Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 13:55

Амальфи

Амальфи — Италия Октябрь 2023

Амальфитанское побережье считается самой красивой береговой линией Италии, и это совершенно справедливо. Не зря же его объявили памятником Всемирного наследия Юнеско:). Вопрос в том, как на эту красоту лучше смотреть. Почитав путеводители, мы решили, что оптимальным будет путешествие на кораблике вдоль побережья, от Сорренто (где мы задержались для поездки на Капри), до города Амальфи, где мы собирались остановиться на несколько дней для изучения местных достопримечательностей. Действительно, раскинувшиеся на горных склонах города и деревни побережья Амальфи на снимках лучше всего выглядели именно с воды.

Карта Амальфитанского побережья. Синими звездочками обозначены города, где мы побывали. Из Сорренто в Амальфи мы переехали по шоссе, из Амальфи в Салерно - на кораблике.

Увы, в наши планы вмешалась погода: в день нашего запланированного переезда в Амальфи море было неспокойным, и рейсовые кораблики были поставлены на прикол. По суше можно было добраться до Амальфи на автобусе, но в гостинице нас предупредили, что при «закрытом» море сесть на автобус, тем более с багажом, может быть непросто. Пришлось добираться на такси, причём заказать его в тот день оказалось тоже очень нелегко. Теоретически на шоссе есть красивые смотровые площадки, с которых открываются великолепные панорамы побережья. Но практически остановиться на них было невозможно из-за огромного количества машин, пытавшихся сделать то же самое. Поэтому фотографии по дороге удалось сделать только через стекло движущейся машины, что неизбежно сказалось на их качестве:(.

Снимки по дороге из Сорренто в Амальфи.

Амальфи

Главный город побережья — Амальфи — притягивает множество туристов. Большинство из них проводят тут пару часов во время автобусных туров: заходят в Дуомо, посещают сувенирные лавки, лакомятся лимонным мороженым и после уезжают, даже не подозревая, что посетили столицу некогда могущественного морского города-государства.

Поселение на этом месте возникло в конце 6-го века как византийский castrum, укрепленный форпост имперских владений в южной Италии, который быстро превратился в город, занимавшийся морской торговлей. В 839 г. амальфитяне добились независимости от Византии и организовали республику, которая в 957 г. стала наследственным герцогством. Сами они вели свою родословную от Рима, выбрав в качестве девиза фразу Descendit ex patribus romanorum — «Происходящие от римских отцов».

Раскинувшийся на скалах Амальфи крупным планом.

Довольно быстро Амальфитанское герцогство превратилось в значительную торговую державу: купцы из Амальфи доминировали в торговле на Средиземном море и в Италии более двух веков, пока их не превзошли богатые североитальянские города, такие, как Пиза и Генуя. Просуществовав с 839 по 1137 годы (когда с помощью Пизы его окончательно покорили норманны), герцогство Амальфи имело представительства в Тунисе, на Кипре, в Египте, Византии, собственный монастырь на Афоне. В Иерусалиме оно основало большой госпиталь, которым руководили монахи — Госпитальеры Святого Иоанна, впоследствии ставшие Орденом мальтийских рыцарей.

Примерно в 11-м веке в Амальфи был создан Кодекс морского права, регулировавший правила торговли и морских перевозок, своеобразный «Устав судовладельца». Этот кодекс, под названием «Tabula de Amalpha», вплоть до 16-го века действовавал на всей территории Средиземного моря.

Герцогство Амальфи чеканило свою монету — тару, которая ходила по всему Средиземноморью, и впервые в Европе здесь начинали производить бумагу. Бизнес-модель Амальфи, выражаясь современным языком, заключалась в экспорте древесины — ценного сырья для строительства торговых судов, — которая пользовалась большим спросом. Продав корабельный лес в Северной Африке, амальфитанские купцы затем закупали в Леванте драгоценные камни, слоновую кость, ювелирные изделия, специи, шелка и другие товары, которые потом с большой выгодой перепродавали в Италии.

Над городом нависает огромная скала, к которой устремлена колокольня собора. Вверху справа видна средневековая сторожевая башня.

Даже утратив политическую независимость, герцогство продолжало успешную экономическую деятельность вплоть до начала 14-го века, когда оно было окончательно разорено торговыми конкурентами из Пизы. А в 1343 году цунами разрушило порты и прибрежные селения, после чего торговое государство Амальфи прекратило свое существование. Основным занятием жителей стало выращивание лимонов, производство макарон и бумаги.

На пирсе Амальфи...

...но в хорошую погоду купальщики присутствовали.

Слева от Морских ворот находится вход в Арсенал — древние верфи Амальфи. С 10 по 12-й век здесь строились военные и торговые суда, которые бороздили Средиземное море в период морского господства Амальфи. Сейчас здесь музей (правда, с весьма ограниченной экспозицией), посвященный истории города. В число наиболее интересных экспонатов входят древняя копия Морского кодеса Амальфи, старинные компасы и модель галеона 12-го века.

Вход в Арсенал - древние верфи Амальфи.

Под этими каменными сводами строились амальфитанские корабли.

Подчеркивая историческую преемственность, герб ВМФ Италии образован из эмблем четырёх морских республик. По часовой стрелке: Венеция (лев), Генуя, Пиза, Амальфи. В гербе Амальфи нетрудно увидеть Мальтийсий крест - ведь именно амальфитяне были основателями иерусалимского госпиталя, давшего начало ордену Госпитальеров.

Главная достопримечательность Амальфи - собор Святого Андрея, в котором хранятся мощи этого апостола. Про собор позже будет отдельный рассказ.

...откуда открывается прекрасный вид на Амальфи.

Как и все города на побережье, Амальфи построен на склонах ущелья, по которому протекает впадающая в море река. В Амальфи эта река называется Каннета, она спрятана под землю и поверх неё проходит главная улица города, повторяющая все изгибы реки. Здесь сосредоточено большинство магазинов, ресторанов и сувенирных лавок для туристов. Главный товар — лимончелло:)

В верхней части главной улицы речка Каннето уже открыта — это район Долины мельниц (Valle dei Mulini), где на небольших фабриках когда-то делали знаменитую амальфитанскую бумагу. Здесь даже есть музей бумаги, в который мы, правда, не попали. Согласно путеводителям, в нем показан процесс изготовления бумаги, как это происходило в 13-м веке, и оборудование, для этого использовавшееся.

День отъезда из Амальфи выдался солнечным, и мы немного поснимали городские виды с террасы ресторана нашей гостиницы.

Атрани

Совсем рядом с Амальфи, в пешеходной близости от него, расположен симпатичный городок Атрани, в который мы и заглянули. Как и Амальфи, Атрани построен в ущелье на крутых берегах речки (под названием Иль-Драгоне, т. е. «Дракон»). Будучи столичным пригородом, Атрани выполнял часть столичных функций, например, его жители участвовали в выборах новых городских магистратов. Амальфитанские герцоги короновались и захоранивались в местной церкви Сан-Сальваторе. Именно в Атрани предпочитала селиться местная аристократия.

В Атрани мы пробирались от монументального кладбища Амальфи по круто идущим вниз узким улочкам, и в какой-то момент даже заблудились. Причем мы были такими не одни — другие туристы в растерянности тоже бродили по этим лабиринтам.

Вот так Атрани открывается, когда спускаешься к нему сверху из Амальфи.

Возвращались мы из Атрани по 700-метровому туннелю, пробитому от него до Амальфи.

Помимо прогулки по Амальфи и в Атрани, еще один день мы посвятили поездке в Равелло, а третий день использовали  для  треккинга по горным тропам.

Без сомнения, побережье Амальфи — место фантастически красивое, но полюбоваться этой красотой очень непросто из-за огромного числа находящихся там туристов, даже не в самый пик сезона. Настолько популярна эта местность, что толпы людей там везде — на дорогах, в городах, на туристских тропах. В автобусы, курсирующие вдоль побережья, иногда просто невозможно сразу войти из-за чересчур большого количества путешествующих. Билеты на корабли нужно покупать заранее, перед отплытием они, как правило, уже распроданы. Но попасть на корабль все-таки легче, чем на автобус, видимо потому, что это стоит несколько дороже.

Вид  с Тропы богов.
Вид с "Тропы богов".

Города на амальфитанском побережье лучше смотрятся со стороны (снизу, от моря или сверху, с горных троп), нежели изнутри. Внутри интерес представляет, как правило, в основном собор, а узкие улочки, конечно, живописны, но во многом похожи одна на другую на всем побережье. Передвигаться вдоль побережья предпочтительнее на кораблике, а на суше лучшим времяпрепровождением является треккинг по горным тропам, которых там много. По самой популярной из них, «Тропе богов» (см. фото выше), мы прошлись и подготовили об этом фотоальбом.