Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был 26 апреля 11:42

Владикавказ — Россия, Казбеги, Степанцминда — Грузия Сентябрь 2023

Интересно, если посчитать количество россиян, посещавших ту или иную страну хотя бы раз, то какие будут результаты? Не туром, а просто пересечение границы и въезд. Наверное, где-то высоко все равно будут традиционные туристические страны вроде Турции или Таиланда, а компанию им, по моим ощущениям, должна составить Грузия, которую мы с девушкой и выбрали основной страны для путешествия осенью 2023 года. Причины очевидны: про грузинскую кухню знают все, про грузинские природные красоты знают многие, про грузинское гостеприимство слышало большинство, а про здешнюю дешевизну рассказывает каждый второй. Скажу сразу, что многое в Грузии за последнюю пару лет изменилось (по понятным причинам), но что-то по-прежнему при ней.

Наше путешествие в Грузию началось с Владикавказа. Да, самолеты между двумя странами уже летали, но билеты мы брали еще до этого, да и если бы был выбор, то тоже выбрали бы этот вариант, думаю. Во-первых, до Владикавказа есть прямой рейс из Казани, во-вторых, дешевле, в-третьих как-то спокойнее и привычнее. Так что сентябрьским утром борт Nordwind Airlines унес нас в столицу Северной Осетии. Полетели!

Во Владикавказе мы уже были, здесь заканчивалось наше самостоятельное путешествие по кавказским республикам в 2020 году (эх, может, допишу когда-нибудь, а частично про то уже далекое путешествие можно прочитать здесь, здесь и здесь), так что планов на город не было примерно никаких, разве что посетить пару запомнившихся с прошлого раза заведений. Планы успешно выполнили, между заведениями прогулялись по набережной Терека и заглянули в здешний центральный парк им. Хетагурова. В 2020 году парк был на частичной реконструкции, которая, похоже, продолжается до сих пор, но какую-то часть парка она уже не затрагивает. Выяснилось, что в парковом пруду живут гуси-лебеди и другие, достаточно экзотичные по меркам европейской части России обитатели.

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

Парк является излюбленным местом прогулок для жителей Владикавказа, а в сентябре в тени деревьев можно спрятаться от палящего кавказского солнца. Посему даже в будний день в парке было множество отдыхающих, к услугам которых в парке организован ряд развлечений, включая обязательные для Кавказа тир и боксерскую грушу с счетчиком силы. Для менее радикальной публики есть несколько лодок и катамаранов, на которых можно побороздить пруд.

Между деревьев проглядывает одна из главных достопримечательностей города — мечеть Мухтарова, на мой взгляд, одна из самых красивых мечетей России. Внутрь так и не пошли, потому что была пятничная проповедь, которую однажды прервали крики драки. Сразу где-то на фоне заиграла лезгинка, так что кавказский колорит поймали во всей красе.

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

Владикавказ в целом достаточно симпатичный город, не лишенный советского прошлого, которое стало настоящим, и восточного колорита, да и горы на горизонте всегда только добавляют плюсов пейзажу. Набережная Терека здесь считается благоустроенной, но за пределами центра недостроев и заброшенных зданий хватает.

Сделав небольшой круг по парку и окрестностям, мы поужинали, ведь на следующий день утром нам предстоял марш-бросок в Грузию.

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

Схема заброски российских туристов в Грузию предельно проста и отлажена годами: уже в аэропорту вам несколько раз предложат поездку до Тбилиси («Если надо, в Батуми тоже поедем»), как правило на небольшом микроавтобусе. Впрочем, легковые автомобили разной степени комфортности в аэропорту тоже присутствуют. Еще больше подобных предложений на Авито, но различна и цена — иногда названная сумма напоминала просто попытку ткнуть пальцем в небо, раскрутится или нет. В итоге одним из объявлений мы с девушкой решили воспользоваться, все было обговорено еще в Казани, а не слишком ранним владикавказским утром на нами приехала черная Camry с двумя пассажирками и водителем Георгием (Георгий, кстати, показал себя выше всяких похвал, если надо — дам контакты). Полчаса езды до границы, минут 40 ожидания на ней, еще минут 20 на нейтральную зону и границу Грузии — и все, мы в другой стране!

