Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 4:20
.

Неаполь: Королевский дворец на площади Плебисцита

Неаполь — Италия Октябрь 2023
42 62

Про Неаполь писать легко и трудно. Легко — потому что интересных объектов там немерено, и каждый может найти себе в этом городе что-то по душе и потом поделиться своими впечатлениями. Трудно — потому что написано про Неаполь много, в том числе на сайте Туристера, повторяться не хочется, а найти свой ракурс изложения не так уж просто. К тому же, как оказалось, Неаполь — из тех городов, что открываются туристу не сразу: много городских жемчужин прячется за внешне не слишком привлекательной наружностью.

Мы провели в Неаполе 8 дней, точнее — в самом Неаполе — 6 дней, а еще пару дней ушли на пригородные вылазки в Помпеи, Геркуланум и к Везувию. 6 дней — это немало, и потому впечатлений набралось много: дворцы, музеи, замки, храмы, монастыри, виллы, катакомбы, не говоря уже об эмоциях, вызванных жизнью улицы.

Серию рассказов о прогулках по Неаполю мы решили начать с площади Плебисцита (Piazza del Plebiscito) — самой большой в Неаполе — и расположенного на ней Королевского дворца (Palazzo Reale). За таким выбором не стоит искать какой-то глубокий смысл, просто «так карта легла».

11
Площадь Плебисцита с базиликой Сан-Франческо-ди-Паола.
Площадь Плебисцита с базиликой Сан-Франческо-ди-Паола.

Эта площадь была названа так в честь плебисцита, проведенного 21 октября 1860 года, в результате которого Неаполь и прилегающие южные земли вошли в состав объединенного итальянского государства. Так Неаполитанское королевство в одночасье потеряло свой высокий статус, став с тех пор провинцией Италии.

5
Площадь Плебисцита с Королевским дворцом.
Площадь Плебисцита с Королевским дворцом.

Площадь эта огромна и по форме напоминает половинку ипподрома. С одной стороны ее замыкает базилика Сан-Франческо-ди-Паола с ее симметричными колоннадами с каждой стороны, а с другой — площадь ограничена Королевским дворцом. По обеим сторонам от церкви и дворца разместились два стилистически близких исторических здания, обращенных фасадами друг к другу: палаццо Салерно и палаццо делла Префеттура.

1
Площадь Плебисцита с основными объектами. Фото из интернета.
Площадь Плебисцита с основными объектами. Фото из интернета.

Авторство общей композиции площади (в самых общих чертах) приписывают неаполитанскому королю, французу Иоахиму Мюрату. Придя к власти в Неаполе в 1808 году, он задумал создать рядом с уже существовавшим тогда Королевским дворцом площадь с сооружением, прославляющим императора Наполеона (чьим шурином был Мюрат). Работы были начаты в 1809 году, но завершены не были: Мюрат был изгнан, а на неаполитанский трон вновь вернулись Бурбоны. После одержанной победы над французами планы по архитектурному прославлению Наполеона, естественно, были похерены. Вместо этого, вернувшийся на трон Фердинанд I Бурбон приказал построить прямо напротив Королевского дворца базилику и посвятил ее заступнику Калабрии (одной из областей в южной Италии) — Святому Франциску из Паолы.

7
Центральная часть базилики Сан-Франческо-ди-Паола.
Центральная часть базилики Сан-Франческо-ди-Паола.

Церковь Сан-Франческо-ди-Паола воздвигли в 1817–1846 годах по проекту Пьетро Бьянки, и ее здание — это некий гибрид, вызывающий одновременно ассоциации и с римским Пантеоном, и с полукруглой колоннадой ватиканского собора Св. Петра. Но в периметр этой площади храм вписался очень хорошо.

10
Площадь Плебисцита с базиликой Сан-Франческо-ди-Паола с ее характерными колоннадами, симметрично простирающимися с каждой стороны.
Площадь Плебисцита с базиликой Сан-Франческо-ди-Паола с ее характерными колоннадами, симметрично простирающимися с каждой стороны.

Внутри церковь круглая с двумя боковыми приделами. Ее интерьеры производят меньшее впечатление, а купол изнутри — опять же реплика Пантеона. Высота купола — 53 метра.

