Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте
.

Сказ о Матере — бывшем «позоре Италии»

Матера — Италия Октябрь 2023
59 58

Мы уже начали рассказывать про Матеру в Туристере, но в том фотоальбоме речь в основном шла о верхней, равнинной части города, которую называют «исторический центр, примыкающий к Сасси». И это была, как бы сказал поэт, «только присказка». Время приступить к сказке, т. е. к настоящей, древней Матере и ее волшебному преображению - на радость ее жителям и туристам.

Не отрицая общегородскую привлекательность Матеры, все же невозможно не признать, что ее изюминка — это скальная её часть, называемая Сасси. Сасси — это множественное число итальянского слова sasso — «скала», или просто «камень». И это правильное имя для этого места, потому что Матера — это город, вырубленный в скалах и построенный на скалах.

10
Старый город как бы рождается из скал, и венчает эту «пирамиду» высокая колокольня Кафедрального собора.
Старый город как бы рождается из скал, и венчает эту «пирамиду» высокая колокольня Кафедрального собора.

Рядом с собором — одна из смотровых площадок, откуда открываются виды на старую Матеру. Видимо, именно оттуда смотрел на город известный английский путешественник Генри Мортон, побывавший в Матере в 1960-е.

8
Г.Мортон: «Дошел до собора и увидел под ногами огромную панораму пещерных трущоб, с живописной мерзостью которых в Италии ничто не может сравниться. До сих пор я не видел ничего подобного».
Г.Мортон: «Дошел до собора и увидел под ногами огромную панораму пещерных трущоб, с живописной мерзостью которых в Италии ничто не может сравниться. До сих пор я не видел ничего подобного».
12
Прошло несколько десятилетий с тех пор, и теперь мы любуемся этим видом и можем поддержать только тезис Мортона о бесподобности этого места.
Прошло несколько десятилетий с тех пор, и теперь мы любуемся этим видом и можем поддержать только тезис Мортона о бесподобности этого места.

Прежде чем мы спустимся на склоны Матеры и погуляем среди ее скальных сооружений, заглянем в сам собор.

14
Собор был построен в 13-м веке на самой высокой точке Матеры.
Собор был построен в 13-м веке на самой высокой точке Матеры.

1 из 2
Стиль его фасада путеводители определяют как «апулийско-романтический».

1 из 2
Слева - главный портал собора, над которым - образ Богородицы с Младенцем; по бокам - апостолы Петр и Павел. На правом фото - статуя Св.Евстафия. Мадонна-делла-Бруна и Св.Евстафий - покровители Матеры.

После достаточно аскетичного фасада совсем не ожидаешь увидеть в соборе его нынешние барочные интерьеры. И не то, чтобы они были нехороши, а просто в скальной Матере, как кажется, более гармонично смотрелось бы что-то более аскетичное.

10
И вновь хочется процитировать Г.Мортона (можно соглашаться или нет): «Внутри, за исключением византийских колонн нефа, все задыхалось в барочной лепнине». Барокко в этом храме появилось в ходе нескольких перестроек в 17-18-м вв.
И вновь хочется процитировать Г.Мортона (можно соглашаться или нет): «Внутри, за исключением византийских колонн нефа, все задыхалось в барочной лепнине». Барокко в этом храме появилось в ходе нескольких перестроек в 17-18-м вв.
7
Несколько оригинальных капителей, каким-то чудом выживших под натиском барокко.
Несколько оригинальных капителей, каким-то чудом выживших под натиском барокко.

Главный образ Матеры — Мадонна-делла-Бруна («бруна» — это буквально «брюнетка»), которая считается небесной покровительницей города. Каждый год на протяжении уже шестисот лет 2 июля горожане посвящают ей религиозно-фольклорный праздник, сопровождаемый факельным шествием, песнями и танцами.

1 из 3
Древняя фреска в византийском стиле с изображением Мадонны-делла-Бруна (датируемая 1270 годом) в богатом барочном окружении. Фреска приписывается Ринальдо-да-Таранто.

1 из 3
В соборе сохранились и несколько старых фресок 13-14-го веков. Фрагмент фрески «Страшный суд» 13-го века. Предположительный автор - Ринальдо-да-Таранто. На ней есть много интересных эпизодов для разглядывания.

