Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был сегодня 9:09

Домбай — Россия Октябрь 2020

Кавказские красоты я признавал всегда, но времени на них все находилось. То европейские достопримечательности казались важнее, то наши, российские, но в Сибири. Даже в 2020 году, в котором Кавказ, я и девушка оказались в одной географической точке, мы изначально планировали тур по странам Балканского полуострова. Но китаец съедает летучую мышь, мир не оценивает этот смелый гастрономический порыв, авиарейсы отменяются, гипс снимают клиент уезжает, а в качестве судорожной замены отпуску бронируются Кавказские Минеральные Воды и более величественные окрестности вроде Эльбруса. Но не тут-то было, зараза добирается до России, все закрывается, а мы спешно эвакуируемся в Казань.

Было даже несколько обидно, ведь в Пятигорске было облачно, а в солнечном Кисловодске Эльбрус скрывался за дымкой. Максимум, что было увидено — мутные вершины на горизонте в Нальчике, которые скорее всего и не горами были, а обычными облаками.

Наступает осень 2020-го, ситуация сильно не улучшается, так что решено было закрывать гештальт с Эльбрусом, а на правах опытных туристов (как-никак, второй раз едем) скорректировать маршрут. Скучноватый Пятигорск удаляем, базируемся в теплом Кисловодске, а из Кисловодска куда-нибудь рвем на денек. Тогда-то в переписках и разговорах впервые появляется название «Домбай»…

В силу достаточно жестких временных рамок и погодных условий на Домбай был выделен конкретный день (помнится, четверг был). И тут в дело вступает невидимая рука кисловодского туристического рынка: вторник, четверг — Эльбрус, понедельник, среда, пятница — Домбай, детям — мороженое, его бабе — цветы. Не беда, подумали мы, пойдем к другой воротиле туристического бизнеса — снова та же история. Примерно на четвертой женщине, мы задали робкий вопрос: «А можно на Домбай в четверг?». Женщина, ни секунды не раздумывая, выпалила: «Можно, конечно. Но только в пятницу». В общем, после достаточно продолжительных поисков, удача улыбнулась нам в виде Султана, который совершает домбайский вояж по четвергам, а нам, как особенным клиентам, сделает скидку — с 1600 до 1500 рублей. «Вот это ништяк», — подумали мы, взяли номер телефона и отправились по своим делам.

Ближе к делу Султан заставил понервничать, потому что никакую трубку не брал, а потом и вовсе превратился в Евгения. Евгений, естественно, ни про какую скидку не знал, но обещал свозить в Домбай и обратно в лучшем виде. Обещание, забегая вперед, выполнил.

Экскурсия началась ранним утром, октябрьское солнце еще было за горизонтом, когда мы с Евгением (как клиенты, которых забрали первыми) подъезжаем к пансионату «Самара», где подбираем основной состав группы — бухгалтерш (из Самары, видимо). Не обошлось без опоздавших, но кое-как выбрались. Евгений рассказывает, что нам повезло как никому, во-первых, только из Кисловодска ездят в Домбай через перевал Гумбаши, во-вторых, сегодня прекрасная погода, так что Эльбрус с перевала будет как на ладони. Снова не обманул.

Потом, уже просматривая фотографии дома, выяснилось, что Эльбрус видели днем раньше из Кисловодского парка, затем видели из окна микроавтобуса, взбираясь на перевал… Так вот, это все не считается. Мы впервые увидели Эльбрус ранним октябрьским утром, в лучах встающего солнца на перевале Гумбаши.

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

Высота перевала — 2250 метров, на одном из поворотов оборудована смотровая площадка и работает небольшое кафе, где, как сказали, топовые хычины, но так как дело было ранним утром, проверить правдивость слов не удалось

От смотровой можно прогуляться во все стороны, можно подойти поближе к Эльбрусу, можно уйти левее, можно правее, можно оставаться на месте. Пространства пофотографироваться должно хватить всем

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

Если не зацикливаться на главном герое смотровой, а глядеть по сторонам можно найти не менее впечатляющие виды

Видно большую часть Большого Кавказского хребта…

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

И аул Верхняя (или Нижняя) Мара — один из немногих населенных пунктов на дороге к перевалу

Естественно, вид на Эльбрус дополняет находящаяся тут же ржавая колымага, которая только добавляет пейзажу колоритности и постапокалиптичности

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

Вдоволь нафотографировавшись, бухгалтерши вернулись в автобус, и путь к Домбаю возобновился. Проезжая ничем не примечательные Карачаевск и Теберду, мы двигались к конечной точке маршрута. В какой-то момент Евгений решил остановиться у очередной речки, носящей гордое название Уллу-Муруджу, и сказал, что вода в этой реке самая чистая, полезная и вкусная, так что выходите и попробуйте. Вышли, попробовали, не прониклись. Вода как вода, ничем особо от других рек не отличается. Скорее всего, причина остановки в базарчике с сувенирами, который находился в 10 метрах от остановки, но лично я в такую меркантильность Евгения не верю:)