1 из 3
Интерьеры базилики Сан-Франческо-ди-Паола.

Сейчас площадь Плебисцита — полностью пешеходная и часто используется для проведения фестивалей, концертов, праздников и прочих общественных мероприятий. Трудно поверить, но с середины 20-го века это пространство использовали как стоянку городских автобусов и общественную парковку. Однако в 1994 году, по случаю саммита G7, проходившего в Неаполе, площадь была отремонтирована, асфальт заменили на более традиционную брусчатку, а затем и вовсе сделали площадь полностью пешеходной.

6
Площадь Плебисцита с базиликой Сан-Франческо-ди-Паола, вид сверху. Фото из интернета.
Площадь Плебисцита с базиликой Сан-Франческо-ди-Паола, вид сверху. Фото из интернета.

Площадь украшают конные памятники двум королям — отцу и сыну: Карлу III (скульптор — Антонио Канова) и Фердинанду I (авторства Антонио Кали). Фердинанд I — это тот самый король, по чьему решению построили церковь Сан-Франческо-ди-Паола на этой площади. А про Карла III, легендарного короля Неаполя и Сицилии в 1734–1759 годах, расскажем ниже.

3
Слева - конная статуя Карла III (скульптор — Антонио Канова), справа -  конная статуя Фердинанда I (скульптор Антонио Кали) на площади Плебисцита.
Слева - конная статуя Карла III (скульптор — Антонио Канова), справа - конная статуя Фердинанда I (скульптор Антонио Кали) на площади Плебисцита.

Ну, а теперь о главном объекте на площади Плебисцита — Королевском дворце (Палаццо Реале — Palazzo Reale di Napoli). Тяжеловесное, несколько мрачноватое здание дворца находится прямо напротив церкви Сан-Франческо-ди-Паола. Нужно сказать, что чисто внешне этот палаццо впечатления не производит.

1 из 2
Слева от Королевского дворца - палаццо делла Префеттура (1775), справа - палаццо Салерно (1815, сейчас там - штаб Южного оперативного командования итальянской армии).

Более выигрышный вид на Королевский дворец открывается с противоположной стороны — со стороны набережной. Отсюда хорошо видно, насколько же дворец огромен.

1 из 2
С этой точки лучше видны гигантские размеры этого дворца.

Фасад, выходящий на площадь Плебисцита, украшают статуи самых главных правителей Неаполитанского королевства за более 700 лет его существования: по одному лучшему представителю от каждой из династий. Королевский «иконостас» открывает нормандский король Рожер II, а завершает объединитель Италии Витторио Эммануил Савойский.

3
Фасад дворца, длиной 169 м, выполнен из терракотового кирпича и вулканического камня. В нишах - 8 королевских статуй: по одному от каждой правившей в Неаполе династии.
Фасад дворца, длиной 169 м, выполнен из терракотового кирпича и вулканического камня. В нишах - 8 королевских статуй: по одному от каждой правившей в Неаполе династии.

6
Рожер II (1095-1154), основатель Сицилийского королевства и его первый король (с 1130 года) из нормандской династии Отвилей. При нем все нормандские владения в южной Италии были объединены в единое королевство (включающее, помимо Сицилии, и весь низ итальянского «сапога»), а полунезависимые княжества, в том числе неаполитанское, ликвидированы.
Рожер II (1095-1154), основатель Сицилийского королевства и его первый король (с 1130 года) из нормандской династии Отвилей. При нем все нормандские владения в южной Италии были объединены в единое королевство (включающее, помимо Сицилии, и весь низ итальянского «сапога»), а полунезависимые княжества, в том числе неаполитанское, ликвидированы.

История с неаполитанскими и сицилианскими королями — для восприятия непростая (мягко говоря). Многие из них одновременно были и правителями в других странах или даже целых регионах (Германия, Арагон, Испания, Священная Римская империя…), где выступали под иными именами или с другой нумерацией.

4
Фридрих II (1194-1250), король Германии, король Сицилии и император Священной Римской империи. Представитель немецкой династии Гогенштауфенов, проживший на юге Италии большую часть своей жизни. Редко можно встретить среди монархов человека таких способностей и образованности. Фридрих II живо интересовался математикой, естествознанием, астрономией, медициной; владел пятью языками, писал стихи, трактаты об охоте, открыл первый королевский университет в Неаполе. Он настолько поразил воображение современников, что получил от них прозвище «Удивление мира» (Stupor mundi). Это он построил замок Кастель-дель-Монте, о котором мы уже рассказывали  здесь : https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/castel_del_monte/castles/24945/responses/14191
Фридрих II (1194-1250), король Германии, король Сицилии и император Священной Римской империи. Представитель немецкой династии Гогенштауфенов, проживший на юге Италии большую часть своей жизни. Редко можно встретить среди монархов человека таких способностей и образованности. Фридрих II живо интересовался математикой, естествознанием, астрономией, медициной; владел пятью языками, писал стихи, трактаты об охоте, открыл первый королевский университет в Неаполе. Он настолько поразил воображение современников, что получил от них прозвище «Удивление мира» (Stupor mundi). Это он построил замок Кастель-дель-Монте, о котором мы уже рассказывали здесь : https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/castel_del_monte/castles/24945/responses/14191

Королевских статуй на фасаде дворца в Неаполе всего 8, и пятеро из этих правителей в этом палаццо никогда не жили. Просто потому, что Королевский дворец был построен гораздо позже (о чем — ниже).

4
16. Карл I Анжуйский (1227-1285), король Сицилии с 1266 года, тогда же он перенес столицу своих владений в Неаполь. То есть именно его можно считать первым королем Неаполя, основавшего Анжу-Сицилийскую династию. Он же покрыл себя вечным позором, в борьбе за власть казнив в Неаполе юного Конрадина, последнего наследника династии Гогенштауфенов. К 1282 году Карл I Анжуйский смог создать могущественное средиземноморское государство. Но в результате «Сицилийской вечерни» (1282) и последующего завоевания Сицилии Арагоном наследники Карла I Анжуйского смогли сохранить только материковую часть своего государства, включая Неаполь.
16. Карл I Анжуйский (1227-1285), король Сицилии с 1266 года, тогда же он перенес столицу своих владений в Неаполь. То есть именно его можно считать первым королем Неаполя, основавшего Анжу-Сицилийскую династию. Он же покрыл себя вечным позором, в борьбе за власть казнив в Неаполе юного Конрадина, последнего наследника династии Гогенштауфенов. К 1282 году Карл I Анжуйский смог создать могущественное средиземноморское государство. Но в результате «Сицилийской вечерни» (1282) и последующего завоевания Сицилии Арагоном наследники Карла I Анжуйского смогли сохранить только материковую часть своего государства, включая Неаполь.

У туристов, лишь бегло знакомых с историей южной Италии (как мы), представительство некоторых персонажей на этом своеобразном «иконостасе» неаполитанской истории вызывает вопросы. Но итальянцам виднее.

5
Последних анжуйцев из Неаполя вытеснил Альфонсо V Арагонский (1394-1458). В 1442 г. после многолетней войны, осады и т.п. он овладел всем Неаполитанским королевством. Годы его царствования стали настоящим золотым веком для прежде раздираемого войнами Неаполя. Альфонсо, получивший прозвище «Великодушный», предпочитал Италию своим арагонским владениям и постоянно жил в Неаполе, окружив себя учеными и художниками.
Последних анжуйцев из Неаполя вытеснил Альфонсо V Арагонский (1394-1458). В 1442 г. после многолетней войны, осады и т.п. он овладел всем Неаполитанским королевством. Годы его царствования стали настоящим золотым веком для прежде раздираемого войнами Неаполя. Альфонсо, получивший прозвище «Великодушный», предпочитал Италию своим арагонским владениям и постоянно жил в Неаполе, окружив себя учеными и художниками.

