Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — сейчас на сайте

Живерни — Франция Август 2023

Совершая наш круг по Нормандии, который начали от города Кале, мы проехали по побережью Атлантики и познакомились с красотами его уникальных береговых линий, а также военной историей этих мест, связанных с высадкой союзных войск в июне 1944 г.. Все это уложилось в одну неделю. Всего 7 дней, а сколько было интересных впечатлений — каждый день новая дорога, новые городки и новые эмоции.

Итак, нормандский вояж по побережью закончен и мы выезжаем из фешенебельного городка Довиль в сторону Парижа, где проведем еще три дня. До него можно быстро промчаться по дорогам за пару-тройку часов, а можно и не спеша посетить по пути еще парочку интересных мест. Конечно, не стоит на таком пути пропускать городок Живерни — родную обитель художника Клода Моне, с творчеством которого мы очень близко познакомились в Этрета, Виль-сюр-Мер и других местах побережья Нормандии. К этой достопримечательности мы по рекомендации Екатерины (catys) добавили еще посещение дворцового комплекса Шан-де-Батай (Le Chateay du Champ de Bataille) — одного из замечательных примеров классического французского стиля. Он будет первым на нашем пути из Довиль в Париж (на 95-м км). А вторым — дом-музей Клода Моне в Живерни (на 160-м км). Ну, а от него и до Парижа, как говорится — уже «рукой подать» — еще каких-то 90 км.

КАрта маршрута Довиль - Шан-де-Батай - Живерни - а/п CDG Париж

Дворцовый комплекс Шан-де-Батай (Le Château du Champ de Bataille)

Дворцовый комплекс Шан -де-Батай — это очень впечатляющий архитектурный шедевр и замечательный пример классического французского стиля. Здание воссоздано и хорошо отреставрировано в стиле XVII века. Великолепные здания с их замечательными интерьерами, стоящие в окружении красивых садов, делают его одним из наиболее впечатляющих дворцов во Франции.

Своим созданием он обязан графу Александру де Креки, который в 1651 году заложил в него первый камень. Но попал он в эти места волею случая, когда принимал участие в борьбе парламентской Фронды против королевской власти и ее абсолютизма. После нескольких месяцев боев и подавления этого восстания, граф Креки избежал смертной казни и был приговорен к ссылке на эти земли. И, смирясь с такой судьбой и не видя другого выбора, он решает построить дворец, который будет напоминать ему о великолепии королевского двора и позволит продемонстрировать здесь свою власть. Так родился Замок Шан-де-Батай!

Дворцовый комплекс Шан-де-Батай. Фотография из Интернета

Для осуществления своей мечты, Александр де Креки обратился к великому архитектору своего времени Луи ле Вау. В результате, классический стиль с его идеальными линиями, игрой цветов и объемов сделали этот дворцовый комплекс уникальным. Как видно из верхней фотографии, дворец имеет в проекции прямоугольную форму и состоит из двух параллельных широких корпусов. С наружной стороны они связаны длинной крытой галереей, увенчанной балюстрадой.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Построенный в начале XVII века, этот дворцовый комплекс претерпел ряд реконструкций и изменений под руководством различных в последующем его владельцев и архитекторов XVII–XIX веков. За всю свою долгую историю замок Шан-де-Батай прошел через разные этапы владения и переустройства, включая периоды, когда он находился в состоянии запустения. В XIX веке он был приобретен и отреставрирован архитектором Александром-Франсуа Бернэром. Ну, а последним хозяином, который держит все сейчас в своих руках, является Жак Гарсия, который в 1992 году купил, восстановил и сделал его доступным для нас, туристов — любителей истории и красоты.

Интерьер дворца почти не сохранился, в основном здесь собраны вещи, которые нынешний владелец покупал на антикварных рынках в течение последних 30 лет. Для посещения открыты тоже не все комнаты замка — среди доступных публике: кухня и подсобные помещения, зал фарфора, где собрана коллекция китайского и японского фарфора XVII и XVIII веков, салон Людовика XV, большая столовая, парадная спальня, общая гостиная, вестибюль почета и караульное помещение.

Жак Гарсиа всегда собирал мебель и предметы с революционных распродаж: гостиную мадам де Помпадур, ширму Марии-Антуанетты. Эта частная коллекция обладает исключительными предметами, которые могли бы находиться и в Лувре или Версале.

Внутренние помещения дворца Шан-де-Батай предлагают уникальную возможность окунуться в роскошь и аристократическую жизнь XVII–XIX веков. И хоть не все помещения дворца были доступны для обозрения, но, даже то, что мы увидели, свидельствует о роскошной жизни, в которой обитали все его бывшие хозяева. Центральный павильон каждого крыла украшен треугольным фронтоном с воинскими трофеями, а со стороны сада фасад украшает серия бюстов римских императоров.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Нижняя галерея представляет собой большую коллекцию, составленную из чучел самых разных животных, собранных со всех континентов нашей Земли. Наверняка кто-то из бывших хозяев этого дворца очень увлекался этим.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж
Впечатляют помещения кухни и ее оборудование. Никого не оставляет равнодушным большой винный погреб, заставленный коллекцией вин. Жаль — не было дегустации…
Столовая для обслуживающего персонала
Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж
Ну и, конечно, у всех вызывают восхищение и помещения для проведения досуга, обедов-ужинов и отдыха после них.
Столовая для господ-хозяев
Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж
Во всех комнатах и галереях выставлено множество скульптур — вероятно, бывших хозяев, продолжавших достойно служить Франции.
Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж
Но, помимо красот самого дворца, это место также известно и как один из шедевров садово-паркового искусства Франции. Площадь его садов составляет более 100 гектаров и этот удивительный ландшафт был создан великим французским садовником Андре Ле Нотром в конце XVII века.
Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Сады разнообразны и представляют собой сочетание французских и английских стилей, что придает им уникальность и красоту. Здесь можно найти террасы, бесконечные газоны с цветами, живописные аллеи, водоемы, фонтаны, искусственные озера, лабиринты и даже укромные уголки, где можно насладиться уединением и спокойствием.

