Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 11:57
Филиппины покорены! Куда дальше?

Либерия Ноябрь 2021

Добро пожаловать в Либерию

Идея провести свой отпуск в Либерии, небольшой западноафриканской стране, да ещё и прокатиться по ней на свой страх и риск, без поддержки принимающей стороны, могла прийти только людям, что называется, с пулей в голове, а то и с целым снарядом.

Но ни один из нас ни своим обликом, ни свои поведением не напоминал бесшабашного неадеквата, совершающего странные или глупые поступки. Вроде бы обычные граждане, живущие тихой мирной жизнью, утром уходящие на работу, а вечером возвращающиеся домой, чтобы посмотреть какую-нибудь кинушку, выпить кефиру или травяного чая на ночь и завалиться спать.

Однако, именно нам пришла в голову такая идея, что свидетельствует о том, что пуля в голове всё-таки была.

Сведений об этой стране в мировом информационном пространстве не так уж и много, да и те, что имеются по своему содержанию больше напоминают «Адский дом» Ричарда Матесона, чем традиционный страноведческий буклет.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

То, что Либерия постоянный завсегдатай списка беднейших стран мира и наиболее отсталых государств Африканского континента являлась для нас вполне ожидаемой информацией.

Мы, конечно, знали, что военные перевороты и следующие за ними жесточайшие гражданские войны разнесли вдребезги напополам и без того тщедушную либерийскую экономику. В стране проживает много народа, не умеющего и не желающего работать, но, при этом, обладающего навыками воевать и убивать. Не трудно представить, какова криминогенная обстановка в Либерии, при условии, что абсолютное большинство населения этой страны, не менее 80 процентов, имеет крайне неблагоприятные условия жизни, находясь за чертой бедности.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

В этой, так называемой англоязычной стране, значительное число граждан, наверное, те же 80 процентов или немногим меньше, не знают английского языка, общаясь между собой на местных бесписьменных диалектах, и значит являются неграмотными.

Международные гуманитарные организации активно присутствуют в Либерии, имея благие намерения помочь населению этой страны, но вместо того, чтобы дать условную удочку, предлагают исключительно условную рыбу, а именно гуманитарную помощь в виде продовольствия или одежды, провоцируя тем самым социальное иждивенчество, усугубляя, а не решая социальные проблемы.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

Вот такую мы имели информацию о стране, которую планировали посетить.

При этом знайте, что в своём представлении, я использовал максимально лёгкие формулировки, ибо большинство материалов посвящённых Либерии имеют следующие заголовки: «Человеческие жертвоприношения», «Генералы каннибалы», «Сколько стоит рабыня», «Жизнь не имеет никакой ценности» и так далее, в таком же духе.

Итак, зная всё это, мы всё же поехали в Либерию. Почему? Просто эта страна оказалась по дороге в Сьерра Леоне, в которой мы обязательно хотели побывать, а также в Гвинею Конакри, откуда у нас был рейс домой. Транзитная страна, не более того. Да, и как оказалось, «не так уж страшен чёрт, как его малюют» особенно если соблюдать элементарные меры предосторожности.

Самостоятельно в Либерию

Я специально назвал этот раздел в стиле, как это имеет привычку делать лидер нашего рейтинга, предлагая тем самым следовать по его стопам. Следуйте, если хотите за нами и вы, какой-никакой опыт уже есть, мы же действовали совсем наобум, но шишек на своём лбу, слава африканским богам, не набили.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

Ещё за три дня до поездки, уже обладая билетами туда и обратно, мы не имели ни малейшего понятия как попадём из Кот-д’Ивуара в Либерию, оттуда в Сьерра Леоне, а в итоге в Конакри.

Думали передвигаться по земле, по ходу движения решая логистические проблемы, как-то, где ночевать и на чём ехать. Собственно говоря, в дальнейшем всё именно так и случилось, но на этапе предварительного планирования нарисовалась загвоздка с сухопутной границей между Кот-д’Ивуаром и Либерией.

Она вроде бы имелась, на карте с горем пополам мы обнаружили искомое место. Однако, ни с ивуарийской, ни с либерийской стороны к данному переходу не было не то что дорог, но даже намёка на их наличие. Вот уж удивительно, и в Кот-д’Ивуаре, да и в Либерии в принципе автомобильные трассы имеются, местами даже очень неплохие.

Слышал, что в Либерии дорожным строительством активно занимаются китайцы, финансируя это дело за право вылавливать рыбу в прибрежных водах этой страны.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

Но вот именно к сухопутной границе между этими странами ничего путного проложено не было, что косвенно говорит о низком уровне экономического взаимодействия между соседними странами.

Нашли отзывы, в коих откровенно безбашенные авантюристы пересекали эту границу в качестве пассажира мотобайка, ибо только на мотобайке и можно было преодолеть лесные тропы африканских джунглей как с той, так и с другой стороны. При этом авантюристы участливо предупреждали, что по дороге может случиться всякое, в том числе и встречи с лесными бандитами, устраивающими по дороге засады и требующими с проезжающих деньги, и даже рекомендовали для таких случаев приготовить мелкие купюры.

Прочитав всё это, я долго хохотал, представив как я, достаточно крупный дядька, еду на заднем сиденье мотобайка, не очень понимая при этом, где будет находиться моя поклажа.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

Как нашу тропинку перегораживают завалы деревьев, а из кустов, ухмыляясь, выползают наглые чёрные бандитские морды и требуют платы за проезд.

Хорошая перспектива, не правда ли? Кто бы потом искал в непроходимых джунглях Западной Африки четверых сумасшедших русских, нашедших столь экзотический способ отправиться на тот свет.

Я уже было хотел отказаться от этой неоднозначной поездки, плюнув на деньги, потраченные на билеты, но тут мне пришла идея, всё же найти иной, не сухопутный, способ попадания в Либерию.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

Таковым оказался рейс ивуарийской компании, раз в неделю соединяющий Абиджан и столицу Либерии город Монровию. Билет стоил неоправданно дорого для столь короткого пути, но другого варианта у нас не было. Я внёс предложение, а ребята его поддержали.

Значит всё-таки получается, что ни у кого из нас не было этой самой пресловутой пули в голове раз мы выбрали из возможных самый мягкий вариант.

Однако, решив главный логистический вопрос, мы сразу попали на новые проблемы. Ну вот, прилетаем мы в Монровию, жуткое место, о котором в наших головах накоплено столько шокирующих фактов, и что делать дальше?

Либерия. Два дня в «свободной стране»

Где ночевать? Как добраться до отеля из аэропорта, а потом к границе такой желанной дружелюбной Сьерра Леоне? Договориться с каким-нибудь таксистом? Как вариант, да.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

А что если по дороге завезут в какую подворотню или в тот же лес, укокошат и даже имени нашего не спросят, на что оно им.

Так бы, наверное, оно и было, если бы на помощь не пришёл очередной ангел хранитель, на этот раз либерийский.

Либерийский ангел хранитель

Как и в случае с Кот-д’Ивуаром, это был молодой чёрный парень, не столь улыбчивый как ивуарийский ангел хранитель Джо, но более солидный и представительный. Его звали Burteh, его нашёл я, на сервисе Airbnb.

Вот, кстати, неплохой вариант находить нужные связи в не очень гостеприимной стране. Люди, зарегистрированные на подобных сервисах, как правило, проверенные, возможно имеют отзывы предыдущих гостей, что очень важно. Они, скорее всего, открытые, образованные, знают иностранные языки, если уж занимаются подобным бизнесом. К тому же такие люди заинтересованны в новых хороших отзывах, раз планируют и дальше зарабатывать деньги за счёт приёма гостей.

Mr Burteh владел небольшим отелем с территорией огороженной крепким забором от не всегда дружелюбного внешнего мира.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

Отель этот располагался буквально в 10 минутах езды от аэропорта, что было максимально удобно.

Ещё до поездки я установил с ним контакт, причём при необходимости Mr Burteh звонил мне сам, в итоге пообещав, что приютит на ночь, что его люди встретят нас в аэропорту, а узнав, куда мы направляемся далее, обещал организовать трансфер к границе со Сьерра Леоне.

Получается, что в каждой стране надо действовать по обстоятельствам, принимая решения того или иного рода. Вот в Сьерра Леоне мы вообще не парились на тему безопасности, свободно перемещались по стране, нанимая для этих целей случайно попавшийся транспорт. Соседние вроде бы государства, с одинаковым на наш взгляд чёрным населением, а обстановка в каждой из них абсолютно разная, вообще диаметрально противоположная.

Во владениях Mr Burteh мы оказались примерно в часа три пополудни. Сидеть за высоким забором совершенно не хотелось, но ещё больше не хотелось выходить за его пределы, идти не знамо куда, искать себе приключения на одно место. И вот тут нам помощь снова приходит Mr Burteh, не зря же я его прозвал наш либерийский ангел хранитель.

-вы мои гости, -говорил Mr Burteh, — сегодня я не так уж и занят, поэтому покатаю вас по окрестностям, завезу по дороге в супермаркет, чтобы вы купили себе еды, и сделаю это с дорогой душой и совершенно бесплатно.

Ну согласитесь, разве не чудо этот Mr Burteh.

Поездка эта, кстати, сломала многие стереотипы, имеющиеся в наших мозгах по поводу Либерии. Мы неожиданно для себя увидели очень приличного вида сельские дороги, ухоженные плантации гевеи, принадлежащие американской компании «Файерстон-плантейшнс-лимитед», аккуратные строения, в которых со слов нашего сопровождающего, проживали работники плантаций.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

На следующий день, двигаясь к границе со Сьерра Леоне, мы увидели и другую Либерию, например, её столицу Монровию, местами приводящую в ужас, но картинки первого дня в этой стране радовали глаз и производили очень приятное впечатление.

Либерия: печальная и поучительная история этой страны

Мне обязательно нужно окончить этот материал небольшим историческим экскурсом, ибо история Либерии крайне необычна и поучительна.

Ну вот как вам такой факт, что эта африканская страна, в отличие от большинства других стран континента никогда не была чьей-либо колонией, сумев сохранить свой суверенитет. Но самое интересное, конечно, не это, а то, как вообще возникло это государство, именуемое не иначе как «свободная страна».

Исторический экскурс я буду вести во время дальней поездки, что состоялась у нас в первой половине второго в Либерии дня. Mr Burteh, как и обещал, организовал нам трансфер, предоставив хоть и скромное, но персональное авто с водителем, наказав последнему останавливаться по дороге, если попадутся какие-нибудь интересные места или когда того возжелают дорогие гости, всячески оберегать нас, холить и лелеять.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

Так же Mr Burteh поручил водителю, запамятовал, каким было его имя, найти на границе другую машину, помочь нам договориться с водителем другой стороны, чтобы мы могли благополучно добраться до места ночлега, до городка Кенема, ещё километров 200.

За неоценимую услугу мы заплатили Mr Burteh 200 $ с четверых, то есть по 50 $ с персоны. С учётом того, что выехали мы часов в 8 утра, добрались до границы часам к трём, а водителю предстоял ещё и обратный путь домой, стоила такая услуга просто по-божески.

Вот таков был наш либерийский ангел хранитель MrBurteh. Когда задумаете прокатиться по Либерии, я абсолютно бескорыстно передам вам номер его телефона, только, пожалуйста, не забудьте и вы передать ему от меня горячий привет.

Итак, обещанный исторический экскурс, пожалуйста, не пропускайте этот абзац, я постараюсь быть, по возможности, красноречивым, также как и немногословным. Из этой страны так мало материалов, я тут кое-чего нарыл, что в обработанном виде и представляю.

Говорят, что сейчас в США стало трендом, когда белые граждане просят прощения у чёрных, неожиданно осознав за собой вину за колониальное прошлое своей страны. Что, мол, встают они на колено, целуют чёрным людям ноги, выражая тем самым покаяние и смирение.

Мне вот интересно, как они при этом относятся к гражданам Либерии, готовы ли они и им целовать ноги, или напротив, горды, что двести лет назад подарили своим бывшим рабам целое государство.

Дело в том, что Либерия, как независимое государство появилось на побережье Западной Африки благодаря возвращению потомков африканских рабов, вывезенных когда-то в Северную Америку. Не уверен, что возвращались афроамериканцы по доброй воле на земли, на которых никогда не жили, хотя, возможно и надеялись обрести счастье на исторической родине своих предков.

В центре Монровии были замечены солидные здания...
...кафешки на берегу залива

Первые репатрианты появились на побережье Западной Африки в 1822 году, а инициатором данного перемещения стало некое Американское колонизационное общество. Это общество основали бывшие рабовладельцы не желавшие видеть на территории Штатов свободных рабов.

Ими двигало вовсе не чувство вины, не угрызение совести и не желание осчастливить своих бывших рабов. Расовая сегрегация и ничто иное, с глаз долой, из сердца вон.

-не желаете быть больше нашими рабами, -говорили плантаторы и эксплуататоры, — так и езжайте на родину своих предков.

Они боялись роста преступности со стороны чёрных людей, боялись разрушения своих социальных устоев и даже расового кровосмешения. Ну в общем мотивы их действий абсолютно понятны.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

США договорились с Британской империей, имевшей свою колонию рядом, на территории нынешней Сьерра Леоне, о содействии в реализации намеченных планов. Британцы надеялись, что более цивилизованные, владеющие английским языком афроамериканцы станут их союзниками в продвижении в регионе британского влияния, что, на самом деле и случилось.

Выделенные же под новое государство земли в тот момент не контролировались ни одной европейской державой, но и безлюдными не были, там жили различные негроидные племена с более отсталым укладом жизни, чем тот, который знали прибывшие афроамериканцы.

Изначально новое государственное образование называлось колонией «свободных цветных людей», а несколькими годами позже была провозглашена Республики Либерия -независимое государство, созданное, как нетрудно догадаться, по образу и подобию США.

Либерия стала президентской республикой, с политическими партиями ровно такими как в США, и даже флаг Либерии ну очень похож на американский.

Флаг Либерии

Новое государство с момента своего образования и до сегодняшнего дня проводило и проводит исключительно проамериканскую политику, что, очевидно, и спасло их от колонизации. Европейцы, прежде всего французы, воспринимали их как самих американцев и поэтому просто боялись с ними связываться.

Но тогда возникает закономерный вопрос, как получилось так, что вместо процветающего государства с рыночной экономикой и демократическими институтами власти получилась та дрянь, что мы наблюдаем сейчас?

Всё очень просто, бывшие рабы, поддерживаемые США и Британией, очень быстро сами превратились в проклятых эксплуататоров.

Доля афроамериканцев в структуре населения Либерии никогда не превышала и трёх процентов, но именно они завладели всеми экономическими ресурсами страны и всеми рычагами власти. Они общались между собой исключительно на английском языке, были более образованны, исповедовали христианство той или иной протестантской церкви.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

В то время как местные люди тёмные в своём невежестве, со своим патриархальным укладом жизни и языческими культами, не имели никакой возможности конкурировать в либерийском социуме, выступая в качестве дешёвой рабочей силы, занятые примитивным неквалифицированным трудом.

Я так понимаю, что наш Mr Burteh, без сомнения, происходил из касты афроамериканцев, ибо был образован и обеспечен деньгами, а вот те многочисленные персонажи, что мы видели на улицах в Монровии и в убогих селениях по дороге, из коренных местных племён, составляющих подавляющее большинство населения Либерии.

Иногда, у котла с наглухо закрытыми клапанами, от давления внутри просто срывает крышку. Так случилось и в Либерии 12 апреля 1980, когда военные под началом старшего сержанта Сэмюэля Доу осуществили государственный переворот, убив президента страны Уильяма Толберта.

Это был классический случай, когда угнетаемое большинство выступило против своих угнетателей. Характерной особенностью революционной ситуации в Либерии являлось недовольство коренного населения, возглавляемое младшими чинами либерийской армии, против немногочисленной элиты из числа потомков афроамериканцев.

Как это часто бывает, революция, начавшаяся под благородными и справедливыми лозунгами социального преобразования, завершилась гражданской войной, кровью, страшной коррупцией, резким падением и без того невысокого уровня жизни, голодом и болезнями.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

Это закономерный итог большинства революций, и именно поэтому я всегда буду против революционного решения социальных проблем, несмотря на прогрессивные идеи, лежащие в их основе.

Ставший во главе Либерии старший сержант Сэмюэль Доу, подтянул к власти исключительно представителей своей этнической группы. Очень быстро Либерия, под их чутким руководством, в экономическом и культурном плане была отброшена на десятилетия назад, откуда вряд ли выберется в ближайшей перспективе. Что интересно, и при новых властях Либерия проводила проамериканскую политику, за что и получала финансовую, политическую и военную помощь Штатов.

Либерия. Два дня в «свободной стране»

Однако, фактически страна контролировалась военными формированиями многочисленных либерийских этнических групп, недовольных, что их не подпустили к кормушке. В ходе военных межэтнических столкновений диктатор Доу был убит, ему на смену пришёл другой, полевой командир Чарльз Тэйлор.

Кстати, казнили Доу в прямом эфире, его сначала кастрировали, потом отрезали уши, заставили Доу съесть их, а уже потом расчленили. Милые ребята пришли к власти в Либерии, но и их тоже на первых порах поддерживали американцы.

Чарльз Тейлор, тот ещё деятель, оставивший неизгладимый след в истории если не мира, то своего государства. Его свергли в 2003 году, но, к сожалению, не кастрировали прилюдно, а просто судили в Гаагском трибунале и дали 50 лет тюрьмы. Среди предъявленных ему обвинений многочисленные сексуальные преступления и каннибализм. Любил президент Либерии поедать на досуге своих врагов. Оттуда, очевидно, и пошла байка, что немалое количество граждан Либерии знает вкус человеческого мяса.

Тех, с кем познакомились мы в Либерии, заподозрить в каннибализме можно едва-ли, на вид приличные люди, про других не скажу, не знаю.

С современной политической обстановкой в Либерии я знаком слабо. Знаю, что после Тейлора президентом Либерии была женщина, возрастом далеко за 70, лауреат Нобелевской премии мира. В настоящее время президент страны — бывший футболист.

Есть ли у Либерии надежды на экономическое процветание, думаю, в ближайшем будущем вряд ли. Однако, желаю этой стране удачи.

Что касается нас, то мы по дороге к границе со Сьерра Леоне благополучно миновали все блок- посты, встречавшиеся достаточно часто, без особых хлопот преодолели пограничный контроль и оказались в новой, третьей по маршруту стране, Сьерра Леоне, откуда я и буду вести свой дальнейший репортаж.

Цикл материалов "Африканский дневник"

1. Уганда. Энтеббе
  2. Уганда. Там, где живут носороги
  3. Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде
  4. Уганда. К истоку Нила!
  5. Кения. На озере Накуру
  6. Кения. Люди и животные Амбосели
  7. Танзания. Датога, бушмены и баобабовый лес
  8. Танзания. Серенгети: не охотимся, а наблюдаем!
  9. Танзания. Серенгети: продолжаем наблюдать
  10. Танзания. Хищные кошки Серенгети и Нгоронгоро!
  11. ЮАР. Путешествие на край Земли
  20. Кот-д’Ивуар. Карнавал Abissa в Гран-Бассаме
  21. Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
  22. Кот-д’Ивуар. В поисках красоты
  23. Либерия. Два дня в «свободной стране»
  24. Сьерра Леоне. Страна, в которой вас ждут
  25. Зелёный бриллиант Сьерра Леоне
  26. Сьерра Леоне. Фритаун: место встречи
  27. Гвинея Конакри. Репортаж со дна мировой цивилизации

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых