Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 20:16
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Дели — Индия Январь 2024

Первая часть путешествия по Индии. Следующая часть: Красный форт

Даже и не вспомню, когда мы впервые начали интересоваться Индией. Наверное это было тогда же, когда начали интересоваться путешествиями вообще. Что ни говори, а страна эта — крайней туристическая, первая цивилизация возникла не её территории ещё в IV тыс. до н. э. Окончательно намерение побывать в Индии оформилось после поездки в ОАЭ. В Дубае мы жили в индийском квартале, ели пытались есть индийскую еду, контактировали с индийцами. Так почему бы после этого не отправиться в саму Индию? Т. к. для нас это было первое посещение этой страны то маршрут выбрали самый что ни на есть классический, который турфирмы любят именовать «золотым треугольником» Дели — Агра — Джайпур.

Дели — город контрастов

Обычно для въезда в Индию оформляют электронную визу. Почему-то индийский сайт никак не хотел принимать для оплаты карту таджикского банка. Вдобавок после каждой неудачной попытки следующей приходилось ждать 20 минут. Пришлось обращаться к посредникам. Вышло дороже, но визы получили оперативно.

Валюта страны — индийская рупия. 1 рупия стоит чуть дороже 1 рубля, поэтому ориентироваться в ценах довольно просто. На каждой банкноте изображён Махатма Ганди, отец нации.

В обращении есть монеты разных годов выпуска. У каждой на реверсе изображена Эмблема Индии. Она представляет четырёх индийских львов, правда последний из них расположен сзади и его не видно. Эмблема восходит к Императору Ашоке, правившему в III веке до н. э. и установившему колонну с такой капителью.

Проживание в Индии мы бронировали на букинге. Отель Cottage Ganga Inn в Дели расположен в небольшом закутке на Главном Рынке. Благодаря такому расположению от отеля недалеко до метро, ж/д вокзала и многих достопримечательностей. Место довольно тихое, шум от рынка до отеля почти не доходит.

Сам рынок представляет собой типичные трущобы. Везде очень грязно, кругом горы мусора, если невнимательно смотреть под ноги то можно вляпаться в отходы жизнедеятельности. При этом многие индийцы живут прямо здесь, на улице. На ночь укладываются спать на тоненьких матрасах, укрывшись одеялами. Можно увидеть как местные ищут друг у друга вшей. Их (вероятно) дети ползают тут же, в грязи, подбирают с земли какие-то остатки еды. Утром и вечером жгут костры, греются у них и готовят какую-то еду в котелках.

Фотографировать их неприглядный быт я не стал. Вместо это сфотографировал несколько плакатов, призванных привлечь внимание к тяжёлой жизни неквалифицированных рабочих из которых 35–50% составляют женщины.

С утра до вечера по Main Bazar Rd в обоих направлениях движется непрекращающийся плотный поток гудящего трафика — машины, тут-туки, телеги, моторикши, люди. Пробираться по нему довольно неудобно. Стоит остановиться хоть на секунду и проезжающие тук-тукеры наперебой начинают предлагать свои услуги.

В Cottage Ganga Inn не было завтраков, но нам сразу показали хороший ресторан Diamond в двух шагах от отеля на всё той же Main Bazar Rd. Семейный бизнес, на стене висит фото деда нынешнего владельца ресторана.

В ресторане предлагают блюда различных кухонь — арабской, китайской и конечно индийской. В меню был даже russian mines salad (картофель, ананас, яблоко, майонез и овощи), но попробовать его нам не удалось. Т. е. ресторан явно ориентирован на туристов. Есть различные завтраки — английский, испанский, американский, континентальный. Стоит каждый такой завтрак совсем недорого — 180 рупий, чай/кофе на выбор входит в стоимость.

Американский завтрак

Но, конечно, в Индии нам хотелось попробовать не английский завтрак, а классические индийские блюда. Думаю многие знают что практические в любое блюда в Индии добавляют гору специй. Просьба «no spicy» может слегка снизить их количество, но пища всё равно очень острая. Супы действительно «no spicy», но это всё-таки и не совсем индийская еда. Мясные же блюда всегда очень острые и идут с большим количеством соуса. Лучше сразу заказывать к ним порцию риса, смесь соуса с рисом получается не настолько острой.

Куриный суп с лапшой

Около 80% населения Индии являются индусами, т. е. исповедуют индуизм. Повсюду очень много индуистских храмов, но фотографировать на их территории, кажется, нельзя. По крайней во всех храмах этой религии, в которых мы были, нам запрещали это делать. Количество богов в индуизме исчисляется тысячами, но самостоятельные это божества или проявление одного Единого Бога я, честно говоря, так и не понял.

Ramakrishna mission

Повсюду в Индии можно встретить вот таких грызунов. Они похожи на наших бурундуков, но интернеты говорят, что это пальмовая белка, почитаемое животное в индуизме. По легенде, когда царь Рама со своей армией обезьян строил Адамов Мост в Рамешвараме, пальмовая белка ему помогала, перенося песок с побережья на своей шкурке. Рама, восхищённый преданностью белки, погладил её, и с тех пор на шкурке видны отпечатки его пальцев

Дели — город контрастов

Крайне немногочисленны в Индии христиане, они составляют около 2% населения. Одним из старейших католических храмов Дели является Кафедральный собор Святейшего Сердца Иисуса, строительство которого началось в 1930 году.

Не так давно было католическое рождество, остались вертепы.

Ислам проник в Индию ещё в VII веке, вместе с арабскими торговцами, а в IX–XI веках население долины Инда (сейчас это территория Пакистана) стало полностью мусульманским. В XVI веке Бабур, потомок Тамерлана основал на территории Индии Империю Великих Моголов. А в XVIII веке при его праправнуке Шах Джахан I была построена Делийская соборная мечеть. В наши дни ислам — вторая по значению религия в Индии.

Тесное соседство индуизма и ислама не могло не дать свои плоды. В XV веке на их стыке в Индии зародилась новая религия — сикхизм. Насколько я понял, это что-то вроде смеси индуизма и ислама. С одной стороны сикхи не приняли ислам, с другой стороны — верят в Единого Бога. Богослужебными сооружениями у сикхов являются гурудвары. На фото ниже — Гурдвара Бангла Сахиб, которая была построена в 1783 году.

Самой ранней сохранившейся мечетью в Индии является мечеть Quwwat-ul-Islam, что переводится как «мощь ислама». Она состоит из прямоугольного двора размером 43,2 на 32,9 метра, окруженного монастырями, воздвигнутыми кутбуддином айбаком, с резными колоннами и другими архитектурными элементами двадцати семи индуистских и джайнских храмов.
Строительство мечети было начато в 1193 году и завершено в 1197 году.

Сейчас это туристический объект, народу здесь очень много, причём большинство из них — местные. На вход и в кассы — огромные очереди, но для иностранцев есть отдельная касса, в которой принимают оплату по карте. И отдельный вход, ни там, ни там очередей нет.

Дели — город контрастов

К Quwwat-ul-Islam был пристроен минарет Qutb-Minar. Возводился он очень долго — с XII по XVI века, разумеется при различных правителях. В итоге получилось сооружение высотой 238 футов (72,5 метра), это самая высокая каменная башня Индии. Правда в XVII веке Шах Джахан I построил Тадж-Махал, который оказался немного выше чем Qutb-Minar.

Самый нижний этаж башни — с чередующимися угловыми и круглыми каннелюрами, второй — с круглыми и третий — только с угловыми, сохраняя на всем протяжении одинаковое выравнивание, придает Qutb-Minar приятный вертикальный вид. Выступающие балконы с красивыми сталактитовыми подвесками и крошечные ниши еще больше усиливают
его приятный эффект. Декоративные полосы с надписями очерчивают каждый этаж своими волнообразными изгибами. Его диаметр составляет 46 футов у основания и около 9 футов наверху.

В правление Ала ад-Дин аль-Хильджи (1296 — 1316) площадь Quwwat-ul-Islam была увеличена вдвое. При нём же стали строить новую башню, Alai Minar, которая должна была стать вдвоё больше Qutb-Minar, т. е. пропорционально увеличению площади мечети. Со смертью Ала-уд-Дина строительство остановилось, башня так и не была завершена и имеет сейчас в высоту скромные 24,5 метра.

Дели — город контрастов

Южные ворота Quwwat-ul-Islam известны как Alai Darwaza. Изначально ворот было четыре, с каждой стороны света, но все остальные, кроме Alai Darwaza, не сохранились до наших дней. Alai Darwaza — великолепное квадратное куполообразное здание с замысловатой резьбой из красного песчаника и мрамора. В воротах также присутствуют определенные сельджукские черты, которые повлияли на архитектуру Халджи. Важными среди этих характеристик являются заостренные подковообразные арки, изгибы и бахрома арок в виде бутонов лотоса.

На территории комплекса есть гробница делийского султана Шамс ад-дин Илтутмиша, построена в 1265 году. Сооружение содержит могильную камеру с центральным кенотафом, его площадь 9 квадратных метров. Первоначально над гробницей был круглый купол, который вероятно был разрушен и затем заменён султаном Фируз-шах Туглаком, но затем он был тоже утрачен.

Дели — город контрастов

Во времена правления императора Хумаюна, сына Бабура, была построена гробница Святого Имама Мухаммеда Али, известного как Имам Замин. Могила Имама Замина, уроженца Туркестана. Судя по всему, он выполнял некоторые важные обязанности, связанные с мечетью Quwwat-ul-Islam. Он построил свою гробницу, вероятно, в 944 году хиджры и умер год спустя. Площадь сооружения составляет 24 квадратных фута, гробница увенчана куполом, поднимающимся из восьмиугольного барабана. Одной из интересных особенностей, заслуживающих внимания, являются мраморные расходящиеся ребра в куполе из песчаника. Вся конструкция из песчаника изначально была покрыта мелко полированной штукатуркой, значительная часть которой сохранилась до сих пор.

При Хумаюне сооружались и более гарндиозные гробницы. Например, гробница Иса Хана Ниязи (1453 — 1548), была построена в 1547 году. Иса Хан Ниязи был дворянином при дворе Шер Шаха Сура. Восьмиугольная гробница имеет
поразительный орнамент в виде навесов, глазурованных плиток и решетчатых ширм. Вдоль западной стороны ограды
мечеть шириной в три пролета имеет величественный центральный отсек из красного песчаника и поразительные михрабы.

Дели — город контрастов

Внутри можно увидеть надгробия.

Рядом расположена мечеть, посвящённая ему же. Оба сооружения были возведены при жизни Иса Хана.

Однако ещё грандиознее мавзолей самого Хумаюна, построенный по приказанию Хамиды Бану Бегум, его скорбящей вдовы. По пути от гробницы Иса Хана к мавзолею Хумаюна можно увидеть ворота Arab Sarai, возведённые в 1560–61 годах.

Дели — город контрастов

К самому мавзолею ведут западные ворота высотой 16 метров, которые сейчас являются главным входом в сад-гробницу императора Хумаюна. Их украшают шестигранные звезды, использовавшиеся Моголами в качестве декоративного космического символа.

Мавзолей Хумаюна стоит на платформе, площадь которой составляет 12 000 м² и достигает высоты 47 метров. Это самый ранний пример персидского влияния в индийской архитектуре, в мавзолее находится более 100 могил, за что он получил название, «Общежитие Великих Моголов». Это было первое сооружение, в котором в таких больших количествах использовался красный песчаник и белый мрамор. Небольшие навесы на террасе изначально были покрыты глазурованной синей плиткой, а латунный навес над белым мраморным куполом имеет высоту 6 метров.

На верхний уровень мавзолея ведут крутые лестницы, по одной с каждой стороны мавзолея.

Дели — город контрастов

Поднявшись можно бросить взгляд на парк, который окружает мавзолей. Удивительно грандиозное сооружение даже по современным меркам, сложно представить каких усилий стоило возвести его в XVI веке.

Надгробия расположены как на верхнем уровне мавзолея, так и внутри сооружения, находящегося там же.

Ещё одно сооружение рядом с мавзолеем Хумаюна — Гробница и мечеть Afsarwala, возведённая в 1566 г., тоже во времена Великих Моголов. Восьмиугольная гробница покрыта красным песчаником с умеренным использованием инкрустации из белого и черного мрамора. Над центральной высокой аркой трёхпролётной мечети находится ниша, в которой когда-то могла быть надпись.

Дели — город контрастов

Не только творениями могульских императоров знаменита Индия. Во второй половине XVIII века махараджа (т. е. князь) Савай Джай Сингх II строит в различных городах страны астрономические обсерватории. Первая из таких обсерваторий, Джантар Мантар, была построена в Дели. Её название происходит от санскритского слова Yantra-Mantra, что означает инструменты и формулы/расчеты или магические слова. Но из-за неправильного произношения оно изменилось на известное имя Джантар Мантар. Обсерватория в Дели состоит из нескольких геометрических устройств, которые представляют собой фиксированные конструкции и указывают определенное направление. В центре обсерватории расположено Samrat Yantra, важнейшее творение Джай Сингха. С помощью этого сооружения можно измерять точное время суток и склонение Солнца, которое можно увидеть по тени вокруг сооружения. Это самое большое и внушительное сооружение, значительная часть которого (основание) находится ниже уровня земли.

К северо-западу от Samrat Yantra расположен Misra Yantra, объединяющая сразу четыре инструмента в одной конструкции. Этими инструментами являются Daksinottara Bhiti, Karka Rashi Valaya, Quadrant Arch и Niyat Chakras. Niyat Chakras — инструмент в форме сердца, он занимает центр здания и является наиболее хорошо сохранившимся инструментом в обсерватории. Daksinottara Bhiti, полукруглая арка, является самым маленьким инструментом этой обсерватории и расположена на восточной стене Misra Yantra. Karka Rashi Valaya отмечена большим градуированным кругом и выгравирована на северной стене Misra Yantra. Первоначально в этой стене была дверь, которая сейчас закрыта, и добавлены два окна. Их можно использовать для непосредственного измерения долготы небесного объекта.

Дели — город контрастов

Считается, что Ram Yantra названа в честь Раджи Рам Сингха, деда махараджи Савай Джай Сингха II. Это сооружение использовалось для измерения высоты и азимута небесных объектов, таких как солнце и звезды, путем наблюдения с открытым верхом и с многочисленными арочными окнами, расположенными одно над другими в три яруса.

Трущобы и храмы различных конфессий, гробницы и астрономические инструменты — Дели очень контрастен. Конечно это далеко не всё, что этот город может предложить даже искушённому путешественнику. В следующих рассказах мы продолжим знакомиться с ним и другими городами Индии.