Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была сегодня 13:36
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Кимры — Россия Ноябрь 2021

После первого знакомства с историей города в краеведческом музее (замечательном музее, очень понравился) пошли вслед за экскурсоводом знакомиться с городом.

Итак, Кимры — небольшой городок с населением в пределах полсотни тысяч, расположен на двух берегах Волги, да еще впридачу здесь в Волгу впадает речка Кимрка (ее мы тоже увидели, но больше по берегам Волги ходили).

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

На противоположном берегу Волги в 1984 году был установлен самолет Ту-124К2, он был подарен ОКБ Туполева и прилетел в Тверскую область своим ходом. Мы до него не дошли, посмотрели только издалека — с другого берега Волги.

В Волгу впадает небольшая речка Кимрка длиной всего 32 км.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Где-то там за ней находится Храм Вознесения Господня, построеннный в 1813 году в честь победы русских войск в Отечественной войне. До революции колокольный звон 13 колоколов был слышен далеко в окрестностях. Храм был построен на средства купца Мошкина Александра Степановича, портрет которого нам показывали в музее. Купцы много хорошего после себя оставили. Этот храм и сейчас действующий и является достопримечательностью города.

На набережную мы вышли с Театральной площади (раньше она называлась Соборной). Но Покровский собор в 1936 году сломали и теперь на этом месте находится Кимрский театр драмы и комедии, образованный в 1942 году. когда сюда приехала театральные труппы Ржевского театра (город был в оккупации) и Торжокского (Торжок был в прифронтовой зоне) . Директором был назначен знаменитый режиссер Гиацинтов А.М.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Во время войны театр давал спектакли в воинских частях и госпиталях. В архиве театра находится благодарственное письмо И. В. Сталина.

В Кимрский театр приезжают зрители из близлежащих городов Подмосковьи и Москвы (берем на веру слова экскурсовода).

Памятник Ленину установлен в 1934 году на месте памятника Александру 2, стоявшему здесь с 1912 года. Тогда еще Кимры были селом. В селе стоял памятник русскому императору (могли себе позволить купцы и жители города, занимавшиеся сапожным ремеслом).

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Автор этого памятника Г. Д. Алексеев, который делал зарисовки вождя в 1918 году в его кабинете.

Таких памятников в стране много. Подобные скульптуры называют «вождь призывающий».

Обелиск Победы воздвигнут в 1971 году.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

А впереди великая Волга и набережная имени Александра Фадеева, родившегося в 1901 году в этом городе. В метрических книгах Покровского собра было записано о рождении будущего писателя, оставившего на память нам «Молодую гвардию». замечательную книгу. Интересно, есть ли она сейчас в школьной программе?

С одной стороны сквера стоят модерновые домики (не самые лучшие, но вполне приличные), а с другой….

А с другой стороны — руины из красного кирпича. Раньше здесь был Гостиный двор, построенный на месте Воронцовского дворца. Да, да Михаил Воронцов и здесь приложил свою руку (не только в Крыму, в Москве и в других городах). Юридически селом Кимры владела его жена Екатерина Воронцова, а муж захотел построить здесь еще один Версаль.

Остались только фотографии.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Эти руины вызывают сожаление, что такая красота пропадает без хорошего хозяина. Многие красивые здания города находятся в плачевном состоянии. Проходили мимо здания Почты России — тоже самое.

Продолжу о графе Воронцове. Кимряки были благодарны ему: при нем стала процветать торговля и жители стали торговыми людьми. А еще сельчане не хотели быть горожанами, чтобы не платить в казну больше налогов. Вот такие хитрецы…

Дальше идем по набережной Александра Фадеева. Но описывать дома буду не по порядку.

Самым красивым считается дом купца Ивана Васильевича Рыбкина, построенный в 1912 году. Как говорят, сейчас в доме живут потомки слуг, уехавших за границу хозяев дома.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Небольшой домик украшает башенка, а внизу окно-иллюминатор с видом на Волгу. Иван Васильевич Рыбкин владел строительной компанией и себе построл симпатичный домик в модном тогда стиле модерн.

На набережной есть дом Джульетты- так называют его местные жители. И когда назначают место встречи, говорят: «Встретимся у дома Джульетты или у дома Наумова». Вот такие местные традиции.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Думаю, догадались почему этот дом называется домом Джульетты. А владел им один из кожевенных королей — Крюков. В селе было три кожевенных завода: один принадлежал Потапенко, два — Рыбкину и один — Крюкову.

А совсем рядом современная живопись: стрит-арт «Ангел в городе». Три девочки-художницы Конькова Ксения, Котлярова Катерина, Маковская Тереза — сотворили это под мостом.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

А напротив течет Волга, через которую неплохо бы пройтись на другой берег, но программа этого не предусматривает, да и не лето на дворе.

В краеведческом музее есть интерсная фотография моста через Волгу.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

На набережной есть гостиница. Неплохое местечко, если приехать на пару дней и посмотреть этот маленький городок с модерновыми домиками (нам, конечно, не все показали). Рядом театр, заодно и посмотреть местную труппу, о которой восторженно говорила экскурсовод.

Сюда захотелось приехать самостоятельно и посмотреть все 119 модерновых здания (так их много). Тем более, что ехать из столицы удобно на электричке с Савеловского вокзала до конечной станции Савелово (это и есть Кимры, один из районов), всего в пределах 3-х часов.

Еще один дом на набережной — это уже модерн в камне. Построен в 1880 году купцом Шквариным для своей семьи.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Во время Первой мировой войны и несколько лет после здесь находился госпиталь.

Потом разместили отделение милиции и рядом находились конюшни для отряда конной милиции. Сейчас это обычный жилой дом с красивыми архитектурными поясами, нестандартными окнами и мезонином.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Этот знаковый дом (визитная карточка города) находится на улице Кирова. Точная дата строительства неизвестна, только приблизительно — 1910 год. Уже в то время он был знаменит и попал на открытку. Это дом Лужиных — вначале был жилым, потом магазином и затем клубом.

Сейчас он выглядит ярко завлекательно, но (мое мнение) этот окрас ему явно не идет — «цыпленок» посреди дороги.

Парадный необычный фасад, кружевные окна разной формы и размеров, ассиметрия — это все увлекательный модерн, который процветал в начале 20 века.

Конечно, чтобы получить фотографию дома во всей красе, нужно было перейти на другую сторону улицы, но мы идем с экскурсоводом по намеченному ею пути. Поэтому получилось то, что получилось.

В селе Кимры богатые купцы не довольствовались просто двухскатной кровлей, а делали ее фигурной и высокой. Ведь кровля — это головной убор дома, а окна — его глаза.

Если скаты соединялись в вершину и островерхую пирамиду, то кровлю называли шатром. Если продольные скаты сводятся в одно горизонтальное ребро — князек. А в зависимости от высоты кровли она именовалась уже палаткой или скирдой.

Рядом еще один небольшой домик купца Наумова, уже каменный, но тоже в стиле модерн.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Этот дом напоминание творения Федора Шехтеля, который строил в Москве.

Над верхним окном необычный декоративный элемент в виде шестиконечной звезды. В древней русской символике это знак Перуна. Его делали на доме для того, чтобы отвести удары молнии.

Декоративный язык модерна очень символичен: чего здесь только не усмотришь — ходи и смотри.

Напротив «желтого модернового цыпленка» еще один модерновый собрат с огромным " глазом», т. е. окном.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Модерн в городе процветал долго, зданий много и все они разные.

Еще один дом с трапециевидной башенкой и резной дверью. Наличники попроще, чем у дома Лужина.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

На Майской площади в 1979 году установили бронзовый бюст А.Туполева (раньше на этом месте был памятник Сталину).

Рядом опять модерновые дома, но уже каменные с плиткой «кабанчики». Если говорят дома с «кабанчиками», это не значит, что у них в рисунке кабанчики. Просто это разновидность облицовочной плитки, а названа так из-за особенностей производства.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Эти дома принадлежали купцу Наумову А. Н. Построены в начале 20 века, когда у кимрских купцов был самый расцвет: они шили обувь на всю страну.

В доме был Купеческий клуб, ставили спектакли, в которых актерами были учителя, врачи, чиновники. Так проводили они свободное время. Еще одно развлечение — это балы.

Особняк Дмитрия Васильевича Собцова — здесь был престижный магазин.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

После революции устроили солдатский клуб, потом кожтрест, банк. А сейчас как и в прежние времена — магазины и магазинчики. Захотелось посмотреть, но вот он минус организованной экскурсии (пробежали мимо). Но в один магазинчик, где продавали обувь (только из натуральной кожи) нас все-таки завели.

Финал нашей экскурсии — у памятника сапожнику. Эту личность увековечили в Великобритании, Финляндии, Белоруссии, может и в других странах.

Теперь есть памятник и в России.

Маленький городок на Волге и угасающий модерн

Сами кимряки выступили с этой идеей — поставить в городе памятник сапожнику, а средства на установку внесли обувные предприятия города. Автор проекта академик Самвел Сардарян.

Провинциальный город Кимры, несмотря на некоторую неухоженность архитектурных памятников (поэтому и звучит в названии фраза «угасающий модерн») очень понравился. Дать бы городу финансов для приведения их в полный порядок — получился бы сказочный городок.

«Наши Кинешмы, наши Каменки

На Урале, Днепре и Двине…

Драгоценные камешки,

Что рассыпаны по стране» — так написал о наших малых городах Игорь Лялин (1941–2005).

Хорошо написал. Действительно, Кимры — это наш драгоценный камешек, который нужно сохранить.

А впереди у нас прием у Змеюки Васильевны и Змея Горыныча с развлекательной программой для детей и взрослых.