Очень много оригинально подстриженных кустов. Вот, например, Сфинкс! Их — целая длинная аллея, выращенных вдоль текущего каскадами потока воды.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Есть и фруктовый сад, в котором сейчас — в конце августа полно поспевших яблок из серии: «Бери — не хочу!»

Насладившись красотами этого места, возвращаемся к стоянке машин и выруливаем к нашей следующей культурно-исторической локации — Дому-музею Клода Моне — основоположнику нового течения в художественном искусстве — Импрессионизма. Он находится в 65 км отсюда на пути в Париж в городке Живерни. Вперед!

Городок Живерни. В гостях у Клода Моне

Через час неспешной езды приехали в городок Живерни и навигатор без ошибки привел нас к дому-музею Клода Моне. Но, увы — стоянки для машин были на полянке примерно в километре от его дома. Ничего не поделаешь — нарушать ПДД — себе будет дороже! Оставив машину на стоянке, прошлись по уютным улочкам этого пригорода Живерни. И вот, наконец, мы впереди видим очередь и нашу цель — Музей Клода Моне! Но это еще не сам дом-музей, а его пристройка, в которой размещены вход, касса и магазин сувениров с копиями картин Клода Моне. А сам дом-музей виден вдали — там, где заканчивается очередь.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Дом Клода Моне в Живерни — такое же произведение художника, как и его картины. С травой, прудами, цветами. На этой схеме мы отчетливо видим весь его план, включающий в себя как сам дом, так и вспомогательные помещения, сады и знаменитые на весь мир, пруды с кувшинками.

Внешне дом кажется непрезентабельным. И, действительно, когда-то это было общежитие для рабочих и ферма по выращиванию яблок и изговлению из них слабоалкогольного напитка — сидра. Поначалу, взяв это место в аренду, через семь лет, в 1890 году он выкупил его полностью и, сделав перепланировку, достроил по бокам это здание.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Купив билеты (Eu 8,50), все попадают в большой зал шоп-центра, в котором можно купить и чашечку кофе, и выбрать понравившиеся картины маэстро. Их здесь сотни. И — все в хорошем качестве.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Чтобы попасть в сам дом-музей, нужно пройти по приусадебной территории, на которой сразу узнаются мотивы произведений великого художника.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Имея большую семью от двух жен, он позаботился о том, чтобы каждый из ее членов имел свою комнату.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Его личная спальня имела отдельный выход на нижний этаж прямо к своей мастерской. Понятия «ночь только для сна» — для него не существовало.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Для всех комнат Клод выбирал свои цвета. Так, для столовой это был ярко-желтый. И там всегда было светло и празднично и, казалось, что там никогда не заходит солнце и всегда было тепло. Зато для кухни им были выбраны холодные оттенки плитки с голубым рисунком. И только медная посуда давала эдакий приятный теплый контраст этой кухне.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Ну и, конечно, кругом — на всех стенах висели картины Моне, многие из которых стали шедеврами еще при его жизни. Все они — копии, но — в реальных размерах. Оригиналы все давно распроданы художником или его потомками, находятся в государственных или частных коллекциях и стоят баснословных денег.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

А вот и знаменитый пейзаж скальных береговых образований из городка Этрета. Это не только шедевр Природы, но и шедевр живописи. Кстати, именно в тех местах и появился такой термин для обозначения этого вида искусства — Импрессионизм — «Впечатление» ….

Особую прелесть и восхищение этой усадьбой у всех вызывают ее садовые композиции. Как и в интерьерах, Моне и в садовом деле был по-своему гениален. Он сажал вперемежку плодовые и декоративные деревья, садовые и полевые цветы. Он заботился по-настоящему лишь о том, чтобы они были яркими и сменялись круглый год — ведь это была его «натура»!

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Сам, конечно, он копал лопатой мало — всю эту работу выполняла команда из шести садовников, которые за несколько лет превратили скромный фермерский участок в место, достойное хорошего ботанического сада.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Облагородив придомовую территорию, Клод прикупил довольно большой участок за проходившей внизу железнодорожной веткой (сейчас ее нет). Там была болотистая местность и перекрыв пару ручьев, он организовал озеро, через которое были перекинуты несколько мостиков в японском стиле.

Вдали виден японский мостик

По берегам были высажены влаголюбивые растения и деревья — бамбук, ивы. А само озеро буйным цветом заполонили знаменитые кувшинки.

Вокруг Нормандии. Творческие встречи на пути в Париж

Клод Моне, проведя в Живерни свои последние сорок три года, стал знаменитой и богатой творческой личностью. Он сделал все, что нужно сделать настоящему мужчине — достроил дом, вырастил нескольких детей, посадил сначала один сад, потом второй, похоронил первую жену, потом вторую, а потом и сам, достигнув 86 лет, упокоился рядом с ними на местном кладбище.

И самые главные впечатления, которые остались о Клоде Моне — это не только его картины, многие из которых находятся в парижских музеях Орсе и Мармоттан-Монеэтот, но и этот дом-музей, который мы только что посетили и который, не сомневаюсь, оставляет у всех только самые лучшие и самые теплые воспоминания…