Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 20:16
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Дели — Индия Январь 2024

Продолжение путешествия по Индии. Предыдущая часть: Красный форт

Дели видел взлет и падение различных империй. Когда-то он находился на великой северной дороге Империи Маурьев, связывавшей их столицу Паталипутру с Таксилой. В 736 году н. э. династией Томара недалеко от Кутуб-Минара была основана крепость Лал-Кот. Некоторые полагают, что Чаухан, король Аджмера, завоевал Лал-Кот в 1180 году и переименовал его в Кила Рай Питор. В XIII веке Дели стал столицей Делийского султаната, в XVI веке — столицей империи Великих Моголов. Но в середине XVIII века Индия попадает под власть Британской Империи и уже в начале XIX века Великие Моголы стали управлять Дели лишь номинально. Британская Индия просуществовала до первой половины XX века. Тогда активизировалось движение за независимость страны, одним из лидеров которого стал Мохандас Карамчанд Ганди, более известный как Махатма Ганди.

Дели — столица Республики

12 марта 1930 года вместе с 78 избранными последователями он начал знаменитый «Соляной поход» направленный против налога на соль. Целью похода было достичь побережья Аравийского моря и выпаривать там соль из морской воды без уплаты налога. За 24 дня они прошли более 240 миль.

В наши дни в Дели есть Национальный Музей Ганди, в котором собраны различные предметы связанные с жизнью Ганди. Музей бесплатный.

Дели — столица Республики

Интересна цитата из его книги «Моя вера».

Я дам вам талисман от всех напастей. Всякий раз, когда вас охватывает сомнение или когда собственное «я» делается невыносимым, прибегайте к следующему средству.
Вспомните лицо самого бедного и беспомощного из всех людей, кого вам приходилось видеть, и спросите себя, поможет ли ему хоть чем-нибудь шаг, который вы намереваетесь предпринять. Принесёт ли он ему какую-нибудь пользу? Даст ли он ему возможность хоть как-то влиять на собственную жизнь и судьбу? Иными словами, поможет ли ваш поступок приблизить сварадж, или самоуправление, для терпящих физический и духовный голод миллионов наших соотечественников?
И тогда и ваши сомнения, и ваше «я» медленно растворятся…

Дели — столица Республики

Ганди получил юридическое образование в Лондоне, а в 1893 году он отправился работать в Южную Африку. Здесь он столкнулся с рядом случаев расовых предрассудков и включился в борьбу индийцев, как торговцев, так и рабочих и бывших наемных рабочих, против растущей расовой дискриминации со стороны белых правителей. Позднее, когда в 1906 году в азиатское законодательство были внесены поправки, которые обязывали каждого индийца в Трансваале иметь при себе свидетельство о регистрации, 3000 индийцев в Йоханнесбурге пообещали не подчиняться указу и понести все вытекающие из него наказания. Так родилось то, что тогда называлось «пассивным сопротивлением», а позже стало называться «сатьяграха».

Сам Ганди характеризует «сатьяграха» следующим образом. Сатьяграха — это неустанный поиск истины и решимость достичь истины. Сатьяграха нежна, она никогда не ранит. Она не должна быть результатом гнева или злобы. Она никогда не суетится, не нетерпелива, не криклива. Это прямая противоположность принуждению. Она была задумано как полная замена насилию.

Дели — столица Республики

Пассивное сопротивление индийцев принесло свои плоды к 1947 году. Британская Индия прекратила своё существование и была разделена на Индийский Союз и Пакистанский доминион, современные Индию и Пакистан. Для самого Ганди всё закончилось не сильно позднее. 30 января 1948 года Ганди, тогда уже его называли не иначе как Отец Нации, работал над проектом Конституции Конгресса. Вечером он вышел в сад, где люди собрались на традиционную молитву. В 17 часов 17 минут один из них поклонился Ганди, сложив ладони, как бы выражая почтение, и произвел в упор три выстрела из семизарядного автоматического пистолета. Ганди рухнул. Его тело взяли и положили на пол его собственной комнаты. Когда Доктор Гопичанда Бхаргава осмотрел тело, Махатма Ганди был уже мёртв.

На следующий день в 16 часов 20 минут тело Ганди доставили к месту кремации и окропили святой водой. Над ним были аккуратно разложены бревна сандалового дерева. Сын Ганди Рамдас зажег костер пылающей камфорой в 16 часов 45 минут. 2 февраля кости и пепел собрали из костра и поместили в урны для последнего ритуала. 12 февраля 1948 года прах был перенесен в парк Радж Гхат к месту слияния трех рек — Ганги, Джамны и Сарасвати.

Дели — столица Республики

Впоследствии здесь был установлен мемориал в честь Отца Нации. Каменная дорожка ведёт от главных ворот парка к огороженной территории, в которой находится мемориал. Пройти к нему можно только сняв обувь.

Мемориал представляет собой платформу из черного мрамора, оставленную открытой небу. С одной стороны в центре постоянно горит вечный огонь, а с другой стороны начертаны последние слова Ганди «Эй Рам», что означает «О Боже».

Дели — столица Республики

Мемориал отражает простоту жизни Отца Нации Махатмы Ганди.

В парке есть мемориалы и другим людям с фамилией Ганди. Индира Ганди, единственная в истории Индии женщина премьер-министр. Занимала этот пост 15 лет вплоть до её убийства собственными телохранителями. Несмотря на одинаковую фамилию родственником самого Махатма Ганди не является. Была дочерью первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру.

Дели — столица Республики

После её смерти 31 октября 1984 года пост премьер-министра занял её сын Раджив Ганди. Он был модернизатором, стремившимся соединить научные и технологические достижения своего времени с древней культурой и историей Индии. Годы Раджива Ганди на посту премьер-министра были периодом быстрого прогресса и перемен. Он принес мир и примирение во многие районы страны, где преобладали конфронтация и насилие. 21 мая 1991 года, когда ему еще не исполнилось 47 лет, он погиб в результате взрыва террористической бомбы. Вот такая вот несчастливая фамилия Ганди.

Примерно в то же время, когда Ганди разворачивал кампанию гражданского неповиновения в Дели был возведён монумент «Ворота Индии». Это 42-метровое сооружение было установленно в 1931 году в память об индийских солдатах, погибших в англо-афганских войнах и в годы Первой мировой войны. Это один из самых посещаемых памятников Индии: по выходным его посещают до 20 тысяч человек.

Дели — столица Республики

Территория, на которой расположены ворота, огорожена, попасть туда можно только по подземному переходу.

Этот подземный переход с одной стороны выходи к Воротам Индии, а с другой — к Kartavya Path, что в переводе означает «царская дорога».

Дели — столица Республики

В первой половине XX века, ещё при англичанах, в Дели был построен Дом вице-короля, который впоследствии стал резиденцией Президента Индии или Раштрапати-Бхаван («Президентский дворец»). Теоретически сюда можно попасть по предварительной записи, но нужных нам дат в январе не оказалось. Рядом с ним расположен музей, в который тоже можно попасть по предварительной записи, но гораздо проще, для записи доступны все дни кроме понедельника.

Т. к. это государственное учреждение то вход на территорию довольно серьёзный. Вход охраняют военные, нужно сдавать в камеру хранения сумки, рюкзаки и фотоаппараты. Фотографировать на телефон можно. Входной билет оплачивается в момент резервирования на сайте и стоит копейки даже по меркам Индии, 50 рупий. Путь к зданию музея лежит мимо исторической Часовой Башни, которая была восстановлена в 2015 году.

Дели — столица Республики

В музее представлены различные средства передвижения. Викторианская повозка уже более 100 лет входит в коллекцию средств передвижения Президента. Ей пользовались президенты, а иногда и члены их семей. Mercedes Benz 500SEL с 1990 по 2012 годы служил пяти президентам Индии. В 2012 году его заменил лимузин S600 Guard Vehicle.

В музее есть довольно много различных скульптур.

Дели — столица Республики

Освобождение и разделение Индии на Индию и Пакистан.

Свободная Индия.

Ганди и другие лидеры освободительного движения.

Хоть в сам Президентский Дворец попасть и не удалось, зато в музее есть его макет.

Дели — столица Республики

Портрет Махатма Ганди. Был подарен Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым предыдущему президенту Индии Рам Натх Ковинду.

Кабинет президента

Дели — столица Республики

Личные вещи президента Рамасвами Венкатарамана, он занимал этот пост с 1987 по 1992 годы.

В музее есть комната дополненной реальности. Можно пройтись с Ганди на фоне Раштрапати-Бхаван.

Дели — столица Республики

Рядом с музеем выставлен МиГ-21, легендарный самолет, который на протяжении десятилетий был верным спутником ВВС Индии. Также известный как «Рыбное ложе», он постоянно демонстрировал свою маневренность и универсальность. Самолет был разработан ОКБ Микояна и Гуревича в Советском Союзе. Этот сверхзвуковой одномоторный истребитель, впервые поступивший на вооружение ВВС Индии в 1960-х годах, в тот период был неотъемлемой частью обороны страны. Широко использовался в ВВС Индии, особенно во время индо-пакистанской войны 1971 года, когда он сыграл ключевую роль в обеспечении превосходства в воздухе для вооруженных сил и склонении войны в пользу Индии, атаковав Дом правительства в Дакке, что привело к капитуляции Восточного Пакистана.

Наше время в Дели подошло к концу и на поезде мы отправляемся в следующий город Индии — Джайпур. Заранее купить билеты на индийские поезда можно на сайте www.irctc.co.in. Чтобы зарегистрироваться на нём нужно указать e-mail и номер телефона, на который приходит смс для подтверждения. При хорошем везении смс приходит сразу, при плохом — можно прождать несколько дней, мне смс пришла через неделю ежедневных попыток запросить код. После того как аккаунт подтверждён нужно оплатить дополнительный сбор за регистрацию аккаунта, если аккаунт регистрируется на не индийский номер телефона.

Дели — столица Республики

Сам процесс покупки билетов довольно прост. Нужно выбрать дату, поезд и тип вагона, после этого заполнить сведения о пассажирах. Конкретные места в вагоне выбрать нельзя, только предпочтения у окна/не у окна, верхняя/нижняя полка. Для оплаты есть довольно много вариантов, но далеко не через любой из них у меня получалось оплатить.

На каждой платформе вокзала в Дели по всей длине висят табло, на которых отображается номер поезда, время отправления и номер вагона. Можно заранее сориентироваться где остановится нужный вам вагон.

О том как мы добрались до Джайпура и что увидели там я расскажу в следующем рассказе данного цикла.