Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — сейчас на сайте
Филиппины покорены! Куда дальше?

Сиань — Китай Май 2016

Почему мы приехали в Сиань?

Сиань. Секреты терракотовой армии

Вопрос, безусловно, риторический. Это первое, после столицы Китая, что приходит на ум при составлении маршрута открытия Поднебесной. Именно в Сиане и его окрестностях с 11-го века до нашей эры по 9-й век нашей эры (с перерывами) находился центр китайского мира. Здесь располагалась резиденция первого императора, а это значит что Сиань (вернее древний Сианьянь, находившийся недалеко от современного города) был первой столицей Китайской империи. Да и само слово China происходит от названия династии Цинь, которая создала первую китайскую империю. Буква «а» добавилась при латинизации названия. Кстати, недолговечная империя Цинь дожила до наших дней в современном словоупотреблении: ведь слово «апельсин» пришедшее в русский язык из европейских языков (возможно из немецкого — «Apfelsine») означает «китайское яблоко».

Ну и, как известно, именно в Сиане (совсем недалеко от него) находится известная всему миру достопримечательность, одного порядка с Великой Китайской Стеной, — Терракотовая армия.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Глиняных воинов, также как и Стену, надо смотреть обязательно, иначе не поверят, что вы были в Китае.

Обязательно надо увидеть, и пять пиков Хуашаня, священные горы даосизма.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Последние находятся в 120 километрах от Сианя, но мои любимые скоростные поезда домчат и туда. На сам город тоже стоит взглянуть, там есть, на что посмотреть. Вот и получается три дня. Именно столько мы и отвели на покорение Сианя и его окрестностей.

Добраться до Сианя очень легко. Наверное, лучше всего на скоростных поездах. Это можно сделать и из Пекина и из других китайских городов, например, из Пиньяо, как это сделали мы.

Разместились мы в Сиане в отеле под названием Vienna Hotel Xi’an Railway Station. Шикарным этот отель не назовешь (впрочем, мы путешествовали бюджетно и на шикарные отели даже не заглядывались), но все необходимые нам услуги (отдельная кровать и душ — туалет) были в наличии. Примечательна эта гостиница своим удачным месторасположением, вблизи станции метро Vulukou, старого железнодорожного сианьского вокзала и в пешей доступности к основным городским достопримечательностям.

Прежде чем перейти к глиняному войску первого императора китайской империи (а именно о нем я планировал поговорить) решим оставшиеся технические вопросы. Как доехать до Терракотового войска из Сианя (вариант такси или туристического автобуса не рассматривается)? Достаточно просто. Вам нужно добраться до площади перед старым железнодорожным вокзалом (этот вокзал действующий, просто скоростные поезда приходят, как обычно, на свой отдельный современный вокзал). Мы жили от него в пяти минутах ходьбы. Стать к зданию вокзала лицом, справа будет остановка автобусов. Вам будет нужен автобус номер 5 (306), к нему будет большая очередь, не ошибетесь. На всякий случай уточните, что он идет до »Terracotta army». Очередь действительно большая, и хоть автобусы подходили постоянно, простояли в ней не менее часа, а что делать — Китай. Ехать не долго, выходить на последней остановке, стоимость проезда 7 юаней, платить кондуктору. Вот и все. А теперь разрешите представить — Терракотовая армия императора Цинь Шихауньди, первого императора династии Цинь.

Что можно найти в земле, просто копая колодец?

Сиань. Секреты терракотовой армии

Больше двух тысяч лет назад китайцы создали одно из величайших чудес древнего мира. Тысячи терракотовых воинов. В человеческий рост, при полном вооружении, готовых к вечности. Затем они были забыты и только в 1974 году обнаружены вновь. Разбираясь в том, кто, как и почему создал их, ученые открыли удивительно развитую цивилизацию. Какие они многовековые секреты терракотовой армии? Ее называют восьмым чудом света. Огромная армия около восьми тысяч фигур воинов в человеческий рост слепленная на века из терракоты или обожженной глины.

Сиань. Секреты терракотовой армии

В ее рядах пехота, кавалерия и колесницы. Однако сама терракотовая армия была лишь началом, малой частью гигантского мавзолея. Сотни подземных гробниц были заполнены фигурами воинов, птиц, животных и даже чиновников и музыкантов. А еще останками людей и лошадей похороненных (какой ужас!) заживо.

Обнаружение терракотовой армии и мавзолея полностью изменило представление о древнем Китае. До этого мир знал о династии Цинь совсем мало. И вдруг ученые получили невероятные данные о той эпохе. Империя Цинь была малоизученна, потому что большая часть письменных источников, не дожили до наших дней. Но ни один из тех, что, все-таки оказался в руках исследователей не упоминает о терракотовой армии. Две тысячи двести лет назад она была погребена под землей и забыта.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Никто даже не знал, что она когда-то существовала. До того самого момента, когда во время засухи в 1974 году в провинции Шаньси местные крестьяне решили выкопать колодец. Я смотрел интервью с одним из них. Он рассказывает, что долбил яму киркой и вдруг обнаружил глиняный кувшин. Продолжая копать колодец, крестьяне вытащили несколько тележек разбитой глины. «Затем мы увидели плечи и грудь», — говорит крестьянин, — «окопав найденное со всех сторон, мы поняли, что нашли статую». Разумеется, что крестьяне и не подозревали, что перед ними самая важная археологическая находка Китая за всю его историю, содержащая данные о времени правления первого императора.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Вскоре во время раскопок было найдено еще больше терракотовых обломков — фрагментов ног, обезглавленных тел и даже лошадей. Все они были раздавлены после 22 столетий пребывания под землей. Обломки располагались под крышей в трех больших ямах. Целая армия, состоящая из тысяч воинов и десятков колесниц. Затем начался сложный процесс реставрации в ходе, которой был получен ценный массив информации. И фигуры воинов были вновь установлены в главной яме. На данный момент, более 1100 фигур восстановлено и выставлено в яме номер один.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Но это лишь малая доля из многочисленных воинов, которые захоронены здесь. Еще более 1000 фигур находятся в ямах номер два и номер три.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Раскопки продолжаются, и в новых раскопах находят сотни новых глиняных фигур. Помимо разбитых статуй археологи обнаружили мечи, наконечники пик и стрелы.

О Цинь Шихауньди, первом китайском императоре

Размеры мавзоля поражают воображение, поиски продолжаются, составляется карта памятника. Новейшие исследования утверждают, что размеры мавзолея намного больше, чем предполагалось ранее. Есть данные, что общая площадь памятника составляет 50 квадратных километров. Все это было сделано за 37 лет, в период правления Цинь Шихауньди, первого императора Китая.

Он зашел на престол в 246 году до нашей эры. Вероятно, тогда и началась работа над мавзолеем. Последние 200 лет до того, как Цинь Шихауньди стал императором, царство Цинь и шесть соседних государств беспрерывно воевали между собой. Затем первый император завоевал их, став правителем государства, сравнимого по размерам с Римской империей, с населением в несколько миллионов человек. Он укрепил целостность Китая, введя единое право, единую денежную систему и создав сеть дорог, соединивших города. Есть мнение, что Китай в своем нынешнем виде существует только благодаря первому императору. Цинь Шихауньди был жестоким тираном, во время правления которого, тысячи людей подверглись преследованиям или были убиты. Но он сделал много хорошего для будущих поколений китайцев, объединив разрозненные царства с разными языками и письменностью, сделав их единым государством.

В самом центре мавзолея император потребовал возвести собственную огромную гробницу. Она находится глубоко под землей, окружая бронзовый саркофаг императора. Пока можно только догадываться о великолепии этой гробницы, поскольку к ее раскопкам еще не приступали. Император приказал построить не просто мавзолей, это был дворец, в котором император мог жить в свое удовольствие после смерти. Его дух мог передвигаться на двух колесницах, в каждую из них было запряжено по четыре бронзовых лошади, отделанных золотом и серебром. Все богатства, которые были погребены в мавзолее и которыми император мог бы пользоваться в загробном мире, должны были охранять тысячи воинов.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Воины были размещены в полутора километрах от гробницы императора. В древнем Китае люди верили, что многочисленные жертвы императора будут искать возможность отомстить ему в потустороннем мире. Поэтому император окружил себя многочисленными бессмертными верными терракотовыми воинами, которые смогли бы дать отпор любой угрозе.

Император Цинь Шихауньди явно страдал манией величия. На строительство своего мемориального комплекса он направил 700 тысяч человек. Уже в наше время были найдены массовые захоронения, заполненные телами рабочих, которые, очевидно, умирали от истощения. Об этом говорят найденные глиняные свидетельства о смерти, которые чиновники царства Цинь прикрепляли к каждому телу. Использование принудительного труда позволила династии Цинь построить империю и защитить ее Великой Китайской Стеной (об этом уже шел разговор), соединить города сетью дорог, создать разветвленную ирригационную систему. Однако, на изготовление тысяч глиняных воинов использовался только квалифицированный труд рабочих. Но недостаточная квалификация тоже считалась преступлением, подобно воровству. За это людей подвергали жестоким наказаниям. При императоре Цинь Шихауньди обществом правил страх.

Секреты терракотовой армии

Сиань. Секреты терракотовой армии

Многие вопросы, связанные с терракотовой армией, остались без ответа. Зачем она была создана? Как древнекитайские мастера смогли осуществить такой колоссально сложный проект? Тщательный осмотр поврежденных фигур позволил определить, что каждая статуя выполнена вручную из местной глины. Средний вес воина около 200 килограммов. Руки, ноги и головы были цельными и изготавливались при помощи форм. Изготовленные таким образом конечности, прикреплялись к туловищам, что позволяло получить набор разнообразных фигур: лучников, тяжелую пехоту, кавалерию, генералов, чиновников, колесничих и даже их лошадей. Пустые формы заполняли глиной и оставляли сохнуть перед обжигом. Фигуры обжигали в печи, чтобы придать им твердость.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Сборка фигур из обломков первый этап реставрации. Этот процесс требует их глубоко изучения в результате которого, становится понятно, насколько разнообразны фигуры воинов. Их кожа имеет разный оттенок, у них разные бороды и усы, они отличаются формой глаз и потрясают многообразием причесок.

Проводились исследования, действительно ли каждый из воинов уникален в своем роде. Например, как известно, в мире нет двух людей с одинаковыми ушными раковинами, они настолько же уникальны как и отпечатки пальцев. Так вот сравнительный анализ ушных раковин воинов, дал однозначный результат, они все разные, нет ни одного совпадения. Каждый из воинов уникален, как и настоящие люди. Это однозначно указывает на то, что император хотел, чтобы в загробной жизни его защищала армия из настоящих солдат.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Годы кропотливой реставрации позволили установить, что терракотовая армия изначально выглядела не так, как сейчас. На фигурах воинов, остались следы потускневшей краски. Следовательно, они были разукрашены. Цвета были очень яркими, даже кричащими. Сейчас можно предположить, как выглядели эти воины 2200 лет тому назад. Потрясающее разнообразие разноцветных фигур, во всеоружии, богато украшенные колесницы. И в наши дни терракотовая армия выглядит грозно, но в момент своего создания она наводила настоящий ужас.

Про оружие воинов. Деревянные детали давно сгнили, в земле остались только металлические элементы оружия, которые когда-то держали в руках эти воины. Исследования показали, что лезвия оружия и наконечники стрел воинов изначально были очень острыми, и, что удивительно, не утратили своей остроты и по сей день. Это было настоящее боевое оружие. Затачивались лезвия на токарном станке с вращающимся камнем, что говорит о достаточно высоком уровне технического развития Китая в эпоху империи Цинь.

Терракотовая армия была выставлена в боевом порядке, характерном для царства Цинь.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Тяжелая пехота, располагалась в центре и была вооружена алебардами. Это оружие с длинным древком было очень эффективно в бою в ту эпоху и являлось самым действенным оружием против конницы. Лошади вражеской конницы при атаке, напарывались на пики, и именно в этом состояло первое назначение алебарды. Также с помощью алебарды воины сталкивали всадников с лошади и уже на земле расправлялись с ними.

Помимо алебарды у воинов в эпоху Цинь Шихауньди были пики и мечи. Но, на особом месте, в то время было другое вооружение — луки. Исследования говорят, что китайцы изобрели лук задолго до династии Цинь. В Китае над полем боя летали тучи стрел. Стрельба из лука требовала мастерства и подготовки. Чтобы усилить эффективность стрельбы из лука китайцы превратили его в арбалет, добавив деревянную направляющую и бронзовый спусковой механизм. Важность этого вида оружия демонстрируется рядами глиняных лучников, выстроившихся и готовых к битве.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Убойная сила арбалета зависела от его стрел. Во время раскопок были найдены тысячи стрел. Исследования ученых показали, что все оружие терракотовой армии было сделано из бронзы, искусственного сплава состоящего из меди и олова.

В 210 году до нашей эры, через 11 лет после завоевания соседних царств первый император скончался. Он был похоронен в своей бронзовой гробнице. Раскопки его могильного кургана не проводились, однако, терракотовая армия приоткрыла дверь в этот затерянный мир.

Сиань. Секреты терракотовой армии

Этот уникальный памятник свидетельство высокого развития и безжалостности, которые были характерны для древней и еще малоизвестной империи Цинь.

начало предыдущий рассказ следующий рассказ