Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:38
Филиппины покорены! Куда дальше?

Лоян — Китай Май 2016

О городе Лояне, для жителей которого пион — священный цветок, символ красоты и богатства

В город Лоян я прибыл в гордом одиночестве. Мои компаньоны по поездке отправились из Сианя на юго-восток Китая в провинцию Хунань, где на живописных склонах Улюнъюань раскинулся национальный парк Чжанцзацзе. Не спорю, посмотреть прообраз Пандоры из популярного некоторое время назад фильма «Аватар» достойная идея. Но еще дома, на этапе планирования маршрута, я решил для себя, что это будет несколько утомительно. Мои любимые скоростные поезда туда пока не ходят, два авиаперелета — и накладно и хлопотно, с китайскими горами (Мяньшань и Хуашань) я уже имел счастье познакомиться. Так что, мой выбор пал на соседний с Сианем Лоян. Город по китайским меркам небольшой, но древний, с историей. Несколько раз он был столицей Китайской Империи. Первый раз, во II веке до нашей эры, последний раз — в X веке уже нашей. Есть в окрестностях этого города знаменитый на весь мир буддистский пещерный храмовый комплекс Лунмэнь и чуть подальше, не менее известный (а скорее всего более известный) монастырь Шаолинь.

О Лояне — городе пионов

А еще Лоян — город пионов. Тут такая история. Императрица У Цзэтянь, также известная под именем У-Хоу (государыня У) очень любила пионы. Кстати, про эту императрицу У-Хоу я уже рассказывал. Это было в рассказе про горы Мяньшань. Тогда я обратил ваше внимание на некую закономерность китайской истории. Периодически, из руин и хаоса появлялся талантливый правитель, основывал новую династию, возрождал империю, при нем государство достигало небывалых высот в развитии. Затем начинался упадок, империя распадалась, вновь погружаясь в хаос. Так было и в 7 веке н. э., когда после смерти великого императора династии Тан Тай-Цзуна закончились «тучные годы» Империи. К власти пришла жена его девятого сына, ставшая позже императрицей У-Хоу. Оценки её правления диаметрально противоположны — одни историки рисуют образ жестокой взбалмошной нечестивой царицы, другие — мудрой просветлённой государыни, которая заботилась о благополучии страны. Однако, в итоге, именно ее сорокалетнее правление положило начало конца империи Тан, да и самодурства ей было не занимать. Однажды она повелела своему любимому цветку — пиону — цвести круглый год. Однако тупые пионы зимой не зацветали. Тогда от злости императрица велела уничтожить непокорные цветы.

Садовники не могли не исполнить волю У Цзэтянь, но и безжалостно истребить прекрасные пионы тоже не решались. Поэтому они сговорились и тайно пересадили растения в Лоян, где им ничто не угрожало. Так пион обрел новую родину и постоянный дом. А современник У-Хоу, поэт Бай Юи это дело хорошо пропиарил, он стал воспевать цветки пионов Лояна. Вот именно ему Лоян и обязан своим красивым прозвищем «Город пионов».

О парках Лояня, в которых можно провести целый день

Говорят, что в Лоян надо приезжать в апреле, во время буйного цветения пионов. Считается, что пион цветет всего 20 дней, и всю силу, которую куст пиона накапливает на протяжении целого года, он демонстрирует именно в эти дни. Традиционно, примерно в середине апреля в Лояне проходит международный фестиваль пионов, когда в город приезжают многочисленные пионовые эстеты, стремящиеся уловить и запомнить цветение и аромат божественного цветка. Пионов в Лояне великое множество, ими усажены улицы и парки. Сортов более пятисот, разнообразие поражает: белые, розовые, красные и редкие темные сорта пионов. И даже есть знаменитый изменчивый пион: в начале, он нежно — зеленый, а отпадая, становится совсем белым.

Я оказался в Лояне в первых числах мая, " к шапочному разбору» скоротечной красоты любимого китайскими императорами цветка. Увы! Цветущие пионы еще попадались, но на большей части растений уже завядшие бутоны были аккуратно обрезаны, чтобы в следующем апреле цветок смог зацвести вновь.

