Ржев — Россия Апрель 2013

Улицы города начинались за стелой «Ржев» у въезда в него. На кругу по Зубовскому шоссе первое упоминание о войне — памятник танку Т-34. У моста через Волгу по Большой Спасской улице установлен памятник генерал-майору А. Н. Сеславину. Мне показалось, так как это практически центр города, что это памятник поручику Ржевскому, своеобразный символ города. Оказалось, наоборот, образ поручика списан с этого замечательного генерала, лихой поворот головы, неустрашимый взгляд.

Воскресший из мёртвых — город Ржев

Справа за мостом красуется церковь Новомучеников и Исповедников Российских. За стелой «Город воинской славы» высился памятник В. И. Ленину.

Воскресший из мёртвых — город Ржев

За Советской площадью на высоком берегу Волги памятный знак, установленная на постаменте пушка в память о кровопролитнейших боях войны. Отсюда с высокого берега открывается вид на город.

Воскресший из мёртвых — город Ржев

Здесь установлен знаменитый памятник-мемориал: душа солдата, возносящаяся в небо журавлями (на момент посещения его ещё не было). Пешеходный аутеничный мостик, весь увешанный замочками — дань современной традиции, ведет к обелиску и Вечному огню.

Воскресший из мёртвых — город Ржев

Что поразило, так это пара молодых людей, пришедших к Вечному огню и возложившие цветы. Как-то в других местах матушки-России я не замечал такого. Обычный рядовой день и молодые люди без пафоса, а по душевному порыву, пришедших отдать дань погибшим соотечественникам. Трогательно. Панорама Волги и устья реки Холынки открывается во всей красе. Хорошо видна церковь Иконы Божьей Матери Оковецкой.

Воскресший из мёртвых — город Ржев

Представляю, как здесь здорово в мае, когда всё распускается и цветёт. Надо сказать, что дороги здесь, что и пешеходные тропинки с тротуарами оставляют желать лучшего. Я понимаю, у местной администрации проблем много, а денежных средств мало. Здесь не Кавказ, чтобы вбухивать в развитие региона миллионы государственных средств. Тихая умирающая российская глубинка, выживет как-нибудь, а не выживет, так и не больно надо. Город не должен был выжить во время войны, ну или сразу после неё, однако выжил и живёт. Плохо, трудно, но живёт.

Внизу у моста очередной памятный знак в честь освобождения города 3 марта 1943 года. Подумать только в каких-то 200 км от Москвы немцы находились до весны 43-го. А каком разгроме фашистов под Москвой можно говорить при таких обстоятельствах. Отогнать? Да, отогнали, но разгромить, судя по всему, тогда не удалось. Когда громят врага, то в опасной близости от столицы его не оставляют. Это не упрёк ветеранам, это констатация факта, хотя, не скрою, не приятного. Иначе, не было нескольких наступательных операций только в рамках одной Ржевской битвы. Чего стоили Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция, Первая Ржевско-Сычёвская (Гжатская) наступательная операция, Вторая Ржевско-Сычёвская наступательная операция («Марс»), Ржевско-Вяземская наступательная операция, страшно представить. На Ржевском направлении одних «долин смерти» и таких же рощ было более десятка, где трупы погибших лежали не в один слой. Слов нет, это представить невозможно! Придёт время и Московская и Ржевская битвы будут переоценены без бутафорского пафоса и никому не нужного урапатриотизма. Уроки великой войны не усвоены некоторыми военноначальниками, понеже видим мы, что происходило в Афгане и позже на Кавказе.

Воскресший из мёртвых — город Ржев

Оглянувшись назад за мостом, сразу понимаешь, насколько не просто было солдатам штурмовать город. Высокий берег и так естественная преграда на пути плюс укрепления и искусственные препятствия. Сразу всплывают слова, написанные на постаменте пушки: «Здесь кровью речные омыты откосы. Здесь дымом пропитан бетон батарей. Здесь курс на бессмертье держали солдаты в боях за свободу отчизны своей».

За парком подпольщиков находится центральная районная больница и городская поликлиника. Архитектура этих зданий привлекает внимание, выделяясь на общем фоне домов-коробок. Центральная улица Большая Спасская, что у площади Коммуны. Отсюда начинается мост через Волгу. На углу площади стоит наискосок двухэтажный дом, похоже раньше это был торговый дом, сейчас расположено недорогое кафе, где собирается молодёжь. Здесь готовят на заказ, поэтому, когда много народу, приходится долго ждать. Сама Большая Спасская очень своеобразная, здесь много домов, построенных в пятидесятые годы и даже раньше, вся она утыкана магазинами и кафешками. На противоположной стороне Волги высится церковь Новомучеников и Исповедников Российских, а рядом гостиница Ржев, совсем не понятное соседство. Одно рядом с другим явно не гармонирует.

Воскресший из мёртвых — город Ржев

Ещё одноинтересное место — Волосковская Горка, названной в честь первого городской главы Ржева, знаменитого ржевитянина, учёного-самоучки, механика, химика и астронома Терентия Ивановича Волоскова.

Через несколько десятков метров остов двухэтажного здания, казалось его скелет торчит ещё со времён войны, хотя это мало вероятно, но попавшаяся на встречу по улице Володарского здание швейной бывшей фабрики, навело на размышление о бренности не только тела. На обшарпанном фасаде красуется вывеска «Чайка производственно-коммерческое акционерное общество закрытого типа». Вот уж в точку — закрытого, лишь добавил бы «за ненадобностью для акционеров». Более чем уверен в городе с рабочими местами не густо. Как на планете Шелезяка — воды нет, атмосферы нет, растительности нет и всего прочего нет, так и в Ржеве работы нет, денег нет, жизни нет. В городе одни торговые точки, то бишь все чего-то продают-покупают. Но господа хорошие, откудова деньги берёте-то? Чай не у каждого под кроватью печатный станок спрятан.

Воскресший из мёртвых — город Ржев

Вдоль улицы Алексеева двухэтажные дома, такие после войны пленные немцы строили.

Воскресший из мёртвых — город Ржев

Ничего примечательного. Ещё одна достопримечательность — диорама «Ржевская битва», перед которой на Красноармейской набережной стоянка военной техники и краеведческий музей. В музей попасть не удалось, хотя было половина шестого, всё было заперто, хотя музей должен был работать до шести. Местная жительница пояснила, что сотрудники ещё в три часа покидают музей. На мой немой вопрос с некоторым неудовольствием заявила: «Что вы хотите, за три тысячи до вечера сидеть никто не станет», — выпалив, она раздражённо удалилась. Сей инцидент только подтвердил ранее сделанные выводы — в городе денег нет и работы судя по всему тоже. Пришлось полазить по снегу среди потрёпанной военной техники.

Воскресший из мёртвых — город Ржев

Направляясь к собору Вознесения Господня по Красноармейской набережной было верхом недальновидности. Идти по улице трудно и не приятно, даже противно. Каждая проезжающая машина — потенциальный вредитель, пытающийся окатить тебя водой из грязной лужи. Я уже говорил о трудностях в городе с тротуарами, да и вообще с трудностями. Тем не менее, этот променад запомнился и красивыми волжскими видами и удивительными домами и живописными церковью и часовней, памятником Сергию Радонежскому во дворе школы № 2 по Партизанской улице, а также мистическими развалинами усадьбы 19 века немногим из того, что пережило оккупационный период города. Именно, эта вечерняя прогулка оставила неизгладимый след от встречи с этим замечательным городом.