистого до коричневого, с неизменным белым пятном на передней части шеи.

Вокруг глаз белые кольца. Передние стороны ног чёрного цвета. Брюхо белое.

Кобы интересны своим особым брачным поведением. В брачный период самцы занимают каждый для себя небольшую территорию (метров 30 в диаметре), близко друг от друга, и стараются представить себя в наилучшем свете: ноги стройнее, рога круче, шея мощнее…

Самки небольшими группами прогуливаются неподалёку, оценивают претендентов. Делаю вид, что просто гуляют, и, оба, как бы случайно оказываются на территории наиболее понравившихся кавалеров. Самки могут ходить, пересекая любые границы, а вот самцы только в пределах своей территории. Для них границы святы. Ну как святы, нарушают, конечно, в результате идут бесконечные ритуальные бои.

Изучаем и любим природу Восточной Африки. Венценосный журавль.

Я вот что подумал, раз на гербе Уганды кроме антилопы коб присутствует и венценосный журавль придётся и про него словечко замолвить, причём прямо сейчас. Тем более что они тоже живут в национальном парке Мёрчисон Фоллс, по которому мы совершаем сафари.

Посмотрите на эту крупную птицу, как она выглядит роскошно и грациозно.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Очень красивая птица. Большая часть её оперения окрашена в темно-серый или черный цвет, но кроющие перья в белый. А привлекает внимание венценосный журавль, конечно, своим хохолком. Этот хохолок состоит из золотистого цвета очень жестких перьев, и, правда похожих на золотой венец. На каждой щеке имеется по два белых и красных пятна. Под подбородком у венценосного журавля красный горловой мешок небольшого размера, как у индюка или петуха.

Отличить самцов от самок сложно, очень они схожи, но разве что самцы чуть крупнее.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Венценосные журавли ведут оседлый образ жизни, но могут мигрировать в пределах своего природного ареала. Предпочитает открытые пространства, любят берега водоемов и заливные луга.

Интересны брачные игры венценосных журавлей, которые выглядят как взаимное ухаживание между самцами и самками различными способами. Один из таких способов, издавание хлопающих звуков. Это когда птицы надувают горловой мешок, а потом выпускают из него воздух. А ещё они забавно наклоняют вперед голову, а затем запрокидывают ее назад. Ну и, конечно, совместные танцы, хлопанье крыльями, перебежки и подпрыгивания.

О Мёрчисоне — водопаде!

Струйка воды лучше, чем ничего (африканская народная мудрость)

Конечно, в национальный парк Мёрчисон Фоллс едут, чтобы смотреть птиц и животных. Но есть там ещё удивительное зрелище — это водопады на Ниле.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Предлагаю поехать и посмотреть, насколько сильно там бушует вода.

Очень хорошая идея совместить восхождение на водопады с катанием на лодке по реке. Эта была медленная полуторачасовая речная прогулка (примерно 17 км) по направлению к водопаду против движения воды.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Что делать во время этой прогулки? Приготовить фототехнику, широко открыть глаза (а рот, наоборот, желательно закрыть) и вертеть головой по сторонам. То, что вы увидите, заставит визжать от восторга любого, даже ярко выраженного флегматика.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Слоны, гиппопотамы, крокодилы, буйволы, водяные козлы. А ещё великое множество птиц: цапель, бакланов, уток, щурок, орликов, зимородков….

Примерно через полтора часа лодка подходит на несколько сот метров к водопадам, а затем разворачивается и везет желающих обратно. Но нам на выход, потому что с этого места начинается маршрут к вершине водопадов.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Тропа сначала идет вдоль берега, потом круто поднимается в гору, огибает ущелье и немного спускается вниз.

Мы у цели! Мы здесь, где могучий Нил врывается в узкое ущелье, обрушиваясь вниз, а затем превращается в спокойную реку, по которой мы только что плыли.

Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде

Цикл материалов "Африканский дневник"

1. Уганда. Энтеббе
  2. Уганда. Там, где живут носороги
  3. Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде
  4. Уганда. К истоку Нила!
  5. Кения. На озере Накуру
  6. Кения. Люди и животные Амбосели
  7. Танзания. Датога, бушмены и баобабовый лес
  8. Танзания. Серенгети: не охотимся, а наблюдаем!
  9. Танзания. Серенгети: продолжаем наблюдать
  10. Танзания. Хищные кошки Серенгети и Нгоронгоро!
  11. ЮАР. Путешествие на край Земли
  20. Кот-д’Ивуар. Карнавал Abissa в Гран-Бассаме
  21. Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
  22. Кот-д’Ивуар. В поисках красоты
  23. Либерия. Два дня в «свободной стране»