Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 20:14
Филиппины покорены! Куда дальше?

Горы Мяньшань, где "три Учения слиты воедино"

Пинъяо, Шаньси — Китай Май 2016

О том, как добраться из Пекина в Пиньяо

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

В уездный городок Пиньяо в провинции Шаньси мы прибыли ранним утром обычным пассажирским поездом, одним их тех, которые еще колесят по Китаю со скоростью 50 км в час.

Для самостоятельных путешественников составляющих маршруты личного покорения Китая настоятельно рекомендую попасть в этот город-музей. Обнесенный стеной, старый Пиньяо, это единственный средневековый город Китая, полностью сохранивший свой исторический архитектурный облик. А еще поблизости от Пиньяо есть удивительные горы Мяньшань, буквально «нашпигованные» природными и историческими достопримечательностями.

Сейчас я немного помучаю выкладками о способах перемещения из Пекина в Пиньяо. Кому это не сильно актуально разрешаю пропустить абзац, но тем, кто, рано или поздно, туда поедет, рекомендую ознакомиться. Из Пекина до Пиньяо можно добраться на скоростных поездах, причем очень быстро, за 4–5 часов. Сначала скоростной поезд с западного вокзала Пекина домчит вас до Тайюаня (столицы провинции Шаньси), преодолев расстояние в 505 км менее чем за три часа. Стоимость переезда в вагоне второго класса составит 175 юаней (напоминаю, для перевода в рубли, добавляйте ноль). Подождав на вокзале в Тайюане час-полтора, на другом скоростном поезде вы доберетесь уже и до Пиньяо, преодолев расстояние в 108 км примерно за час и 16,5 юаней. Вроде очень удобно, быстро и недорого. Однако есть одно но. Все скоростные поезда из Пекина до Тайюаня идут утром или днем. Таким образом, придется «убить» на дорогу половину драгоценного светового дня. Именно ради экономии времени нами и было принято решение отправиться в Пиньяо на ночном поезде. Экономии времени, но не денег. Стоимость ночного проезда Пекин — Пиньяо в купе составила примерно 350 юаней. Проезд на скоростных поездах обошелся бы на 160 юаней дешевле. Как раз, примерно столько, даже немного меньше, нам стоила ночь в пекинской гостинице. Вот такой расклад! Ночь в отеле и переезд на скоростных по стоимости выходит чуть дешевле переезда на ночном обычном поезде! А комфорт скоростных поездов выше на порядок! Так что дальше я перемещался только на скоростных и вам рекомендую!

Обычные поезда отходят из обычных вокзалов, не современных, не очень опрятных, заполненных многочисленными китайскими пассажирами.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

На этом участке пути нас было двое. Для двух взрослых мужчин, конечно, не сильно актуально кто будет соседом по купе. Но, тем не менее, этот вопрос был у нас, как говориться «на устах». Рассматривая в зале ожидания пассажиров, в основном жителей сельской местности, мы обреченно гадали какой из увиденных нами персонажей скрасить нашу ближайшую ночь. Реальность превзошла все ожидания, даже самые смелые. В четырехместном купе, кроме нас двоих, разместились две молоденькие китайские девушки, очень даже симпатичные. Не правда ли, хорошее начало? Однако, рано за нас радоваться. У каждой из них было по одному малолетнему ребеночку, у одной вообще грудничок. Слава Богу, что дети оказались спокойными. Грудничок всю ночь спал, не издав за все время ни единого ора. Тот, что постарше, разместившись с мамой на верхней полке, рядом со мной, немного покуролесил, но как потушили свет, успокоился и уснул. Как впрочем, и мы!

Об удивительных горах Мяньшань

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Итак, мы в Пиньяо. Рано утром, в гостинице произошло воссоединение нашей непостоянной группы. Женская составляющая, прибывшая, одновременно с нами, из Датуна высказала намерение сразу ехать в горы Мяньшань, о которых до последней минуты я не имел ни малейшего представления. Поверив им на слово, мы последовали за ними. Для меня это был экспромт, скорее исключение из правил. Обычно, я очень тщательно планирую каждый день поездки, чуть ли не по часам, и точно знаю, что меня будет ждать в тот или иной момент. Встречи с горами Мяньшань я не ждал, но, от увиденного, остался в диком восторге!

Попасть в туристический центр, с которого начинается посещение достопримечательностей гор Мяньшань можно через близлежащий к ним город Цзесю. Расстояние между городами Пиньяо и Цзесю около 30 километров, которые можно преодолеть на поезде или автобусе. Мы доехали на обычной электричке минут за 25. Дальше до входа на объект еще минут двадцать на такси. Обратно добирались только на такси, сразу до Пиньяо, сторговавшись за 80 юаней за машину, что для расстояния километров в 55 очень даже приемлемо. В итоге, я рекомендую, именно последний вариант, особенно если вас несколько человек.

Посещение гор Мяньшань начинается с расположенного у подножия горы туристического центра, неожиданно огромного и современного.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Сразу при входе установлен макет гор Мяньшань, также в зале было много информационных стендов, в том числе и на русском языке. Последнее обстоятельство сначала обрадовало, приятно было встретить родные буквы, но потом огорчило. Ибо понять написанный русскими словами текст часто было весьма проблематично. Очень странно, что организаторы, довольствуясь машинным переводом, не смогли найти возможность для корректировки текста каким-нибудь вменяемым русскоязычным человеком. На территории центра можно пообедать, отдохнуть, но самое главное, конечно, купить билеты. Стоимость входного билета 160 юаней. В стоимость включён вход на все достопримечательности, кроме подъема на фуникулере и многократный проезд на автобусе.

Автобусы отвозят туристов в горы, а затем курсируют от одной достопримечательности к другой.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Кстати, территория предлагаемого к осмотру объекта огромная, но к внушительным размерам всего и вся в Китае мы начали потихоньку привыкать.

О традиции Цинминь («Празднике чистого света»), главном весеннем празднике Китая, история которого насчитывает более 2500 лет

Первая остановка автобуса — древнедаосский храм Лунтоу (Голова Дракона).

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Этот храм является одним из основных центров китайской традиции «Цинмин» — дня поминовения усопших.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

От храма Лунтоу начинается подъём на хребет Лунцзи. Предлагаю вам прогуляться. Ведь с одной стороны, хайкинг, говорят, очень полезен для здоровья, а еще с высоты открываются изумительные виды.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Дорога вверх будет проходить через военные укрепления династии Тан. Но об этом, чуть позже. Сейчас наша цель памятник Матери и Сыну.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

С этим памятником связана очень грустная история. Самые сердобольные и душевно ранимые могут тихонько всплакнуть. Эта история произошла около 2500 лет назад, когда Китай состоял из различных княжеств. Когда государство Цзинь (ныне провинция Шаньси) находилось в смятении, один из князей Цзинь, по имени Чунэж, был изгнан. Он бродил по окрестностям, был на грани голода, но один из его верных последователей, Цзэ Зитуй, не бросил его. Он спас его, отрезая немного плоти от его собственной ноги, чтобы князь смог поесть. После того, как принц Чунэж был восстановлен у престола, он постепенно забыл о своем спасителе. Цзэ Зитую было так грустно, что он ушел в горы Мяньшань и жил в уединении со своей матерью. Годы спустя Чунэж почувствовал себя таким виноватым, что пошел вглубь горы искать Цзэ Зитуя. Но его усилия были напрасны, потому что он не смог подняться по крутым склонам и искать там среди бесконечных деревьев и холмов. В конце концов, король приказал сжечь всю гору, чтобы заставить Цзэ Зитуя выйти из укрытия. Но после того, как пожар был потушен, Цзэ Зитуй и его мать были найдены мертвыми на горе. Чтобы выразить свою скорбь и увековечить память о Цзэ Зитуе (и заодно о своём странном и глупом поступке), Чунэж велел каждый год в этот день запретить разводить огонь в очагах. Так появился Праздник холодной пищи Ханьши. Со временем праздник сместился на один день вперёд и трансформировался в Праздник чистого света Цинмин. В этот день в Китае принято поминать усопших и навещать их могилы. Чем-то этот день похож на православную Радоницу.

Рассвет и закат китайской империи при династии Тан или еще раз о том, что бывает со страной, когда к власти приходят женщины

Подъем на хребет Лунцзи проходит вдоль древних военных укреплений, построенных при императоре Тай-цзуне из династии Тан.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Давайте я немного расскажу про этот период китайской истории, ведь туризм сейчас у нас исключительно познавательный. Тем более, что события произошедшие тогда весьма поучительны. Если проследить китайскую историю с самых древних династий, можно увидеть, что она постоянно повторяется, подчиняясь закономерности великого ритма времени. Очень часто из руин и хаоса появляется талантливый правитель, который основывает новую династию, возрождает империю. Государство достигает небывалых высот в развитии, затем начинается упадок, империя распадается, вновь погружаясь в хаос. Точно так было и с династией Тан, которую основал Ли Юань (правивший под именем У-ди) в 618 году. Это был талантливый император и полководец, а еще хороший дипломат. Он сумел добиться мира с соседними государствами и внутри страны, мирно успокоив мятежные настроения. Мудрый правитель восстановил систему денежного обращения и торговли. Создал новый свод законов, в основе которых лежали так любимые всеми китайскими императорами конфуцианские ценности. Восстановил систему государственных экзаменов для отбора претендентов на государственные должности. Достойным продолжателем дел своего отца стал Ли Шиминь, взошедший на трон в 626 году под именем императора Тай-цзун.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Это был самый могущественный император танской династии, великий руководитель, который до сих пор считается образцом конфуцианского идеала правителя, защищавшего интересы крестьян, купечества, интеллигенции и землевладельцев. Императору Тай-цзуну удалось окружить себя мудрыми и преданными чиновниками, чуждыми коррупции. Бережливость, реформы в области военного строительства и власти на местах, улучшенная система транспорта и развитое сельское хозяйство принесли процветание всей стране. Танская империя при императоре Тай-цзуне была уверенным и стабильным государством, значительно обогнавшим в развитии другие страны этого периода. Также во время правления Тай-цзуна империя значительно расширила свои границы: войска императора отходили от столицы на расстояние 9 тыс. км.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Но, не дожив и до пятидесяти, император Тай-цзун внезапно умирает. Трон занял его девятый сын по имени Гао-цзун, обладавший слабым характером и здоровьем. Со временем он фактически стал марионеткой в руках своей жены У-хоу, бывшей служанки наложницы императора Тай-цзуна. С помощью своего ума и красоты У-хоу смогла занять место законной жены Гао-цзуна и очень скоро стала единолично править страной, подчинив себе и императора, и правительство, жестоко расправляясь со всеми врагами. Вспоминаете, события, произошедшие в китайской империи много столетий позже, когда к власти пришла императрица Цыси маньчжурской династии Цин, чье полувековое правление в итоге привело к краху империи. Правда очень похоже? Но вернемся к династии Тан и императрице У-хоу. Она шла на все ради власти, присвоила себе титул Небесной Императрицы и провела на троне больше 40 лет. После ее правления еще много лет управление государством фактически находилось в руках женщин. Жены и дочери, последующих танских императоров, были и умнее и сильнее своих мужей и отцов, но итоги их правления оказались печальны. В империи начался хаос и беспорядки. Китай потерпел ряд военных поражений, страну вновь стали сотрясать восстания. В результате 7-летней гражданской войны, развернувшейся после одного из мятежей, согласно официальным записям, погибло около 36 млн. человек — шестая часть мирового населения того времени. Эта война стала самым крупным по числу жертв вооруженным конфликтом в истории человечества вплоть до Второй мировой войны и нанесла непоправимый ущерб танской империи. Последний император династии Тан был свергнут в 907 году военачальником Чжу Вэнем, который и основал новую династию Поздняя Лян. Вот такая история от меня в преддверии предстоящих выборов президента самой могущественной страны современного мира.

О том, что еще можно увидеть в горах Мяньшань

На территории гор Мяньшань расположено столько уникальных достопримечательностей, что, желательно, отвести на их осмотр несколько дней. У нас было только несколько часов, часа три из которых мы подарили даосскому храму Лунтоу и хайкингу по хребту Лунцзи вдоль военных фортификационных сооружения империи Тан. До заката солнца оставалось еще часов пять, а нас ждали другие интересные достопримечательности, расположенные в этой живописной местности. Культурное наследие этих мест поражает. В течение столетий даосские и буддийские монахи возводили храмы на вершинах скал.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

К сожалению, многие из оригинальных построек были уничтожены японскими войсками в годы Второй мировой войны. Но в последнее время большую часть построек восстановили и даже оборудовали скоростными лифтами (которыми мы однако не пользовались, только пешком). Пришлось совершить немало подъемов, вот хотя бы сюда, к храму Юньфэн, известному также под именем Баофу.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Его название можно перевести как «Пик в облаках». Уцелевший от японских бомбежек он дошел до нас в своем первозданном виде. Храм расположен высоко над дорогой, на слегка пологой части скалы. Состоит он из большого числа построек, жмущихся к горе.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Частично храм прикрыт огромной пещерой. Простота и элегантность стиля придают храму Юньфэн особое очарование. В храме 200 залов и комнат, так что есть что посмотреть.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Небольшая легенда из этого храма. Когда-то в этой пещере молился и проповедовал буддийский монах Чжичао. Однажды случилась страшная засуха. К Чжичао приехал уже известный нам император Тай-цзун, и они стали молиться вместе о дожде. И случилось чудо — дождь пошёл. Это место сразу стало очень почитаемым среди людей. После смерти монаха Чжичао его останки был похоронены здесь же.

На конечной остановке маршрута туристического автобуса расположена долина Шуйтаогоу.

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Только здесь можно провести целый день, чтобы насладиться многочисленными каскадными водопадами и горными речками, запрятанными среди лесов и скал. Там есть гостиница, проложена канатная дорога на гору Байшу (Кипарисовая гора). Но время нашего пребывания, увы, истекало. Еще надо было спуститься с гор Мяньшань и добраться до Пиньяо (тогда мы еще не знали как). Так что великолепные (как говорят) пейзажи долины Шуйтаогоу остались нам неведомыми. Напоследок, пребывания в горах Мяньшань произошел забавный случай. Сижу в одиночестве на остановке, жду туристического автобуса на обратный путь. Вокруг меня собралась толпа, человек десять китайских мужчин, по виду крестьян. Они очень внимательно меня разглядывали, о чем- то переговариваясь между собой. Минут через десять, один, самый смелый, о чем-то меня спросил. Точно не знаю, что он хотел, но думаю — откуда ты парень?

Горы Мяньшань, где три Учения слиты воедино

Я указал на висевший позади меня плакат, со странным набором известных личностей, а именно на фотографию нашего президента.

Вся толпа, с большим интересом, переместила свое внимание на указанное мной направление, бурно, с жестикуляцией, что-то обсуждая. Чем это обсуждение закончилось, не знаю. Подошел автобус, и я уехал домой, в Пиньяо