Времена сентября 2023 года, когда на КПП «Верхний Ларс» были пробки покруче московских прошли (надеюсь, что навсегда), сейчас границу можно пройти только с водителем. Правда, КПП находится в стадии активной реконструкции, поэтому будьте готовы к небольшим заторам. Впрочем, очередь идет бойко, служители границы суровы, но оперативны.

Запомнился диалог с таким суровым пограничником на обратном пути:— (открывая багажник, где наши чемодан и рюкзак, показывает на чемодан) Это что у вас там?!— Вещи…— (показывает на рюкзак) А там что?!— Вещи…— Понял, проезжайте.

Незадолго до российской границы есть автобусная остановка, где местные бизнесмены предлагают за 500 рублей место в машине до такой же автобусной остановки, но уже с грузинской стороны. Так что желающие могут существенно сэкономить: путь до Тбилиси будет стоить 100 рублей за маршрутку до Верхнего Ларса, 500 рублей за границу плюс 800–900 рублей за маршрутку до Тбилиси.

КПП Дарьял на грузинской стороне границы
КПП "Дарьял" на грузинской стороне границы

Первым пунктом нашего пребывания в Грузии стал поселок Степанцминда, он же в недалеком прошлом Казбеги, расположенный как несложно догадаться у подножия Казбека. За такую поездку мы отдали 2000 рублей с человека, дорога до Тбилиси в сентябре 2023 года стоила 3000 с человека. Все, что больше этой суммы — попытка навариться на глупых туристах:) Георгий благополучно довез нас прямо до ворот нашего пристанища на ближайшие пару ночей и попрощался, а мы, разинув рты, рассматривали окружающие пейзажи.

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

В Грузии от светившего во Владикавказе солнышка не осталось и следа, небо затягивалось облаками. Казбек уже скрылся за тучами, но вторая по известности достопримечательность села — Троицкая церковь — еще была видна, к ней и направились, несмотря на ухудшащуюся погоду.

Формально церковь находится уже не в Степанцминде, а в соседнем селе Гергети, но по факту такое разделение условно. Вам просто надо прошагать несколько километров по прямой горной тропе или на несколько километров больше по хорошей асфальтированной дороге. Естественно, мы пошли по прямой:) Забегая вперед, отмечу, что тропа не самая сложная, а виды с нее открываются симпатичнее, так что воспользоваться ей смысл есть.

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

Сойдя с асфальта, почти сразу приходится подниматься вверх; вроде бы только что вы были в поселке, а уже через пару минут ничего не напоминает о цивилизации кроме пасущихся овец и пары коров, стремящихся в небо.

Туристы по этой тропе ходят редко, разве что несколько человек попадутся навстречу или внимание нескольких человек привлекут руины крепости в самом начале восхождения.

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

Виды обещали шикарные виды на Казбек, но максимум, что увидели, это неясные очертания горного массива со скрытой за тучами вершиной.

Иногда небо прояснялось, тучи немного расходились, появлялась надежда, что сейчас Казбек откроется… Но нет, так и не сложилось, более того, погода окончательно испортилась и начал лить серьзный такой дождик.

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

К церкви мы, конечно, поднялись (снизу можно подняться и на такси, местные жители давно наладили такой выгодный бизнес), около нее попытались переждать дождь, но тот и не думал прекращаться. Так что полюбовались видами на Степанцминду и Гергети с высоты 2170 метров…

… зашли в церковь, построенную в XIV веке (разительные аскетизм и простота по сравнению с русскими православными и католическими храмами)…

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

… и стали спускаться вниз. На этот раз пошли по дороге, с которой, как оказалось, виды на спуске не хуже. Так что рекомендую подняться по тропе, будет вам физическая нагрузка, а спуститься — по дороге, будет вам физический отдых.

Дождь то прекращался, то начинался с новой силой, настроение упало, но мы время от времени оборачивались с надеждой, что Казбек сжалился. Но нет, в какой-то момент стена облаков стала сплошной, а мы с девушкой решили перестать. косплеить жену Лота.

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

Единственным минусом прогулки по дороге были проезжающие машины (по дорогам ездят, совсем совесть потеряли). Как и по ту сторону Кавказа, местные джигиты предпочитают передвигаться на повышенных скоростях, а в повороты входить преимущественно с поющей резиной, так что будьте аккуратны.

Так, уклоняясь от проезжающих машин и в невеселом настроении, мы спустились сначала в Гергети, а потом оказались и в Степанцминде.

