Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 5:19

Абхазия Декабрь 2019

Лови момент. Эта философия гедонистов, бодипозитивщиков и прочих любителей наслаждаться жизнью как нельзя лучше характеризует современное общество. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что именно из таких счастливых (или не очень) моментов и складывается наша жизнь. Оглядываясь назад, что вы чаще всего вспоминаете — правильно, яркие картинки из путешествий. Особенно те, что запечатлены на фото.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Море, тропические острова, шпили средневековых башен, гастро-шедевры, закаты и рассветы. Но, пожалуй, сложно найти более яркую фактуру для фотографии, чем горы. Кавказские у меня в приоритете пока, потому и наш Новогодний вояж, и все праздничные приключения прошли в обрамлении этого вечного великолепия.

30 декабря кто куда, а мы — на Рицу!

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Предысторию, как мы сели в машину, махнули по серпантину, я вам уже рассказывала.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Озеро Рица, манящее своим реликтовым Национальным парком и бескрайними просторами, во все времена считалось точкой притяжения. Исследователей, трекеров, фанатов походов с рюкзаками, туристок с селфи-палками. «Не запостил — не было».

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

И нам, отдыхая поблизости, да еще в компании собственного авто, пропустить визит к Рице было бы непростительно. Тем более что таким умиротворенным, безмолвным, хрустальным заповедник можно увидеть нечасто. Летом здесь столпотворение на грани безумия, и поймать свой дзен — задача невыполнимая.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Мой совет — отправляйтесь к Рице в не-сезон. Только на повороте с федеральной трассы не разгоняйтесь, притормозите у древнего храма.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Его видно издалека — главное знать, куда смотреть. Держитесь левее, и совсем скоро на пригорке (который высотой вполне тянет на горку) вы заметите живописные руины. Это Бзыбский храм-крепость, ему натикало более 1000 лет.

Лестница вверх крутая и не особо надежная. Зато для поклонников пыли столетий тут раздолье — можно рассмотреть фундамент княжеского дворца, остатки мощных башен и крепостной стены. Цитадель защищала вход в ущелье и дорогу на Кавказ вплоть до начала 20 века. Похожих мест даже в исторической Абхазии сохранилось не так уж много.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Можно ехать дальше, правда, недалеко. Поглядывайте чаще налево (без всяких стеснений!), вы ведь не хотите пропустить такие очумительные панорамы!

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Вообще, Рицинский Национальный парк — заповедник мирового масштаба. В названии еще присутствует словечко «реликтовый», а это значит, что когда на этих просторах резвились динозавры, пейзаж выглядел примерно также. Мысленно дорисуйте гигантского ящера — и всё, погружение в Юрский парк обеспечено.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Расположенный в высокогорьях Абхазии, заповедник занимает 39 тысяч гектаров. Обойти — невозможно, объехать — сложно. Разумнее всего знакомиться с ним частями, ведь помимо главного бриллианта республики здесь есть глубокие ущелья, шумные реки и водопады, зоны альпийских лугов. Видели фото крокусов и черных тюльпанов — это там!

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Озеро Малая Рица, Голубое озеро, с ледяной водой оттенка сапфира…

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Миллион эко-маршрутов для смелых, и еще больше развлечений для лентяев!

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Дача Сталина, с самой красивой рамкой озеру, и неисчислимое количество воплей по пути «Остановиии вот здесь!». Чтобы потом точно сказать, мгновение — оно прекрасно.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

На что еще обратить внимание. На погоду — в хмурый день впечатление будет смазано. Чтобы добавить солнечности кадрам, выезжайте пораньше. Как правило, с утра горы не прячутся в облачках, стесняясь, а сшибают с ног своей красотой замешкавшегося туриста без зазрения совести.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Зимой, разумеется, доступны далеко не все маршруты, походы и активности, но для одного дня (или двух) развлечений хватит. Притормозите у главной смотровой площадки. Летом здесь яблоку упасть негде, а зимой, сами видите, раздолье. Фото у елочки, без елочки, или самой елочки без вас — нет ничего невозможного.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Машину лучше оставить на парковке, потому как на то, чтобы обойти озеро, рассмотреть разные ракурсы, поймать за хвост (почти) облака, и выпить с ними кофе, уйдет пара часов. Обедать здесь не советую — цены, как правило, завышены, а качество блюд оставляет желать лучшего. Впрочем, от бокала вина не отговариваю.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Покажу вам еще одну площадку, на мой вкус, даже более выигрышную, чем официальная. Езжайте вглубь заповедника, вам встретятся водопады, обрывы и совсем мало машин — значит, вы на верном пути. Как увидите указатель «Пляж», сворачивайте. Еще пара минут по бездорожью, и вы на месте.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Можете потрогать пальчиком священные воды. Окунуться — если приехали не в декабре, уйти фотографировать-балдеть-медитировать.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Или устроить пикник. Наш был скорее постановочный, со всеми Instagram — атрибутами, но свой сочный кусочек хачапури получил каждый участник экспедиции.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Впрочем, эту декоративность мы скоро исправим. Сдаю вам еще одну локацию по секрету, здесь обедают только местные. Пацха — это такое национальное кафе, где кормят по-кавказски сытно и вкусно, называется «На Черной речке».

Она находится между Пицундой и Гудаутой, на Сухумском шоссе. Поворачиваете от Рицы вглубь республики, и не слишком торопитесь, чтоб не проскочить. Колоритная территория, в закрытом помещении по центру располагается очаг — как и положено по традиции, на нем уже томится мамалыга, коптятся сыр и мясо.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Летом можно присесть на свежем воздухе, беседки раскиданы у реки. Персонал приятный, улыбчивый. Цены — выше всех похвал, и буквально за 10 минут и пару тысяч рублей мы становимся обладателями настоящего абхазского застолья. Копченое мясо, мамалыга, лобио, сыры, соленья, соусы, масса закусок.

Облачный атлас. Зимняя Рица через объектив художницы!

Хачапури был великолепен, с пылу с жару, коньяк согревал, как ему и положено в прохладный день. Достойное завершение феерического дня.

И немного полезной информации напоследок

• Трасса на Рицу открыта почти круглогодично. Если случился форс-мажор, и дорогу не успели почистить от снега (в горах такое случается), вас об этом предупредят на пропускном пункте.
  • Билет в заповедник стоит 350 рублей. Для всех, кто не носит абхазскую фамилию.
  • Воду и перекус захватите с собой — по дороге к озеру магазинов, разумеется, нет.
  • Зимой не стоит уходить далеко от проторенных троп. Темнеет в горах быстро, моментально становится холодно. Если уверены в своих способностях трекера — прогуляйтесь к Малой Рице, схема маршрута есть у парковки.
  • Приезжать лучше с утра пораньше — застанете солнышко, успеете больше увидеть.
  • В теплое время года можно подарить заповедному парку два-три дня отпуска — покататься на лошадях, отправиться в поход, увидеть высокогорную Ауадхару и ледниковые озера. Гостевые дома есть и на самой Рице, и в районе курорта Ауадхара.