Сасси включают в себя два природных амфитеатра, расположенных на скалах по разные стороны от Кафедрального собора: Сассо-Барисано, где преобладают палаццо и традиционные каменные дома; и Сассо-Кавеозо, содержащий большинство пещерных строений Матеры.

13
Сказ о Матере — бывшем «позоре Италии»
17
На этих двух снимках можно увидеть все части старой Матеры. Скала прямо перед нами с возвышающимся собором - это сердце города, в прошлом цитадель, а ныне просто ЧивитА. Справа от собора - амфитеатр района под названием Сассо-Барисано. Левее от собора на склоне - район Сассо-Кавеозо.
На этих двух снимках можно увидеть все части старой Матеры. Скала прямо перед нами с возвышающимся собором - это сердце города, в прошлом цитадель, а ныне просто ЧивитА. Справа от собора - амфитеатр района под названием Сассо-Барисано. Левее от собора на склоне - район Сассо-Кавеозо.

Удивительно, но это нагромождение, мешанина домов одинаково привлекательно смотрится с самых разных ракурсов: и при разглядывании их со смотровых площадок в верхней части города; и снизу, от подножия склонов; при дневном свете и в вечерних огнях, делая это место одним самых фотогеничных, которые довелось когда-либо видеть. Какой-то особой магией обладает этот город!

1 из 2
На склоне ниже собора - амфитеатр района под названием Сассо-Барисано.
14
На склоне ниже собора - амфитеатр района под названием Сассо-Барисано.

Хотя в Сассо-Барисано преобладают традиционные (о четырех стенах) каменнные дома, этот район тоже не лишен пещерных сооружений. В частности, там находится самый большой из пещерных храмов Матеры — Сан-Пьетро-Барисано.

1 из 2
Первая церковь на этом месте появилась в 12-13-м веках, в последующие годы неутомимые местные жители расширяли пещеру во всех возможных направлениях. В результате к 18-му веку Сан-Пьетро-Барисано превратилась в трехнефную базилику с криптой, а снаружи в 1755 году ее закрыл пристроенный фасад с окном-розеткой.

В 1903 году из-за чрезмерной влажности церковный приход переехал в близлежащую церковь Сан-Агостино. В 1960-е-1970-е, в период запустения района Сасси, многие произведения искусства из этой церкви были похищены или повреждены, но кое-что сохранилось.

8
Алтарь Мадонны Утешительницы со скульптурой Богоматери с Младенцем и ангелами, держащими над ней корону. Все вырезано из известняка.
Алтарь Мадонны Утешительницы со скульптурой Богоматери с Младенцем и ангелами, держащими над ней корону. Все вырезано из известняка.
7
Фрески, датируемые 16-м веком, с изображениями Св. Кания, сцены Благовещения, Св. Екатерины Александрийской.
Фрески, датируемые 16-м веком, с изображениями Св. Кания, сцены Благовещения, Св. Екатерины Александрийской.

Очень нас удивила крипта в церкви Сан-Пьетро-Барисано, которая использовалась для очень необычной погребальной процедуры. Тела покойников-священнослужителей помещали в нишах в положении сидя — до полного их разложения, после чего мумии или скелеты переносили либо в гробницы наверх, либо в оссуарий.

5
Это - сушильни для покойников в крипте.
Это - сушильни для покойников в крипте.

Рядом с Сан-Пьетро-Барисано находится бывший скальный монастырский комплекс, состоящий из двух пещерных церквей, расположенных одна над другой.

1 из 3
Церковь Мадонны-делле-Вирту 12-го века (трехнефная, поддерживаемая пилястрами, переходящими в своды) была выдолблена в известняке в форме греческого креста и считается одной из самых уникальных скальных церквей в регионе. В апсиде - фреска с распятием Христа, Пресвятой Девой Марией и Св. Иоанном Евангелистом.

4
Церковь Сан-Никола-деи-Гречи (10-11 вв.) тоже была высечена в византийской традиции. Эта церковь расположена прямо над церковью Мадонны-делле-Вирту, и между ними есть внутренняя лестница.
Церковь Сан-Никола-деи-Гречи (10-11 вв.) тоже была высечена в византийской традиции. Эта церковь расположена прямо над церковью Мадонны-делле-Вирту, и между ними есть внутренняя лестница.

1 из 3
Церковь Сан-Никола-деи-Гречи. Апсида с фреской 14-го века с распятием Христа, Девой Марией и Св. Иоанном Евангелистом.

Часто встречается утверждение, что известность Матере принёс Карло Леви, которого за антифашистские высказывания в 1935 году нацисты сослали в южную Италию. Это так и не так. Леви полтора года прожил в отдаленных горных поселениях Грассано и Алиано, и в основном на их примере и описал жизнь в южной Италии в своём знаменитом произведении «Христос остановился в Эболи». В Матере, которая была тогда областным центром и куда приходила железная дорога из Бари, Карло Леви и его сестре тоже довелось побывать проездом (и ужаснуться!). И все же «Христос» — это не столько про Матеру, сколько об убогости жизни в южной части Италии вообще. Если посмотреть на карту, то легко увидеть, что Эболи — существенно севернее и намного западнее и Матеры, и мест, где жил Леви и куда Христос не добрался («остановился в Эболи»), но где его сострадание к там живущим было бы нужнее всего.

1 из 2
Сегодня невозможно поверить, что про этот город всего несколько десятилетий назад можно было сказать: «Так представляют себе школьники Дантов ад». Именно так выразила свои впечатления о Матере, оказавшись там проездом, сестра Карло Леви, получившая разрешение посетить брата в отдаленном горном городке южнее Матеры.
10
Сегодня невозможно поверить, что про этот город всего несколько десятилетий назад можно было сказать: «Так представляют себе школьники Дантов ад». Именно так выразила свои впечатления о Матере, оказавшись там проездом, сестра Карло Леви, получившая разрешение посетить брата в отдаленном горном городке южнее Матеры.

Тем не менее, с выходом в 1945 году книги Карло Леви внимание к этому региону, и к Матере в частности, было привлечено, ярлык «позора Италии» к этим местам был прочно прикреплен. Пристыженные прессой и общественным мнением чиновники начали действовать. Было принято решение о переселении в новые районы жителей, обитавших в пещерных домах в антисанитарии и совершенно скотских условиях, а пещерные трущобы привести в порядок.

8
Сказ о Матере — бывшем «позоре Италии»
7
Матера сегодня.
Матера сегодня.

Расселение растянулось на два десятилетия, и в этот период старый город почти опустел. Чтобы предотвратить полное разрушение скальных строений, в 1986 году было решено сохранить Сасси как уникальный историко-культурный памятник. В пещерный фонд, ставший госсобственностью, провели газ, водопровод, канализацию и стали его предоставлять горожанам под различные коммерческие проекты (отели, магазины, рестораны и т. п.). Бывшие кварталы нищеты теперь стали туристической достопримечательностью, а в 1993 году ЮНЕСКО занесло их в охранный список. Город обрел второе дыхание

1 из 3
Нынешняя Матера  совсем не производит впечатление бедного и несчастного города.
10
Нынешняя Матера совсем не производит впечатление бедного и несчастного города.

Если сравнивать Матеру с другими пещерными поселениями, существующими в мире, то ее уникальность состоит в частности в том, что в Сасси убогие пещерные дома каким-то удивительным образом гармонично сочетаются с раннехристианской и средневековой архитектурой.

8
Неправильно описывать Матеру как чисто пещерный город. На склонах Сасси – масса каменных домов, построенных НАД пещерами – «под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются к верху террасами» (Г.Мортон).
Неправильно описывать Матеру как чисто пещерный город. На склонах Сасси – масса каменных домов, построенных НАД пещерами – «под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются к верху террасами» (Г.Мортон).
10
На небольшой площади, практически висящей над ущельем, красиво расположилась церковь Свв. Петра и Павла - Сан-Пьетро-Кавеозо.
На небольшой площади, практически висящей над ущельем, красиво расположилась церковь Свв. Петра и Павла - Сан-Пьетро-Кавеозо.

А тем временем, мы подошли к одному из самых впечатляющих мест скального города, с просто открыточными видами (на фото выше и ниже)!

