Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 17:34
Мы будем путешествовать!

Эставейе-ле-Лак, Муртен, Ромон, Фрибур — Швейцария Январь 2024

Как я уже писала, в ноябре прошлого года, на день рождения мужа, мы, довольно спонтанно, съездили в кантон Фрибур, в чудесные маленькие городки Муртен и Эставайе-Ле-Лак, потому что это было единственное место, где было тепло. Выбирая место отмечания моего дня рождения, спустя три месяца, выяснилось, что опять тепло и солнечно примерно в этом районе, плюс мы были ограничены во времени: 27 января я еще работала, а 2 февраля мы улетали в отпуск. Так что, решили вновь посетить Фрибур и французское побережье озера Леман, где температура прогрелась до +10 градусов и светило солнце.

Ромон — город витражей и сказок

Отправились на машине, это всего около 200 километров. Не могу не отвлечься на «туалетную паузу». Даже когда я с туристами, а тем более, когда без них, стараюсь сделать паузы в дороге на заправках, где платные туалеты (они гораздо приятнее бесплатных). Если раньше, чтобы попасть в них, нужно было разменивать евро, чтобы получить мелочь, то сейчас почти везде можно зайти, оплатив вход картой. Автомат дает купон на половину (как правило) суммы — 50 центов, и если вы что-то покупаете на заправке или едите, или заправляетесь, то эти центы отнимают от стоимости покупки. Туалеты с автоматическим помывом сиденья, всегда есть крючки для сумок и одежды, помимо воздухосушителя, бумажные или одноразовые тканевые полотенца, низкие раковины для детей. Забавные автоматы стоят во всех туалетах — на заправках, в аэропортах. Там продают «необходимое» в дороге (чувствительным дальше не читать): тампоны, презервативы и вибраторы! Мне всегда забавно, что, если дама не купит последний предмет, она дальше ехать не сможет? Не европейка я, мне не понять.

К вечеру, после дня прогулки по Фрибуру, подъехали к месту ночевки — городку Ромон, который выбрали для места своей первой ночевки. Отель оказался очень удобным, с огромной кроватью (вон, я поперек улеглась на фото), с большой зеркальной ванной, чайным столом в коридоре, чайник с которого мне разрешили забрать в номер (видимо, кроме меня никто не пьет чай по ночам). В старом отеле все модернизировано, вход в номера без всяких ключей, просто по коду, набираемому на экране. Бесплатная парковка, отличный интернет, прекрасный завтрак. Жаль, что отеля на сайте нет, не могу отчет оставить. Отель называется «La Belle — Crоix».

Ромон — город витражей и сказок

А утром, перед тем, как уехать, мы отправились прогуляться по городку, и не зря.

Поселение было основано в 10 веке бургундскими герцогами и получило название ««ротондус монс» — «круглая гора» в переводе с латинского языка.

Ромон — город витражей и сказок

Ромон был получил статус города 13 веке, когда начал расти город на холме, обнесеный крепостными стенами. К концу 13 века поселение насчитывало более 1000 жителей. Ромон приветствовал паломников, путешественников и торговцев, поскольку его широкие улицы оказались идеальным местом для рынков и больших ярмарок.

Во время Бургундских войн между Савойским домом и объединенными войсками Берна и Фрибура, Ромон был сожжен и разграблен. Город оставался верным Савойе до тех пор, пока Берн и Фрибур не завоевали Во. В 1536 году Ромон заключил союз с Фрибуром, чтобы остаться католическим. Фрибур срочно прислал в Ромон судебного пристава.

Ромон — город витражей и сказок

С 1848 года Ромон является административным центром и столицей округа Глан. В 1882 году здесь начал останавливаться поезд, следующий по маршруту Лозанна — Берн, и паломники, постепенно, заместились туристами.

В течении длительного времени регион в значительной степени опирался на сельское хозяйство, но в 1935 году он начал активно развивать промышленность. Экономика и структура города, в основном, состоит из малых и средних предприятий. Ряд компаний открыли бизнес, а в 2015 году появился производственный центр «Неспрессо».

Всю свою историю в городе занимались стекольным делом. Сегодня в замке расположен музей Витражей и стекла, и прекрасные витражи можно увидеть в Коллегиальной церкви (чуть позже о них). Редкая плотность ценных витражей и привлекает сюда туристов.

Ромон — город витражей и сказок

Удивительно, но с учетом того, что с самого начала Ромон задумывался как торговый город, специального торгового места предусмотрено не было. С 1244 года, по вторникам, по всей главной улице организуется рынок. В начале 20 века Ромон был крупнейшим центром конной торговли во франкоязычной Швейцарии. Около 1900 года здесь ежегодно продавалось примерно по 800 лошадей.

Когда Петр II Савойский приобрел права на Ромон в середине 13 века, он основал город и начал строить вокруг замка и торгового города укрепления. Навесная стена имела три надвратные башни на въездах в город. Деревянные зубцы на стенах убрали только в 19 веке. Эту систему защиты усиляли дополнительрные башни.

Ромон — город витражей и сказок

Прогуливаясь вдоль стены, это примерно 1,5 километра, можно увидеть панораму от Монблана до Юры.

На протяжении веков через Ромон — небольшой средневековый городок — проходили паломники, идущие по пути Святого Якоба в Сантьяго ди Компостело из Центральной и Восточной Европы.

Ромон — город витражей и сказок

Апполинер Деллион так написал о Ромоне: «Городок Ромон, кокетливо раскинувшись на холме, окруженный стенами… сегодня без короны и боковых башен, представляет собой приятное зрелище». Полностью с ним согласна, покажу этого крошку и вам.

Башня Бойер, через которую мы заходим в старый город, была построена в 13 веке. Будучи частью «маленького замка» Петра II Савойского, она была оснащена полноценной системой фортификации. В 19 веке Пьер Бовер приобрел башню на аукционе, планируя повторно использовать камни для других построек. Однако прежде, чем он начал осуществлять свой план, город выкупил у него башню, таким образом, сохранив ее.

Ромон — город витражей и сказок

Толщина этой внушительносй башни составляет 3,1 метра у основания и 2,60 наверху. Про башню есть даже песенка: «Если вы находитесь в Ромоне и вам скучно, или вы хотите немного прогуляться, вы можете выйти и пообщаться. Вы идете по городу и глубоко вдыхаете, глядя на башню Бойер».

Здание на месте современной Ратуши упоминаетсмя еще в 16 веке, в то время здесь располагался постоялый двор. Через два столетия он был полностью отремонтирован, а в 1920 году в Ратуше открыли культурный общинный зал. К сожалению, в 1948 году здание загорелось, интерьеры были полностью утрачены, а фасад пришлось снести. В 1956 году архитектор ПьерДюма выстроил новое здание.

Ромон — город витражей и сказок

Главная постройка Ромона — замок, Он был построен в 1240 году герцогом Савойским Петром II. Крепость была последним убежищем жителей в случае нападения врагов. Он, вместе с церковью, рнавестнорй стеной и домами средневекового города, асположен на холме на высоте 780 метров над у.м., и создает живописный и характерный городской пейзаж. Он прекрасно смотрится с дороги и ночью:

и днем:

Ромон — город витражей и сказок

Замок, это то место, вокруг которого и рос город, под его защитой.

Высота донжона, построенного как и старая часть замка при герцоге Петре II Савойском, составляет 38 метров, башня была главным наблюдательным пунктом.

Ромон — город витражей и сказок

Охранник проходил под верхней частью навесной стены, которая сейчас открыта для публики. Я, конечно, туда поднялась.

В 16 веке в замке было пристроено новое здание для Магистрата Фрибура, сегодня в нем разместилась Префектура (преемственность).

Ромон — город витражей и сказок

Такой квадратный тип строения называют «Савойское карре», и после знаменитого Шильонского замка в Во, это самый старый замок, построенный савойцами.

Замковая квадратная башня, ранее открытая со стороны города, была построена в 14 веке. Верхний уровень, вероятно, был пристроен два столетия спустя. Как и все старые здания города, башня претерпела многочисленные преобразования. С 1898 года она служит летней культурной площадкой, где каждую неделю проводится выставка и каждый четверг по вечерам — театральное представление.

Ромон — город витражей и сказок

Эти герцоги оставили свои следы по всему региону, и Ромон не исключение.

В 1981 году в одном крыле замка был открыт музей стекла и витражей. Витромузей, в своем роде, уникальный музей, рассказывающий об искусстве витражей в Швейцарии.

Ромон — город витражей и сказок

В память о благословенной Лойзе Савойской (1462 — 1503 гг.), изготовлено Мари-Анн Шмуц (1906 — 1996 гг.), заслуженным педагогом, посвятившей свою жизнь развитию образования и истории отношений между Савойским Домом и Ромоном.

Эта птичка стоит во дворезамка — «Хрупкость», Эмиль Мария, 2023 год.

Ромон — город витражей и сказок

Перед входом в замок фонтан, нынешний бассейн которого датируется 18 веком. Но колодец под ним был вырыт еще в 16 веке, и имеет глубину 40 метров.

С замковых валов виден лес. Сейчас он лысый, но летом — это зона отдыха, с велодорожками, тропинками для прогулок, спортивными площадками.

Ромон — город витражей и сказок

Спуск к лесу от замка занимает 45 минут, и стоит туда сходить. Кстати, там есть площадки для пикников, и множество детских площадок.

Справа от замковых ворот располагался бегинаж. Бегинки (я о них более подробно писала в отчетах про Бургундию и про Бельгию) — это такие ранние феминистки. Точнее — группам независимых женщин, которые формировали светско-религиозную общину, и содержали себя самостоятельно. Они вели скромный образ жизни, но не принимали обеты и могли покинуть общину в любой момент. В Ромоне они приветствовали путешественников из различных религиозных орденов в своих жилищах, которые не сохранились. Башня Бегинажа, была одной из первых построек города, она была восстановлена после пожара 1589 года, и до середины 19 века использовалась как зернохранилище. Позже хдесь располагалась молочная ферма, сегодня — реставрационные мастерские.

Ромон — город витражей и сказок

Лестница-Де Ла Массен, чье название происходит от диалекта Марсенс — Массина, соединяет Главную улицу с верхним валом. Монахи Марсенса жили здесь до конца 14 века. Соседние ворота (фото выше) получили свое название от их присутствия.

С замковой стены открывается вид на городскую церковь. Первая церковь в Ромоне была освящена в 13 веке. Но в 15 веке ее разрушил пожар, и она немедленно была восстановлена в готическом стиле. Церковь посвящена Успению Богоматери.

Ромон — город витражей и сказок

В Соборной церкви Ромона изумляют прекрасные витражи 14–20 веков. Они изображают выход еврейского народа из Египта под предводительством Моисее, встреча Моисея с Богом (неопалимая купина) и получение Завета, витраж Мадонны, в высоких окнах нефа — 12 апостолов, витражи серии «Пророки».

Забавно на фоне всего этого смотрится современное «произведение искусства».

Ромон — город витражей и сказок

Голгофа над решеткой хора изображает Христа на Кресте, окруженного Девой Марией и Святым Иоанном. Она создана в 15 — 17 веках. Пророки в мантиях и капюшонах и босоногие апостолы с нимбами относятся к 1464 году. В надвратной капелле (справа от входа) находится скульптура Мадонны с Младенцем. Самре восхитительное, на мой взгляд, деревянные скамьи в хоре.

В 1884 году здесь был открыт пансион Святого Карла. Первоначально это была небольшая семинария для подгтовки священников. Сегодня помещения католического прихода расположены в этом здании. Декор над входной дверью создал Эмиль Эбишер, известный под псевдонимом Йоки. В 1828 году ромонский архитектор Фернан Дюма построил новое крыло и устроил на чердаке часовенку. Его друзья создали дизайнерскую мебель. Картины на стекле создал Александр Сингрия, настенные росписи Гастон Фаравель.

Ромон — город витражей и сказок

Кантон Фрибур славится своими страшными сказками, и город Ромон и регион Глан — не исключение. «Рассказывают, что жители города всегда были спокойными и работящими, мудрецами себя не считали, но и простаками не были. Поэтому знали и примечали многое. Днем работали, ходили на службы, молились и помнили, что в их краях, в глубоких озерах и темных лесах среди мрачных скалистых гор, обитают охотники за человеческими душами. Вспоминают жители глупых парней и девиц, сбежавших как-то пораньше с воскресной мессы на танцы и чудом спасшихся от острых копыт лошади страшного всадника в черном».

«Рассказывают, что даже отшельники покидают свои скромные кельи в поисках шумных компаний и стаканчика — другого крепкой наливки из-за проделок темных сил. Но за короткими часами веселья приходят долгие дни раскаяния, и если дурную молодежь спасли от гибели капли святой воды, оставшиеся на их одежде после мессы, то не нашедший покоя дух монаха так и печалится о собственной слабости при свете луны на пороге давно заброшенной хижины в пустынном местечке святой Анны».

Ромон — город витражей и сказок

«Душа другого служителя церкви долгие годы ожидала искупления своего прижизненного греха у закрытых дверей маленькой часовни. Священник, отправившийся на охоту и позабывший совершить молебен по просьбе безутешной вдовы, отслужил обещанную мессу в предрассветный час, вместе с испуганным молодым служкой, заглянувшим в старую церковь, чтобы позвонить к заутрени».

«Ну, а тем, кто стал жадным и злым, а еще и брать чужое повадился, дорога одна — в сети самого дьявола. Глубокой ночью пугают случайных путников страшные призраки из маленького озера вблизи города — мчится в вечной погоне страшный черный бык за богохульником Жеромом. Мечется по берегу с жутким воем темная тень наказанного за грубую шутку сыровара Корнико — и нет покоя их душам».

Ромон — город витражей и сказок

«Были времена, справлялись с темными силами добрые христиане, одолели монахи — картезианцы адскую армию призраков пастухов и их монстров, сражавшихся на пастбище и смогли они угомонить не нашедших покоя душ грешниц с городского кладбища. Но слишком мало на земле праведников и слишком много слуг дьявола…»

И многое подобное, умела церковь запугать паству, так как только запуганные люди будут бояться. Свободным не страшно.

Ромон — город витражей и сказок

Вот такой небольшой городок, с удивительным музеем витражей (о нем отдельный отзыв), интересным замком, церковью и прекрасными видами.

Моя коллекция скамеечек пополнилась вот такой кругленькой, а вот колодцев с нужными мне люками с надписье не было.

Ромон — город витражей и сказок

Зато, на втором этаже жилого дома, вот кого увидела:

Ромон милейший, и очень удобно расположен, для путешествия по Женевскому озеру и (или) кантону Фрибур.

Ромон — город витражей и сказок

Всем спасибо за внимание.