Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 9:58

Париж — Франция Сентябрь 2023

Наше нормандское автопутешествие — позади! Завершив круг по побережью Атлантики от Кале до священного островка Мон-сен-Мишель и заехав по пути в Париж в вотчину Клода Моне — в городок Живерни, к вечеру прибыли в пункт проката аэропорта CDG для сдачи арендованной машины. Подъезды к нему — сплошные развязки-завязки и нам пришлось сделать два круга, прежде чем мы попали в нужную точку аэропорта для возврата машины. Такси, минут сорок езды и мы в отеле в районе Марсового поля с видом на Эйфелеву башню!

Конечно, когда заселились, вышли прогуляться к этой, самой знаковой точке Парижа. Великолепная погода, завтра наступает осень — самое восхитительное время года. Уже видны первые ее шаги, а скоро мы воочию увидим одетые в багрянец и золото прекрасные парижские улицы.

С наступлением темноты, башня засияла золотистыми огнями. Говорят, когда надо, она сияет и в цветах флагов различных стран.

Эйфелева башня вечером

А еще говорят, что Париж — это праздник! Праздник, который никогда не прекращается. Последний раз я был в этом городе несколько лет назад зимой по пути в горнолыжный Шамони-Монблан, но даже тогда он оставил о себе самые теплые воспоминания. И, что интересно — хоть мы и побывали раньше во многих самых знаменитых местах Парижа, да и просто бродив по его улицам и набережным, хочется вновь все это повторить.

Итак, у нас в Париже будет два полных дня. Что лучше всего посетить за это время? Конечно, в незнакомых городах первым делом я всегда предпочитаю совершать обзорную экскурсию на туристическом автобусе типа Hop/on-Hop/off (Зашел/Вышел). Как правило, они идут по самым популярным туристическим местам, относящимся к разряду Mast See — обязательного знакомства и имеют радио-гид на разных языках. В Париже есть несколько таких маршрутов с немного различающимися программами. Прямо рядом с нами под башней на Набережной Жака Ширака было начало одного из них — TOOT Bus.

Решили взять двухдневный билет — сегодня сделаем обзорную экскурсию и, посмотрев и вспомнив, определимся с наиболее интересными местами, чтобы на следующий день, доехав до определенной точки и погуляв по ней, опять сесть и ехать до следующей локации. Стоимость для одного человека за два дня = 52 евро/чел. Неприятным сюрпризом стало отсутствие выбора русского языка в программе радио-гида. Пришлось пользоваться английским или польским.

Как известно, Эйфелева башня, высотой 324 метра, от которой мы начали нашу экскурсию, была построена Гюставом Эйфелем в качестве временного сооружения ко Всемирной выставке в 1889. Эта выставка была приурочена к 100-летию Французской революции и поэтому ее игнорировали почти все европейские монархии за исключением частных компаний. После выставки башню, по многочисленным просьбам жителей и гостей Парижа, было решено оставить на месте.

Итак, наш маршрут в первой его части будет включать в себя самые знАковые места Парижа — Эйфелеву Башню, от которой мы начинаем наш путь, Дом Инвалидов, Мост Александра III, Площадь Согласия, Галерея Лафайет, Опера, Лувр и несколько мостов на реке Сена.

Выехав, направляемся по Набережной им. Жака Ширака (1932–2019) — одного из президентов Франции (1995–2007). На этой улице есть интересный Музей, который тоже носит его имя и который собрал в своей коллекции образцы традиционного искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки. Можно взять на заметку, но я, побывав много где на этих континентах, довольно ясно представляю себе весь ассортимент этих экспонатов. May be…

Париж — всегда Париж …

У моста Александра III сворачиваем направо и подъезжаем к Дому Инвалидов — популярному комплексу зданий под этим общим названием.

Его строительство было начато в 1670 году по инициативе Людовика XIV как дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»). В те времена это был один из первых инвалидных домов в Европе. Сегодня он по-прежнему принимает инвалидов, но в нем также располагаются несколько музеев и некрополь военных.

Париж — всегда Париж …

Дальше проезда нет, поэтому разворачиваемся и едем по мосту Александра III на другой берег реки Сена. Она не такая уж и широкая. Все ее русло сейчас упрятано в каменные берега и оборудовано причалами. Этот мост был создан в 1896 году как символ дружбы между Парижем и Санкт-Петербургом. В С-Петербурге у него есть «побратим» — спроектированный французами Троицкий мост через Неву.

Вид с моста Александра III

Очень оригинальна отделка этого моста. По сторонам от въезда на него возвышаются четыре 17-метровых фонарных столба, над которыми парят бронзовые фигуры, символизирующие Науку, Искусство, Промышленность и Сражение. В центре мостовых арок расположились нимфа Сены с гербом Франции и нимфа Невы с гербом императорской России, которые были выполнены из меди Жоржем Ресипо.