К тому же пройдя за поворот, можно сразу попасть в какой-то филиал Аляски на Кавказе (не уверен, что там так, но в подсознании примерно так выглядит Аляска — пустынная дорога, хвойный лес и гора на горизонте)

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

Вернувшись в автобус, Евгений решил собрать дань за 12 лет деньги за экскурсии, попутно предложив роль посредника при покупке билетов на канатку, а между делом заметил, что тут рядом заповедник есть, туда тоже можно заехать, но вход платный. Приняв невнятное мычание группы за согласие, Евгений обрадованно увеличил сумму взноса на N-ное количество рублей. Прошедшие года стерли точную цифру из памяти, но точно помню, что на билетах на канатку Евгений не наварился, а от стояния в очередях избавил.
Немного не доехав до Домбая, автобус свернул на территорию Тебердинского заповедника. Евгений уплатил взнос, а потом вдоль реки Гоначхир по одноименному ущелью довез нас до пограничного КПП. Дальше дороги нет. Вернее, есть, так называемая Военно-Сухумская дорога, еще один путь из России в Грузию, а ныне из России в Абхазию. Ходят слухи о ее скором восстановлении, но пока дорога закрыта, а Евгений строго-настрого запретил отдаляться от полянки, на которой остановился. Впрочем, удаляться и смысла особого нет. Вокруг горы, куда ни глянь

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

Кроме шлагбаума у погранпоста в программу посещения заповедника входит еще один объект, до которого можно прогуляться пешком, взирая на окружающие красоты

Озеро Туманлы-Кёль (Туманное). Названо так потому, что часто над озером клубится туман. Часто используется название «Форелевое», видимо, потому что много форели. Но так как озеро находится на территории заповедника, вылов рыбы запрещен. Что, впрочем, не сказывается на популярности озера у местных. В интернете много фотографий, в которых верхушки гор отражаются в зеркальной поверхности озера, но в момент нашего посещения такой снимок сделать не удалось

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

Но любоваться озером удобно, для этого есть все условия

Налюбовавшись озером, вновь погрузились и через несколько минут уже были в конечном пункте поездки. Как уже было сказано, Евгений набрался наглости смелости и без очереди затарился билетами, раздал их и сказал, что у нас несколько часов самостоятельного времени. Канаток в Домбае навалом, все-таки мекка и колыбель горнолыжного спорта, мы воспользовались самой популярной (и современной), которая ведет на гору Мусса-Ачитара, состоит из трех очередей разной степени новизны, поднимает тебя на высоту 3168 метров и стоит (как подсказал гугл) 1600 рублей

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

При посадке на канатку, естественно, обустроен уголок цивилизации с сувенирными лавками, тирами, кафе и прочими атрибутами современного туристического времяпрепровождения. На первой промежуточной станции такой уголок тоже есть, но уже меньших размеров

На конечной станции благ цивилизации значительно меньше, но есть они и там. Зато с конечной станции открывается потрясающийся вид на 360 градусов

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

Видны вершины Главного Кавказского хребта, среди которых выделяется острая вершина горы Белалакая

А при взгляде в другую сторону виднеется одна из вершин Эльбруса

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

Вид на промежуточную станцию канатной дороги

В силу популярности места найти кусочек пейзажа без людей сложновато, но на фоне гор они только добавляют фотографии красок

Так что можно просто сидеть и любоваться

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

Время на высоте летит незаметно, пора было начинать возвращаться. Вторая и третья очередь канатки — открытые, поэтому есть возможность сделать кадры с нового ракурса

Снежные верхушки постепенно скрываются за горами пониже, вершины которых — каменистые

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

На промежуточной станции решили подкрепиться, зашли в разрекламированное Евгением кафе, взяли хычины и чай. Чай на травах — вполне, хычины — средние, еще и в два раза дороже среднерыночной цены, так что часть блюда досталось местным наглым альпийским галкам

Пространства для прогулок на промежуточной станции побольше, чем на верхней, чуть в стороне можно увидеть панораму долины реки Теберда, по которой проходит дорога в Домбай

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

А спустившись чуть вниз по склону, можно увидеть и сам поселок

Сейчас в Домбае живет около 600 человек, в основном они заняты обслуживанием туристов

Вай-вай-вай-вай, это Домбай

Почти каждый дом в поселке — гостиница или кафе или прокат, а большинство заведений совмещает эти функции. Поток туристов сюда стабилен круглый год

Такой вот он, этот поселок. Гаснет закат над горой, скоро нам ехать домой. Евгений доставил в Кисловодск, побибикав на прощание, отправился домой, а нас ждал Эльбрус, Осетия и многое другое. Расскажем;)