Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова

8. Мексика: Сан-Кристобаль-де-лас-Касас

9. Гватемала: самое красивое озеро Центральной Америки Атитлан

10. Гватемала: восхождение на вулкан

Могу судить только по себе, но рискну все же предположить, что многие туристы, особенно те, кто путешествовал по сложному и насыщенному событиями и впечатлениями маршруту, сталкивались с «эффектом предпоследнего дня». Суть эффекта заключается в том, что если в начале путешествия человек все воспринимает с удвоенным энтузиазмом, готов к героическим марш-броскам и выражению восхищения по 10 часов в сутки, то к его концу накапливается такой неподъемный груз усталости — и от обилия впечатлений, и от бесконечных переездов, что уже то, что остается на предпоследний день, проходит практически незамеченным. Глаз «замыливается», мозг отказывается воспринимать еще хоть одну порцию информации об очередной достопримечательности, от местной кухни тошнит, а душа ноет и просится домой.

Почему все это происходит в предпоследний день? Потому что в последний день начинаешь грустить не по дому, а по путешествию, которое вроде бы еще не закончилось, но его окончание явственно маячит на горизонте, и потому открывается второе дыхание для красивого и запоминающегося финала.

В нашем большом путешествии по США, Мексике и Гватемале предпоследний день мы провели в американском Балтиморе. И этот предпоследний день стал одновременно и подтверждением того, что под конец остается мало сил для новых впечатлений, и исключением из этого правила. Но обо всем по порядку.

Есть города, от которых не ждешь ничего особенного. Они не на слуху, редко украшают обложки путеводителей и трэвел-журналов и не входят в топ самых популярных туристических направлений. Очередная точка на карте, куда не мечтаешь попасть и не захочешь вернуться. Балтимор из разряда именно таких городов, которые посещают чаще всего «по пути» — как удобную, но необязательную остановку на маршруте, состоящем из более известных и потому более ожидаемых туристом мест.

В нашу программу Балтимор, крупнейший населенный пункт штата Мэриленд, расположенный на берегу реки Патапско при ее впадении в залив Чизапик, тоже вошел в качестве города, оказавшегося «по пути». Самые дешевые билеты, предлагаемые ультра-лоукостером Spirit Airlines из Гватемалы на Северо-Восточное побережье США, оказались именно в Балтимор, точнее, в аэропорт Балтимор/Вашингтон (BWI), который обслуживает, как понятно из его названия, две находящиеся по соседству агломерации.

Но перед тем, как приземлиться в Мэриленде, нам предстояла пересадка во Флориде, в аэропорту Форт-Лодердейл/Холливуд, и судьбоносная встреча с бывшими соотечественницами, которые давно перебрались в Штаты на ПМЖ и довольно успешно устроились на новой родине. Одна из них, Татьяна, очень помогла нам, подсказав посетить балтиморский музей искусств, основательно дополнивший культурную программу нашей поездки.

Аэропорт Baltimore/Washington International Thurgood Marshall Airport (BWI)

Из-за задержки рейса мы прилетели в балтиморский аэропорт в первом часу ночи, уставшие, голодные (ультра-лоукостер в первую очередь экономит на питании), злые. Выйдя на улицу и на свежий воздух после 12 часов в пути, мы моментально продрогли до костей: после жарких Мексики и Гватемалы минусовая температура, закономерная в ноябре в этой части Атлантики, показалась крайне некомфортной. В довершение всего я забыла заказать бесплатный трансфер из отеля, расположенного в пригороде в 3 километрах от аэропорта и предоставлявшего подобную услугу.

Однако туристическая удача, бывшая с нами все эти долгих 14 дней, не изменила и в этот раз. Водитель маршрутного такси другого отеля, встречавший здесь совсем других людей, согласился подвезти нас бесплатно, хотя и не обязан был помогать, к тому же наш отель был совершенно ему не по пути.

На этом приятные вещи, приключившиеся с нами именно в Балтиморе, от которого мы не ждали ничего особенного, не закончились.

Однако поначалу город, вернее, его пригороды произвели несколько удручающее впечатление.

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

На следующее утро, выспавшись и отдохнув, мы отправились на бесплатной маршрутке обратно в аэропорт, а оттуда — в даунтаун Балтимора. Логистика аэропорт BWI -Балтимор очень удобна для экономных путешественников, так как между ними проложена ветка легкорельсового метро, проходящая по поверхности, а стоимость проезда — около $3.

Татьяна предупредила нас, что Балтимор — город не самый благополучный и даже депрессивный, особенно на фоне соседнего Вашингтона с его высоким уровнем жизни и зарплатами госчиновников (не только в России этот класс благоденствует), могут возникнуть проблемы с безопасностью (как странно писать такое не про какой-нибудь мексиканский, а про американский город!).

Балтимор находится на втором месте в США после Детройта по количеству преступлений и имеет довольно печальную репутацию «наркотической столицы». Криминальная сторона Балтимора не так известна, как, например, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка или Майами, потому как и сам город не ассоциируется в массовом сознании в качестве эффектной декорации для борьбы копов с организованной преступностью. Самый известный сериал о Балтиморе, раскрывающий его темную сторону, — «Прослушка», повествующий о буднях балтиморских полицейских, занятых расследованиями дел о наркотиках и коррупции с использованием современных технических устройств.

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Еще одна особенность Балтимора — преобладание афроамериканского населения (почти 65% от общего числа жителей), а также большое количество иммигрантов. Четверть жителей города живет на грани или за чертой бедности, работая на низкооплачиваемой работе в сфере услуг.

Почувствовали ли мы, оказавшись в Балтиморе, неустроенность и неблагополучность этого города? Неблагополучность по американским меркам, конечно же, потому что даже в самых депрессивных уголках США будет житься лучше, чем в большинстве других стран мира.

В пригородах и на окраинах, которые у нас была возможность увидеть из окна поезда и где мы немного прогулялись пешком позже в темное время суток, действительно все выглядит несколько печально. Очевидных проблем с безопасностью у нас не было, никто не допытывался, какого черта мы делаем в чужом районе и водятся ли в наших карманах денежки. Но иногда холодок пробегал по загривку, когда казалось, что чей-то равнодушный взгляд становится при виде нас чуть более заинтересованным.

Действительно пугающая примета недавно прошедшего Хэллоуина

Не нужно делать поспешных выводов о городе, судя по его окраинам, чаще всего представляющим собой безликую типовую застройку вперемешку из жилых кварталов, складов и промзон.

Другое дело исторический центр. И как раз-таки центр Балтимора с полным правом имеет носить приставку «исторический», так как в городе сохранилось достаточно много зданий 19 — начала 20 вв., хотя, конечно, здесь также можно увидеть стандартные для всех американских мегаполисов небоскребы, соседствующие со старинными домами из кирпича и известняка. Дело в том, что Балтимор, как, например, и Бостон, в свое время сильно пострадал от пожара, в результате чего полторы тысячи зданий были безвозвратно уничтожены.

Музей легенд спорта, расположенный в бывшем здании железнодорожного вокзала (1856 г.)
Здание 1890 года соседствует с современным небоскребом

Балтимор поделен на несколько десятков районов — нейборхудов (neighborhood: «район», «квартал»). Единственную ночь в Балтиморе мы провели в старейшем нейборхуде Маунт-Вернон (Mount Vernon), названном так в честь поместья Маунт-Вернон, принадлежавшего первому президенту США Джорджу Вашингтону. Именно с этого района мы и начали прогулку по Балтимору. С погодой нам снова, как и в целом в этом путешествии, невероятно повезло — несмотря на ощутимый ноябрьский морозец, было солнечно и ясно, ни намека на дождь.

Центральной достопримечательностью Маунт-Вернона является монумент Вашингтона — колонна из белоснежного мрамора с фигурой президента на вершине. Высота колонны — 54 метра, что соответствует высоте 17-этажного дома. К тому же, сама колонна находится на холме, как бы возвышаясь над остальным городом. Выглядит впечатляюще, хотя не хватает, на мой взгляд, свободного пространства рядом, как у аналогичного монумента в Вашингтоне, позволяющего оценить в полной мере масштабы колонны и гармонию ее композиции.

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Монумент Вашингтона в Маунт-Верноне — первый памятник, спроектированный в честь Джорджа Вашингтона и старейший подобный памятник, сохранившийся до наших дней. В основании колонны находится музей. Ранее можно было даже подняться наверх (представляю, какие оттуда открываются виды!), но из соображений безопасности подъем закрыли.

Джордж Вашингтон благословляет город

Пространство вокруг монумента интересно организовано в виде равностороннего креста. Каждая из четырех частей креста представляет собой небольшой сквер с памятниками выдающимся личностям, скульптурами или фонтаном.

Памятник Джону Говарду, одному из политических деятелей 18–19 веков, губернатору штата Мэриленд, генералу, командовавшему мэрилендской армии в ходе одной из кампаний времен борьбы за независимость США
Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Памятник Роджеру Бруку Тони, родившемуся в Мэриленде и занимавшему пост Генерального прокурора и Верховного судьи США

Все эти имена, прославленные в контексте американской истории, нам ни о чем не говорили. Гораздо больше интереса вызвал один из четырех скверов парка Маунт-Вернон, в котором вокруг скульптуры льва расположились четыре аллегорических скульптуры, изображающих Войну, Мир, Силу и Порядок.

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Американцы обожают давать своим городам прозвища, и сама история появления таких прозвищ может быть любопытной — от меткой характеристики, данной городу журналистом или каким-нибудь известным человеком, до слогана рекламной кампании или знаменитого телесериала.

Одно из основных прозвищ Балтимора — «монументальный город», или «город памятников» (The Monumental City, Monument City). Так охарактеризовал Балтимор президент Джон Куинси Адамс, впечатленный увиденными им в городе величественными памятниками, старинными церквями и изысканными зданиями.

Памятник маркизу де Лафайету, оказавшему немалую помощь американцам в их борьбе за независимость от Британской империи

Фонтан в Mount Vernon Park

Что касается старинных церквей, то в Балтиморе их много. Даже не так — ОЧЕНЬ много. Дело в том, что существенную часть иммигрантов первой волны составляли беженцы «по религиозным причинам», которые отправлялись в трудный и опасный переход через океан в надежде свободно, без преследования со стороны властей исповедовать выбранную ими веру на новой родине.

Штат Мэриленд примечателен тем, что здесь впервые в Америке был принят закон, провозгласивший свободу вероисповедания, так что на территории штата и его крупнейшего города можно встретить церкви различных конфессий — от певого в Америке римско-католического собора до одной из старейших американских синагог. Несмотря на то, что изначально Мэриленд создавался как колония-убежище для католиков, большинство церквей принадлежат различным течениям протестантизма (которым несть числа).

Специально церквями Балтимора мы не интересовались, но некоторые из них нам посчастливилось увидеть по пути.

Первая унитарианская церковь (1817 г.), старейшее здание, непрерывно используемое унитарианской конгрегацией

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Епископальная церковь Святого Павла (1854 г.), основанная в числе первых 30 англиканских приходов в Мэриленде еще в 17 веке

Сионская лютеранская церковь (основное здание — 1808 год). Община была основана для удовлетворения религиозных потребностей немцев-лютеран — иммигрантов из Германии и переселенцев из соседней Пенсильвании

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Мы не разбираемся в течениях протестантизма, но точно знаем, какие церкви можно назвать самыми изящными и красивыми. Готика (и ее последователь через века — неоготика) привлекает повышенное внимание даже далеких от архитектуры людей и воспевает тоску по средневековой романтике.

В Балтиморе есть несколько образцов неоготической архитектуры. Прямо напротив отеля, в котором мы остановились в Маунт-Верноне, находится стройное, устремленное в небеса здание Первой пресвитерианской церкви (1873 г.).

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Церковь включена в национальный реестр исторических мест США и принадлежит старейшей пресвитерианской общине в Балтиморе.

У этой церкви — самый высокий шпиль в Балтиморе — 83 метра (который все никак не желал полностью помещаться в кадре), видный далеко окрест.

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Эммануильская (Эммануил — имя обетованного Мессии в Ветхом Завете) епископальная церковь, построенная в 1854 году из белого известняка, находится неподалеку от Первой пресвитерианской церкви, на Катедрал-стрит. Еще один яркий пример неоготической архитектуры.

Объединенная методистская церковь (1872 г.), находится рядом с монументом Вашингтону и парком Маунт-Вернон

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

До старейшего римско-католического собора Америки с его гигантским куполом мы не дошли — было не по пути, зато заглянули в небольшой парк, разбитый в честь Папы Римского Иоанна Павла II.

Все эти церкви, некоторым из которых перевалило за вторую сотню лет, выглядят так, будто их построили совсем недавно — не в том смысле, что они выглядят, как новоделы, а в том смысле, что их состояние и внешний вид поддерживаются должным образом.

И не только церкви выглядят «с иголочки». Весь исторический центр Балтимора в прекрасном состоянии (чему лично я по-белому завидую — хотелось бы такое же бережное отношение и к нашим российским городам).

Если хотите увидеть, каким мог быть Балтимор раньше, рекомендую сначала отправиться на прогулку в Маунт-Вернон. Здесь сохранился дух старого Балтимора — города американской революции, удостоившегося чести, пусть и на пару месяцев, стать столицей уже независимого государства, и процветающего финансового центра, где предпочитали селиться представители аристократических семейств и финансовые воротилы.

Таковым был Балтимор в 18–19 веках, и о его былой славе и великолепии свидетельствуют многочисленные памятники архитектуры и истории, сохранившиеся в Маунт-Верноне. Сегодня в этом историческом районе Балтимора, который считается престижным для проживания, сосредоточены кафе, рестораны, арт-галереи, офисы различных компаний, библиотеки, музеи, отели.

По Балтимору было невероятно приятно гулять, и это само по себе оказалось неожиданностью в городе, от которого мы многого не ждали, учитывая «эффект предпоследнего дня».

Никогда бы не подумала, но местами этот город напоминал *шепотом* Париж.

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Кстати, второе известное прозвище Балтимора — The Charm City (что примерно можно перевести как «город очарования») — возникло как часть рекламной кампании по продвижению позитивного имиджа Балтимора, разработанную по заказу тогдашнего мэра с целью привлечения туристов. В 70-х Балтимор переживал не лучшие времена, и многие забыли о многочисленных достопримечательностях города на фоне роста преступности и экономической депрессии. Реклама напомнила туристам о скрытом очаровании одного из важнейших городов американской истории и культуры.

Художественный музей Уолтерса (включает несколько зданий) с коллекциями древнеегипетского, древнеамериканского, азиатского, средневекового искусства, а также произведения импрессионистов. Среди жемчужин музея — полотна Эль Греко, Рафаэля, Мане

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Даже наш Biltmore Suites Hotel — самый дешевый, кстати, во всем Балтиморе — и тот был расположен в историческом здании, построенном в 1880 году и с тех пор непрерывно функционирующем как отель.

В Biltmore совершенно чудесный интерьер и атмосфера тех времен, когда путешествовали с сундуками и картонками, а к завтраку было принято спускаться — дамы в кринолинах, а джентльмены в сюртуке и шляпе-котелке. Срочно захотелось приобрести британский акцент (американцы почему-то считают его крайне сексуальным)

Правда, стоит заметить, что в отеле при всем уважении к его почтенному возрасту очень давно не делался ремонт. Все выглядит хоть и очаровательным, но видавшим виды.

Милый и постоянно мерзнущий песик менеджера отеля…

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Но готовый потерпеть холод ради блаженной глажки и почесуна (песик, не менеджер)

За относительно небольшую по американским меркам сумму в 2 600 рублей нам достался огромный номер с двумя комнатами в ретро-стиле и видом на Первую пресвитерианскую церковь из окна.

Рекомендую, если только отходящие от стен обои и обшарпанная мебель вас не слишком пугают. В номере, кстати, на удивление было довольно тепло.

— Алло, Галочка? Ты сейчас умрёшь! Потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну... И уговорил меня лететь с ним в Гагры!..

Ближе к даунтауну и внутренней гавани (Inner Harbor), главному туристическому месту притяжения Балтимора, вырастает частокол небоскребов.

Красное здание с зеленой крышей на заднем плане — второй по высоте небоскреб Балтимора, который носит название The Bank of America Building, хотя в здании находятся офисы других компаний. Этот небоскреб высотой в 155 метров в стиле ар-деко построен в 1929 году в разгар Великой депрессии и являлся к моменту возведения самым высоким зданием к югу от Нью-Йорка.

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Привлекает внимание своим необычным шпилем-пристройкой небоскреб The William Donald Schaefer Building — здание более современное (1992 г.), чем предыдущее, но все же ниже его на 5 метров.

Если считать вместе с флагштоком, на котором гордо развеваются флаги США и штата Мэриленд, то это здание с третьего места поднимется на первое. Единственный нюанс в том, что в общей высоте архитектурных сооружений флагшток не учитывается.

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Лучше всего оценить архитектурные особенности небоскребов Балтимора можно со стороны внутренней гавани, если отойти на достаточно расстояние. Вблизи, когда приходится смотреть снизу вверх, небоскребы совсем не смотрятся и могут производить гнетущее ощущение нахождения в «колодце».

Хотя Балтимору с его лилипутскими по сравнению с Нью-Йорком небоскребами очень далеко до «большого яблока», где приходится, чтобы все как следует разглядеть, ходить с постоянно задранной головой.

Балтимор. Монументальный город, полный скрытого очарования

Монумент Битве, установленный в память о битве за Балтимор, которая считается одним из поворотных пунктов в войне между уже независимыми на тот момент США и бывшей метрополией — Британской империей

В даунтауне, помимо небоскребов, можно увидеть несколько примечательных зданий 19 века, самое красивое из которых, бесспорно, здание мэрии Балтимора (сити-холл), построенное в стиле необарокко. Возле него нам совершенно случайно повстречался заместитель мэра, который пожелал нам приятно провести время в Балтиморе, пожал руки и порекомендовал посетить одну интересную достопримечательность.

Но об этом, как и о самом лучшем книжном магазине, который я когда-либо посещала в своей жизни, а также о внутренней гавани, старинных кораблях, маленькой Италии и музее искусств с довольно обширной коллекцией импрессионистов, в следующем рассказе о Балтиморе.