9
Сказ о Матере — бывшем «позоре Италии»
12
Слева - приходская церковь Сан-Пьетро-Кавеозо с колокольней (о ней мы рассказали в фотоальбоме: https://altravel.tourister.ru/photoalbum/52180), справа - высокая скала Монтерроне, в которой разместились сразу две почти целиком выдолбленные в камне пещерные церкви.
Слева - приходская церковь Сан-Пьетро-Кавеозо с колокольней (о ней мы рассказали в фотоальбоме: https://altravel.tourister.ru/photoalbum/52180), справа - высокая скала Монтерроне, в которой разместились сразу две почти целиком выдолбленные в камне пещерные церкви.

Своим массовым появлением в этих краях пещерные храмы обязаны монахам, которые в 8–9 веках, убегая от арабов, переселялись сюда с востока и приносили с собой архитектурные традиции Анатолии, Антиохии и Сирии.

6
Скала Монтерроне, в которой разместились сразу две пещерные церкви.
Скала Монтерроне, в которой разместились сразу две пещерные церкви.

6
Санта-Мария-де-Идрис - пещерная церковь, упоминаемая начиная с 14-ого века и имеющая простой каменный фасад, пристроенный уже в 16-м веке. Интерьер и, в частности, фрески 17-18-го веков сохранились плохо.
Санта-Мария-де-Идрис - пещерная церковь, упоминаемая начиная с 14-ого века и имеющая простой каменный фасад, пристроенный уже в 16-м веке. Интерьер и, в частности, фрески 17-18-го веков сохранились плохо.

Если пройти узким коридором внутри скалы, то попадаешь в соседний храм Сан-Джованни-ин-Монтерроне с гораздо более ранними и несравненно лучше сохранившимися фресками, большинство из которых имеют следы византийского влияния.

6
Внутри храма Сан-Джованни-ин-Монтерроне.
Внутри храма Сан-Джованни-ин-Монтерроне.

1 из 3
Внутри храма Сан-Джованни-ин-Монтерроне. Св.Иаков и Св.Петр (13-й век). Здесь интересны, в частности, архитектурные детали, в которые вписаны образы.

Совсем рядом — еще одна пещерная церковь — Санта-Лючия-алле-Мальве 9-го века, входившая в состав первого в городе женского монастыря бенедиктинок. В церкви, несмотря на последующие перестройки, до сих пор просматриваются три нефа и несколько прекрасно сохранившихся ценных фресок (11–17 вв.).

1 из 2
Церковь Санта-Лючия-алле-Мальве.

1 из 2
Фрагмент сохранившегося иконостаса. Слева направо: Св. Мученик Вит, лик которого, написанный в 14-м веке, был дописан к уже существовавшей фигуре, в ногах у которой лежит пес; далее - фрески с образами Св.Лючии и Св.Агаты 16-го века. В нише – полихромная каменная статуя Св. Лючии с пальмой мученичества и чашей с глазами. Справа от ниши – изображение Св. Екатерины Александрийской, датируемое 1690 годом.

1 из 3
Редкие фрески 13-го века в византийском стиле. Слева - Богоматерь Галактотрофуса («Кормящая Мадонна»), приписываемая руке Ринальдо-да-Таранто, который расписывал и Кафедральный собор Матеры. Справа - Архангел Михаил, попирающий змия, одетый в драгоценную тунику, какие носили в Византии.

Очень интересно изучать скальную Матеру, блуждая по лабиринту ее узких и кривых улочек. По Сасси можно просто бродить, не придерживаясь особого маршрута, — достопримечательности найдутся сами.

1 из 3
На улицах старой Матеры. Г. Мортон: «Это место кажется еще невероятнее, когда ты по нему ходишь, а не смотришь на него вниз с одной из площадок».

Каждый новый спуск или подъём, каждый новый поворот дарит неожиданный вид, оригинальный ракурс, какие-то детали, что заставляют снова и снова тянуться к камере.

1 из 4
На улицах старой Матеры. Г.Мортон: «Дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет».

Из-за крутого ландшафта улицы скального города получились довольно узкие, с существенными перепадами и со множеством кривых лесенок. Подземных домов в некоторых частях Сасси было так много, что улицы были построены в буквальном смысле на «крышах» домов нижних ярусов.

