Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был сегодня 16:45

Терскол — Россия Октябрь 2020

Весной 2020 года мы с подругой планировали поездку по Балканскому полуострову, но только начинавшаяся пандемия сделала поездки по миру невозможными (так много с тех пор изменилось, просто удивительно). После отмены рейсов в Белград, начались спешные поиски запасного варианта по России. После недолгих обсуждений был выбран вариант с югом России, а именно КМВ + Эльбрус. До КМВ доехать мы успели, даже все крупные городаобъехали, а вот в Нальчике нас настиг предвестник локдауна и письмо из гостиницы в поселке Терскол, что прямо подножия Эльбруса о том, что въезд в национальный парк «Приэльбрусье» закрывается, а все гостиницы перестают работать. Было обидно, ведь Эльбрус мы не видели ни из Кисловодска, ни из Пятигорска, ни из Нальчика, но что же делать, такова была на тот момент ситуация в мире После этого была предпринята спешная эвакуация до дома, а в сентябре 2020 года, когда ситуация немного успокоилась, была предпринята вторая попытка посмотреть Эльбрус, на этот раз успешная.

Эльбрус и окрестности

Как уже было сказано, прямо у подножия Эльбруса раскинулся красавец Пятигорск поселок Терскол. В этом поселке сосредоточено большинство гостиниц, есть магазины, аптека, сбербанковский банкомат и другие зачатки цивилизации. В двух километрах ближе к Эльбрусу, прямо у канатной станции, есть еще поселок Поляна Азау, но это скорее сборище гостиниц и кафе для обслуживания туристов, а в Терсколе есть население, которое держит скот, да и вообще живет своей жизнью

В Терсколе в 2015 году была построена мечеть, которая получила имя имама Зулькарная Тилова

Эльбрус и окрестности

В Терсколе, естественно, есть понимание, в каком направлении будет идти развитие поселка, поэтому гостиниц на любой вкус и кошелек здесь с каждым годом все больше, некоторым из строящихся планируется придать форму традиционных для Кваказа родовых башен

В окрестностях Терскола находятся две канатные дороги: одна начинается на Поляне Азау, ведет непосредственно на Эльбрус. Вторая ведет к лучшим и наиболее классическим видам на Эльбрус и располагается на Поляне Чегет — еще одном сосредоточении гостиниц, кафешек и сувенирного рынка в окрестностях Эльбруса. Канатная дорога в Чегете была введена в строй в 1963 году, и по ощущениям с тех пор мало что поменялось. Никаких современных кабинок здесь нет, первая очередь канатки — двухместная, приводит на промежуточную станцию на высоте 2750 метров

Вторая очередь — одноместная, и она поднимает вас до высоты ровно в 3000 метров

В нижней части кадра виднеется характерное здание круглой формы. Это легендарное в узких кругах кафе «Ай», открытое примерно одновременно с канатной дорогой и до сих пор хранящее сооветствующий интерьер. Набор блюд стандартный для Кавказа, в основном чай и чебуреки, посетителям обязательно покажут стол, за которым в свое время сидели Визбор и Высоцкий

Эльбрус и окрестности

Со станции «Чегет-3» открываются два прекрасных вида — на знаменитый ледник «Семерка» в одну сторону…

… и на Эльбрус — в другую

Эльбрус и окрестности

Эльбрус — потухший стратовулкан, самая высокая гора России. Почти с любого ракурса кажется, что выше правая вершина, но это обман зрения. На самом деле, западная вершина (она на фото слева) выше и именно она является наивысшей точкой РФ (5642 метра)

Ледник «Семерка» — один из самых известных объектов национального парка «Приэльбрусье», и уж точно один из самых узнаваемых. Необычное название обусловлено необычной формой

Эльбрус и окрестности

Еще один чудесный вид, открывающийся с Чегета, охватывает Баксанскую долину. По Баксанской долине идет дорога, связывающая Приэльбрусье с остальным миром. Река Баксан, которая и дала название долине, берет свое начало на Эльбрусе и через 169 км впадает в Малку, которая, в свою очередь, впадает в Терек

Характерная для российской части Кавказа вещь — туалеты в самых живописных местах

Эльбрус и окрестности

На конечной станции канатки в Чегете есть обширный простор для гуляний, есть места для уединенных фотосессий, есть места, где можно забраться повыше

Поселок Терскол у подножия горы Эльбрус

Панорама Терскола

В 1980 году на южном плече Эльбруса на высоте 3150 метров была основана обсерватория «Пик Терскол». Проход на территорию обсерватории закрыт, экскурсий нет, но люди ходят, охрана лояльна, говорят

Эльбрус и окрестности

В интернете нашел информацию, что сейчас экскурсионный подъем на две очереди канатной дороги «Чегет» стоит 500 рублей, не знаю, насколько этому верить, потому что в сентябре 2020 года было точно дороже, вроде 800 рублей. И да, два года назад никаких карт не принимали, только кэш

От Чегета до Поляны Азау 4 км. Таксисты просят за поездку от 200 до 500 рублей, по хорошей тропе это расстояние можно пройти бесплатно примерно за час

Эльбрус и окрестности

По пути открывается вид на традиционные родовые склепы, аналогичные известному Даргавсу в Северной Осетии, но гораздо менее раскрученные

Канатная дорога из Поляны Азау значительно современнее чегетского аналога. Но стоит учитывать, что перед началом сезона более современная закрывается на профилактику, а старая способна одновременно перевезти всего 30–40 человек, что вызывает нехилые очереди на подъем и особенно на спуск

Эльбрус и окрестности
Максимальная высота новой канатки — 3850 метров на станции Гарабаши, последняя очередь старой канатки — кресельная приводит на высоту чуть пониже

Во всяком случае, к приюту «Бочки» от конечной станции кресельной дороги приходиться еще подниматься, а заявленная высота гостиницы, в которой альпинисты ожидают восхождения — 3800 метров

Эльбрус и окрестности

И виды здесь значительно отличаются от чегетовских. Видна большая часть Кавказского хребта

Если на Чегете хоть какая-то растительность еще есть, хотя бы травка, то на верхней станции Эльбруса уже ничего не растет — только снег и камни

Эльбрус и окрестности

Отсюда тоже можно увидеть обсерваторию «Пик Терскол»

Ледник «Семерка» тоже открывается с нового ракурса, а горы на горизонте уже находятся в Грузии

Эльбрус и окрестности

На мой взгляд, верхняя станция не очень интересна, а лучшие виды открываются со станции «Мир» на высоте 3500 метров

Самые популярыне пешие маршруты из Терскола ведут к двум водопадам. Маршруты относительно легкие, для прогулки по ним необходима лишь легкая физическая подготовка

Эльбрус и окрестности
По дороге к первому водопаду обустроен еще один крайне живописный туалет

Наконец, поднявшись на 600 метров от Терскола за несколько часов вы приходите к водопаду Девичьи Косы

Эльбрус и окрестности

Высота водопада — 25 метров, за потоками воды есть ниша, в которую можно пробраться и снять вид на Кавказ из водопада

Водопад Девичьи Косы образован рекой Чыранбаши-суу

Эльбрус и окрестности

В районе водопада снимали фильм «Вертикаль», о чем напоминает мемориальная табличка недалеко от водопада

Туристов у водопада много, некоторые даже заезжают на машине. Вход на территорию национального парка, кстати, платный, то ли 50, то ли 80 рублей, но говорят, что если выходить рано утром, то можно сэкономить — охраны не будет

Эльбрус и окрестности

Чтобы посетить второй водопад, придется спуститься к поселку, а потом подняться на те же 600 метров. Некоторые туристы посещают два водопада за один день, это вполне реально, но для этого стоит рассчитать свои силы и время. Путь ко второму водопаду проходит через Терскольское ущелье, из которого открывается еще один вид на «Семерку»

В какой-то момент стены ущелья скрывают даже огромный Эльбрус

Эльбрус и окрестности

Водопад Терскол выглядит куда более масштабнее, его становится слышно задолго до того, как становится видно

Несмотря на это, Терскол ниже Девичьих Кос — всего 20 метров. В начале лета близ водопада начинают цвести рододендроны, что привлекает дополнительный приток туристов

Подытоживая, Эльбрус — одна из жемчужин России, его надо видеть своими глазами. Рекомендую