Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 8:07

Стерлинг — Великобритания Май 2013

11-й день. 7 мая — вторник.

Утром — подъем, привычный завтрак и снова в путь, на север Шотландии к загадочному озеру Лох-Несс. Дорога была живописной: местность холмистая, на зеленых лугах паслись овцы с ягнятами. Сами луга были поделены ограждениями из кустов или камней. Иногда встречались поселения. Вдоль дороги цвели ярко-желтые нарциссы. Вся земля кому-то принадлежит, но можно заходить в лес, есть общественные тропы (public path). Чем дальше ехали, тем меньше становилось зелени, и вскоре холмы стали коричневыми, а на некоторых даже лежали облака. Дикая красота природы завораживала. Мы сделали остановку среди этих пустынных холмов, было значительно прохладнее.

Шотландия

Нафотографировавшись и размяв ноги, мы поехали дальше, слушая рассказ гида о шотландцах, что это очень смелые солдаты и хваткие бизнесмены. Как известно, национальная одежда мужчин — клетчатая юбка — килт. Спереди обычно носится сумочка для мелких вещей — спорран. Конечно, у женщин сразу возник вопрос: «А что под юбкой?» :-). К общей радости услышали ответ, что белья под ней нет, но ведь не проверишь же:-). Каждому клану соответствует свой тартан (цвет и размер клеток на ткани). Потом в витрине магазина видели свадебный наряд: невеста в длинном белом платье, жених в юбке до колен. Видели школьников с учителями в килтах. Ну и конечно, уличные музыканты в килтах и с волынками. Забавно и красиво. Национальный символ — чертополох, в Англии — роза, в Ирландии — клевер, в Уэльсе — лук-порей и нарцисс. Одно из национальных блюд — хаггис: смесь рубленных субпродуктов с мукой, сваренных в овечьем желудке. Существуют национальные банки, которые выпускают купюры и монеты, т. е. деньги в Великобритании различаются по оформлению, но имеют равное хождение. Несколько разных монет я, естественно, привезла домой.

Следующая остановка была сделана для посещения вискокурни «Tomatin». В Шотландии виски — главная статья экспорта. Виски изготавливается из одного (signmolt) или нескольких разных сортов (blanded) пророщенного зерна, в основном, ячменя. Созревает виски в бочках не менее трех лет.

на вискокурне "Tomatin"

Слово «виски» происходит от гэльского выражения uisce beatha («вода жизни»).

Wysky — так пишут в Шотландии, Wyskey — так пишут в Ирландии. Пить надо в чистом виде, а потом можно запить водой, или разбавить водой комнатной температуры, чтобы почувствовать вкус и аромат (американцы пьют виски со льдом — ну совсем неправильно J). Бутылка может храниться хоть 100 лет без изменения вкуса, но созревает виски только в бочке. На рождение ребенка покупают бочку и хранят до свадьбы (однако, сила воли у шотландцев!). Подают бокал виски с бокалом воды: 1/3 виски, 2/3 воды, пить маленькими глотками. Подходит к устрицам, дичи, копченой рыбе (лосось). При употреблении правило 5 S: 1s (see) — посмотреть (бокал с сужающимся верхом); 2s (smell) — понюхать, 3s (swish) — посмаковать, подержав во рту; 4s (swallow) — проглотить, почувствовав вкус резкий или мягкий; 5s (splash) — плеснуть, глотнуть воды.

Походили мы по вискокурне, посмотрели на огромные перегонные аппараты. У каждой вискокурни свой рецепт, своя форма аппарата. Гид сказала, что если у аппарата была какая-то вмятина, то следующий будут уже тоже делать с вмятиной, т. к. от этого может меняться вкус виски. Посмотрели на огромное количество бочек в прохладном складе, где напиток созревает. Сами бочки привозят из Америки, виски наливают в бочку всего один раз, потом ее сжигают, получают уголь и через него производят очистку. Получив такие ценные сведения и хлебнув по глотку виски по всем правилам, мы поехали дальше: ловить Несси. Правда, по дороге гид поставила фильм, который пытался нас убедить, что никакой Несси в озере нет и быть не может, а жаль.

Озеро Лох-Несс является самым глубоким и одним из самых больших озер страны. В длину озеро достигает 38 километров, а в ширину 2 километра. Глубина озера составляет в среднем около 200 метров (самое глубокое место достигает отметки в 320 метров). Как и множество других мест в Шотландии, озеро окружено легендами и слухами. В этой стране практически везде есть свои привидения, здесь же самым знаменитым считается Лохнесское чудовище, благодаря которому и само озеро прославилось на весь мир. Первое письменное упоминание о загадочном существе, обитающем в водах озера Лох-Несс, восходит еще к VI веку нашей эры. В записках аббата Иона о святом Колумбе, автор упоминает о встрече святого с «водяным зверем» и последующем триумфе над ним.

Озеро мне понравилось: темно-синее, окруженное цепью гор. Вода чистая, не очень холодная. Сувенирный магазин был заполнен Несси разных размеров, а также шотландскми килтами, шарфами, сладостями, кое-что мы выбрали. Рядом стояла зеленая Несси, которую мы по очереди оседлали для фотосессии, а на берегу фиолетовая большая Несси. День был солнечный, озеро блестело, вдалеке белел парус — красота! В ожидании теплохода мы перекусили на берегу, но чудовище так и не показалось:-).

озеро Лох-Несс, красивое
вот такую Несси можно увидеть и даже посидеть на ней
на берегу озера Лох-Несс

Затем на теплоходе мы поплыли по озеру, чтобы высадиться у разрушенного замка Урхарт, где нас ждал автобус. Плыть было приятно. Конечно, крутили головами, глядя вдаль: а вдруг… Устроили фотосессию на носу теплохода, почти как в фильме «Титаник», женщина-капитан завозмущалась, но сфотаться успели.

Вскоре показались руины замка Урхарт. Мощный замок был основан в 1230 году и в течение столетий являлся важнейшей фортификацией Шотландии, и в лишь 1698 году замок был полуразрушен во время кровопролитных войн, а гарнизон покинул его. В 1715 году во время сильного шторма обрушилась южная стена средневекового замка, а ее камни навсегда скрыли воды озера Лох-Несс. Сейчас руины средневекового замка Урхарт являются музейной экспозицией.

разрушенный замок Урхарт на берегу озера Лох-Несс

Мы поднялись на уцелевшую башню, любуясь озером, зелеными округлыми холмами и желтым цветущим колючим терновником («Только не бросайте меня в терновый куст!»).

вдоль дороги

А потом по лестницы мимо огромной катапульты поднялись к автобусу и поехали дальше по Шотландии мимо невысоких гор и вересковых пустошей в город Стерлинг. Первые поселения на его территории относятся к каменному веку. Стратегическое значение город впервые приобретает при завоевании Британских островов римскими войсками, во многом благодаря удобному, с точки зрения обороны, высокому холму (позже на нём будет построен Стерлингский замок) и отличному стратегическому положению на реке Форт. Одним из наиболее известных исторических сооружений города является Холирудская церковь (т. е. Святого Креста). За исключением Вестминстерского аббатства, это единственная в Британии церковь, принимавшая под своими сводами коронационную церемонию. Здесь 29 июля 1567 года на шотландский трон взошёл Яков VI, сын Марии Стюарт. Он стал первым королём как Англии, так и Шотландии. Когда-то давно Стерлинг был столицей Шотландии и излюбленным местом королей династии Стюартов. Замок Стерлинг — заложен на вершине скалы в XII веке, почти полностью перестроен в XVI веке, выдержал восемь осад. Сами шотландцы, подчеркивая значение этого замка, говорят: «Кто владеет Стерлингом, тот правит Шотландией».

И хотя мы приехали довольно поздно, все же поехали на экскурсию. Конечно, в сам замок мы не попали, были только на площади перед ним, но оценили прекрасный вид на окрестности. Напротив замка, на вершине холма Эбби-Крейг стоит памятник — Монумент Уоллесу — народному герою Шотландии, которого знают все, особенно, в исполнении Мела Гибсона в оскароносном фильме «Храброе сердце». И хотя фильм, может быть, несколько далек от реальных исторических фактов, но он напомнил шотландцам о битве на Стерлингском мосту 1297 года и сыграл в истории Шотландии не меньшую роль, чем реальные события: он всколыхнул национальное самосознание. Шотландский парламент, отменённый в 1707 г. после объединения Англии и Шотландии в единое королевство — Великобританию, в 1999 году был восстановлен! Считается, что с холма, на котором стоит Монумент, Уоллес следил за приближающейся английской армией накануне битвы на Стерлингском мосту. Перед самим замком установлен памятник королю Роберту Брюсу, чьи войска в июне 1314 года разгромили английскую армию.

Стерлинг, королю Роберту Брюсу рядом с замком Стерлинг

Город очень старинный с мощеными улицами, невысокими коричневыми домами и зелеными кладбищами со старыми могильными плитами. Гид сказал, что сюда жители приходят отдыхать. Нам же с нашим менталитетом хотелось побыстрее с кладбища уйти. Зато хоть и устали, с удовольствием походили по старинным улицам. А нас ждал отель с цветущим вереском.