Павлов Константин (KonstantinPavlov)
Константин Павлов Пользователь — был сегодня 14:29

По Китаю, с севера на юг. О Лояне — городе пионов

6 августа 19:05 Лоян — Китай Май 2016

О городе Лояне, для жителей которого пион — священный цветок, символ красоты и богатства

В город Лоян я прибыл в гордом одиночестве. Мои компаньоны по поездке отправились из Сианя на юго-восток Китая в провинцию Хунань, где на живописных склонах Улюнъюань раскинулся национальный парк Чжанцзацзе. Не спорю, посмотреть прообраз Пандоры из популярного некоторое время назад фильма «Аватар» достойная идея. Но еще дома, на этапе планирования маршрута, я решил для себя, что это будет несколько утомительно. Мои любимые скоростные поезда туда пока не ходят, два авиаперелета — и накладно и хлопотно, с китайскими горами (Мяньшань и Хуашань) я уже имел счастье познакомиться. Так что, мой выбор пал на соседний с Сианем Лоян. Город по китайским меркам небольшой, но древний, с историей. Несколько раз он был столицей Китайской Империи. Первый раз, во II веке до нашей эры, последний раз — в X веке уже нашей. Есть в окрестностях этого города знаменитый на весь мир буддистский пещерный храмовый комплекс Лунмэнь и чуть подальше, не менее известный (а скорее всего более известный) монастырь Шаолинь.

А еще Лоян — город пионов. Тут такая история. Императрица У Цзэтянь, также известная под именем У-Хоу (государыня У) очень любила пионы. Кстати, про эту императрицу У-Хоу я уже рассказывал. Это было в рассказе про горы Мяньшань. Тогда я обратил ваше внимание на некую закономерность китайской истории. Периодически, из руин и хаоса появлялся талантливый правитель, основывал новую династию, возрождал империю, при нем государство достигало небывалых высот в развитии. Затем начинался упадок, империя распадалась, вновь погружаясь в хаос. Так было и в 7 веке н. э., когда после смерти великого императора династии Тан Тай-Цзуна закончились «тучные годы» Империи. К власти пришла жена его девятого сына, ставшая позже императрицей У-Хоу. Оценки её правления диаметрально противоположны — одни историки рисуют образ жестокой взбалмошной нечестивой царицы, другие — мудрой просветлённой государыни, которая заботилась о благополучии страны. Однако, в итоге, именно ее сорокалетнее правление положило начало конца империи Тан, да и самодурства ей было не занимать. Однажды она повелела своему любимому цветку — пиону — цвести круглый год. Однако тупые пионы зимой не зацветали. Тогда от злости императрица велела уничтожить непокорные цветы.

Садовники не могли не исполнить волю У Цзэтянь, но и безжалостно истребить прекрасные пионы тоже не решались. Поэтому они сговорились и тайно пересадили растения в Лоян, где им ничто не угрожало. Так пион обрел новую родину и постоянный дом. А современник У-Хоу, поэт Бай Юи это дело хорошо пропиарил, он стал воспевать цветки пионов Лояна. Вот именно ему Лоян и обязан своим красивым прозвищем «Город пионов».

О парках Лояня, в которых можно провести целый день

Говорят, что в Лоян надо приезжать в апреле, во время буйного цветения пионов. Считается, что пион цветет всего 20 дней, и всю силу, которую куст пиона накапливает на протяжении целого года, он демонстрирует именно в эти дни. Традиционно, примерно в середине апреля в Лояне проходит международный фестиваль пионов, когда в город приезжают многочисленные пионовые эстеты, стремящиеся уловить и запомнить цветение и аромат божественного цветка. Пионов в Лояне великое множество, ими усажены улицы и парки. Сортов более пятисот, разнообразие поражает: белые, розовые, красные и редкие темные сорта пионов. И даже есть знаменитый изменчивый пион: в начале, он нежно — зеленый, а отпадая, становится совсем белым.

Я оказался в Лояне в первых числах мая, " к шапочному разбору» скоротечной красоты любимого китайскими императорами цветка. Увы! Цветущие пионы еще попадались, но на большей части растений уже завядшие бутоны были аккуратно обрезаны, чтобы в следующем апреле цветок смог зацвести вновь.

Но майская погода была изумительна и целый день, один из трех, отведенных на этот город я провел в парках Лояня. Большую часть времени я бесцельно бродил по невероятно уютным парковым аллеям и дорожкам, наслаждаясь одиночеством и увиденным. Китайцы, как известно, мастера искусственно создавать «естественный» ландшафт в миниатюре.

Именно в Китае зародился и пришел в Европу пейзажный стиль, в котором нет места рукотворным акцентам. В китайском саду постройки органично вписываются в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Если возвышенностей нет, они создаются искусственно.

Здесь нет бескрайних горизонтов и прямых линий, но обязательно будет «главная» точка, откуда открывается самый красивый пейзаж. И именно этот вид становится главной композицией.

Как в Китае пытаются спасти уникальное мастерство каллиграфии

Периодически из тишины лоянских парков я «выходил в свет» на городские улицы, наблюдать за местным населением. Некоторые наблюдения были весьма интересны. Вот, например, такие странные, на первый взгляд, картинки.

Мужчины среднего и старшего возрастов, обмакнув обычную малярную кисть в ведро с мыльным раствором воды, рисуют прямо на асфальте иероглифы. За действиями одного из них следил не менее получаса, блаженно отдыхая на лавочке в тени деревьев.

Рука парит в воздухе, она — одно целое с кистью, каждое движение оставляет неповторимый след. На солнце иероглифы достаточно быстро исчезают. Думаете это просто глупая забава престарелых бездельников? Вовсе нет. Это напоминание, что также быстро в Китае может уйти в историю древнее искусство каллиграфии. Современные технологии убивают древнейшее искусство Китая. Проведенные в стране исследования показали, что все больше жителей Китая совершают серьезные ошибки, когда пытаются писать иероглифы. Дело в том, что люди уже привыкли печатать иероглифы на компьютере, и сделать это несложно. Начинаешь набирать его звучание и выбираешь подходящий вариант из того, что дает программа. Но, когда нужно вручную, самому, писать текст, начинаются проблемы. Большинство китайцев, особенно молодежь, путаются и забывают слова. Я прочитал интервью директора музея каллиграфии. «Нам грозит полная катастрофа. Наша молодежь увлеклась цифровыми технологиями и забывает родное письмо», — говорит этот авторитетный человек. Сам господин директор знает 40 тысяч иероглифов и готов обучать каждого, кто мечтает овладеть этим непростым искусством. Но, мастерство каллиграфии постепенно забывается. Стандарты современного китайского образования не предполагают писать иероглифы на тонкой рисовой бумаге, в обязательных предметах уже нет искусства каллиграфии. Впрочем, еще есть умельцы, которые готовы сохранить древние секреты для потомков. И я их видел.

На набережной реки Лохэ

Лоянь растянулся вдоль северного берега реки Лохэ с запада на восток на 15 километров.

Не думаю, что я прошел все это расстояние, но, как минимум, половину точно. Это не только городская набережная, а еще наглядный пример ландшафтной архитектуры, когда традиции и опыт садоводов прошлого совмещен с современными требованиями к городской среде. Прочитал, что с 2014 года городские власти активно реализуют программу повышения устойчивости городской среды в условиях природных бедствий. Дело в том, что в реку Лохэ (приток Хуанхэ) в пределах городской черты впадает другая река — Ихэ. Ежегодно в сезон дождей в Лояне происходит наводнение. Проектируя новый городской центр, власти Лояня поставили задачу соединения рек и урегулирования уровня воды в них, чтобы защитить город от наводнения.

Надеюсь у них это получиться. Но уже сейчас получилось разбить на набережной реки Лохэ парк, очень напоминающий парки, которые можно увидеть при приличных санаториях на нашем юге.

А если в Китае есть парк, значит, там массово будет развлекаться китайский народ. «Упав» в изнеможении на лавку, после очередного длительного марш-броска, я стал свидетелем забавных физкультурных занятий пожилых китайцев. Они ловко орудовали диковинными для меня предметами, подбрасывая, вращая, крутя и чего только не делая с ними.

Увидев бледнолицего с фотоаппаратом, милые старички завелись не на шутку, хорохорясь друг перед другом и передо мной, показывая все, на что они были способны. А способны они были на многое.

О храме Гуанлинь, посвященному китайскому Робин Гуду

Неподготовленному зрителю все китайские храмы «на одно лицо». Но, при каждом удобном случае, я все равно старался зайти туда, чтобы прочувствовать особую атмосферу этого места. Давайте зайдем и в этот лояньский храм Гуанлинь.

Он небольшой, окружен тесно стоящими кипарисами и посвящен народному герою по имени Гуан Юй. Пока мы гуляем по храму, немного расскажу про Гуан Юя и про эпоху, когда он совершал свои подвиги. Это такой китайский Робин Гуд, один из главных героев средневекового романа «Троецарствие», воин с чистыми помыслами и идеалами. Роман этот, я, конечно, не читал. Мое погружение в китайский мир прошло не так глубоко. Но очерк об эпохе троецарствия в Китае уважаемого ученого антрополога Льва Гумилева прочел.

Это был удивительный период в истории Китайской Империи. С 200 г. до н. э. по 150 г. н. э. Ханьская династия Китая вела крайне активную внешнюю политику, закончившуюся разгромом державы Хунну. И сразу после этого Китай ослабел настолько, что в IV веке исконные китайские земли в бассейне Хуанхэ попали в руки кочевников, которые побеждали организованные китайские войска с невероятной легкостью. При этом никакого подъема в среде кочевников не было, а, наоборот, степи опустели вследствие засухи, хозяйство кочевников находилось в упадке. Причина победы кочевников лежит в самом Китае. Этому, собственно говоря, и посвящен роман «Троецарствие».

Роман описывает драматические события крушения династии Хань, правившей более 400 лет. Неспособность последних императоров династии Хань контролировать государство, привела к разделу страны между наиболее влиятельными людьми на три части: царство Вэй, У и Шу. Этот период времени в Древнем Китае продолжался с 220 по 280 гг. н. э. На этом историческом фоне и выведен образ Гуан Юя, военачальника царства Шу. Со временем, образ Гуан Юя обрастал многочисленными легендами о его подвигах, постепенно он стал восприниматься, как божество, и в 1594 году был официально обожествлён как бог войны под именем Гуань-ди. Тысячи храмов появились в его честь по всей Поднебесной. В таких храмах обычно хранился меч, которым казнили преступников. Считалось, что дух покойного не дерзнёт мстить палачу, если тот совершит очистительные обряды в храме Гуань-ди. По одному из таких храмов в городе Лояне мы сейчас и гуляем. Более того, позади храма находится курган с мемориальной аркой утверждающей, что здесь захоронена голова Гуан Юя.

Вранье, наверное, но, поди, проверь!

Перед уходом с территории храма, я стал невольным свидетелем местных учений по противопожарной обороне, которые здорово подняли мое настроение. Спрятавшиеся за углом здания, сотрудники храма: смотрители, дворники, работники бухгалтерии и отдела кадров, по свистку ответственного за пожарную безопасность, вооруженные ведрами с водой, лопатами и прочим инвентарем дружно выбегали к предполагаемому очагу возгорания и так же дружно его тушили.

И так несколько раз! Выглядело все это достаточно комично. Но, впрочем, на этом все! Завтра мне предстоял путь в монастырь Шаолинь!

начало предыдущий рассказ следующий рассказ

6 августа 19:25
Пионы я поже люблю и была бы не против их цветения не только зимой, а вообще круглогодично. Китайские парки меня просто покорили, вроде и просто все, но в тоже время это совершенная красота! В Шанхае в парках я тоже подсматривала на китайских пенсионеров, занимающихся своими мудреными зарядками или энергично танцующих. Бодрая в Китае пенсия надо сказать...
6 августа 21:40
Действительно, в Китае очень много ухоженных парков, в которых китайцы массово проводят досуг. Это обязательно увидишь в любом городе. Любят они все делать коллективно, молодцы. А активность пенсионеров просто умиляет
6 августа 21:57
Какая многогранная страна! Оч интересно, и фотографии классные!
6 августа 23:20
Кстати, Олег. В Лояне начинался Великий Шёлковый Путь. Так что могли бы выйти друг другу навстречу и встретится где-нибудь в Казахстане
7 августа 10:54
Вот даже как!! Прикольно!!!
denis111
6 августа 22:32
Интересный город! Хотя в Китае все интересно Сам там был, хотя пока только в Пекине и на Великой стене
6 августа 23:22
А мы из Пекина проехались по стране, немного её посмотрели, чему я искренне рад
denis111
7 августа 0:04
Понимаю Вас. Может и я когда нибудь сделаю так, но я и одному Пекину очень рад
7 августа 9:39
Конечно, в Пекине есть что посмотреть, мы там провели пять дней, а стоило бы еще
7 августа 0:03
Господи, ну что за люди, даже пион - и тот в ссылку отправили! Хотя надо отдать китайцам должное - этот пионовский "Гулаг" выглядит очень и очень достойно
По поводу каллиграфии очень жаль конечно же... отмирает это искусство с развитием цифровых технологий, не только в Китае такая картина... Да что говорить о каллиграфии - даже русские люди, которые ни разу ни иероглифами пишут, в последнее время такое количество ошибок лепят, что просто диву даешься...
7 августа 9:52
Пионовский " ГУЛАГ" лояньцы нашли свой бренд и теперь активно его эксплуатируют, но вообще они молодцы, столько ухоженных парков и скверов. А что касается грамотности, я и сам об подумал. Цифровые технологии неплохо ударили по русскому письменному. Глобальная проблема
7 августа 12:13
KostantinPavlov писал 7 августа 9:52
лояньцы нашли свой бренд и теперь активно его эксплуатируют
ну так сам Бог велел, что ж добро пропадать будет ))
Глобальная проблема
о да, к сожалению...
7 августа 7:18
К власти пришла жена его девятого сына,
Как это слово-то, когда детей много? Из головы вылетело. А, вспомнила, плодовитый. Так а куда все 9 сыновей-то подевались?
Наша молодежь увлеклась цифровыми технологиями и забывает родное письмо
Слава богу нам это пока не грозит. Хоть с ошибками, но писать пока не разучились?
Интересно это там у них все! Хотя, впрочем, как у всех, лишь с национальным колоритом.
А город очень зеленый. И парки красивые!
7 августа 10:01
Сыновья спрятались за мамок и женой своих, слабые были. Тогда женщины долго были у власти, но кончилось это плохо, большой войной. Империя Тан ушла в небытие. Нашёлся сильный мужчина и образовал новую династию Позднюю Лян. А город и правда очень зелёный, китайцы молодцы, взялись за страну, активно благоустраивают
7 августа 7:29
Согласна с государыней У - хочу, чтобы пионы цвели круглый год! Теперь буду мечтать о Китае в апреле...
7 августа 10:04
в мае тоже классно было, но на пионы не попал. Так и не послушались они государыню У , круглый год цвести не хотят
7 августа 13:48
Бедный пион досталось ему от глупой государыни. У нас так с виноградом в Крыму боролись при Горбачеве
7 августа 14:28
Хорошее сравнение пиону в итоге повезло, надеюсь и крымский виноград ждёт лучшее будущее
7 августа 14:35
Частично лозу спасли,перепрятали по своим огородам. Но очень много загубили и болезни довершили своё дело. Лучшие вина раздарили "братскому" президенту Бушу старшему.
8 августа 10:02
Да я помню те годы. По всей стране боролись с пьянством, а победили виноградники. Теперь нужно долгое время чтобы это все восстановить
7 августа 23:07
А почему Хани не смогли править страной? 400 лет могли, а потом перестали....
8 августа 10:17
Хороший вопрос. В китайской истории такое было много раз. При одних правителях империя процветала, увеличивалась в размерах, развивались торговля и ремесла. Вот например в династии Тан при императоре Тан-Цзуне, были "тучные" годы, которые прошли с его смертью. Его сыновья были настолько слабыми, что у власти были женщины -матери и жены, одна их них У-Хоу. Их правление закончилось большой войной. в которой погибло 36 млн.! человек. Тоже самое было и при династии Хань и уже сосем недавно, в начале 20-го века, когда правление императрицы Цыси привело к окончательному краху империи. Роль личности в истории. Все дело в пассионариях, этому Лев Гумилев посвятил всю свою жизнь. Его пассионарная теория этногенеза как раз об этом.
8 августа 14:35
Цыси и прочие тетки никогда к добру не приводили. Не женское это дело властью заниматься... Мужа своего почитать надо, а не империей рулить)
8 августа 15:14
Позволю себе заступится за
Kapuletta писал 8 августа 14:35
Цыси и прочие тетки
-мужики рядом с ними слабые были, вот и пришлось им
империей рулить

