Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была сегодня 7:42
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Торжок — Россия Январь 2023

Торжок — мал городок, но мил и приятен. Так захотелось начать рассказ об этом городе.

Но начну с того, как называют жителей города. Подумайте… Угадали? Мы — нет, не знали и не угадали. Так вот, жителей Торжка называют новоторами: женщин — новоторками, мужчин — новоторами. И вот почему.

Раньше город назывался Торг, потом — Новый Торг, потом — Торжок. А жители так и остались новоторами. А еще есть такая поговорка «Новоторы — воры» — это нам экскурсовод сказал, после чего мы все стали приглядывать за своими сумками и рюкзаками (мало ли чего, но все обошлось благополучно).

Древний город знаменит золотошвейками и, конечно, без посещения Музея золотого шиться не обошлось.

Музей находиться недалеко от гостиницы «Староямская», где мы остановились и в музей мы пошли пешком. Город небольшой и по нему приятно ходить и смотреть по сторонам.

Музей уникальный, ведь золотое шитье возникло в средние века и имеет богатую историю.

Вышивкой украшались праздничные одежды, интерьеры светских и культовых зданий. Раньше шили золотой нитью и шитье было золотым. Потом золотую нить стали имитировать и шитье стало называться золотным.

В музее много интересных экспонатов: начну с вышивки Нилово-Столобенская пустынь. Само название говорит, что на панно изображен мужской монастырь, который называют Нилова пустынь. Основан он был в 16 веке иеромонахом Германом и назван по имени первого отшельника. Туда мы еще не добрались, но посмотрели как он вышит золотным шитьем, именно золотным (золотая нить на вышивке имитирована).

Торжок — мал городок, но мил и приятен

Эполеты на мундирах и одежду для духовных лиц — что только не вышивали на фабрике в Торжке.

Торжок — мал городок, но мил и приятен

Иконы, панно, предметы обихода и даже тюбетейки — (мода на тюбетейки была после войны).

Торжок — мал городок, но мил и приятен

После войны фабрика стала называться Торжокская золотошвейна фабрика 8 марта.

Торжок — мал городок, но мил и приятен

Понятно почему: на фабрике практически работали одни женщины и был даже женский духовой оркестр. Об истории фабрики можно прочитать много интересного.

Сохранились экспонаты с того далекого времени, которое называется советская эпоха.

Торжок — мал городок, но мил и приятен

В музее много интересно познавательных экспонатов, о которых нам душевно рассказывала экскурсовод. Но даже без него было интересно разглядывать эту вышитую красоту; многочисленные панно: Храм Спаса на крови, Борисоглебский монастырь и Воскресенскую деревянную церковь, в которой мы побывали, и многое другое.

Торжок — мал городок, но мил и приятен

Работает фабрика и сейчас: ассортимент изделий очень широк — это сумки и футляры для очков, косметички и много еще интересного можно купить в магазине при музее. Кстати, у них есть и интернет-магазин.

И еще один интересный факт. В Министерстве иностранных дел только у двух человек манжеты и воротнички на форме вышиты золотой нитью: у С.Лаврова и М.Захаровой.

Торжок — мал городок, но мил и приятен

Есть еще одно интересное местечко в городе, которое называется «Золотая верста», где мы вышивали Государеву дорогу золотной нитью. Золотую нить еще называют канителью — вот откуда взялось выражение «тянуть канитель».

Само помещение представляет собой небольшую комнатку со столами, где нам дали комплект материалов и мы должны были вышить дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы со всеми остановками. Хорошая получилась память о поездке.

Торжок — мал городок, но мил и приятен

Каждая станция представлена своими народными промыслами: здесь и жостовские подносы, и дымковская игрушка, и гжельский промысел и многое другое.

Торжок — мал городок, но мил и приятен

Находится «Золотая верста» (улица Дзержинского, 73) около Музея пояса (о нем уже писала) и Музея А. С. Пушкина (ему следует посвятить отдельный рассказ, там для нас разыграли небольшое театрализованное представление).

А рядом Парк любви и верности — очень душевное место. Парк небольшой и в нем много арт-объектов, а еще открываются чудные виды на Тверцу.

Торжок — мал городок, но мил и приятен

Здесь же в кафе"Лира» (улица Дзержинского, 75А) можно научиться делать пожарские котлеты, о чем потом выдают Сертификат о прохождении мастер-класс по приготовлению пожарских котлет.

Сертификат с таким текстом: «Сей документ подтверждает, что его достопочтенный обладатель откушал настоящих пожарских котлет по рецептуре 1853 года, записанной знаменитым поваром Игнатием Радецким в „Альманахе гастрономов“. Обладатель сертификата трапезничал в кафе „Лира“ славного города Торжка».

Впервые о гостиницы Пожарских в Торжке упоминается в письме Булгакова Александра Яковлевича (1781–1863 — годы его жизни, в 1823 году он — действительный статский советник при архиве Министерства иностранных дел): " Нигде не нашел я такой чистоты, такой чай, кофе, стол и дешевизны, как у Пожарского в Торжке». (об этом пишет Нина Лопатина в небольшой книжечке «История пожарских котлет»). В этой же книге можно прочитать об истории и эволюции рецепта, а также советы по приготовлению.

Кафе «Лира» уютное и вкусное. На наших глазах нам показали как готовила пожарские котлеты Дарья Евдокимовна Пожарская, те самые котлеты, которые прославил Пушкин А.С., будучи в Торжке.

«На досуге отобедай

У Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай (именно котлет)

И отправься налегке!».

Торжок — мал городок, но мил и приятен

Совету Пушкина последовали, котлет отведали и отправились дальше.

На стене кафе можно увидеть портрет Дарьи Пожарской со своим крестником (о нем рассказали в Музее Пушкина А.С.).

Торжок — мал городок, но мил и приятен

Кафе запомнится не только пожарскими котлетами, но и нарядами хозяйки и ее помощницы, а также интерьером.

Торжок — мал городок, но мил и приятен

Музеи посмотрели, Государеву дорогу вышили, котлеты научились делать и попробовали. Впереди обзорная экскурсия по Торжку, которая получилась не менее интересной.