Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 18:28

Абхазия, Красная Поляна, Сочи — Россия Январь 2020

Античные города, что точно сошли со страниц учебника «История Древнего мира». Старые, старые храмы, видевшие основоположников христианской веры на земле. Заброшенные дворцы, в которых почти наверняка снимали триллеры про апокалипсис. Самое красивое озеро Кавказа, окутанное дымкой зимней неспешности.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Невероятная природа вечнозеленой весны, благоухающей и звонкой, и берег моря, тонущий в мандариновых рощах — на пару к игристому вину тут их принято срывать прямо с дерева. Гламурные курорты в горах, что можно увидеть вполне бюджетно (спроси меня, как), и каждодневная проблема выбора. Пляжи или лыжи? Горы или море? Пальмы или сосны в снегу.

Куда поехать, чем там заняться, и как не заскучать на курортах Черного моря зимой, читайте в нашем Путеводителе.

Подготовку к Новогоднему празднику я люблю даже больше самого праздника. И если рождественские ярмарки, миллиарды огней, елок, хороводов и прочей мишуры в нашей жизни бывали не раз, саму Главную Ночь Года удавалось встретить только в Ростове. Кто бывал у нас зимой, тот поймет — джингл беллсом тут не пахнет.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

И тогда, в один прекрасный день, отличный план родился сам собой. Увидеть зимнюю Рицу, надышаться морем в субтропиках, покорить пару крепостей (какой Новый Год без подвига), помолиться, налопаться мандаринов до передозировки вит С, потрогать снег, поднять бокал глинтвейна на праздничной ярмарке можно легко и просто.

Достаточно сесть в машину, поехать по серпантину, и собрав в один маршрут солнечную Абхазию и высокогорный Сочи, наслаждаться видом за окном. Внимание, спойлер: удалось всё и даже больше!

Сказка первая, почти мистическая

Начинают знакомство с Абхазией по традиции с города Гагра. Советую не ломать стереотип, и поступить также, тем более что этот курорт ближайший к границе с Россией. Сюда легко смотаться одним днем, отдыхая в Сочи, за морем, солнцем, и восхищением великолепными субтропиками. Вы восхититесь еще больше, когда узнаете, что почти все это великолепие — дело рук человеческих.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Чуть более ста лет назад родственник государя-императора, принц Александр Ольденбургский, получил от царя задание — найти на российском берегу райский уголок под новую Ниццу. Злые языки утверждали, что это очень похоже на «пойди туда, не знаю куда», но наш принц не отчаялся. Присмотрев кусок берега, где до того блаженствовали лишь комары, да томились на посту ссыльные вояки, видящие во сне огни Петербурга, он взялся за дело.

Справедливо решив, что нет ничего невозможного для человека с фантазией, (и неограниченным лимитом казны Российской империи), Александр приказал осушить болота, разбить сады, протянуть электричество и водопровод, а для самого себя отстроить дворец в модном тогда стиле модерн.

Гагра быстро превратилась в великосветский курорт, официальное открытие которого состоялось в январе 1903 года. По такому случаю на берегу возвели красивый ресторан с часиками, «Гагрипш», один из гастро-символов Абхазии. Деревянное здание с оригинальным циферблатом принц приметил на Всемирной выставке в Париже, и чуть позже изящную конструкцию транспортировали в Гагру из Скандинавии. На месте его собрали, не используя металлические крепления, а поздравить новорожденного явились лучшие люди империи, от Шаляпина до царственного семейства. «Гагрипш» и в наши дни жив и здоров, и по-прежнему рад гостям…

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

А вот дворцу принца повезло гораздо меньше. Молчаливо наблюдающий за жизнью города с невысокого пригорка, официально он закрыт на реконструкцию металлическим забором. Неофициально — любой запрет в Абхазии можно обойти, благодаря дырке в том же заборе, или вежливой просьбе скучающим охранникам. Подкрепленная небольшой купюрой, она почти наверняка будет встречена радушно, и двери гостеприимно распахнутся.

Что примечательно, ходить заброшенными коридорами совсем не страшно, и пахнет здесь скорее остатками былой роскоши, затянутыми паутиной забвения. Включите фантазию, и вы мысленно перенесетесь на съемки фильма «Сталкер». Или в эпоху великолепия 20-х годов, чуть приглушенного дождем и туманом. Впрочем, погода соответствует.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

После спуститесь прогуляться к Приморскому парку — тому самому, разбитому под присмотром его высочества. Или отправляйтесь в городок Новый Афон, где ваша цель — забытая железнодорожная станция Псырцха. Ее изящная беседка навеет китайские мотивы, а затянутый ряской пруд, лианы и банановые плантации вокруг добавят восточных ноток вашему отпуску.

Настроение можно усилить — у подножия водопада варят отменный кофе на песке. Впрочем, это лишь один из множества поводов увидеть Новый Афон!

Сказка вторая, героическая

Если хотите посмотреть Новый Афон без спешки, приезжайте дня на три. Эко-тропы, святые обители, невероятная пещера, одна из красивейших в мире, роскошная природа, рукотворный водопад, величественная крепость, равной которой нет на Черном море — Новый Афон за свои почти 2000 лет истории успел обрасти легендами и достопримечательностями.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Главная легенда, и памятное место — Анакопийская цитадель. С нее и стоит начинать визит в Афон. Во-первых, потому что это очень красиво, во-вторых, так вы оцените город свысока — а все знают, что нет видов лучше. В-третьих, этот самый сложный подъем-спуск лучше совершить на пике исследовательского энтузиазма. Дальше будет только море, хачапури и кипарисовые рощи, обещаю.

Смотрите, что за награда ждет вас в конце пути! Анакопия была возведена ориентировочно в 7 веке (точной даты не скажет никто), для защиты рубежей Византийской империи от арабских набегов. Строили ее на славу — даже по нашим временам масштабы впечатляют. Трехуровневый оборонительный комплекс опоясывает Иверскую гору, будто короной венчая ее величие.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

От входа в заповедник вас ждет прогулка через тенистый лес, где встречают первые башни-великаны. Это лишь половина пути, но дальше будет только интереснее. Руины стен и оборонительных линий разбросаны тут и там, сохранились башни, древние коридоры, и весь путь к бастиону усыпан огромными валунами. Главная сложность — не забывать смотреть под ноги, ведь панорама вокруг откроется невероятная!

Ею вы еще успеете полюбоваться, с вершины Восточной башни. Полностью реконструированная, она продемонстрирует и блестящие на солнце купола Новоафонского монастыря, и тонкие нитки дорог, что вьются меж холмами, Пицундский мыс на западе и город Сухум на востоке. И море, насколько хватает глаз.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Если этот вид не вернул вам силы, можете освежиться ключевой водой из неиссякаемого колодца. Он не раз спасал жизнь обитателям крепости. Любой абхаз расскажет вам историю, как в 737 году арабский халиф во главе 60-тысячного войска поломал зубы о стены Анакопии. Оборонявшие цитадель горстка абхазов сумели удержать твердыню, и, если вы погуляете по стенам крепости, поймете почему. Кажется, эти стены оберегает само Небо.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Впрочем, это не совсем аллегория. Защитники крепости, прося помощи в битвах у Богоматери, в честь ее заступничества возвели здесь храм, один из древнейших в стране. Сейчас на его месте стоит небольшая часовня, а стены вокруг украшают самые древние христианские символы — рыба, трилистники, кресты. Загадкам и легендам в Абхазии нет числа.

Также, как и местам, преисполненным святости. Об этом будет следующая сказка.

Сказка третья, неземная

Если вернуться на две тысячи лет назад, можно попасть на Тайную Вечерю. Не ту, что была последним земным ужином Христа с учениками, а другую, последовавшую за его Воскрешением. Мессия повелел апостолам бросить жребий, и отправиться нести слово Его по миру. Загадочная страна Иверия (нынешние Грузия и Абхазия) достались Симону Кананиту. Тому самому, на чьей свадьбе Иисус превратил воду в вино.

Апостол жил здесь и проповедовал, и при желании вы можете пройти тропой заповедника, следующего к его келье в скале. Эта прогулка понравится представителям всех вероисповеданий — кавказская природа красива по умолчанию.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Кстати, начинается дорожка к заповедной зоне от фотогеничного водопада. Он питается водами реки, протекающей по дну ущелья, и эти бурные потоки созданы искусственно. Плотина — дело рук монахов, трудившихся здесь в конце 19 века.

Еще одна их заслуга — великолепный Ново-Афонский Симоно-Канонитский мужской монастырь.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Живописный храм видно издалека, не заблудитесь. К нему можно красиво прогуляться Царской дорогой, заботливо вымощенной булыжником и украшенной кипарисами к приезду Александра Третьего с семейством, или пройти тропой грешников, задыхаясь. Оба пути хороши, и известны крутыми видами на округу.

Спускаясь вниз, не пропустите храм Симона Кананита 9 века, возведенный на месте гибели святого, один из старейших в Абхазии. Рядом с ним — Исторический музей, посвященный Абхазскому царству.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Еще один музей истории Абхазии, только живой — храм в Лыхны. Как многие столетия собор святой Софии в Стамбуле был архитектурным образцом множества христианских обителей по миру, так и храм в Лыхны считался отправной точкой и вдохновением для церквей Кавказа. Ничего похожего в столь древние времена вы найдете, позже — сколько угодно.

Храм в Лыхны посвящен Успению Богородицы, его постройка датируется 8–10 веками, эпохой расцвета Абхазского царства. Уникальность храма не только в его архитектурных линиях, символично также расположение — село Лыхны во все времена почиталось за священное. Окружающие храм места входят в семь святилищ Абхазии — древних дохристианских капищ, почитаемых предками современных абхазов как святыни высшей духовной силы.

Эти семь мест на территории республики и по сей день остаются точками поклонения среди этнических абхазов, представителями какой-бы религии они не были. Каждое святилище имеет свой род жрецов, в молениях нередко принимают участие первые лица государства.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Позже, уже обзаведясь христианской обителью, село Лыхны стало одной из столиц Абхазского царства. Руины неподалеку от храма — бывший дворец аристократов из рода Чачба-Шервашидзе, владетельных князей Абхазии.

Примечательно, что в отличии от дворца, храм дошел до наших дней и почти не пострадал. Колонны, своды, барабан купола, часовня — всё сохранилось. Общий вид несколько портят строительные леса, укрывающие крышу, зато это впечатление компенсируют просто роскошные фрески 14 века.

Фотографировать внутри строго-настрого запрещено, мы и не стали. Дабы не прогневать всех богов, языческих и христианских, покровительствующих этой древней святыне. Вам придется поверить мне на слово, ну, или поехать посмотреть всё самим.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Лыхненский храм открыт ежедневно и бесплатно, небольшое пожертвование на скорейшую реконструкцию приветствуется.

Сказка четвертая, легендарная

Еще одно подлинное божество для абхазов — природа. Эта маленькая республика, почти сплошь покрытая горами, лесами, беспокойными реками и умиротворяющими пальмовыми рощами всё же имеет свой бриллиант в россыпи самоцветов. Первый приз традиционно у озера Рица.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Не спешите кивать со знанием дела, если приезжали сюда летом на полчаса, экскурсией из Сочи. В сезон этот поворот с федеральной трассы — самый загруженный в республике, а то и на всем Кавказе. Дышать невозможно от машин, людей, щелчков фотоаппаратов, прилипчивых зазывал с орлами и чачей, гудков экскурсионных автобусов. Мой вам совет — отправляйтесь на Рицу осенью-зимой, тогда вся эта красота будет только ваша!

О сияющей «жемчужине Кавказа» уже писано-переписано, в том числе и мной. На что стоит обратить внимание, если вы поехали в не-сезон и на собственном авто? Держитесь правее, и краем глаза постоянно ищите возможность припарковаться — виды по пути такие, что быстро не проскочишь.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Въезд в Рицинский реликтовый парк платный. Далее вас ждет Голубое озеро, с водой оттенка лазурит, Бзыбское ущелье, с одноименной рекой (зимой она хороша необыкновенно), Юпшарский каньон, зажимающий путников в тиски своих великаньих скал высотой под 400 метров, и масса смотровых площадок. Одна другой краше.

Сюда можно приехать на весь отпуск — и всё не увидеть. Потому как национальный парк хоть и носит имя «Рица», одним озером не ограничивается. Если свободного отпуска для посещения Рицы пока нет, прокатитесь чуть дальше официальной смотровой площадки с елкой…

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

По стрелочке «Пляж». Здесь можно прогуляться, потрогать пальчиков священные воды, или устроить пикник.

Рекомендую сделать всё и сразу, и неважно, в каком порядке. Если поедете в компании абхазов, попросите рассказать легенду о Рице. Прекрасной деве, пострадавшей за свою красоту, ее братьях-богатырях, окаменевших в скорби о сестре, и превратившихся в горы, охраняющие ее вечный покой.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Я так красиво не расскажу, и вина в конце не налью, так что и не просите:)

Сказка пятая, зимне-снежная

Но зима — это все-таки зима.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

И как не ублажай организм морем, мандаринами и +17 на градуснике, он, капризный, запросит снега. Да так, чтоб горы вокруг присахаренные, домики красивые, цветные, как на швейцарской рождественской открытке, и люди улыбающиеся веселые. Такое место есть, знакомьтесь, лучший горнолыжный курорт России — Роза Хутор!

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Мы заглянули сюда на пути из Абхазии домой. Справедливо рассудив, что автомобиль поможет нам не тратить время на автобусы, и деньги на подъемники, упустить такой шанс показалось непростительным. Значит, забиваете в навигатор «Горная Олимпийская деревня», и достаете поближе анти-обморочные капли.

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Не устаю рассказывать, что горнолыжные курорты — это не столько про лыжи и чудеса на виражах. Это во многом про любоваться пейзажами, долго гулять (днем тут так тепло, что оставьте теплый пуховик дома), пить горячий глинтвейн, кататься на санках, играть в снежки, выбирать сувениры на ярмарках, балдеть в спа-бассейнах, окруженных заснеженными горами. Вы тоже уже гуглите билеты до Сочи?!)

Зимние сказки Черного моря. Сочи и Абхазия!

Кстати, отличная идея зимой в горах просто погулять. Аллеи и набережные курортов не сказать, чтоб пустынны, но местечко для фото, обеда или просто зависания на праздничной мишуре найдется всегда. Потому как почти все катаются (или стоят в очереди на подъемники), а прогулки — они только ваши.

На этой праздничной ноте можно и закончить. Великолепная природа, солнечное цветущее побережье как рамка для роскошных снежных гигантов, яркие краски и атмосфера праздника — наши черноморские каникулы удались на славу. Я требую продолжения банкета!)