Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 8:50

Смоленск — Россия, Гродно — Беларусь Январь 2024

Я обожаю зиму и она всегда отвечает мне взаимностью. Многочисленные и совершенно незабываемые предновогодние вояжи в Москву, дивная Рязань, рождественский Санкт-Петербург в сиянии огней. Усадьбы, монастыри и музеи. Мандариновая Абхазия 31 декабря и горный Сочи под январским пушистым покрывалом. Заснеженный Псковский Кром, величественный, как в славянских сагах, и невероятная Изборская крепость родом из средневековья. Зимняя Эстония, зимняя Латвия, зимняя Литва. И разумеется роскошный Стокгольм — город Снежной Королевы.

Да, я обожаю зиму и она ВСЕГДА отвечает мне взаимностью!

На Рождество

Из новых зимних знакомств хочу представить вам Смоленск…

И Гродно!

На Рождество

А началось все летом, благодаря заманчивому вопросу от Мариши — «И когда ты ко мне в гости приедешь?»). Сами знаете, когда две девушки что-то решили, их уже ничто не остановит — ни снег, ни обещанные аномальные морозы, ни сумбурное расписание белорусских железных дорог.

Это все такие мелочи, о которых и упоминать не стоит — поговорим скорее о новогоднем Смоленске.

На Рождество

Смоленск понравился с первого взгляда, ведь на перроне меня ждала наша прекрасная Марина:)

Чтобы не терять даром времени — а на знакомство с древней столицей Смоленского княжества у меня всего 3 дня, сразу поехали смотреть достопримечательности.

На Рождество

Современный смоленский Кафедрал построен в XVII веке, однако первая святыня на его месте датируетеся эпохой Владимира Мономаха

Их у Смоленска не сосчитать: пешеходные улицы, столетние особняки и три (3!!!) домонгольских храма.

Храм Михаила Архангела датирован XII веком

Набережная шумного Днепра, парки, скульптуры, памятники событиям истории и историческим личностям, музеи и усадьбы.

На Рождество

В общем, вы поняли, если я стану перечислять все сокровища Смоленска, у меня закончатся знаки:)

Перейдем скорее к главной городской жемчужине — поговорим о крепости. Смоленская крепостная стена, с ее башнями и переходами — это фантастика, величие, бомбическая красота, альфа и омега смоленского туризма. Сюда ведут все тревел-маршруты, и отсюда уходят экскурсии к достопримечательностям.

На Рождество

Знаю, что сравнивать архитектурные шедевры дело неблагодарное, да и как её с чем-то сравнить — смотрите сами!

Цитадели Смоленска примерно 422 года. Ее начали возводить в конце XVI века, при Федоре Иоанновиче (сыне Грозного царя), а завершили при Борисе Годунове. Практичный царь, восхищенный красотой Смоленской крепости, немного обсчитался, принимая работу мастеров — похвалил их за 36 башен. На самом деле башен было 38.

На Рождество

Руководил постройкой Федор Савельевич Конь — признанный «государев мастер» эпохи Бориса Годунова.

Зодчий и его творение

С тех пор утекло много воды и имён — осады города, Речь Посполитая, король Сигизмунд и воевода Шеин, возвращение города в состав Московского царства. Петр Первый, Наполеон Бонапарт, немецкая оккупация. Реставрация и создание музеев, наконец. В наши дни без этого «ожерелья Руси православной», как окрестил цитадель Борис Годунов, не представить Россию.

На Рождество

По красотам Смоленска мы с вами еще прогуляемся, пока захватим наши билетики на поезд и элегантный багаж, и go to Belarus!

Для рождественского уик-энда мы с Маришей выбрали — или, судя по эталонной погоде, это он нас выбрал, — город, неподвластный времени. Королевский, столичный, роскошный, замковый.

На Рождество

Один из самых красивых в Восточной Европы (кто с ним сможет достойно соревноваться, может, Вильнюс?) и самый крутой в Беларуси. Это все про Гродно — древнюю твердыню с историей в 1000 лет.

Гродно закружит вас в великосветских гостиных…

На Рождество

Прогуляет по брусчатке мостовых…

Заставит подняться по скользким ступеням к 800-летней Коложской церкви…

На Рождество

И оглушит роскошью Фарного костёла.

Так выглядит в Гродно программа-минимум.

На Рождество

Ой, я про драники забыла, пардон:)

У нас на гродненский рождественский вояж выпало 2 неполных дня. Селитесь в самом центре, как мы, в этих клёвых апартаментах например, и вы всё успеете.

На Рождество

И по Старому городу нагуляться, и в музеи зайти, и поглазеть на вечернюю иллюминацию. Но крутится туристическая жизнь Гродно вокруг Старого замка, разумеется.

«Старый» — потому что есть еще и Новый, — замок в Гродно, считается центром градостроительства. Основанный в XI веке (а точная дата постройки теряется на страницах летописей) и укрепленный земляным валом Гродненский детинец располагал княжеским теремом, Верхней и Нижней церквями, деревянными башнями и каменной стеной. Именно эти фортификации встретили Агафью, дочь Владимира Мономаха, которая вышла замуж за городенского князя.

На Рождество

В истории древней цитадели были и другие громкие имена. С 1391 года здесь располагалась резиденция Витовта, великого князя литовского, а в 1579 году сюда переехал Стефан Баторий — Гродно успел побывать центром и Великого Литовского княжества, и Речи Посполитой.

В наши дни в единственном в Беларуси королевском замке открыли, разумеется, музей. Экспозиция не самая впечатляющая, но интересная и компактная: от древней археологии до XX века.

На Рождество

Реконструкторы вдохновлялись старинными картинами и гравюрами XVI века, восстанавливая замок в духе нарядной эпохи польских королей. Все, что успели воссоздать — блестяще!

В том числе смотровая площадка с лучшими в стране панорамами.

На Рождество

Поднимемся сюда вместе и очень скоро:)