Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 17:59

Лондон — Великобритания Май 2013

Начало путешествия: Польша, Германия, Бельгия — описано здесь.

Утром (5-й день. 1 мая — среда) мы покидали континент, чтобы наконец-то достичь нашей цели — Великобритании! Мы переехали в Кале (55 км), благополучно прошли погранично-таможенные формальности, и наш автобус въехал на паром «Pride of Burgundy», так как пересекать Ла-Манш мы должны были на пароме, который представлял собой огромный многопалубный корабль, куда грузились легковые машины, автобусы и огромные грузовики. Погода стояла замечательная, мы осмотрели внутри все, что было можно, а потом стояли на верхней палубе и с удовольствием глядели на порт, суда и морские просторы. Через какое-то время открыли магазин Duty free, и мы отправились туда. Я купила английский чай, конфеты и сувениры, кто-то покупал виски, парфюмерию или переходники для английских розеток (а я купила в Москве на рынке в Царицыно).

Путь на пароме длился полтора часа, и вскоре показались белые берега Дувра. Когда римляне прибыли к этим берегам, их встретили белые меловые скалы в тумане. Отсюда и родилось название Британии «Туманный Альбион» (Альбос — по латыни белый).

Большой тур по Великобритании. Часть 2: Гринвич, Лондон
впереди Туманный Альбион (Дувр)

Нам опять предстояли погранично-таможенные формальности, к счастью, недолгие и благополучные для нас. Автобус перестроился в левый ряд, и мы поехали по графству Кент. Погода была солнечной, кругом зелень и желтые кусты дрока вдоль дороги, местность неровная, пасутся овцы. Проезжаем мимо населенных пунктов с двухэтажными домами за зеленой изгородью. Дома, в основном, темные, из коричневого кирпича, некоторые покрыты крышей из соломы. Такую крышу изменять уже нельзя, только обновлять лет через 20. В середине прошлого века запретили печное отопление, и теперь по наличию или отсутствию трубы можно судить о возрасте дома. Туманов тоже нет, это был дым, смог. Для любителей каминов продается специальное бездымное топливо.

Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления — парламентская монархия. Нет Конституции, а есть Хартия Вольностей. Государство состоит из четырёх «исторических провинций»: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Столица — город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр. Гид много и интересно рассказывала об истории страны, мы смотрели фильмы о королях и королевах, но к сожалению, все это быстро забывается. Да и главное в поездке — впечатления, а они — восторженные:-).

Проехав 125 км, мы приехали в Гринвич (в переводе — зеленая деревушка), который является районом Большого Лондона, находится на Темзе и знаменит своим нулевым меридианом. Обсерваторию здесь учредил Карл II в. 1675 году, предыдущая была в Тауэре, а там мешали вороны. Через огромный цветущий парк мы пришли к Гринвической обсерватории. Нулевой меридиан был здесь установлен и принят во второй половине 19 века. Это металлическая лента, протянутая через двор, сейчас еще и лазер светит. Конечно же, каждый пожелал сфотографироваться, стоя одной ногой в западном, а другой в восточном полушариях Земли, ну, а желающие за 1 фунт получили сертификат. А еще в 1833 году королевский астроном Джон Понд установил над обсерваторией красный «шар времени», чтобы помочь людям выставлять свои часы точно по Гринвичу. Этот шар до сих пор продолжает резко опускаться каждый день ровно в 13:00 — это мы видели. И солнечные часы тоже есть. Сейчас в обсерватории лаборатория мер и весов, музей навигационных приборов.

Гринвическая обсерватория

Обсерватория находится на холме, а на горизонте совсем недалеко виден сам Лондон с его узнаваемыми небоскребами. По живописной дороге мы спустились в Гринвич, ну и Ура! вблизи увидели и красные двухэтажные атобусы, и знаменитые красные телефонные будки.

Мы прошли до Темзы. Кстати, эта река сейчас считается самой чистой городской рекой, здесь водится даже форель. На берегу на постаменте стоит знаменитый чайный клиппер, а сейчас музей, «Катти Сарк». В переводе с шотландского «Cutty Sark» — «Короткая рубашка». Будущий владелец клипера, Джон Уиллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую молодую ведьму в короткой ночной рубашке, летящую над болотами на шабаш. Возможно, отсюда пошло название этого парусника. В короткое свободное время мы с Олесей обошли корабль, прошлись еще немного по улице Гринвича, даже успели зайти в морской музей.

Большой тур по Великобритании. Часть 2: Гринвич, Лондон
Гринвич, чайный клиппер «Cutty Sark»
Гринвич, около Морского музея

К определенному времени мы собрались у причала, чтобы на корабле проплыть по Темзе и въехать в Лондон, в его центральную часть. История Лондона началась почти 2000 лет назад. В 43 году римские завоеватели создали на реке Темзе поселение, где возник затем город, названный Лондиниум. Речная прогулка доставила огромное удовольствие. Интересно было смотреть на берега, где находились здания причудливой формы — жилые дома с весьма дорогими квартирами. И вот наконец показался Тауэрский мост! Это разводной мост в центре Лондона, недалеко от Таэура. Я думала, что он очень-очень старый, а он был открыт в 1894 году. Он просто восхитительный! А с вечерней подсветкой просто сказочный!

по Темзе из Гринвича в Лондон. Тауэрский мост

Дальше мы проплыли мимо самой крепости Тауэр, вдали возвышались небоскребы с узнаваемым «Огурцом», колесо обозрения London Eye и здание Парламента со знаменитой башней Биг-Бен. Офигеть, я — в Лондоне!

Большой тур по Великобритании. Часть 2: Гринвич, Лондон
по Темзе из Гринвича в Лондон, колесо обозрения "London Eye"
по Темзе из Гринвича в Лондон, Биг Бен

Мы причалили, вышли с кораблика, и увидев красную телефонную будку, по очереди побежали фотографироваться. Затем появился наш автобус, и мы поехали на экскурсию. Город понравился сразу и безоговорочно! Он светлый, чистый, очень много парков и зелени, ну, а множество красных двухэтажных автобусов делают его нарядным. Парки и музеи бесплатны для посещения.

Сначала мы остановились у Королевского Альберт-Холла — это большое здание овальной формы из красного кирпича. Первоначально здесь должен был быть Зал искусств и наук. Королева Виктория дала такое название этому зданию в честь своего мужа Альберта. Здесь устраиваются концерты классической музыки, рок-концерты, а также конференции, благотворительные акции, званые обеды и даже боксерские бои. Необычайной для королевской семьи была жизнь королевы Виктории и принца Альберта, проживших в счастье и огромной любви. И Мемориал Принца Альберта, расположенный напротив театра Альберт-Холла, выражает такую же преданную любовь по безвременно ушедшему супругу, как и Тадж-Махал в Индии.

Затем мы остановились у Букингемского дворца, это официальная лондонская резиденция британских монархов (в настоящее время — королевы Елизаветы II). Видимо, королева была во дворце, так как над крышей был флаг. Красивые ворота были закрыты, сквозь чугунные прутья были видны гвардейцы в красных мундирах. Напротив дворца на ярко украшенной цветами площади возвышается позолоченный памятник королеве Виктории. За площадью находится Грин-парк с озером, красивыми деревьями и отдыхающими на траве людьми, и улица со столбами, увенчанными коронами.

Букингемский дворец

Затем мы поехали на Трафальгарскую площадь. Она находится в географическом центре Лондона и является местом пересечения основных улиц Вестминстера. Отсюда идет отсчет километража всех дорог Великобритании, так называемый «нулевой километр». Здесь находится Национальная картинная галерея, на ступенях которой сидело множество людей и проходили какие-то спортивные танцы, короче, очень многолюдное «тусовочное» место. Напротив — огромная колонна Нельсона в память о погибшем в Трафальгарской битве адмирале Нельсоне. Памятник оформлен бронзой, которую отлили из трофейных французских пушек. По бокам от колонны огромные статуи львов. А вокруг площади — нескончаемый поток машин и автобусов.

на Трафальгарской площади

Подошло время ехать в гостиницу «Travelodge», в которой мы должны были ночевать 3 ночи. Она находилась довольно далеко от центра, в районе Farringdon, но тем не менее, мы с Олесей в последующие вечера добирались туда пешком где-то около часа. Разместившись, перекусив и приведя себя в порядок, мы отправились еще на одну экскурсию, по вечернему Лондону, то есть программа тура была очень насыщенной, но ведь хотелось увидеть как можно больше. Мы вернулись на Трафальгарскую площадь, останавливались напротив Парламента, Колеса обозрения, Тауэрского моста. Подсвеченные, они выглядели волшебно.

Парламент ночью

6-й день. 2 мая — четверг.

Первым пунктом нашей сегодняшней программы значился Собор Святого Павла. Нынешний собор является уже пятым по счету, предыдущие были так или иначе разрушены, но все они находились на одном и том же месте. Архитектору Кристоферу Рену было чуть больше 30, когда он начал проектировать этот собор, а когда строительство было завершено (1811), ему уже шел восьмидесятый год. Собор строился как протестантский храм, и при его строительстве преследовалась самая главная цель — противостояние самому большому католическому храму — Собору Святого Петра в Риме. По своим размерам он немного меньше (высота собора с крестом 120 м) римского Собора Святого Петра. Строительство было закончено в период правления королевы Анны, в связи с чем ее скульптура украшает небольшую площадь перед входом в собор. Собор знаменит еще и тем, что именно здесь в 1981 году венчались принц Чарльз и принцесса Диана.

собор св.Павла

Собор огромный и красивый, но наверное, его основной достопримечательностью является огромный купол. У основания внутреннего купола находится так называемая «галерея шепота», мы пошептали, находясь далеко друг от друга, но к сожалению, ничего не услышали, людей было достаточно много. Зато очень здорово было осмотреть Лондон, выйдя из купола на открытую галерею. Но мы не остановились на достигнутом и по узкой, крутой, винтовой лестнице поднялись еще выше, на каменную галерею, откуда вид был еще лучше. Находясь там, в наушники услышали, что основная группа нас потеряла, мы как можно быстрее устремились вниз, но и спуск занял продолжительное время, так что группу мы нашли уже внизу, у мест захоронений (адмирал Нельсон, герцог Веллингтон — герой битвы при Ватерлоо). Я тут посчитала и ахнула: получается, что мы поднялись пешком на 30–40 этаж! Опыт подобного «восхождения» был у меня в Праге, когда мы поднялись на башню собора Святого Вита.

вид с собора св.Павла

Выйдя из собора, мы отправились на пешеходную экскурсию по самому старому району Лондона Сити. Это историческое ядро Лондона. В силу традиционной независимости округ Сити пользуется правом самоуправления и имеет собственную полицию. Управление территорией осуществляет выборный лорд-мэр. Даже монарх может въехать на территорию Сити только с разрешения лорд-мэра. Сити наряду с Нью-Йорком считается мировым финансовым центром. Границы Сити отмечают чёрные столбики с его эмблемой, а при въезде с больших улиц — статуя дракона. Для архитектурного облика Сити характерны резкие контрасты памятников старины с ультрасовременными зданиями, такими, как небоскреб Мэри Экс («огурец»). Это смешение архитектурных стилей, как ни странно, не раздражало, наоборот, было интересно оценивать красоту и необычность фасадов.

