Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 22:08
Мы будем путешествовать!

Муртен, Эставейе-ле-Лак, Фрибур — Швейцария Ноябрь 2023

Дорога в Муртен была прекрасна, это настоящая золотая осень, листва огненного цвета прекрасно смотрится на зеленой траве, и серо-голубое небо с пробивающимся нежно-золотым солнцем — идеальное сочетание!

В Муртен мы попали ближе к вечеру, когда уже смеркалось. Что не помешало нам погулять по городу. Тем более, что основные цели были только две: сделать нужную фотографию для отчета о парке Мини Швейцария, и поужинать, отметив день рождения мужа.

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

Но, как только мы запарковались, мгновенно вспомнили, какой городок очаровашка (хотя были в нем один раз, буквально проездом — пробегом, лет пятнадцать назад) и решили погулять, до ужина надо было часа два ждать.

Город расположен на восточном берегу озера Муртензее, между Берном и Лозанной, и это самый большой населенный пункт на одноименном озере. Еще в 515 году здесь располагалось военное укрепление Муратум, на месте которого в 1013 году возвели крепость. В 12 веке по указу Бертольда IV Церингена началось строительство города (вот уж швейцарцы должны быть благодарными этой генрцогской семье — понастроили им города по всей стране, еще и в Германии отметились). Получив статус свободного имперского города в 1218 году, Муртен в 1255 году попал под протекторат Савойи. В 1416 году большая часть зданий была разрушена городским пожаром и вновь отстроена в камне.

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

В 1476 году в битве при Морате войска Швейцарской Конфедерации разбили бургундского герцога Карла Смелого. Это была знаковая для швейцарцев битва. 22 июня 1476 года конфедераты подошли через лес из Ульмиза, под проливным дождем. Вначале бургундская артиллерия у Грюнхага представляла опасность для Конфедерации, но удачный штурм артиллерийских позиций заставил бургундскую армию отступить. Капитан Гларуса Петерман Эттерлин, участник сражения, записал в 1507 году: «Во имя Бога мы, Конфедераты… выступили против герцога Бургундского. Когда погода была суровой, мы навестили его в его лагере под Муртеном. Мы мужественно, рыцарски и честно напали на него и захватили его лагерь… Мы разграбили все его имущество, огнестрельное оружие, палатки, повозки и другие вещи." Мда.

Он же: «Когда Конфедераты подошли к лесу, на них напала полевая гвардия герцога Бургундского. Большая часть армии герцога приготовилась защищаться. Но враги превосходно укрепились, имели отличные большие пушки и стреляли… по боевому порядку Конфедерации, а также по всадникам Конфедерации, стоявшим наготове на поле рядом с боевым порядком, и нанесли большой урон. Я, Петерман Эттерлин, автор этой хроники, и многие христиане, бывшие там со мной, видели несколько всадников, расстрелянных пополам… позиция огнестрельного оружия была немедленно захвачена, а опреративный расчет получил ножевые ранения. Затем начались избиения и поножовщина. Многие враги были немедленно убиты и зарезаны…но герцог Бургундский бежал, как мог».

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

С 1584 года городом фактически управляли Берн и Фрибур, а в 1803 году Наполеон включил его в состав кантона Фрибур.

Старый город находится близко к берегу озера, на небольшой возвышенности. Но еще перед входом в него взгляд сразу падает на каток! Да, это каток и хоккейная коробка, которые ежегодно устанавливают перед входом в Старый город. Все очень хорошо продумано, в кассе перед входом выдают на прокат коньки, клюшки, шлемы и все необходимое. Каток используют по часу, поочередно — «фигуристы» и «хоккеисты». Здесь же, два кафе для родителей — все сидели внутри, снаружи было прохладно.

Кстати, у швейцарцев было несколько известных фигуристов: Карин Итен, которая первая исполнила пируэт, названный в честь другой швейцарской фигуристки, Дениз Бильман — это когда девушка поднимает ногу за головой, сзади себя и вращается. Помню, его прекрасно исполняла немка — Катарина Витт. А еще у них был красавец Штефан Ламбьель, серебряный призер Олимпиады в Турине, и дважды чемпион мира. Что касается хоккея, они в десятке рейтинга, и даже пару раз серебряными призерами ЧМ становились.

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

И, не входя в ворота Старого города, еще одна достопримечательность — памятник генералу Адриану фон Бубенбергу, знаковой фигуре швейцарской истории. Его слова: «Пока в нас жилы кровию полны, никто из нас оружия не сложит» знает каждый житель Конфедерации. Именно он отличился во время обороны города в 1476 году от войск бургундского герцога Карла Смелого.

Город надежно защищала мощная крепость, в которую сейчас встроены жилые дома.

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

Вход в Старый город через Башню с воротами Бернтор, возведенную в 1239 году. Один раз башня претерпела реконструкцию, которая была осуществлена по чертежам бернского архитектора Никлауса Хаблера. Часы созданы братьями Дюкоммо — часовщиками из Ла-Шо-де-Фо, и одна стрелка с одной стороны башни — символ свободы швейцарцев.

Улицы города следуют параллельно внутри части бывших крепостных стен, вдоль главной — Хауптгассе (два любимых названия центральных улиц — Хауптштрассе или Лангештрассе) выстроены дома с аркадами 17–18 веков. На первых этажах расположены магазины и рестораны. Именно эта улица заставила нас заехать в Муртен — ее фотографии не хватало мне для отчета про парк Мини-Швейцария (в 4 части).

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

Слева от ворот расположена Французская церковь, выстроенная в 1481 году в стиле поздней готики на месте капеллы Святой Катарины.

Со смотровой площадки за церковью открываются отличные виды на озеро, особенно прекрасные во время заката солнца.

На противоположной стороне улицы от ворот — здание Ратуши.

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

Замок, построенный во времена графа Савойского Петра Второго в 1255 году, а во времена Наполеона здесь располагались казармы, госпиталь для солдат и тюрьма. Сегодня является резиденцией администрации, и каждый год в августе во дворе замка проходят концерты классической музыки.

Из двора Мэрии вновь открываются прекрасные виды на озеро, но мы туда зашли уже в темноте:

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

И, несмотря на наступление полной темноты, мы поднялись на стену, игнорируя табличку, что на ночь ее закроют. Ну, еще не было и шести вечера, просто рано стемнело. По указу короля Конрада IV все население Муртена в 1238 году на 4 года было освобождено от уплаты налогов с условием возведения городских укреплений.

Стена была построена в несколько этапов и из разных материалов — гальки, туфа и песчаника. Самые старые части стены датируются 12 веком. Первые слои показывают, что стену начали строить раньше, чем был построен город. На ее валах расположены 8 панелей, на которых изображены сцены битвы при Морате 1476 года. Все тексты на панелях написаны на старонемецком языке, но поупражняться в его знании не представлялось возможным — темно. Я вообще не поняла, почему проход по стене не освещен, раз уж он открыт.

Зато в свете фонарей, горящих снаружи, отлично видна роскошная паутина, а у меня есть целый альбом с ней, я фото паутины коллекционирую, это удивительное творение, которое создала природа.

Внизу, на выходе, можно посмотреть устройство механизма башенных часов. Здесь, к счастью, горел тусклый свет. Часы были созданы Франсуа Борелем в Куве, в кантоне Невштатель, в 1816 году. Башенные часы с маятниковым каркасом из кованого железа, штифтом, грузовым приводом, с двумя часовыми стрелками и двумя противовесами, с часовой и минутной стрелками. Они отбивают четверть часа двумя колоколами и полный час одним колоколом. На одно движение якоря амплитуда состовляет 1,4 секунды. В конце 20 века часы были отремонтированы и установлены на башне Шиммельтурм.

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

Спуск и подъем на крепостные стены расположен возле Немецкой Церкви. С 1399 года здесь находилась часовня Девы Марии. Нынешнее здание было построено в 1710 году в стиле барокко, при этом сохранили старую колокольню.

А за крепостной стеной расположилась церковь местной католической общины.

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

А это самый старый городской дом, он единственный, который уцелел в городском пожаре начала 15 века.

Скоро в городе все будет в рождественском убранстве, буквально через 10–12 дней, а сегодня еще осень и даже сохранились остатки зелени.

Жаль, что день рождения не выпал на выходные дни, в Муртене будет проходить фестиваль трюфелей, но мы на него не попадем. А я очень люблю трюфели.

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

Несмотря на повод — день рождения, отмечали мы скромно, в китайском ресторане — мы оба любим китайскую кухню. Сказываются годы, проведенные в Китае.

Так закончился день рождения, в двух прекрасных городках Швейцарии, в кантоне Фрибур — в Эставайе-ле-Лак и Муртене. На следующий день были еще планы, так что, отправились в свои аппараты спать.

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

А утром, я, которая и так рано встает, подскочила в 4 часа — сказывается разница в 3 часа с Эмиратами, откуда я пару дней назад прилетела. Ну, и, как обычно, засела за комп, до побудки мужа у меня минимум 4 часа. И, как-будто что-то почувствовала — обернулась к балкону, когда нереально полыхал восход!

Он был еще ярче, чем вчерашний закат — глаз не оторвать, особенно, с учетом того, что под яркой полосой восхода отлично видны Альпы.

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

А через несколько минут небо стало совершенно акварельным, как с китайской картинки.

Собирая вещи, я, привычная к отелям, всегда проверяю все шкафы, даже если ничего туда не складывала — на автомате. И вот что я обнаружила в шкафу: маски, дезинфектор и капли для иммунитета! Если учесть, что аппараты новые, открытые после пандемии и масочносумасшествия, то непонятно, зачем они здесь и откуда взялись — хозяева положили и кто-то из предыдущих жильцов решил с последователями поделиться?

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

Выйдя во двор, я еще раз порадовалась и удивилась: моя коллекция фоток старый автомобилей существенно увеличилась — на парковке стояли «дедушки» и «бабушки», целая выставка ретро!

А напротив — компания по прокату лимузинов. Решила, что надо срочно взять розовенький и дальше ехать на нем. Но, ротом подумала, что по узеньким дорожкам, ведущим к замку, к которому мы собирались, на лимузине будет неудобно, и остановились на моей машинке.

Гулять по дневному Муртену мы не планировали, попрощались с ним и отправились смотреть еще несколько знаковых для швейцарцев мест.

По дороге я сказала ключевую фразу: «О, как интересно!». Муж четко знает, значит надо срочно останавливаться, чтобы я выскочила и что-то сфоткала. В этот раз ему повезло, мой вопль раздался не на автобане, а возле парковки. А посмотреть я решила плотину на озере Шиффензее, состоящем из разлива реки Бри. Именно это водохранилище превратило остров Огоц, куда мы поедем чуть позже, в остров в 1948 году.

Даже смогла через дорогу перебежать, сравнить высоту воды. Кстати, здесь отлично виден отвесный скалистый берег.

Мы отправились к замку, который тоже отмечен в парке Мини-Швейцария, но я его никогда не видела — Замок Рю, впервые упомянутый в документах 1152 года. Его синьор Родольф де Рю, был вассалом графов Женевских. С 1235 по 1237 годы укрепления крепости были разрушены, и на 15 лет было запрещено восстановление замка. Петр Савойский, правивший в то время в Во, приказал перестроить замок между 1260 и 1268 годами, и назначил капеллана вассалом Савойи. Во время Бургундских войн в 1476 году крепость вновь была разрушена. Но, с 1619 по 1763 год был перестроен, и в нем устроили тюрьму. Фрибур предоставил его своим губернаторам, а затем префектам до 1848 года. 25 февраля 1856 года государство продало замок с аукциона. Несколько владельцев сменили друг друга, в том числе Эрнест Фербер и его сын Фердинанд. Крепость до сих пор в частной собственности и открывается только на определенные мероприятия, например, на Арт-Форумы.

Перед входом в замок стоит домик, выглядящий довольно печально. Это дом нотариуса Рувена, который жил здесь в 1830 году, и построил этот дом на остатках сарая и конюшни. Здание в стиле классицизма, со скатной крышей в четыре стороны, называется «Розовый дом».

С терассы этого домика открываются изумительные виды на Альпы, Фрибур и ближайшие деревни.

Едем дальше, нас ждет последняя точка, запланированная на эти два дня — островок Огоц на озере Грюйер.

На месте, где мы оставили машину, под строгим знаком, что если проедем дальше, нас ждет штраф в 50 франков, пообщалась с чудесной троицей, вышедшей из дма, и гремящей колокольчиками на шее. В Швейцарии не только коровы с колокольчиками. Все трое дали себя потискать.

Озеро Грюйер и его скалы были сформировано в Ледниковый период. Со времен доисторических людей до периода Бронзового века, здесь селились люди, раскопки показали, что первые поселения относятся к 9000-м годам до н. э. Затем римляне строили свои лагеря на торговой дороге вдоль озера. В период Средневековья лорды строили в этих местах крепости с глубокими подземельями. Башни крепости Огоца возвышались над городом, а сегодня от нее остались лишь очертания. И это еще один объект парка Мини-Швейцария.

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

Четвертый, и последний на сегодняшний день объект из парка, чьи макеты установлены в нем, это часовня Святого Теодула, которая была построена после окончания «Великой чумы» в Европе. Поскольку лодки на остров ходят только с мая по октябрь, получилось посмотреть все это с берега.

Зато, позировать на фоне прекрасной природы, понимая, что это последние теплые денечки, скоро зима — сплошное удовольствие. Еще и Альпы вдали видны.

А эти два вида стоили всего дня! Осень во всей красе:

Муртен, остров Огоц и крепость Рю в золотой осени

И безупречное осеннее отражение в спокойной воде, так что, хорошо, что лодочки не ходят и никого нет, вокруг — полная, ничем и никем не нарушаемая тишина.

Вот и все, наше короткое путешествие подошло к финалу, мы отправляемся домой. Еще разок не удержалась, скомандовала остановиться возле интересного домика. Перед ним корова основной породы, распространенной во Фрибуре — гольштинской. За домиком — настоящие коровы той же породы. На самом домике — старая, слегка выцветшая картинка — как этот дом выглядел раньше. И почтовый ящик, в виде домика. Милота.

А вот этот очаровательный городок, который виден с дороги, я покажу и расскажу о нем в другой раз. В это время начался дождь, мы проехали под радугой, что я сочла за добрый знак!

Всем спасибо за внимание!