Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Кейптаун — ЮАР Март 2021

Горы, одиноко парящие над ландшафтом

Прошлый свой рассказ я целиком и полностью посвятил мысу Доброй Надежды, наверное, самой узнаваемой природной достопримечательности Южной Африки. Я поделился своими впечатлениями о самом мысе, о живописной дороге туда, а также о самых забавных обитателях мыса — очковых пингвинах, коим пришлись по нраву холодные воды Атлантического океана, что омывают его берега.

А сегодня буду вещать о Столовой горе полноправном символе не только Кейптауна, но и всего юга Африки.

Эту гору я постоянно рассматривал снизу вверх, причём с разных ракурсов, ибо её видно практически из любого закоулка Кейптауна, забирался на плоскую, как доска, вершину этой горы и уже с высоты обозревал город.

ЮАР. На вершине Столовой горы

А ещё полдня гулял по одному из склонов Столовой горы, на котором, вот уже несколько десятилетий разбит великолепный ботанический сад Kirstenboash.

Тут надо сказать, что само понятие «столовая гора» не только имя собственное данной конкретной возвышенности, но и имя нарицательное, потому как определяет название целой группы подобных географических объектов.

Оказывается, среди множества горных массивов периодически встречаются этакие загадочные горы с плоской вершиной, загадка которых состоит в том, что они, как правило, одиноко фланируют над окружающим ландшафтом, представляя собой некий инородный объект внеземного происхождения свалившийся когда-то прямо из космоса.

Я вот, к сожалению, или даже, к стыду своему, других столовых гор не видел, но, с другой стороны, какие мои годы, увижу ещё, да вот хотя бы знаменитую гору Рорайма, что расположена на стыке Венесуэлы, Бразилии и Гайяны, ту самую, что стала прототипом повести Конан Дойля «Затерянный мир».

ЮАР. На вершине Столовой горы

Гор с плоской вершиной в Южной Америке вообще немало, есть они и в Северной Америке, в Австралии, в Антарктиде и даже в Западной Европе.

Слышал, что возвышенности с плоскими пиками активно представлены и на Марсе, тогда может и правда, что некоторые из них, не удержавшись, попадали сверху, местами утыкав нашу планету.

Но, нет. И плоская вершина и сопутствующие ей отвесные склоны имеют вполне объяснимое земное происхождение. Сколько-то там миллионов лет назад мощные тектонические силы приподняли отдельные участки поверхности на некую высоту, иногда на километр, а иногда и более, а уж потом процессы эрозии активно участвовали в формировании скалистых плоскогорий. Мягкие породы выветривались и вымывались, а более твердые, как кварцит, базальт и известняк, оставались на месте.

ЮАР. На вершине Столовой горы

Но впрочем, возвращаюсь к Столовой горе Южной Африки, самому известному плоскогорью африканского континента.

Её высота 1084 метра, а протяжённость три километра, не самая высокая из столовых гор в мире, та же Рорайма высотой 2810 метров, но точно одна из самых популярных в ряду себе подобных.

Также, возможно, Столовая гора старше всех остальных плоскогорий мира, потому как Африка самый старый континент на планете Земля, а его горные массивы старше самого континента, ибо образовались раньше, чем сформировался африканский континент в том виде, каком он знаком нам сегодня.

Ну что, теперь вы готовы к встрече со Столовой горой Южной Африки? Если да, тогда двигаемся дальше.

О способах покорения Столовой горы

Я знаю, что среди членов в сообщества Туристер есть немало любителей пеших прогулок по слабопересечённой местности, с недавних пор именуемые в русском языке словом хайкинг. Это когда идешь по маркированной тропе, приемлемой для большинства степени сложности, как правило, налегке, потому как маршрут рассчитан на несколько часов с возвращением к месту старта.

Так вот, любители хайкинга, эта информация для вас. Знайте, что в Западно-Капской провинции, в окрестностях Кейптауна, много гор и холмов, и, соответственно, много хайкинговых маршрутов. Тут даже я, небольшой фанат этого дела, немного приобщился к подобным прогулкам.

Это произошло в первый день, уже описанный в предыдущем рассказе, когда я с сотоварищами преодолел маршрут, называемый Cape of Good Hope Scenic Walk, начинающийся от таблички «Cape of Good Hope» и ведущий к нижней станции фуникулёра на маяк.

ЮАР. На вершине Столовой горы

Маршрут, признаюсь очень простой, вообще не требующий серьёзной физической подготовки и уж тем более профессионального снаряжения, но, позволяющий запечатлеть удивительной красоты пейзажи, открывающиеся взору с этой тропы. Тогда, в самом начале маршрута, мы поднялись на холм, по каменным и деревянным ступенькам, а потом на вершине холма, двигались уже по прямой, защищаясь от достаточно сильного ветра.