5
Король Испании Карлос I (1500-1558), больше известный как император Священной Римской империи Карл V (под этим именем он был правителем Сицилии и Неаполя в 1516-1554 годах), был последним из европейских монархов, правившим огромной территорией, во многом превосходившей империю Карла Великого. Недаром широко известно его гордое высказывание: «В моем государстве никогда не заходит солнце». Свое предназначение Карл V видел в том, чтобы объединить все христианские королевства и княжества во Вселенскую христианскую империю. Эту идею император связывал с католицизмом, потому он стал главным врагом протестантов. В эпоху Карла V совершались выдающиеся географические открытия и были завоеваны огромные территории на недавно открытом американском континенте.
Король Испании Карлос I (1500-1558), больше известный как император Священной Римской империи Карл V (под этим именем он был правителем Сицилии и Неаполя в 1516-1554 годах), был последним из европейских монархов, правившим огромной территорией, во многом превосходившей империю Карла Великого. Недаром широко известно его гордое высказывание: «В моем государстве никогда не заходит солнце». Свое предназначение Карл V видел в том, чтобы объединить все христианские королевства и княжества во Вселенскую христианскую империю. Эту идею император связывал с католицизмом, потому он стал главным врагом протестантов. В эпоху Карла V совершались выдающиеся географические открытия и были завоеваны огромные территории на недавно открытом американском континенте.

Прервем ненадолго свой рассказ про неаполитанских правителей и обратимся к истории Королевского дворца. Его начали строить в 1600 году, но вплоть до 1734 года палаццо оставался резиденцией вице-королей (наместников королей Испании). Первым архитектором дворца был Доменико Фонтана, но каждый из проживавших в нем испанских наместников что-то достраивал и изменял по своему вкусу. Поэтому затруднительно сказать, что там осталось на сегодняшний день от того, что задумал выдающийся архитектор.

9
Герб Филиппа III Габсбурга на фасаде Королевского дворца в Неаполе - старейший герб, сохранившийся во дворце. Мрамор, начало 17-го века. Почему здесь именно герб этого испанского короля? Дело в том, что изначально дворец строился к его приезду в Неаполь, но король не приехал (а его герб сохранился), и дворец надолго оставался резиденцией вице-королей.
Герб Филиппа III Габсбурга на фасаде Королевского дворца в Неаполе - старейший герб, сохранившийся во дворце. Мрамор, начало 17-го века. Почему здесь именно герб этого испанского короля? Дело в том, что изначально дворец строился к его приезду в Неаполь, но король не приехал (а его герб сохранился), и дворец надолго оставался резиденцией вице-королей.

5
Парадный внутренний двор в Королевском дворце.
Парадный внутренний двор в Королевском дворце.

Начиная с 1734 года, дворец наконец стал официальной королевской резиденцией, и начало этому положил легендарный Карл III Бурбонский.

5
Первым венценосным «жильцом» дворца в 1734 году стал Карл III (1716-1788). Благодаря ему и архитектору Луиджи Ванвителли, Палаццо Реале в Неаполе был расширен и оформлен в стиле позднего барокко, а рядом с дворцом был возведен ныне знаменитый театр Сан-Карло. При Карле III были построены также королевские дворцы Каподимонте и Казерта (мы и там побывали, и «одна рука» отчетливо ощущается). Карл III Бурбонский и на неаполитано-сицилийском (1734-1759), и позже на испанском (1759-1788) тронах показал себя лучшим образцом просвещенного монарха.
Первым венценосным «жильцом» дворца в 1734 году стал Карл III (1716-1788). Благодаря ему и архитектору Луиджи Ванвителли, Палаццо Реале в Неаполе был расширен и оформлен в стиле позднего барокко, а рядом с дворцом был возведен ныне знаменитый театр Сан-Карло. При Карле III были построены также королевские дворцы Каподимонте и Казерта (мы и там побывали, и «одна рука» отчетливо ощущается). Карл III Бурбонский и на неаполитано-сицилийском (1734-1759), и позже на испанском (1759-1788) тронах показал себя лучшим образцом просвещенного монарха.

С 1919 года дворец — в государственной собственности. Сейчас в нем размещаются Музей королевских апартаментов; Национальная библиотека Неаполя, в которой хранится более двух миллионов текстов, в том числе папирусы, найденные во время археологических раскопок в Геркулануме; и два государственных офиса.

Для показа открыты залы 2-го этажа. Туда ведет совершенно роскошная парадная лестница. Ее без всяких преувеличений можно назвать одной из главных достопримечательностей дворца. Соорудили ее в 1858 году по проекту Гаэтано Дженовезе — после сильного пожара 1837 года, случившегося во дворце.

16
Парадная лестница дворца сразу задает тон и показывает уровень притязаний обитателей.
Парадная лестница дворца сразу задает тон и показывает уровень притязаний обитателей.

9
Неаполь: Королевский дворец на площади Плебисцита

12
Стены отделаны местным мрамором разных видов и оттенков,...
Стены отделаны местным мрамором разных видов и оттенков,...

7
...украшены аллегорическими барельефами и красивыми орнаментами.
...украшены аллегорическими барельефами и красивыми орнаментами.

9
Необычайно хороши и ажурные перила.
Необычайно хороши и ажурные перила.

8
Неаполь: Королевский дворец на площади Плебисцита

Поднявшись на второй этаж, оказываешься в галерее, проходящей по всему периметру внутреннего двора. Все залы, доступные для посещения, как раз находятся на этом этаже.

6
Галерея дворца.
Галерея дворца.

1
План Музея королевских апартаментов. Из интернета.
План Музея королевских апартаментов. Из интернета.

Первая комната по курсу — небольшой придворный театр. Его организовали в 1768 году в честь свадьбы Марии-Каролины Австрийской и Фердинанда Бурбонского.

8
Оригинальные сцена и потолки театра были разрушены в 1943 году в результате бомбёжки союзниками. Их восстановили в 1950-54 гг.
Оригинальные сцена и потолки театра были разрушены в 1943 году в результате бомбёжки союзниками. Их восстановили в 1950-54 гг.

1 из 2
Стены театра украшены белой и золотой лепниной.

Дальше «дорожка» ведет к Тронному залу, но, как это обычно бывает во дворцах, главным помещениям предшествует аванзал, или антикамера. Поскольку этот палаццо очень большой, в нем целых три таких помещения перед Тронным залом.

1 из 3
 В этом аванзале стены украшены шпалерами неаполитанской мануфактуры. Она была открыта в 1737 году Карлом III и просуществовала до 1799 года, когда в городе произошли кровавые события в противоборстве с франзускими войсками.
11
В этом аванзале стены украшены шпалерами неаполитанской мануфактуры. Она была открыта в 1737 году Карлом III и просуществовала до 1799 года, когда в городе произошли кровавые события в противоборстве с франзускими войсками.

Тронный зал несколько раз менял свой внешний вид на протяжении многих лет — в соответствии со вкусами правящих монархов. Сейчас его стены украшены картинами с изображением представителей королевского дома.

9
Тронный зал.
Тронный зал.

6
Под бархатным балдахином - трон в стиле ампир 1850-х годов, выполненный из резного и позолоченного дерева.
Под бархатным балдахином - трон в стиле ампир 1850-х годов, выполненный из резного и позолоченного дерева.

1 из 2
Фрагменты потолков Тронного зала в неоклассическом стиле,..

Одними из самых значимых с художественной точки зрения считаются Зал дипломатов и Галерея дипломатов. Их стены украшены вытканными на французской королевской мануфактуре гобеленами, посвященными Людовику XIV.

1 из 3
Галерея дипломатов.
11
Галерея дипломатов.

8
Галерея дипломатов. Эти гобелены королевскому двору Неаполя в 1719 году подарил апостольский нунций (дипломатический представитель папы римского).
Галерея дипломатов. Эти гобелены королевскому двору Неаполя в 1719 году подарил апостольский нунций (дипломатический представитель папы римского).

11
Фрагмент потолка в барочном стиле в Галерее дипломатов.
Фрагмент потолка в барочном стиле в Галерее дипломатов.

4
Во Фламандском зале размещены портреты, выполненные голландскими художниками. Сейчас в палаццо представлена лишь малая часть коллекции, хранившейся здесь в разные годы существования дворца. Основные художественные ценности были переданы в музей Каподимонте и Национальный археологический музей.
Во Фламандском зале размещены портреты, выполненные голландскими художниками. Сейчас в палаццо представлена лишь малая часть коллекции, хранившейся здесь в разные годы существования дворца. Основные художественные ценности были переданы в музей Каподимонте и Национальный археологический музей.

5
Маринус ван Реймерсвале (1490 – 1567). Сборщики податей. Этот фламандский художник остался в истории живописи благодаря своим очень выразительным портретам банкиров, ростовщиков и сборщиков податей. Такие изображения были очень популярны в 16-м веке как олицетворение жадности. Авторская копия такой картины есть в нескольких музеях мира, в том числе - в Эрмитаже.
Маринус ван Реймерсвале (1490 – 1567). Сборщики податей. Этот фламандский художник остался в истории живописи благодаря своим очень выразительным портретам банкиров, ростовщиков и сборщиков податей. Такие изображения были очень популярны в 16-м веке как олицетворение жадности. Авторская копия такой картины есть в нескольких музеях мира, в том числе - в Эрмитаже.

Начиная с 1734 года, дворец по большей части занимали представители династии Бурбонов. Правда, в начале 19-го века бурбонских «жильцов» на 10 лет потеснили французы: во время французского владычества в палаццо обитали Жозеф Бонапарт, а затем — Иоахим Мюрат (брат Наполеона и один из его видных маршалов, участвовавший в походе на Россию в 1812).

2
Во время наполеоновских войн Неаполем в королевском чине правил Иоахим Мюрат (1767-1815) - пожалуй, самый спорный персонаж на фасаде дворца. После разгрома Наполеона Мюрат попытался воспроизвести его «100 дней»: высадился с небольшим отрядом под Неаполем дабы вернуть себе королевский престол, но был схвачен, судим и расстрелян.
Во время наполеоновских войн Неаполем в королевском чине правил Иоахим Мюрат (1767-1815) - пожалуй, самый спорный персонаж на фасаде дворца. После разгрома Наполеона Мюрат попытался воспроизвести его «100 дней»: высадился с небольшим отрядом под Неаполем дабы вернуть себе королевский престол, но был схвачен, судим и расстрелян.

7
Кабинет Иоахима Мюрата.
Кабинет Иоахима Мюрата.

Мебель в кабинете короля Иоахима Мюрата была изготовлена в Париже для Квиринальской резиденции Наполеона в Риме, но затем была передана Каролине Бонапарт, супруге Мюрата, для Неаполитанского королевского дворца. Даже после казни Мюрата неаполитанские короли продолжали пользоваться мебелью и прочими аксессуарами, завезенными из Франции во время недолгого (1808–1815) пребывания Иоахима Мюрата на неополитанском престоле.

10
Невозможно не обратить внимания в самых разных помещениях дворца на изысканные двери. Они были изготовлены в мастерской Антонио Доминичи между 1774 и 1776 и расписаны темперой по золотому фону.
Невозможно не обратить внимания в самых разных помещениях дворца на изысканные двери. Они были изготовлены в мастерской Антонио Доминичи между 1774 и 1776 и расписаны темперой по золотому фону.

4
В центре одного из залов дворца выставлена вращающаяся кафедра - технологическая диковинка конца 18-го века. Это приспособление позволяло одновременно просматривать несколько книг, размещенных на восьми подвесных полках, которые можно было придвигать к читающему с помощью поворотного механизма. Раньше это устройство находилось в библиотеке Марии-Каролины Австрийской, супруги Фердинанда IV, короля Обеих Сицилий.
В центре одного из залов дворца выставлена вращающаяся кафедра - технологическая диковинка конца 18-го века. Это приспособление позволяло одновременно просматривать несколько книг, размещенных на восьми подвесных полках, которые можно было придвигать к читающему с помощью поворотного механизма. Раньше это устройство находилось в библиотеке Марии-Каролины Австрийской, супруги Фердинанда IV, короля Обеих Сицилий.

После объединения Италии дворец стал резиденцией итальянских королей Савойской династии, однако они жили тут лишь изредка.

2
Завершает череду правителей на фасаде Королевского дворца Виктор Эммануил II (1820-1878) -  король Сардинского королевства и первый король единой Италии.  «Padre della Patria» («Отец Отечества») , как гласит надпись на его надгробии в римском Пантеоне,  - за его роль в создании единой Италии. Здесь, правда, он больше похож на мушкетера, чем на «Отца Отечества»:)
Завершает череду правителей на фасаде Королевского дворца Виктор Эммануил II (1820-1878) - король Сардинского королевства и первый король единой Италии. «Padre della Patria» («Отец Отечества») , как гласит надпись на его надгробии в римском Пантеоне, - за его роль в создании единой Италии. Здесь, правда, он больше похож на мушкетера, чем на «Отца Отечества»:)

Королевам принадлежало почти целое крыло дворца. Больше всего в этой его части нас поразили потолки — в стиле рококо с белой и золотой лепниной, сохранившиеся с 18-19-го веков. Просто кружево!

1 из 3
Потолки в женской части дворца - чисто кружево.

Еще одно «топовое» помещение дворца — Зал Геракла, очень элегантное, оформленное с тонким вкусом пространство. Это один из старейших залов дворца.

10
Зал Геракла. Изначально, в 17-м веке, в нем были развешаны портреты вице-королей и потому он назывался Залом вице-королей. В годы правления Иоахима Мюрата зал украсили гипсовыми копиями скульптур из коллекции Фарнезе, в том числе самой знаменитой из них — статуей Геракла (отсюда и нынешнее название зала). Но уже больше века главное украшение этого помещения дворца - шпалеры местного производства.
Зал Геракла. Изначально, в 17-м веке, в нем были развешаны портреты вице-королей и потому он назывался Залом вице-королей. В годы правления Иоахима Мюрата зал украсили гипсовыми копиями скульптур из коллекции Фарнезе, в том числе самой знаменитой из них — статуей Геракла (отсюда и нынешнее название зала). Но уже больше века главное украшение этого помещения дворца - шпалеры местного производства.

В придворной Палатинской капелле (Cappella Palatina) — дворцовой церкви — просто ошеломляет красота алтаря, выполненного из позолоченной бронзы и тщательно подобранных полудрагоценных камней.

15
Палатинская капелла, общий вид.
Палатинская капелла, общий вид.

13
Алтарь - работа местного мастера Дионисио Лаццари. Этот шедевр неаполитанской скульптуры он создал в 1674 году. Поначалу это был главный алтарь церкви Санта-Тереза-дельи-Скальци, но в 1808 году его перенесли в Палатинскую капеллу Королевского дворца.
Алтарь - работа местного мастера Дионисио Лаццари. Этот шедевр неаполитанской скульптуры он создал в 1674 году. Поначалу это был главный алтарь церкви Санта-Тереза-дельи-Скальци, но в 1808 году его перенесли в Палатинскую капеллу Королевского дворца.

10
Агаты, яшма, лазуриты, аметисты и ониксы вставлены в позолоченные рамы и собраны так, что создают зрительную иллюзию храма с колоннами, уходящими в перспективу, со Св.Терезой на дальнем плане.
Агаты, яшма, лазуриты, аметисты и ониксы вставлены в позолоченные рамы и собраны так, что создают зрительную иллюзию храма с колоннами, уходящими в перспективу, со Св.Терезой на дальнем плане.

В завершение нашего рассказа упомянем, что Королевский дворец некоторым образом оказался связан и с русскими царями. В 1717 году «в нем скрывался», как обычно пишут, сын Петра I царевич Алексей. На самом деле, царевич провел в неаполитанском королевском дворце всего пару дней, ожидая, пока будут готовы покои в замке Сант-Эльмо (средневековой крепости в Неаполе, стоящей на высоком холме Вомеро). Вот там он пробыл целых 5 месяцев, но все-таки был вынужден вернуться в Россию. Перед возвращением царевич Алексей съездил в город Бари, к мощам св. Николая Мирликийского. Однако Чудотворец ему не помог: судьба царевича закончилась трагически.

Между королевским дворцом и морем, в низинке, раскинулся парк. Это так называемые Джардини Публичи, «публичные сады». Ворота в дворцовый сад охраняют кони Клодта — «родные братья» тех, что стоят на Аничковом мосту в Петербурге.

8
Ворота в дворцовый сад охраняют кони Клодта
Ворота в дворцовый сад охраняют кони Клодта

История появления там этих коней такова. В 1845 году в Неаполе гостили царь Николай I с супругой, лечившей какую-то хворь на Сицилии. В знак благодарности за хороший прием русский царь прислал неаполитанскому королю Фердинанду II подарок — авторские копии двух скульптур «Укротители коней» Клодта.

6
Кони Клодта.
Кони Клодта.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Неаполе
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии