Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 9:58
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Агра — Индия Январь 2024

Продолжение путешествия по Индии. Предыдущая часть: Альберт Холл

В Дели и Джайпуре мы уже видели различные сооружения эпохи Великих Моголов - Красный форт, Мавзолей Хумаюна, Форт Амбер. И сейчас мы отправляем в Агру, с которой Империя Великих Моголов, фактически, и началась. В 1526 году город завоевал Бабур, основатель империи, сделав Агру своей столицей. Через сто с лишним лет его праправнук Джахан I начнёт возводить сооружение, которое в представлении не нуждается. Первое и главное сокровище Агры, знаменитый мавзолей Тадж-Махал, как магнит он притягивает в город миллионы туристов ежегодно. И поэтому в Агре мы остановились в отеле, который на букинге называется Hotel Kamal Nearest To Taj Mahal

На первом этаже отеля расположен ресторан. Мы взяли грибной суп, butter chicken и рис. Butter chicken - курица в очень ароматном соусе, по меркам Индии её вполне можно считать "no spicy". Хотя сам соус, в общем-то, острый. Его хорошо смешать с рисом, который нейтрализует остроту.

Часто Тадж можно увидеть на почтовых открытках. Одну такую открытку мы отправили себе в Россию, почтовый ящик нашёлся в двух шагах от отеля. Марки мы заблаговременно купили ещё в Дели.

Ещё в отеле есть терраса, с которой, теоретически, можно увидеть Тадж Махал. Но когда мы заезжали было уже темно. А на следующее утро над Агрой висел такой плотный туман, что ничего не было видно дальше 5-10 метров, где уж с неё увидеть Тадж, до которого от отеля идти около 300 метров.

Сокровища Агры

В наши дни Тадж Махал многими считается одним из самых красивых сооружений в мире. Мавзолей был построен Джаханом I в память о его любимой жене, императрице Мумтаз-Махал. Шах Джахан женился на Арджуманд Бано Бегум (Мумтаз Махал), внучке Итимад-Уд-Даулы, визиря императора Джахангира, в 1612 году. Мумтаз Махал умерла в 1631 году при рождении, ни много ни мало, а 14-го ребенка. Убитый горем император приложил все усилия, чтобы построить в ее память гробницу. После его смерти в 1666 году Джахан I также был похоронен рядом со своей любимой женой в Тадж-Махале. У нас заранее были взяты билеты на временной интервал с 6 до 12 утра, поэтому пришлось смотреть на главное сокровище Агры в тумане.

Рабочих для строительства этого сооружения собирали со всей империи, включая Среднюю Азию и Иран. А кирпичи для внутреннего каркаса изготавливались на месте. Белый мрамор для наружных поверхностей был привезен из Макраны, Раджастхан. Внутри мавзолея официально фотографировать нельзя, но несложно обойти этот запрет, охранники стоят только на входе.

Между 1631 и 1648 годами вместе с остальным комплексом было построено два одинаковых павильона - восточный и западный. Их называют Jal Mahal, водные дворцы, т.к. они расположены на двух концах восточно-западного водного канала,
который ведет к центральному пруду с лотосами.

Сокровища Агры

В западном павильоне сейчас располагается небольшой музей.

Тогда же к западу от главного мавзолея была построена мечеть, а к востоку от мавзолея располагается её точная копия, Jama't Khanah. Первый сооружение - дом молитвы, второе - зал собраний. Оба здания были построены из красного песчаника и имеют три купола, покрытые мрамором.  В интерьерах вырезаны природные растениями, а остальная часть фрескового пространства, включая потолок, либо облицована орнаментальными картушами, либо покрыта резной красной и белой живописью в высоко стилизованном дизайне.

Перед мечетью находится довольно большой бассейн. Видимо для намаза, надпись гласит "only for namajies".

Сокровища Агры

Если добраться до Таджа было легко, то уехать отсюда непросто. Мавзолей находится в центре довольно большой области, куда проезд такси запрещён. Пришлось прилично пройти до перекрёстка с которого теоретически можно было вызвать Uber, но даже туда никто не хотел ехать. И к Форту Аргры, её второму сокровищу, мы добрались на тук-туке.

Это единственная крепость Индии в которой жили все ранние императоры Великих Моголов. До Бабура здесь находился дворец делийских султанов Сикандара и Ибрагима Лоди. Свой нынешний вид форт приобрел во время правления Акбара Великого, внука Бабура (1556-1605 годы правления). Форт построен в форме неправильного полукруга, его двойные валы высотой около 21 метра снабжены массивными круглыми бастионами через равные промежутки. Полукругом форт опоясывает широкий глубокий ров. С четырех сторон было предусмотрено четверо ворот, южные ворота известны как Ворота Амар Сингха. Сейчас это главный вход для туристов.

Сокровища Агры

Одно из самых примечательных зданий на территории форта - это Jahangiri Mahal. Он был главным дворцом для женщин, принадлежащих к королевскому дому.

Монолитный резервуар Jahangir Hauz использовался для купания. Его высота 5 футов, диаметр 8 футов и окружность 25 футов. На внешней стороне обода имеется надпись на персидском языке, в которой он упоминается как «Хауз-э-Джахангир».
Впервые он был обнаружен возле двора дворца Акбара в 1843 году. Позже сэр Джон Маршал вернул его в форт Агры и поместил здесь. Благодаря этому резервуару дворец и стал известен как Jahangiri Mahal.

Сокровища Агры

Рядом с Jahangiri Mahal расположен Shah Jahani Mahal. Это была самая ранняя попытка императора Джахана I переоборудовать существующее здание из красного камня в соответствии со своим вкусом и это его самый ранний дворец в форте Агры. Он имеет большой зал, боковые комнаты и восьмиугольную башню на берегу реки.

Отсюда открывается вид на стены форта.

Сокровища Агры

Форт Агры упоминается в повести Артура Конан Дойля "Знак четырёх". Она вошла в четвёртую часть экранизации рассказов о Шерлоке Холмсе, снятую на Ленфильме. Где-то в этом форте отряд Джонатана Смолла убил купца Ахмета, завладев сокровищами Агры. Правда счастья эти сокровища ни ему, ни последующих их владельцам, не принесли.

В одном из залов Jahangiri Mahal есть что-то вроде древнего телефона. В двух противоположных стенах есть щели, если  один человек будет говорить в одну из них, а другой приложит ухо к другой, то услышит что сказал первый.

Сам зал, где находится такой "телефон".

Зал частных аудиенций Diwan-i-khas - этот белый мраморный дворец, который был построен Джаханом I в 1635 году. Он состоит из двух больших залов: внешнего зала с колоннами и внутреннего закрытого зала, соединенных арками. Двойные колонны использовались для поддержки пяти арок с 9 выступами на фасаде и трех арок с 7 выступами с каждой стороны. Столбы имеют резной и инкрустированный орнамент. В этот дворец допускали только важных министров, дворян и эмиссаров. Здесь находился Takht-I-Taus, павлиний трон, который потом был перенесен в Красный Форт Дели.

Сокровища Агры

Тогда же была возведена Nagina Masjid, частная мечеть, полностью построенная из белого мрамора для женщин гарема. Она открытая и просторная, двухнефная, с трехарочным фасадом. Для поддержки остроконечных арок использовались опоры, центральная из которых больше боковых. В восточной стене предусмотрен миниатюрный резервуар для воды с каскадом для омовения. Среди частных гаремных мечетей Шаха Джахана эту прекрасную мечеть превосходит только ее преемник Moti Masjid в Красном форте Дели.

Ещё один дворец, построенный всё тем же Джаханом I - это Diwan-i-am, зал публичных аудиенций. Он расположен в середине восточной стороны большого ограждения с аркадными даланами со всех сторон, что является основной конструкцией дворца. Хотя он построен из красного песчаника, он был оштукатурен белой ракушечной известью, что делало его похожим на мрамор. Императорская тронная палата в середине восточной стены выполнена из белого мрамора с инкрустацией.

Перед Diwan-i-am расположена могила Джона Рассела Колвина. В 1853 году его назначили вице-губернатором северо-западных провинций Индии. В 1857 году, в начале Восстания Сипаев, он находился в Агре лишь со слабым британским полком и местной батареей, у которого было недостаточно сил, чтобы одолеть мятежников. Его тело не удалось вынести из форта Агры, поэтому похоронен он был тут же.

Третье и последнее сокровище, которое мы посмотрели в Агре, это Гробница Акбара Великого, внука Бабура и деда Джахана I. Он перестроил форт Агры, перенёс столицу в Фатехпур-Сикри и также планировал архитектурный стиль гробницы, которая будет построена после его смерти. Мавзолей находится в центре огромного обширного чарбауга с затонувшими садами и приподнятыми дорожками. Мавзолей имеет открывающиеся ворота на юге. Остальные три подобных шлюза являются ложными. Южные ворота большие, двухэтажные, с минаретами с обеих сторон. Четыре круглых сужающихся минарета - самая важная и привлекательная часть этих ворот.

Сокровища Агры

Главный мавзолей, окружающий могилу Акбара, представляет собой квадратное пятиэтажное сооружение, уникальное, поскольку в нем нет «купола», важной особенности архитектуры Великих Моголов.

Наклонный ход ведёт вниз, где и установлено надгробие над могилой Акбара. Там фотографировать нельзя, но в общем-то и не нужно. Гроб выглядит как обычный гроб.

По всей территории, на которой расположена гробница, очень много обезьян. Они бывают агрессивными, одна из них схватила меня за ногу и зарычала. Но потом отпустила и побежала дальше.

С 1605 по 1619 года рядом с гробницей возводился Kanch mahal. Этот дворец был гаремным кварталом, использованным
шахом Джахангиром (сыном Акбара) как shikargah или охотничий домик. Это двухэтажный особняк без купола. Зал открывался на северную и южную стороны прямоугольными порталами. По углам этого зала находятся четыре квадратные комнаты, две лестницы ведут на второй этаж, на который расположено несколько комнат. Ещё две лестницы снова ведут на террасу, где первоначально со всех сторон была арочная занавеска.

Если отсчитывать историю Империи Великих Моголов от завоевания Агры, то просуществовала она больше 3 веков. Своего наивысшего могущества империя достигла при Джахане I. При нём были созданы такие выдающиеся сооружения как Тадж Махал в Агре и Красный Форт в Дели. Однако к концу правления его третьего сына Аламгира I империя начинает распадаться. Постоянно завоёвывая всё новые и новые территории он сделал империю настолько большой, что управлять ей было тяжело, при нём и его приемниках повсюду вспыхивали мятежи. А после Восстания Сипаев (именно этот эпизод Конан Дойль упоминает в "Знаке Четырёх") последний могольский император Бахадур Шах II сдался на милость англичан и Империя Великих Моголов прекратила своё существование. Однако и по сей день мы можем восторгаться грандиозными постройками, оставшимися после неё.