Что касается Столовой горы, то и к её вершине ведёт несколько хайкинговых троп, и здесь, на сайте Туристер, есть репортажи отважных героев в своё время одну из таких троп преодолевших.

ЮАР. На вершине Столовой горы

По мнению иных героев, пешее восхождение на вершину Столовой горы легкое и безопасное мероприятие, а виды на город и окружающие холмы, намного выигрышнее, чем собственно с вершины. А вот уважаемый наш коллега, резидент Туристера, известный знаток и почитатель птиц, в своём отчёте о восхождении был не столь оптимистичен, ибо в итоге дико замёрз, устал, а из видов запомнил исключительно большую попу впереди идущей чёрной женщины, товарки по покорению вершины.

Эти бодипозитивные чёрные женщины покоряли Столовую гору со мной и на фуникулёре, но может когда-то они преодолели этот путь пешком

Я думаю, всё дело в погоде на момент восхождения, причём не столько там, внизу, а самое главное на его вершине. Но тут надо знать, что погода в Кейптауне, что и в Питере, барышня капризная и может быстро менять своё настроение по несколько раз на дню.

Также я знаю, что тропы на вершину Столовой горы ведут разной степени сложности, и уж на какую стал по той и иди.

ЮАР. На вершине Столовой горы

Теперь у некоторых, думаю, возник закономерный вопрос, если ты такой умник и всё знаешь, то, как сам покорял Столовую гору?

Отвечаю, как и абсолютное большинство, при помощи канатной дороги Table Mountain Cable Car, туда и обратно.

ЮАР. На вершине Столовой горы

Вот такой вот хайкинг в моём исполнении. Но в своё оправдание всё же скажу, на вершине горы погулял на славу, но это уже никакой не хайкинг, ведь на самом верху всё совершенно плоско.

Там, на вершине

Кое-кто считает, что на вершине Столовой горы гулять скучно, потому как всё понятно и предсказуемо. Вот уж не знаю, наверное, эти кое-кто реально заелись. Для меня те полтора часа на вершине Столовой горы прошли как одно мгновение, уж больно нереальной красоты виды открывались со всех сторон.

ЮАР. На вершине Столовой горы

Получается, не случайно в 2012 году Столовая гора была включена в список семи новых природных чудес света, куда также попал и водопад Игуасу, виденный мной ровно год назад.

Нам повезло, что погода в тот раз была просто идеальная и знаменитая белая скатерть стола, целиком сшитая из облаков, при нашем там появлении отсутствовала. Скатерть же эта покрывает Столовую гору, если не постоянно, то достаточно часто, свисая своими краями с так называемого стола.

ЮАР. На вершине Столовой горы

В такой ситуации подниматься наверх нет никакого резона, ибо не видно не только окружающих пейзажей, но даже того, что находится у тебя под ногами.

Что же делать? Когда следует подняться на вершину, чтобы не прогадать? Так здесь нет ничего мудреного, прежде чем забраться на Столовую гору надо просто поднять голову наверх: нет скатерти — срочно поднимайся, в противном случае не надо этого делать.

И вот здесь станет понятной вся прелесть канатной дороги, которая доставит на вершину буквально за несколько минут. На пешее же восхождение при самом лучшем раскладе уйдёт минимум часа четыре, а скорее всего и больше. За это время Столовую гору могут покрыть не только облака, но и тучи, которые, рано или поздно, прорвёт дождём. Вот такие вот дела, любители хайкинга будьте осторожны.

Теперь о флоре и фауне, вернее только о флоре, ибо ни павианов, ни шакалов, ни даже диких коз, которые вроде как обитают на вершине и склонах горы увидеть мне не удалось. А вот тут, понятное дело, шансов больше уже при пешем покорении Столовой горы. Тогда есть вероятность где-то посередине горы встретиться, что называется, морда к морде, с каким-нибудь павианом.

Однако растений на вершине горы достаточно много, обликом своим напоминающих виденный ранее финбош.

ЮАР. На вершине Столовой горы

При этом, уровень эндемичности растительного сообщества на вершине гораздо выше, чем в низовом финбоше, ведь их ареал распространения дополнительно ограничен высотой.

Итак, с вершиной Столовой горы разобрались, настало время уделить достойное внимание её склонам, во всяком случае, одному из них — Восточному.

В саду, где протеи цветут

Восточный склон Столовой горы примечателен тем, что там разместился Kirstenbosch National Botanical Garden, куда, без сомнения стоит зайти, оказавшись в Кейптауне.

ЮАР. На вершине Столовой горы

Причем отвести на данное мероприятие следует не меньше, чем полдня, ведь размеры ботанического сада Кирстенбош значительные, не зря же его считают одним из самых крупных ботанических садов мира.

Не знаю, правда, какие именно размеры идут в зачёт. Если считают территорию собственно сада, созданную усилиями и руками человека, то она составляет где-то 40 гектаров, а если с учётом естественных лесов и мелколесья, выполняющего роль этакой защитной преграды, то набежит больше 500 гектаров. Но народ, в основной массе, гуляет, конечно, только там где облагорожено, и в никакие дикие кустарники не лезет.

ЮАР. На вершине Столовой горы

Лично мне ботанический сад Кирстенбош пришёлся по душе по одной привлекательной для меня причине. Дело в том, что живу я в частном доме, в южном городке с мягким климатом, и люблю возиться на досуге, на приусадебном участке. Внешне наш участок смахивает как раз на ботанический сад: много всяких растений, в том числе экзотических, насколько позволяет климат. В саду оборудованы дорожки, посыпанные жёлтым песком или мощёные камнем, территория участка разбита на зоны, отделённые друг от друга каменными бордюрами или каменными горками. В оформлении нашего сада использовано достаточно много камня, который привозят с гор, окружающих наш город со всех сторон.

Так вот, к чему я это. Ландшафтный облик сада Кирстенбош также во многом определяется камнем, добытым со склонов Столовой горы. Из этого камня возведены здания и постройки, каменные стенки, выполняющие роль изгородей, разбиты сады камней.

ЮАР. На вершине Столовой горы

И уж раз я стал сравнивать свой собственный дом с ботаническим садом Кирстенбош, скажу, что и наш дом, и все наши хозяйственные постройки и даже забор также выполнены из камня. Получается, что там, в ботаническом саду на юге Африки я чувствовал себя как дома, ну или почти. Такого буйства красок у нас, конечно, нет, растения не столь экзотичны. А площади, понятное дело, не сопоставимы.

Что касается растений ботанического сада Кирстенбош, то их там более 7000 видов, в том числе немало эндемичных.

ЮАР. На вершине Столовой горы

Описывать их я не буду, лавры Карла Линнея мне не потянуть, но для одного растения всё же сделаю исключение, посвящу несколько строк.

Речь пойдёт даже не о растении, а об огромном семействе, именуемом протейные, в котором отдельных видов 1400. На юге Африке растения из семейства протейные уважают и почитают, а самый величественный вид этого семейства — протею королевскую выбрали в качестве символа ЮАР.

Представляете, какая честь.

Цветком — символом России является, наверное, ромашка. Франции, без всякого сомнения, лилия. В Китае в качестве такового выступает пион, в Турции, как и в Голландии — тюльпан, в Японии хризантема, а в Англии роза. Согласитесь, весьма устойчивые ассоциации.

Теперь в моём сознании появится ещё одна очень симпатичная взаимосвязь: ЮАР — протея королевская.

Что можно сказать о протее как о растении? Естественные природные условия однозначно суровы: климат муссонный, часты засухи, почва бедна минеральными веществами. Отсюда и характерный внешний вид этого растения — это низкорослый кустарник или деревца, с кожистыми или игольчатыми листьями.

ЮАР. На вершине Столовой горы

Произрастают протеи, как правило, большими группами. Сообща им легче защищаться от ветра и сохранять влагу.

ЮАР. На вершине Столовой горы

Но самая выдающаяся особенность протеи это цветы, крупные и яркие, они вызывают исключительно восхищение.

Когда мы оказались в ботаническом саде Кирстенбош, скорее всего, было уже окончание сезона и протеи в основном отцвели. Я с таким нетерпением шёл в саду по указателям «Protea», ожидая увидеть чудо, но немного расстроился, застав лишь остатки былой красоты. Однако, единичные цветки удалось увидеть, в том числе протею королевскую.

ЮАР. На вершине Столовой горы

А ещё отдельные виды протеи встречалась и на мысе Доброй Надежды, и на мысе Игольный, и даже на вершине Столовой горы.

На этой красоте, думаю, стоит окончить текущую тему. Но репортажи из ЮАР ещё планирую предложить вашему вниманию. Вот только когда, не знаю. Через считанные дни будет новая поездка, новая страна, новые впечатления. Однако такой темп перемещения по миру мне нравится и очень хорошо, что поддерживать его пока, несмотря на пандемию, удаётся.

Цикл материалов "Африканский дневник"

1. Уганда. Энтеббе
  2. Уганда. Там, где живут носороги
  3. Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде
  4. Уганда. К истоку Нила!
  5. Кения. На озере Накуру
  6. Кения. Люди и животные Амбосели
  7. Танзания. Датога, бушмены и баобабовый лес
  8. Танзания. Серенгети: не охотимся, а наблюдаем!
  9. Танзания. Серенгети: продолжаем наблюдать
  10. Танзания. Хищные кошки Серенгети и Нгоронгоро!
  11. ЮАР. Путешествие на край Земли
  20. Кот-д’Ивуар. Карнавал Abissa в Гран-Бассаме
  21. Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
  22. Кот-д’Ивуар. В поисках красоты
  23. Либерия. Два дня в «свободной стране»