Погуляв по Сити, мы отправились в Тауэр. Пока решались организационные вопросы, я купила, по совету гида Ирины, «Fish&Chips» (рыба с картофелем-фри) — вкуснятина необыкновенная, рыба — треска, но свежая и вкусно приготовленная. И еще мы с Олесей успели пройти по всему Тауэрскому мосту.

Тауэр, крепость, стоящая на северном берегу Темзы, — исторический центр Лондона и одно из старейших сооружений Англии, «за свою историю Лондонский Тауэр был крепостью, дворцом, хранилищем королевских драгоценностей, арсеналом, монетным двором, тюрьмой, обсерваторией, зоопарком, местом привлекающим туристов». При входе служители Тауэра, их называют еще бифидерами, одетые в специальные мундиры, всех проверяют, ведь в настоящее время основные здания Тауэра — музей и оружейная палата, где уже в течение трехсот лет хранятся сокровища британской короны. Во время коронационных торжеств их под особой охраной вывозят в Вестминстер, с тем чтобы по окончании церемонии немедленно возвратить обратно. К сожалению, фотографировать там было нельзя, но драгоценные камни действительно очень большие и красивые. А рядом с этим великолепием золота и драгоценных камней лежит довольно большой простой камень из гранита или песчанника, его называют «камнем судьбы», и он считается одной из важнейших исторических реликвий королевства. Считается, что это тот самый Камень Завета (называемый также «подушкой Иакова»), который Иаков положил себе в изголовье и увидел во сне спускающуюся с неба лестницу. После покорения Шотландии этот камень, символизирующий её независимость, был привезён в Англию. В интернете я прочитала, что этот камень вделан в трон и находится в Вестминстерском Аббатстве. Так что не знаю, что правильно. А еще в крепости есть специальные служители — смотрители черных воронов. Существует поверье, что «уйдут вороны — закончится королевство», поэтому в целях предосторожности им подрезают крылья. И еще гид нам показала, что при входе в крепость есть даже «братская могила» воронов.

Тауэр

После Тауэра у нас было немного свободного времени, и мы с Олесей пошли к зданию Парламента. По пути нам попались два гвардейца верхом на лошадях, которые стояли в нишах ограды. Конечно, сфотографировались рядом с ними. Красиво, только «удобрений» было много:-). Далее за чугунной решеткой на Даунинг-стрит (Downing Street) резиденция премьер-министра.

Ну и вот наконец во всем великолепии золотистое здание Парламента. Правильнее: это Вестминстерский дворец, бывшая королевская резиденция, где заседает парламент. Нынешнее здание в стиле неоготики построено на берегу Темзы в середине XIX века на месте сгоревшего в 1834 году старого здания. У здания Парламента стоит памятник одному из самых легендарных королей — Ричарду Львиное сердце. В здании Парламента три главных башни: самая высокая — башня Виктории, центральная башня и башня Елизаветы, всемирно известная, как Биг Бен, на которую могут подняться только подданные Ее Величества, имеющие британский паспорт. Башню называют Биг Бен, хотя это название собственно относится к 13-тонному колоколу и происходит от имени дородного Сэра Бенджамина Холла, известного в парламенте, как Большой Бен. На сессии парламента, посвященной выбору названия колокола, он произнес такую длинную речь, что в зале послышались смешки, а не назвать ли колокол Биг Беном и положить дебатам конец. Большой колокол Биг Бена отбивает часы, а четыре малых колокола — каждые четверть часа.

Большой тур по Великобритании. Часть 2: Гринвич, Лондон

Мы обошли здание с трех сторон, одна сторона выходит на Темзу. Очень красиво! Справа небольшой парк с цветущими деревьями. Напротив — собственно Вестминстерское Аббатство. По мосту мы перешли на другой берег и любовались Парламентом. Но сфотографировать оттуда не получилось, так как мешало яркое солнце.

Вдоволь налюбовавшись окружающими нас видами, мы вернулись на Трафальгарскую площадь, где встретившись с группой, пошли на традиционное английское чаепитие »five o'clock». Вообще, наша группа оказалась очень дружной и посещала практически все дополнительные экскурсии. В кафе нам предложили чай, кекс, масло, напоминающее деревенские сливки, и джем. Подкрепившись таким образом, мы отправились на колесо обозрения »London Eye». Это одно из самых высоких колес обозрения в мире (высота 135 м), оно имеет 32 закрытые и кондиционируемые кабинки-капсулы для пассажиров, сделанные в форме яйца, в каждую капсулу помещается 25 человек, оборот длится примерно полчаса. Отстояв в очереди, мы зашли в кабинку и плавно двинулись вверх над кромкой Темзы. В середине капсулы есть диванчик, но мы предпочитали ходить, глядя на город под нами. Конечно, красиво и радостно. После выхода посетителей из капсулы, внутрь успевают зайти охранники и проверить ее, потом впускают следующую группу.

Наступил вечер, после Лондонского Глаза мы вернулись на Трафальгарскую площадь. Гид показала нам торговые улицы, мы пошли по Оксфорд-стрит, чтобы купить сувениры и подарки. На площади Пикадилли толпился народ, ожидали приезда какой-то знаменитости. Магазинчиков было много, так что выбор незамысловатых подарков не составил труда. Ну, а когда уже стемнело, мы по карте пешком вернулись в гостиницу, как пела Вайкуле: «По улице Пикадилли я шла, ускоpяя шаг. Когда меня вы любили, я делала всё не так». Наш гид Ирина сказала, что этот город безопасный, везде стоят камеры наблюдения, люди готовы помочь, но на безлюдных окраинах все же было как-то неуютно.

Пикадилли

7-й день. 3 мая — пятница.

Этот день тоже был насыщенным и интересным, как впрочем и все остальные дни путешествия. Да и погода радовала: тепло и солнечно, хотя почти везде было ветрено. Я ехала и думала, что в Англии будут сплошные дожди, но с погодой просто сказочно повезло. Еще интересная деталь: мы предпочитали теплую одежду, а англичане, даже дети, были одеты очень легко. Нам рассказали, что отопление в доме англичане включают утром, когда собираются на работу, и вечером, когда семья в сборе. На ночь отключают, считая, что под одеялом и так тепло. В общем, очень закаленные люди!

Итак, третий и, к сожалению, последний день в сказочном Лондоне. С утра — экскурсия в Вестминстерское Аббатство. Пока решались организационные вопросы (группа делилась пополам), мы успели, полюбовавшись Парламентом, сходить в расположенный рядом парк Сент Джеймс, древнейший из королевских парков. Просторно, чисто, зелено. А какие красивые клумбы с яркими цветами! Мы прошли вдоль озера с утками, гусями и пеликанами. Потом увидели белок, они более серые, чем наши. У меня с собой были орешки, поэтому белки уделили нам достаточное внимание, даже залезая на брюки и кушая из рук, чем привели нас в восторг. Нафотографировавшись, мы пошли к месту сбора группы.

Вестминстерское Аббатство уже много столетий играет одну из важнейших ролей в жизни английского королевства. Ведь именно здесь всегда короновали монархов: в стенах аббатства они обретали королевскую власть, а когда их земная жизнь кончалась, то в этих же стенах они успокаивались навеки. Удивительно, но Елизавета I и Мария Стюарт похоронены в одной гробнице, хотя при жизни они были непримиримыми и яростными соперницами. Здесь похоронена и принцесса Диана.

Главный храм Вестминстерского аббатства называют церковью Святого Петра. С этим связана одна интересная легенда. Король Эдуард дал обет совершить паломничество в Рим, но не смог этого сделать. Папа позволил ему вместо поездки построить монастырь, и посвятить его апостолу Петру. Церковь была построена, и легенда рассказывает, что сам Святой Петр был на церемонии ее освящения. Святой нанял лодочника и перебрался через Темзу, заплатив за перевоз — он дал перевозчику огромную рыбу.

Основной достопримечательностью аббатства является часовня Эдуарда Исповедника — главное святилище храма, построенное в XIII веке. Она отделена от алтаря резными вратами со щитом короля Эдуарда; перед этими вратами находится деревянный трон, изготовленный для Эдуарда I в. 1300 г. , на котором короновали всех королей и королев Англии. В Вестминстерском аббатстве венчались Королева Елизавета ІІ и Принц Филипп в 1947 году, а 29 апреля 2011 года Уильям и Кейт.

Вестминстерское аббатство

К сожалению, фотосъемка была запрещена (следят), и мы просто ходили и любовались этим сакральным местом. Собор большой, величественный с витиеватым потолком, конечно, он хорош для венчаний и коронаций. Трон поразил своей простотой: темный, деревянный. Зато очень красивые надгробия. Смущало то, что ходишь по плитам, под которыми похоронены люди, в том числе Ньютон, Диккенс.

А дальше нам предстояла еще одна необыкновенная экскурсия: мы ехали в Виндзорский замок, расположенный недалеко от Лондона. Кстати, королева летает туда на вертолете, а для желающих курсирует поезд. Это древнейшая в Европе загородная королевская резиденция. В Англии нет пышных дворцов типа Лувра и Версаля. Только Виндзорский замок в прошлые времена был достоин быть королевским дворцом, хотя внешне он больше походит на крепость. Вильгельм Завоеватель построил здесь деревянную крепость для защиты дороги на Лондон. Крепость стала каменной в период правления Генриха I, а создателем замка в его нынешнем виде является король Эдуард III, который родился здесь. Замок построенный в нормандском стиле, в 1820-е годы был реконструирован по указу короля Георга IV так, чтобы он, будучи средневековой твердыней, воплощал величие и силу английской монархии.

По украшенной флагами улице поднимаемся к дворцу. Над головой в безоблачном небе постоянно идут на посадку самолеты, оказывается, недалеко аэропорт. Как королева терпит этот шум? Замок действительно архитектурно больше похож на огромную крепость. Мы побывали и внутри, в тех помещениях, которые открыты для посещений (фотографировать нельзя). Конечно, великолепно! Ну, а самое большое впечатление произвела смена караула. Гвардейцы — в красных мундирах, в медвежьих шапках, блестящих на солнце, в каких-то толстых черных ботинках и коротковатых брюках. Мне показалось забавным, как они маршируют.

Виндзор
в Виндзоре

Погуляв по Виндзору, находим свой автобус и возвращаемся в Лондон, где нам предстоит экскурсия в музей мадам Тюссо. Художественная студия мадам Тюссо занимается изготовлением восковых фигур уже более ста пятидесяти лет. На то, чтобы на свет появился очередной шедевр, уходит до четырех месяцев времени, над каждой скульптурой работает команда из двадцати талантливых и высокопрофессиональных скульпторов. Создатели проводят до 500 замеров, настоящие волосинки вставляются по одной, бесчисленные слои краски призваны воссоздать естественный цвет кожного покрова. Именно своим невероятным сходством с оригиналом славятся восковые фигуры мадам Тюссо уже более двух столетий. Просто невероятно: такое впечатление, что эти скульптуры смотрят на тебя, только не моргают. Их очень много: политики, ученые, спортсмены, актеры, певцы. Они стоят в разных местах, можно подойти, потрогать, сфотографироваться. Как живые! Поэтому в комнату ужасов я не пошла: слишком все реально.

в музее мадам Тюссо

Ну и в последний вечер в Лондоне мы снова прошли по знакомым торговым улицам, что-то еще докупив, да и просто погуляв по очень понравившемуся городу. Даже немного поблудили в районе вокзала Кингс-Кросс, недалеко от нашего отеля, где есть платформа 9 ¾, знакомая всем фанатам книг о Гарри Поттере, но мы туда уже не пошли.