Париж — всегда Париж …

Доминирующим объектом на другом берегу реки Сена является дворец Петит Палас (Малый дворец) — бывший выставочный павильон проходившей в Париже в 1900 году еще одной Всемирной выставки. Как известно, ее символом стала встреча нового XX века, на который все возлагали большие жизненные и творческие планы. Никто, конечно, и предположить не мог, что в наступающем веке случатся еще Революция и аж две Мировые войны. Главенствующим стилем на выставке стал стиль ар-нуво — эдакая необычность, которая приветствовала и находила себя во многом — в живописи, одежде, архитектуре, интерьере. За семь месяцев выставку посетило более 50 млн человек (все — наземным транспортом! Ведь самолеты тогда еще только-только начинали летать). Свои экспозиции в 18 тематических отделах тогда представили 35 стран.

Париж — всегда Париж …

Этот дворец был возведён в период с 1897 по 1900 годы. Сейчас в нём находится городской музей изящных искусств (Musée du Petit Palais), включающий коллекции греческого, римского и египетского видов искусств, предметов эпохи Средневековья и Ренессанса, собрания книг и эмалей, картины голландских и фламандских мастеров XVI и XVII веков, коллекции мебели и гобеленов XVIII века, а также полотна французских художников XIX века, включая работы Делакруа и Сезанна. В общем, там можно достойно провести если не целый день, то полдня — точно.

Перед поворотом направо и выездом на Проспект Елисейские Поля, видим уютный сквер со стоящим в нем, в тени деревьев, памятником Жоржу Клемансо (1841–1929) — французскому премьер-министру, выдающемуся государственному деятелю, который за свой жесткий характер получил прозвище «Тигр». В жизни Франции он дважды становился премьер-министром — в 1906—1909 гг. и в 1917—1920 гг. и был ярым противником Октябрьской революции и большевизма. Возглавив страну в 1917 году в 76-ти летнем возрасте, он стоял до последнего, сохраняя боевой дух армии и Франция победила тогда в Первой Мировой войне.

Сквер на площади Жоржа Клемансо с его скульптурным памятником

Можно сказать, что Франции повезло дважды — с Клемансо и де Голлем, которые хорошо проявили себя в обеих Мировых войнах. Он был большим любителем Жизни и, даже в день своего 80-ти летия, при виде какой-то красивой девушки, воскликнул: «О, если бы мне снова стать хотя бы семидесятилетним!»

Выруливаем на самый популярный проспект, который у всех на устах — Елисейские поля. С одного его конца мы видим Триумфальную Арку,

Париж — всегда Париж …

а с другой — направо — Площадь Согласия и направляемся туда.

Эта площадь была устроена в середине 18 века специально для установки конной статуи короля Людовика XV, именем которого площадь поначалу и стала называться. Потом пошли революционные потрясения, смена названий, установка на этом месте гильотины, под лезвием которой погибли не только царственные особы — король Людовик XVI со своей женой Марией-Антуанетой, но и еще больше тысячи человек.

Ну, а позже, в период царствования короля Луи-Филиппа, площадь была украшена фонтанами, колоннами, статуями, дабы хоть как-то уменьшить напоминания о трагических событиях, происходивших здесь во время революции.

Площадь Согласия

Проезжая мимо и глядя на рекламные щиты, было видно, что город готовится к знаменательному событию, которое начнется со следующей недели — с 8 сентября по 28 октября 2023 года во Франции был проведен Чемпионат Мира по Регби. Сейчас мы знаем, что в тройку призеров вошли команды ЮАР, Новой Зеландии и Англии.

На бульваре Осман, на который мы выехали с площади Согласия, невозможно не заметить очень красивое здание магазина «Au Printemps», основаное в 1865 г. Это был очень прогрессивный бренд для того времени, продававший очень модные вещи и не дававший скидок покупателям, даже если они были бедно одеты.

Париж — всегда Париж …

О! А вот уже позади и знаменитый Дворец Гарнье! В нем сейчас расположен один из самых известных и значимых театров оперы и балета в мире. Он был построен в 1862 году по проекту архитектора Шарля Гарнье. Какие только названия не были у этого здания — и Национальная академия музыки, и Парижская опера, и Гранд-опера…

Проезжая по улицам города удивляешься и, одновременно, восхищаешься тем — как это все было спланировано, неоднократно перепланировано, прежде чем придти к тому, что мы видим сейчас. Структура плана города как звездочек, вызвала к необходимости строительства вот таких домов с острыми углами.

Париж — всегда Париж …

А вот и Лувр. Ну, мы в него приедем завтра. Нужно будет только вечером забронировать сюда билеты на сайте музея. Стеклянная пирамида, которую мы видим слева в т.н. Дворе Наполеона, является входом в Лувр. Там находятся раздевалки, магазины, кафе и туалеты и оттуда начинаются маршруты по этому знаменитому на весь мир, музейному комплексу. Эта пирамида была построена относительно недавно — в период 1985—1989 гг., но уже считается эдаким интеллектуальным символом Парижа.

Выехав со Двора Наполеона через арку, сразу попадаем на Мост Каррузель (Pont du Carrousel) Он был построен в 30-ые годы 20 века и заменил собою более ранний мост 1834 г. постройки. По нему из Лувра мы попадаем на другой берег реки на набережную Вольтер. На мосту установлены четыре аллегорические скульптуры: Парижа, Сены, Изобилия и Промышленности.

Париж — всегда Париж …

Переехав мост, сворачиваем влево и оттуда видим часть Лувра во всей его красе.

А вот и Мост Искусств (Pont des Arts) — первый железный мост Парижа через реку Сена. Ныне он пешеходный и соединяет по прямой линии Институт Франции и квадратный двор Луврского дворца. Этот мост был возведен в 1801—1804 гг. по приказу Наполеона и в день открытия по нему прошли около 65 тыс. человек — столько народу собралось посмотреть на эту диковинку. И там было на что посмотреть и чему удивиться — хоть, на первый взгляд, он и выглядит незатейливо, но очень изящно — тонкие металлические арки кажутся почти невесомыми в контрасте с массивными основаниями.

Хорошим дополнением к релаксу на этом мосту служат скамейки, располагающие к отдыху и созерцанию. Ну, а его главной фишкой являются десятки тысяч замочков на его перекрытиях и возможность, при случае, оставить свой — существует поверье, что если повесить такой замочек и выбросить от него ключ в Сену, можно навсегда обрести счастье и любовь.

Мост искусств

Следующий после него — выше по течению Сены будет еще один интересный мост — Новый (Pont Neuf). Он был построен еще в XVI–XVII веках и наряду с Лувром, Триумфальной аркой, Эйфелевой башней и другими достопримечательностями, тоже считается одним из символов Парижа. С точки зрения архитектуры он и сегодня сохраняет в своем облике особенности того времени. Опираясь на перекрытые полукруглыми архаичными арками пролеты, он выглядит очень массивно. Мост украшают крепостные башенки и свойственные уже ренессансу каменная резьба и гротескные маски.

Глядя на это и другие мостовые сооружения Парижа, остается только восхищаться наличием в городе реки Сена, которая дала жизнь стольким творческим сооружениям для ее пересечения!

Новый Мост (Pont Neuf)

Еще выше по течению Сены находится Мост Менял (Pont Au Change), имеющий довольно богатую историю. Он пересекает Сену и проходит через остров Сите, на котором стоит Собор Парижской Богоматери. Его название напоминает о той функции, которую в древние времена выполняли предыдущие мосты когда-то стоявшие на этом месте. Быть менялами и ростовщиками, предлагавшие свои услуги горожанам, могли далеко не все. В основном этим занимались выходцы из Ломбардии, а позже к ним присоединились дельцы французского и еврейского происхождения.

Мост Менял и здание Большой Шатле́ (Grand Châtelet de Paris)

На другой стороне этого моста - уже на острове Сите, мы видим красивое здание в стиле ренессанс. Это — Большой Шатле́ (Grand Châtelet de Paris) — замок в Париже, охранявший в Средние века подходы к мосту Гран-Пон (Большой мост) через Сену, позднее — известнейшая парижская тюрьма. Через 300 лет, в начале XIII века, по приказу короля Филиппа II Августа, вокруг Парижа возввели новые оборонительные стены. В связи с этим, Большой Шатле своё стратегическое значение утратил. Позже оно было передано в распоряжение парижского прево, который сделал из замка управление городской юстиции и свою резиденцию. В последующие годы Большой Шатле использовался также как место заключения преступников.

Ну, вот, половину маршрута мы проехали. Дальше нас ждут встречи с легендарным собором Нотр-Дам де Пари, который сейчас стоит на реконструкции после грандиозного пожара, случившегося 15 апреля 2019 года, музеем Д’Орсе, Елисейскими полями и дворцом Трокадеро, со ступенек которого открывается грандиозный вид на Париж.

Какой вывод можно сделать и где выйти на следующем кругу? Конечно, интересно сходить на Монмартр и посмотреть на его вольную жизнь и творения художников. Там же можно выпить и чашечку хорошего ароматного кофе и понаблюдать за творчеством парижских мастеров кисти. Чтобы попасть туда, с помощью нашего автобуса ТООТ Bus мы доедем до Галереи Лафайетт и дальше пройдем уже пешком. И оттуда до отеля — тоже пешком. Ну, а уже завтра первой остановкой будет Лувр!