Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 16:03

Стокгольм — Швеция Декабрь 2018

Главный мегаполис, самый красивый город и неофициальная столица Скандинавии. Родина ABBA, Икеа, Стига Ларссона и «мужчины в самом расцвете сил». Город, где появилась на свет Нобелевская премия, и которой и в наши дни продолжает нести свет искусства и науки.

Мировая столица креатива — здесь даже метро выглядит как арт-галерея. Необычная кухня, великолепные музеи, самые отвязные вечеринки, огромные парки — каждый район выглядит как отдельный город. 14 островов, на которых расположился Стокгольм, соединяют 57 мостов — есть, где погулять. А куда зайти, чтобы почувствовать душу города, узнаете в Путеводителе.

Как мы здесь оказались

Однажды, в студеную зимнюю пору, мы с Настей отправились навестить Таллин. Нежно любимый, очень-очень красивый, но, несмотря на все его плюсы исхоженный вдоль и поперек тоже. И тогда визит к любимому дядюшке (это я сейчас не про эстонскую столицу говорю, а вполне буквально) решено было разнообразить новым штампиком в паспорте. Тем более что Стокгольм, такой великолепный, находился от нас на расстоянии одной ночи. И та ночь будет не в душном автобусе, неуютном поезде или на самолете за бешеные деньги, а пройдет красиво и гламурно. В морском круизе, дамы и господа!

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

Круиз — это только звучит по-буржуйски, на деле вышло даже дешевле, чем ехать в потрепанном плацкарте. Судите сами — за каюту на двоих, с завтраками от создателей «шведского стола», и доставку нас в Стокгольм, ну и возвращение обратно, разумеется, мы заплатили 65 евро. На двоих.

Не верите — зайдите на сайт Tallink, убедитесь сами. Только одно условие — бронить надо сильно заранее. Ну, или ждать распродаж. За несколько дней до круиза цена взлетает до небес, я проверяла. Но теперь немного о нашем лайнере.

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

Baltic Queen — современный, удобный, надежный и красивый корабль с отличным обслуживанием. Цены на борту негуманны, но что мы хотели — плывем в Швецию. Надо адаптироваться. Впрочем, магазины, рестораны и кафе есть самых разных категорий. А также гулять между барами, слушая пианиста, джаз-банд, испанскую гитару можно абсолютно бесплатно. Также, как и плясать на танцполе до утра.

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

Но «до утра» — это для тех, кто плывет в Стокгольм в тысячный раз. Мы же впервые, и чтобы к утру быть свежее майской розы, отправились в объятия Морфея. Кровати, к слову, удобные, а в круглом окошке-иллюминаторе убаюкивающе плещется Балтика.

Утро, встречая прохладой, подкинуло нас бежать на палубу. Стокгольмский архипелаг, расположенный официально на 24 000 островов!!! встречает вас задолго до прибытия в городской порт. Большая часть этих островков не заселены, и разбросаны, кажется, исключительно для эстетического наслаждения проплывающих мимо туристов.

Стокгольм великолепный

Ну, и чтобы подготовить гостей города к его великолепию. Не боитесь получить шок — идите сразу на смотровую площадку Монтелиусваген. Как пройти, я вам уже рассказывала.

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

А потом вам надо на остров Стадсхолмен, именно здесь расположен всем известный Гамла Стан — самая древняя, игрушечная и умилительная часть шведской столицы.

Ее история насчитывает 700 лет. Изначально название «Стокгольм» означало именно эту часть города, и позже, расширяясь в длину и в ширину, город прирастал кварталами, районами и островами. А здесь по-прежнему правит бал северогерманская кирпичная готика, узкие улочки, мощеные мостовые, дух истории. И еще Рождества — если вы приедете сюда в декабре!

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

А мы потихоньку перемещаемся между островами. В Стокгольме все компактно и очень понятно, если заблудитесь — ориентируйтесь по шпилям. Эта великолепная ажурная башня принадлежит Рыцарской, или Риддархольмской церкви.

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

Одна из самых древних и почитаемых святынь Швеции так и осталась для нас загадкой — посетить ее можно только в теплое время года.

Зато вам с радостью раскроет свои двери храм святой Клары. Опять же — шпили вам в помощь. Тем более, что башня церкви святой Клары, высотой в 116 метров, самая высокая в столице и вторая по высоте в королевстве. Ее венчает золотой петушок.

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

Я одинаково уважительно отношусь ко всем вероисповеданиям и их последователям, но, пожалуй, уютнее всего ощущаю себя в лютеранских соборах и мечетях. Исключение — великолепный Светицховели в Грузии. По-моему, это один из немногих оставшихся на планете домов Бога, куда еще заглядывает Всевышний.

Церковь святой Клары тоже очень душевная. У вас так бывает, что вошли — и уходить не хочется. Не для галочки, ни за восхищением убранством, или ради древности обстановки. Просто очень светлая и располагающая атмосфера, когда все эпитеты — излишни.

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

Я вам ее показывала уже подробно. Теперь знакомьтесь, еще один прекрасный представитель истории и духовности, который большинство туристов несправедливо забывают — храм святого Якова. Этот апостол изображается обычно как странник, с посохом, в шляпе и с морской раковиной в руках. Он почитается как покровитель всех путешествующих, между прочим!

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

Найти ее просто, достаточно завернуть за дворец Королевской оперы. Первые упоминания об одном из древнейших храмов столицы относятся к 1440 году. Церковь в то время располагалась за пределами города (который ограничивался районом Гамла Стан, вы помните), и за это частенько страдала.

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

В смутные времена Реформации церковь хотели разобрать на кирпичи, построить из них защитную стену города. Одумались, восстановили, сделали еще краше, смешав готику, барокко и ренессанс. Торжественное открытие после реконструкции пришлось на 26 ноября 1643 года, первый Адвент того года. Церемонию почтила вниманием королева Кристина.

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

Помимо стилей, смешались здесь и разные эпохи — эти великолепные медные люстры из 17 века.

Величественные колонны работы шестнадцатого века, алтарь эпохи Ренессанса…

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

Своды и трибуны обновили в 19 веке.

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

Чуть раньше установили орган, что функционирует и в наши дни. Храм святой Клары известен также как центр духовной музыки, здесь можно послушать хор и органные концерты. Если не побывали на подобном в Домском соборе Таллина, возможно, вас ждет Стокгольм.

Стены собора украшают роскошные резные эпитафии знатных семейств королевства.

Стокгольм Великолепный. Туда и обратно!

А в соборной сокровищнице вас ждут настоящие чудеса!

Немного практической информации

Выбрать и забронировать круиз можно на сайте Tallink, там отличная удобная навигация. Посадочный талон необходимо распечатать, все остальное сделают за вас сотрудники компании в Таллинском порту.

Завтрак-ужин лучше забронировать вместе с круизом, так выйдет дешевле. На борту не пропустите дьюти-фри — цены и выбор огонь!

В центр Стокгольма довезет автобус номер 76. Остановка, что вам нужна — Slottsbacken. Она расположена непосредственно у Королевского дворца.

И в храм святой Клары, и в церковь святого Якова вход свободный. В дорогущем Стокгольме это слово льется расслабляющим бальзамом на уши туриста, потому я их вам очень рекомендую. Храм святого Якова открыт ежедневно с 11 до 17, святую Клару можно навестить с понедельника по субботу. Причем, в пятничный обед, а также в субботний вечер вас ждут бесплатная музыка. Это может быть органный, так и инструментальный концерты.