1 из 2
Вот как писала про Матеру сестра Карло Леви: «Очень узенькая улица, извивавшаяся, как змея, спускалась по крышам домов, если их можно так назвать. Это были пещеры, вырытые в затвердевшей глинистой поверхности оврага; у некоторых из них было что-то вроде фасада... Эти поддельные фасады благодаря крутизне обрыва выходили из самой горы и немного выдавались вперёд; на этом узком пространстве между фасадами и склоном шли улицы, которые служили полом для живущих наверху и крышами для живущих внизу».

Когда власти расселяли пещерные жилища в 1950–1960-е гг., многие люди покидали свои дома неохотно, особенно старики, и некоторые даже возвращались назад. Тогда власти пошли на крайние меры и начали замуровывать входы в пещеры цементом. И сейчас там можно увидеть много таких домов с заколоченными входами, а над ними — вполне себе жилые.

1 из 2
Бывшие пещерные жилища.

К пещерам пристроены фасады: сейчас, после расселения жителей, они обновлены и унифицированы. Так что можно подумать, что перед нами обычные дома убогой архитектуры. На самом деле, внешний фасад — это всего лишь, пользуясь современным строительным термином, — ограждающая конструкция.

7
 За фасадом-обманкой скрываются пещеры. На дальнем плане - современная Матера, куда переместили многих жителей пещерного поселения.
За фасадом-обманкой скрываются пещеры. На дальнем плане - современная Матера, куда переместили многих жителей пещерного поселения.

Увидеть аутентичный интерьер типичного пещерного дома первой половины прошлого века можно в музее Casa Grotta. Начало использования этой пещеры предположительно относится к 17-му веку, а последние хозяева покинули дом в 1956 году в ходе кампании по переселению.

1 из 4
Музей Casa Grotta.

Вода была очень труднодоступна для жителей скального города. Люди тратили огромную часть своей энергии на рытье в местном известняке каналов и траншей для ее сбора, а также строили различные системы из цистерн для последующего хранения.

Есть в Матере и одна гигантская подземная цистерна вместимостью 5 млн литров — Паломбаро Лунго, которая размещалась под нынешней главной площадью города Витторио Венето. Ее начали строить в начале 19-го века, объединив несколько известных еще с 16-го века в районе Сасси подземных полостей. В 1927 году к городу подвели акведук, и эту цистерну забросили, засыпав землей и мусором. Ее заново обнаружили в 1991 году.

8
В эту цистерну есть туры с гидом, но как-то мы не вписались в расписание их работы, о чем сожалеем.
В эту цистерну есть туры с гидом, но как-то мы не вписались в расписание их работы, о чем сожалеем.

Кварталы Сасси и в настоящее время являются жилыми — хотя, конечно, подавляющее большинство скальных домов превратились в отели, рестораны и магазины.

1 из 3
Гостиница Sant'Angelo в скальном городе. Наверно, было бы интересно остановиться на ночлег в Сасси, но мы выбрали более традиционный вариант, где можно было и машину запарковать. Да и с вещами ходить по склонам уже нам как-то не с руки.

Конечно, пещерные поселения- отнюдь не южно-итальянский эксклюзив: можно припомнить и иорданскую Петру, и турецкую Каппадокию, берберские деревни в Тунисе и Марокко, американскую Месса-Верде… Однако от прочих своих пещерных собратьев Матера, как считается, отличается самой долгой исторической преемственностью. Это одно из старейших поселений Европы, история которого насчитывает не менее семи тысячелетий постоянного человеческого проживания. Но официальная история города началась с римлян, а именно — «только» в 3-м веке до н. э.

1 из 3
А вот это явно жилой дом. Даже огородик имеется.

Матера стоит посреди плато Мурджия, на территории которого сейчас располагается Национальный парк, известный огромным количеством скальных церквей (обычно называют цифру 150). Во многих из них, как утверждают, лучше или хуже сохранились византийские и поствизантийские росписи, созданные либо греками, бежавшими из Византии, либо лангобардами, пришедшими сюда позже. Из-за последующих набегов сарацин на этот регион большинство загородных скальных церквей оказались покинуты и надолго забыты.

5
Склоны, окружающие русло реки Гравина, возле которой находится Матера, буквально изрыты пещерами - естественными и искусственными.
Склоны, окружающие русло реки Гравина, возле которой находится Матера, буквально изрыты пещерами - естественными и искусственными.

Многие из этих пещерных церквей заново открыли только в 20-м веке, и теперь в рамках пешеходных экскурсий по Мурджии в сопровождении гида можно посетить некоторые из них. Мы выбрали другой вариант, побывав в крипте Первородного греха (Cripta del Peccato Originale), что в 7–14 км (оценки разнятся) от Матеры. Это одна из множества пещер в этом регионе, более тысячи (!) лет украшенная прекрасным фресками, за что получила громкое прозвище «Сикстинская капелла пещерного искусства».

Крипту в 1963 году обнаружила группа студентов, исследовавших пещеры района. Археологи начали изучать её только в 1981 году, а научная реставрация росписей, включая их очистку от мхов и лишайников, осуществлялась еще позже, в начале 2000-х. В 2005 году крипту открыли для организованного публичного осмотра (требуется предварительное резервирование). Для интересующихся приводим ссылку.

Спустившись к месту начала тура, мы сразу поняли, что в крипте сфотографировать ничего не удастся: уж больно грозный сторож там нас ожидал:). Так и произошло, но вовсе не из-за собачьего присутствия.

1 из 2
Спуск к началу тура.

Продолжив дальнейший спуск, уже внутри пещеры, мы оказались в довольно большом помещении с небольшим каменистым амфитеатром. Именно там рассадили туристов на индивидуальные места, а гид остался у нас за спиной, на входе в крипту, имея отличную точку наблюдения за происходящим — сзади и сверху. К тому же, до начала шоу стены с фресками не подсвечены, и любое, даже подпольное включение телефона сразу заметно. Идеальная организация для пресечения любых фотосъемок! Так что мы в этом рассказе вынуждены воспользоваться снимками из сети, но и в интернете, кстати, хороших фотографий этой крипты нет.

Каждый получил наушники, в которых затем звучали комментарии на желаемом языке (был среди них и русский!) на фоне музыкального сопровождения. Свет погас, началась презентация, в ходе которой высвечивался тот или иной участок стен с фресками и звучал рассказ об истории обнаружения крипты, ее восстановления и объяснения о том, что изобразил древний мастер.

Две стены этой пещеры были расписаны в 8–9 веках. На дальней из них, во всю ее длину художник написал сцены из первых глав Книги Бытия с образами Бога, Света и Тьмы, а также Адама и Евы, вкушающих плод с древа познания. Именно эта вытянутая фреска и дала пещере её название — крипта Первородного греха.

1 из 4
Фреска «Сотворение мира», общий вид. 8-9 вв. Фото из интернета. Автор - один из монахов, ныне известный как «Автор цветов Матеры» - из-за красных цветов, присутствующих в его работах.

В трёх апсидах, выдолбленных в другой стене, мастер поместил изображения персонажей из Нового Завета. Причем художник сделал это, используя и вогнутые части поверхности. Поэтому на фотографиях образы получаются искаженными.

1 из 4
Три апсиды. 8-9 вв. Фото из интернета.

Посещение этой крипты производит сильное впечатление, абсолютно непередаваемое фотографиями. Так что — рекомендуем.

Завершая отзыв о Матере, скажем, что визит туда стал одним из самых ярких впечатлений от поездки по югу Италии. Конечно, Матеру неправильно сравнивать с большими разноплановыми городами типа Рима, Флоренции, Неаполя, каждый из которых можно (и нужно!) смотреть по меньшей мере несколько дней. По цельности и гармоничности впечатления Матеру, пожалуй, можно сравнить с Сиеной, но Сиена — намного богаче в смысле хранящегося там искусства и потому тоже требует нескольких дней визита. А вот среди мест для однодневных посещений (обязательно с ночевкой!) для нас Матера по силе произведенного впечатления, пожалуй, вне конкуренции. И когда мы вспоминаем этот город (а вспоминаем часто!), то перед глазами возникают прежде всего вот такие картинки:

13
Наползающие друг на друга домики, буквально облепившие склон горы...
Наползающие друг на друга домики, буквально облепившие склон горы...

13
Подсвеченная ярко-желтыми огнями, завораживающая ночная Матера.
Подсвеченная ярко-желтыми огнями, завораживающая ночная Матера.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Матере
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии