Турист Глеб Габбазов (GLEBGABBAZOV553)
Глеб Габбазов
был вчера 14:13

Краснотурьинск — Россия Июнь 2023

Краснотурьинск — очень красивый и интересный город на севере Свердловской области. Некоторые называют его «Маленький Ленинград», или «Уральский Петербург». Основанный в 1758 году, город пережил взлёты и падения, огромный рост, и появление своих достопримечательностей. Я, как житель этого прекрасного города, обязательно должен познакомить вас с главными достопримечательностями Краснотурьинска. Давайте начнём прогулку!

Итак, начинается город с Заречного района. Первая достопримечательность, которую не обходят стороной — набережная. Вообще, их две, как местные называют «передняя» и «дальняя». Сейчас мы находимся на передней набережной, построенной в 2019 году.

Краснотурьинск: маленький Ленинград на Урале

Идём дальше. Проходим плотину, и попадаем в такой небольшой мемориальный комплекс, который называется памятник трудармейцам Богословлага. Он посвящён заключённым советским немцам, которые фактически построили Богословский Алюминиевый Завод и некоторую часть города. В Богословлаге трудились 20 711 человек, из них 3732 человека умерли от холода и голода. И 99% от них составляли немцы. Памятник был торжественно открыт 4 мая 1995 года.

Вот такой памятник, ну а мы двигаемся дальше.

Буквально через пару шагов начинается дальняя набережная — визитная карточка Краснотурьинска. Она была отреставрирована в 2018 году, и, смотря на неё, город действительно хочется назвать маленьким Ленинградом. До реставрации набережная была запущена, неблагоустроена, но, тем не менее, была "зеленее".

Краснотурьинск: маленький Ленинград на Урале

Вот амфитеатр «Ротонда», который в последнее время стал символом свадебных фотографий.

Вот статуя-олицетворение реки Турьи, на которой стоит город:

Краснотурьинск: маленький Ленинград на Урале

Да и вот, в общем-то, вся красота дальней набережной:

Вот, кстати, панорама набережной с другого берега Турьи:

Идём дальше. На дальней водной заканчивается Заречный район, начинается Центральный район, или просто центр. Здесь сосредоточена большая часть правительственных учреждений, а также главная площадь города.

Встречает нас Дворец Культуры Металлургов, или ДК БАЗа, второй дворец культуры Краснотурьинска, открытый в 1952 году. Здание дворца является одним из самых красивых в Краснотурьинске.

Краснотурьинск: маленький Ленинград на Урале

Он открывает нам путь на улицу Ленина, главную и самую большую улицу города по протяжённости. Кстати, многие люди в советские времена называли данную улицу "Маленьким Бродвеем" или "Бродвухой".

Идя по ней, можно завернуть в небольшой переулочек, и попасть к Лютеранской церкви Краснотурьинска, построенной в 2000 году на месте кукольного театра:

Краснотурьинск: маленький Ленинград на Урале

А вот и площадь. Перед зданием администрации города стоит статуя Владимира Ильича Ленина:

Спустившись чуть ниже, мы встречаем мемориал погибшим солдатам Великой Отечественной войны и Памятник неизвестному солдату. Мемориал был торжественно открыт 9 мая 1979 года, а в 2001 году отреставрирован:

Краснотурьинск: маленький Ленинград на Урале

Пройдём чуть дальше, и увидим часовню Иоанна Богослова, возведённую в 2000 году в честь 55-летия БАЗа:

Если мы пойдём на Запад и перейдём дорогу, то попадём на книжный бульвар. Он был открыт сравнительно недавно, в 2021 году, и оформлен просто превосходно! Здесь всегда есть и библиотека, и хорошая компания, и доброжелательные люди. А главное — всегда есть, что почитать.

Краснотурьинск: маленький Ленинград на Урале

Дальше мы вновь выходим на улицу Ленина и идём прямо. Пройдя примерно квартал, нас встретит местный «Биг Бен» - огромный дом с часами, возведённый в честь 60-летия БАЗа в 2005 году. Рядом с ним располагается памятник нашему земляку, изобретателю радио Александру Степановичу Попову (1859 - 1906гг.), установленный в 1959 году.

Итак, идём дальше. Попадаем в следующий район — Восточный, или, как говорят местные, просто «Яма», потому что дорога здесь уходит вниз. Именно на яме сосредоточено большинство исторических мест Краснотурьинска. И первое, что нас встречает — «Дом-музей Попова». Именно в этом доме вырос будущий изобретатель радио. Дом-музей входит в состав большого комплекса — Краснотурьинского краеведческого музея.

Краснотурьинск: маленький Ленинград на Урале

Пройдя несколько шагов, нас встретит Новоапостольская церковь, возведённая специально для католиков в 1989 году.

Ещё пройдя пару шагов, мы увидим Церковь Максима Исповедника, или просто Максимовскую церковь — главную православную церковь Краснотурьинска. Она была заложена в далёком 1782 году, сгорела в 1829, и была восстановлена только в 1844. Является одной из крупнейших церквей на Северном Урале.

Краснотурьинск: маленький Ленинград на Урале

Напротив неё у нас небольшой памятник основателю Краснотурьинска — Максиму Походяшину. Эта медная монета, более известная как Походяшинская монета, по легенде, принадлежала Походяшину, но только маленькая, а это увеличенный образец.

Если пройти чуть дальше, мы увидим Геолого-минералогический музей имени Е. С. Фёдорова, или просто Фёдоровский музей, открытый в 1894 году геологом Евграфом Степановичем Фёдоровым (1853 - 1919гг.). Музей насчитывает крупнейшую коллекцию минералов на Урале, а до революции вообще не имел себе равных в России. Музей также входит в комплекс Краснотурьинского краеведческого музея.

Краснотурьинск: маленький Ленинград на Урале

Спустившись вниз, нас встречает уютное местечко исторической части — Бурундук-парк. Он был открыт в 2018 году, в честь 260-летия Краснотурьинска. Здесь каждый житель может отдохнуть в тени в жаркий день, или просто погулять со стаканчиком кофе.

Прямо рядом с парком располагается Часовня Александра Невского, построенная на средства прихожан в далёком 1870 году. Примечательно, что первоначально часовню хотели назвать в честь императора Александра ll, но он не был святым, поэтому остановились на Александре Невском.

Краснотурьинск: маленький Ленинград на Урале

Следующая достопримечательность располагается довольно-таки далеко от всех остальных - в пригороде Краснотурьинска, который в народе называют "Суходойка". Это Свято-Пантелеимоновский женский монастырь, построенный сравнительно недавно, в 1995 году. Сейчас на территории монастыря располагается также старая церковь Великомученика Пантелеимона, построенная в далёком 1896 году, и являющаяся памятником деревянного зодчества.

Итак, ну и последней остановкой нашей прогулки станет Краснотурьинский театр кукол, открытый в 1979 году. Здесь можно понаблюдать за «ожившими» в руках актёров куклами, культурно провести время и просто отдохнуть.

На этом наша прогулка подходит к концу. Вот такой "Маленький Ленинград" есть в Свердловской области. Надеюсь, вам понравились наши места, и вы их когда-нибудь посетите!

Цикл материалов "Записки путешественника. Родной край"