Турист Глеб Габбазов (GLEBGABBAZOV553)
Глеб Габбазов
был вчера 14:13

Краснотурьинск — Россия Июнь 2023

Краснотурьинск — очень интересный город. Не менее интересны его исторические места, в частности — Дом-музей А. С. Попова и Геолого-минералогический музей имени Е. С. Фёдорова. Вместе они составляют «Краснотурьинский краеведческий музей». О них сегодня я вам и расскажу.

Начнём с Фёдоровского музея.

Он был открыт в 1894 году геологом Евграфом Степановичем Фёдоровым (1853 — 1919гг.), во время его рабочей поездки на Урал, и насчитывал более 80 тыс. экземпляров различных минералов. Долгое время считался крупнейшим геологическим музеем в России. Благодаря обширной коллекции минералов, карт и отчётов, геолог Николай Акимович Державин (1899 — 1974гг.) открыл месторождение бокситных руд «Красная шапочка», практически не выходя из данного музея. Кстати, здание, в котором располагается музей, ещё старше — 1882 года постройки.

Два самых известных музея Краснотурьинска

На сегодняшний день в музее представлены не только минералы, но и вещи, которыми пользовался Евграф Степанович Фёдоров. Вот, например, его рабочее место:

Далее мы можем лицезреть экспозицию минералов, найденных в окрестностях Турьинских рудников:

Помимо минералов, в музее представлены такие экспонаты, как бивни и кости мамонтов, шерстистых носорогов и других доисторических животных, обитавших вблизи Краснотурьинска в доисторические времена:

Два самых известных музея Краснотурьинска

Не обошли стороной музей и древнейшие окаменелости, которые нашли близ Краснотурьинска. Данным экспонатам 310 млн лет, и зародились они в Уральском океане, который тогда был на месте Урала. Исчез он в результате схождения двух материков, а на месте стыка образовались наши живописные Уральские горы.

В музее представлены самые разнообразные минералы, некоторые из них редчайших видов:

Особое место в музее занимают нефрит и лазурит, из которых делают различные украшения и шкатулки:

Два самых известных музея Краснотурьинска

Есть редкий борнит и другие интересные минералы:

Малахит занимает особое место не столько в музее, сколько в истории Урала в целом, ведь фактически — это его символ. А стал он им благодаря сказам замечательного уральского писателя Павла Петровича Бажова (1879 — 1950гг.).

В музее также воссоздан рабочий кабинет Евграфа Фёдорова, с оригинальной мебелью XIX века! В нём он проводил свои расчёты и исследования, писал труды и играл на фортепиано:

Два самых известных музея Краснотурьинска

Хозяева музея не поленились, и воссоздали в подвале шахту, в которой добывали руды и полезные ископаемые:

Вот такой интереснейший музей. Кстати, сейчас данный музей насчитывает свыше 180 тысяч музейных экспонатов!

Итак, следующий музей — дом Попова. Он не менее интересен, чем Фёдоровский музей, и расположен сравнительно недалеко от него. Давайте начнём!

Музей был открыт на День радио, 7 мая 1956 года. Сам дом - архитектурный памятник XIX века, являющейся характерной уральской застройкой для настоятелей церкви. В этом доме Александр Степанович Попов провёл свои детские годы (1859 — 1867), и сейчас эта атмосфера отражена внутри.

Два самых известных музея Краснотурьинска

Встречает нас огромная коллекция радиоприёмников, как символ того, что здесь жил будущий изобретатель радио, многие из них — настоящий антиквариат!

Дальше мы видим прихожую дома:

Если пройти прямо по коридору, нас встретит отопительная комната с печью:

Два самых известных музея Краснотурьинска

Чуть дальше воссоздан рабочий кабинет Попова, который у него был в Санкт-Петербурге:

Есть ещё две гостиные комнаты, в которых члены семьи Поповых собирались вечерами, пили чай, рассказывали истории, играли на фортепиано, в карты, принимали гостей.

Каждая комната сопровождается определёнными фактами и фотографиями разных периодов жизни Попова, от рождения до самой смерти.

Вот такой интересный музей, отражающий атмосферу ранних лет Попова. В 2010 году Дом-музей посетил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щёголев!

Если будете в Краснотурьинске, вы просто обязаны посетить два данных музея. Уверяю, вы не пожалеете! И узнаете много нового, интересного, и восхитетесь обилием материалов и экспонатов, представленных в них!

Цикл материалов "Записки путешественника. Родной край"