О Лояне — городе пионов

Но майская погода была изумительна и целый день, один из трех, отведенных на этот город я провел в парках Лояня. Большую часть времени я бесцельно бродил по невероятно уютным парковым аллеям и дорожкам, наслаждаясь одиночеством и увиденным. Китайцы, как известно, мастера искусственно создавать «естественный» ландшафт в миниатюре.

О Лояне — городе пионов

Именно в Китае зародился и пришел в Европу пейзажный стиль, в котором нет места рукотворным акцентам. В китайском саду постройки органично вписываются в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Если возвышенностей нет, они создаются искусственно.

О Лояне — городе пионов

Здесь нет бескрайних горизонтов и прямых линий, но обязательно будет «главная» точка, откуда открывается самый красивый пейзаж. И именно этот вид становится главной композицией.

Как в Китае пытаются спасти уникальное мастерство каллиграфии

Периодически из тишины лоянских парков я «выходил в свет» на городские улицы, наблюдать за местным населением. Некоторые наблюдения были весьма интересны. Вот, например, такие странные, на первый взгляд, картинки.

О Лояне — городе пионов

Мужчины среднего и старшего возрастов, обмакнув обычную малярную кисть в ведро с мыльным раствором воды, рисуют прямо на асфальте иероглифы. За действиями одного из них следил не менее получаса, блаженно отдыхая на лавочке в тени деревьев.

Рука парит в воздухе, она — одно целое с кистью, каждое движение оставляет неповторимый след. На солнце иероглифы достаточно быстро исчезают. Думаете это просто глупая забава престарелых бездельников? Вовсе нет. Это напоминание, что также быстро в Китае может уйти в историю древнее искусство каллиграфии. Современные технологии убивают древнейшее искусство Китая. Проведенные в стране исследования показали, что все больше жителей Китая совершают серьезные ошибки, когда пытаются писать иероглифы. Дело в том, что люди уже привыкли печатать иероглифы на компьютере, и сделать это несложно. Начинаешь набирать его звучание и выбираешь подходящий вариант из того, что дает программа. Но, когда нужно вручную, самому, писать текст, начинаются проблемы. Большинство китайцев, особенно молодежь, путаются и забывают слова. Я прочитал интервью директора музея каллиграфии. «Нам грозит полная катастрофа. Наша молодежь увлеклась цифровыми технологиями и забывает родное письмо», — говорит этот авторитетный человек. Сам господин директор знает 40 тысяч иероглифов и готов обучать каждого, кто мечтает овладеть этим непростым искусством. Но, мастерство каллиграфии постепенно забывается. Стандарты современного китайского образования не предполагают писать иероглифы на тонкой рисовой бумаге, в обязательных предметах уже нет искусства каллиграфии. Впрочем, еще есть умельцы, которые готовы сохранить древние секреты для потомков. И я их видел.

На набережной реки Лохэ

Лоянь растянулся вдоль северного берега реки Лохэ с запада на восток на 15 километров.

О Лояне — городе пионов

Не думаю, что я прошел все это расстояние, но, как минимум, половину точно. Это не только городская набережная, а еще наглядный пример ландшафтной архитектуры, когда традиции и опыт садоводов прошлого совмещен с современными требованиями к городской среде. Прочитал, что с 2014 года городские власти активно реализуют программу повышения устойчивости городской среды в условиях природных бедствий. Дело в том, что в реку Лохэ (приток Хуанхэ) в пределах городской черты впадает другая река — Ихэ. Ежегодно в сезон дождей в Лояне происходит наводнение. Проектируя новый городской центр, власти Лояня поставили задачу соединения рек и урегулирования уровня воды в них, чтобы защитить город от наводнения.

О Лояне — городе пионов

Надеюсь у них это получиться. Но уже сейчас получилось разбить на набережной реки Лохэ парк, очень напоминающий парки, которые можно увидеть при приличных санаториях на нашем юге.

А если в Китае есть парк, значит, там массово будет развлекаться китайский народ. «Упав» в изнеможении на лавку, после очередного длительного марш-броска, я стал свидетелем забавных физкультурных занятий пожилых китайцев. Они ловко орудовали диковинными для меня предметами, подбрасывая, вращая, крутя и чего только не делая с ними.

О Лояне — городе пионов

Увидев бледнолицего с фотоаппаратом, милые старички завелись не на шутку, хорохорясь друг перед другом и передо мной, показывая все, на что они были способны. А способны они были на многое.

О храме Гуанлинь, посвященному китайскому Робин Гуду

Неподготовленному зрителю все китайские храмы «на одно лицо». Но, при каждом удобном случае, я все равно старался зайти туда, чтобы прочувствовать особую атмосферу этого места. Давайте зайдем и в этот лояньский храм Гуанлинь.

О Лояне — городе пионов

Он небольшой, окружен тесно стоящими кипарисами и посвящен народному герою по имени Гуан Юй. Пока мы гуляем по храму, немного расскажу про Гуан Юя и про эпоху, когда он совершал свои подвиги. Это такой китайский Робин Гуд, один из главных героев средневекового романа «Троецарствие», воин с чистыми помыслами и идеалами. Роман этот, я, конечно, не читал. Мое погружение в китайский мир прошло не так глубоко. Но очерк об эпохе троецарствия в Китае уважаемого ученого антрополога Льва Гумилева прочел.

О Лояне — городе пионов

Это был удивительный период в истории Китайской Империи. С 200 г. до н. э. по 150 г. н. э. Ханьская династия Китая вела крайне активную внешнюю политику, закончившуюся разгромом державы Хунну. И сразу после этого Китай ослабел настолько, что в IV веке исконные китайские земли в бассейне Хуанхэ попали в руки кочевников, которые побеждали организованные китайские войска с невероятной легкостью. При этом никакого подъема в среде кочевников не было, а, наоборот, степи опустели вследствие засухи, хозяйство кочевников находилось в упадке. Причина победы кочевников лежит в самом Китае. Этому, собственно говоря, и посвящен роман «Троецарствие».

О Лояне — городе пионов

Роман описывает драматические события крушения династии Хань, правившей более 400 лет. Неспособность последних императоров династии Хань контролировать государство, привела к разделу страны между наиболее влиятельными людьми на три части: царство Вэй, У и Шу. Этот период времени в Древнем Китае продолжался с 220 по 280 гг. н. э. На этом историческом фоне и выведен образ Гуан Юя, военачальника царства Шу. Со временем, образ Гуан Юя обрастал многочисленными легендами о его подвигах, постепенно он стал восприниматься, как божество, и в 1594 году был официально обожествлён как бог войны под именем Гуань-ди. Тысячи храмов появились в его честь по всей Поднебесной. В таких храмах обычно хранился меч, которым казнили преступников. Считалось, что дух покойного не дерзнёт мстить палачу, если тот совершит очистительные обряды в храме Гуань-ди. По одному из таких храмов в городе Лояне мы сейчас и гуляем. Более того, позади храма находится курган с мемориальной аркой утверждающей, что здесь захоронена голова Гуан Юя.

О Лояне — городе пионов

Вранье, наверное, но, поди, проверь!

Перед уходом с территории храма, я стал невольным свидетелем местных учений по противопожарной обороне, которые здорово подняли мое настроение. Спрятавшиеся за углом здания, сотрудники храма: смотрители, дворники, работники бухгалтерии и отдела кадров, по свистку ответственного за пожарную безопасность, вооруженные ведрами с водой, лопатами и прочим инвентарем дружно выбегали к предполагаемому очагу возгорания и так же дружно его тушили.

О Лояне — городе пионов

И так несколько раз! Выглядело все это достаточно комично. Но, впрочем, на этом все! Завтра мне предстоял путь в монастырь Шаолинь!

начало предыдущий рассказ следующий рассказ