А уж как получилось, так получилось
8 августа 17:25
KostantinPavlov писал 8 августа 15:14
мужики рядом с ними слабые
чет мне это напоминает... В России та же песня...
8 августа 17:38
Ну нет! У нас с сильными мужиками сейчас все нормально
8 августа 17:59
и вправду, чегой-то я разошлась....
7 августа 23:36
искусственно создавать «естественный» ландшафт

что мастера - то мастера, ничего не скажешь!)
8 августа 10:23
Это на самом деле так. Причем масштабы озеленения просто поражают. Это не только парки, но и автомобильные трассы, городские улицы...Молодцы китайцы!
8 августа 12:54
Респект!)
8 августа 18:01
Завтра мне предстоял путь в монастырь Шаолинь!

Сам городок на очень восхищает, а Шаолинь - это действительно круто!
Кстати, историю с пионами я почему то не запомнил...
8 августа 22:25
Ну да, в Лоянь едут ради пещерных храмов и Шаолиня. Я один день решил передохнуть от постоянных переездов и просто гулял по паркам, по набережной. Тоже надо
9 августа 22:26
Вот, оказывается, Китай такой зеленый . А то привыкли видеть только небоскребы, да густой смог в мегаполисах... Чудесные парки, молодцы, китайцы .
10 августа 9:51
Svet-lanka писала 9 августа 22:26
небоскребы, да густой смог в мегаполисах...
это, конечно, есть. Но заметил, что вся страна активно озеленяется. Тут китайцы точно большие молодцы
10 августа 12:15
Красивый парк, ты правильно сделал, Костя, что дал себе время насладиться ландшафтным дизайном и подивиться китайскими умельцами.
Сортов более пятисот
-пионов? Вот это да!!!
обмакнув обычную малярную кисть в ведро с мыльным раствором воды, рисуют прямо на асфальте иероглифы.
-вот где еще такое увидишь?
местных учений по противопожарной обороне,
- смешно, но полезно!!
10 августа 12:26
NataliaC писала 10 августа 12:15
ты правильно сделал, Костя, что дал себе время насладиться ландшафтным дизайном
к этому времени, Наташа, было уже полторы недели бесконечных перемещений по стране, небольшая усталость -эмоциональная и физическая накапливается, нужна была передышка. И тут как раз парки, набережная Лояня, очень даже кстати.
рисуют прямо на асфальте иероглифы.
это увлечение вообще массовое. Вроде глупо писать иероглифы, которые моментально исчезают, но смысловая нагрузка есть -сохранение своей культуры
NataliaC писала 10 августа 12:15
смешно, но полезно
похоже больше для галочки
10 августа 13:47
KostantinPavlov писал 10 августа 12:26
смысловая нагрузка есть -сохранение своей культуры
-удивительная нация!!
12 августа 21:31
Такова судьба любой империи, уж как римская сильна была
12 августа 23:13
Примеров этому много
Chiffa7
25 августа 17:19
Какие красивые парки! Пионам повезло)
Не ожидала, что Гуан Юя канонизируют.
25 августа 17:58
Chiffa7 писал 25 августа 17:19
Не ожидала, что Гуан Юя канонизируют.