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

Время близилось к вечеру, желудки уже давно напоминали о себе, а окружающие заведения не внушали доверия, и вызывали некий трепет уровнем цен. Да, можете позабыть об удивительной дешевизне Грузии, даже супермаркеты здесь теперь продают товары по московским ценам. Традиционный хлеб пури — 70 рублей; бутылка местного вина — от 400 рублей (по акции), скорее ближе к 600; бутылка молока — 120 рублей. И без того высокие цены накладываются на то, что в Степанцминде всё чуть дороже, чем в среднем по Грузии — сказывается близость к границе и труднодоступность района. И тут нас выручила хозяйка гестхауса, которая посоветовала не идти в кафе-рестораны, а сходить на соседнюю улицу, где соседка кормит туристов настощей домашней едой в своем саду.

Так что если хотите максимально аутентичного приема пищи по-грузински, отправляйтесь на улицу Илии Чавчавадзе, дом 5, и вкушайте. На гугл-картах «Lunch at Maia»

Если же хотите чего-нибудь более традиционных заведений, то в Степанцминде их множество, включая ресторан в супермодном отеле Rooms Kazbegi, который разхваливают популярные трэвел-блогеры. Менее пафосных заведений тоже хватает, но отзывы на них противоречивы.

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

Дождь не прекращался, тучи заволокли небо в несколько слоев, так что вернулись мы в гестхаус, мягко скажем, приунывшими и даже бокал вина в качестве комплимента от хозяйки не спас ситуацию. Кстати, одной из причин выбора именно этого гестхауса стал «потрясающий вид на Казбек» прямо из окон номера, но мы видели лишь освещенную Троицкую церковь. С упадническими мыслями мы легли спать, а утром….

Это был просто праздник! Казбек во всей красе явился перед нами и подтвердил, что отзывы не врут. Каждые пару минут мы бегали к окну, а потом отправились пить чай с видом на пятитысячник.

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

Настроение поднялось, мы стали думать какой из изначальных планов осуществить сегодня — поездку на горнолыжный курорт Гудаури или прогулку по окрестным горам….

Но, посветив несколько часов, солнце снова спряталось за тучами, зарядил уже надоевший дождь, так что мы договорились не оставаться на вторую ночь, а сразу поехать в столицу. Сообщение между Степанцминдой и Тбилиси налажено отлично, есть и такси, и микроавтобусы, которые попали во все зарубужные путеводители под кодовым обозначением marshrutka. Кстати, роль последних чаще всего исполняют Mercedes Sprinter, так что слово «спринтер» в Грузии является своеобразным аналогом российской «газельки». Отъезжают marshrutka с центральной площади в Степанцминде по мере заполнения, кроме того есть муниципальный транспорт, который ходит по расписанию — в общем, уедете быстро. В сентябре 2023 года билет стоил 15 лари

Центральная площадь в Степацминде вообще сосредоточение цивилизации, помимо автобусов, здесь еще и банкоматы, и обменник. Но обменником пользоваться не советую, курс туристический:)

Степанцминда, кстати, активно развивается, стройка ведется примерно во всем поселке сразу, причем на разных уровнях. Пока на центральных улицах устанавливают плитку и тротуары, хозяйка нашего гестхауса устанавливала в один из номеров джакузи:)

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

Дорога до Тбилиси ничем не запомнилась, разве что национальному составу маршрутки позавидовал бы любой суперклуб — помимо грузин и россиян были идентифицированы чехи, испанцы, французы, японец… Кто спал, кто взирал в окна на окружающие горы.

В Тбилиси едут по исторической Военно-Грузинской дороге, на которой множество достопримечательностей. Пожалуй, одна из самых заметных — Арка дружбы, возведенная над одним из обрывов. В тот день погода не оставила шансов увидеть открывающиеся оттуда виды…

Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step

Таким получилось наше первое знакомство с Грузией — противоречивым, но впечатляющим. Пожалуй, в Степанцминду стоит ехать с экскурсией из Тбилиси, тем более что такая услуга организована и удобна. Но об этом читайте уже в следующих рассказах.P. S. В начале сентября в Степанцминде проходил марафон, само по себе экстремальное соревнование, в горах приобретающее еще более жесткий оттенок. Так что при желании можно вполне претворить в жизнь заговолок репортажа;)

1. Грузия, часть 1. Беги в Казбеги, или Stepansminda's Step
  2. Грузия, часть 2. See in Tbilisi

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия