Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 13:02

Тула — Россия Январь 2023

Существует мнение, что религиозные сооружения являются одними из самых впечатляющих, созданных человечеством. До появления современных небоскрёбов религиозные постройки как правило были самыми крупными и выдающимися из всех строений. Несмотря на то, что стиль храмовой архитектуры менялся со временем, выражая общие тенденции в архитектуре, тем не менее, он был и остаётся неповторимым и существенно отличается от всех стилей построек всех других сооружений.

Храмами, соборами невозможно не любоваться, в какой бы период времени они не были бы возведены. И если сравнивать религиозные постройки, возведенные в один временной период, можно увидеть схожесть в отдельных деталях, но вряд ли удастся найти два совершенно одинаковых сооружения.

Храмовая архитектура Тулы

На тульскую храмовую архитектуру оказало большое влияние зодчество более крупных городов — Санкт-Петербурга и Москвы.

Мне всегда нравилась храмовая архитектура, я любуюсь ее уникальностью, неповторимостью и красотой. В этом материале я собрала религиозные сооружения Тулы, которые удалось увидеть. А так как во второй половине посещения этого города мороз загонял в любое теплое местечко, то и подборка у меня получилась не маленькая.

И начну я, что вполне естественно, с самого древнего (старого — язык не поворачивается сказать!) храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, находящегося на улице данной по его наименованию — Благовещенская, 4. Первая церковь, конечно же деревянная, была упомянута в писцовой книге в 1625-м году. В 1692-м году было возведено каменное здание Благовещенской церкви — типичного примера небольшого пятиглавого храма «московского» типа. В 1785-м году при Благовещенской церкви была открыта богодельня, в 1891-м году — церковно-приходская школа.

Храмовая архитектура Тулы

В 1922 году улицу Благовещенскую переименовали в Советский переулок. В 1932-м году храм был закрыт и в нем открыли склад бакалейных товаров. В 1945 году здание Благовещенской церкви в качестве памятника истории и культуры было поставлено на госохрану. Реставрация была проведена в первой половине 1970-х годов

В 1990 году Благовещенская церковь была возвращена верующим, а в 1995 и улице вернули ее историческое название. В данный момент колокольня церкви находится в строительных «лесах».

Храмовая архитектура Тулы

Недалеко от Благовещенской церкви, по адресу Черниковский переулок пер, 2, а находится Покровская церковь, существовавшая на этом месте еще в 1567-м году. В 1684-м году трёхшатровая церковь подверглась фундаментальной перестройке, после которой от прежнего здания ничего не осталось.

Новый, каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1790 году. Все иконы в иконостасе были написаны самым известным тульским иконописцем того времени купцом Григорием Белоусовым. Это имя ниже я упомяну еще не раз.

Храмовая архитектура Тулы

Пламя, случившегося летом 1834-го года пожара, коснулось и Покровской церкви. Но усердием прихожан на добровольные пожертвования храм вскоре был полностью восстановлен. В 1896 году при Покровской церкви открылась церковно-приходская школа. Во время Первой Мировой войны в 1914 году при церкви был открыт лазарет для раненых воинов — первый церковный лазарет в Туле.

В 1933 году Покровская церковь была закрыта и в ней размещались разнообразные заведения. С 2000 года храм долгое время пустовал, а в 2009 году был передан Тульской епархии. После проведенной масштабной реставрации храм так и сияет снаружи, да и внутри тоже. Росписи по стенам выполняли художники из Узловой, Москвы, Твери, прекрасный иконостас был сделан в Новомосковске.

При храме находится Никитская часовня — самая древняя часовня в Туле, впервые упоминавшаяся в 1685 году. В 1748 году часовня сгорела, а в 1766-м построена новая, каменная. Те формы, что мы видим в настоящее время, часовня получила в момент перестройки в 1878 году по новому проекту, составленному губернским архитектором Бетюцким.

Храмовая архитектура Тулы

Теперь переместимся в Заречье и полюбуемся прекрасным образцом русского барокко — это Свято-Вознесенском храм, расположенный по адресу: Герцена, 12. Краснокирпичный храм мне очень понравился.

Первое упоминание о деревянном храме содержится в «Строенной книге Тульского посада» и относится к 1646 году. В то время прихожанами храма были кузнецы и слободские казенные крестьяне.

В 1712 году на средства купца Андрея Федорова Владимирова был построен каменный храм Вознесения Господня. Видимо новый храм был одноэтажный и не вмещал всех прихожан района, поэтому в 1754-м году они обратились с просьбой к епископу Коломенскому Гавриилу (Кременецкий) о постройке новой двухэтажной каменной церкви: верхнюю — во имя Вознесения Господня и нижнюю — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Храмовая архитектура Тулы

Нижняя церковь была построена по проекту заводского механика капитана Козьмы Семёнова Сокольникова в 1755-м году, в это же время была возведена и колокольня

Иконостас позлащён и украшен иконами, писаными уже упомянутым мною выше тульским купцом Григорием Ивановичем Белоусовым.

Храмовая архитектура Тулы

В 1780-м году к храму Вознесения Господня была приписана рота солдат при канцелярии. А с открытием в 1844-м году Александровского училища, здание которого, требующее ремонта я вам показывала в предыдущем материале, увеличился и приход.

С 1883 года при приходе существовала церковно-приходская школа. В 1929 году здание Вознесенской церкви было закрыто и служило складом, а колокольню за ненадобностью просто снесли.

В 1992-м году Свято-Вознесенский храм был открыт, но лишь в 2009 году возвращен Тульской епархии.

А теперь вновь перехожу через реку Упу и по улице Мосина направляюсь к белоснежному храму, еще ранее привлекшему меня своими голубыми куполами — церковь Флора и Лавра.

Храмовая архитектура Тулы

Первый деревянный храм на этом месте в древнейшей тульской слободе — Фроловской, был известен еще в начале 17 века. В 1710-м году был построен каменный храм, и в это же время в нем появился придел во имя иконы Божией Матери «Знамение». Согласно предания в 1771 году во время эпидемии чумы Боголюбская икона Божией Матери, ознаменовалась чудотворениями.

В 1772 году началось возведение нового храма, закончившееся в 1796 году и во всех актах церковь стала именоваться Боголюбской, но в народе и тогда и до нашего времени удержалось ее прежнее название — Флора и Лавра.

Церковь возведена с использованием двух архитектурных стилей — петербургского барокко и идущего ему на смену классицизма.

Интересно и необычно конструктивное решение церкви: ее внутреннее пространство не имеет несущих колонн, а вся нагрузка от высокой надстройки передана на открылки свода. Такое оригинальное решение говорит о смелости и большом инженерном мастерстве зодчего, предположительно, что это К.С Сокольников.

В 1830-м году возведена колокольня, а в 1834-м приобретен самый большой ее колокол весом в 519 пудов.

Храмовая архитектура Тулы

Святые мученики Флор и Лавр в России считаются покровителями коневодства, поэтому в день их памяти-18 августа к храму съезжался народ освящать коней. В 1894-м году при храме была открыта церковноприходская школа.

В наступившие годы борьбы с церковными сооружениями церковь Фрола и Лавра должны были снести, но ее спасло чудо: Главнаукой Народного комиссариата просвещения было дано заключение, что церковь является памятником архитектуры 18 века.

Храмовая архитектура Тулы

Чтобы хоть как-то использовать ее в нужных на тот момент целях, в 1930-м году храм был передан оружейному заводу, который разместил в нем заводскую столовую, затем — склады.

К началу 1970-х годов церковь находилась в жутко запущенном состоянии, окна выбиты, купол без кровли.

Храмовая архитектура Тулы

В середине 1970-х годов был проведен ремонт кровли, фундамента и фасадов.

Когда в 1990-м году храм Флора и Лавра был передан Тульской епархии, без слез на него нельзя было смотреть: уничтожены системы отопления и освещения, выломаны оконные рамы. В 1991 году церковь Флора и Лавра была поставлена на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения и с тех пор началось ее медленное восстановление, которое не закончено до наших дней. Я впервые видела такой контраст: шикарные фасады и удручающее состояние интерьеров, вернее полное их отсутствие.

Восстановлены они лишь в колокольне.

Храмовая архитектура Тулы

Израненные стены, потолки произвели неизгладимое впечатление, я не могла оторвать от них взгляда и лишь служащая, резко шикнувшая на меня из-за фотосьемки, привела в чувство и я медленно вышла на жгучий мороз под сияние ослепительных лучей зимнего солнца.

Медленно брела по заснеженной тропинке вдоль высоких сосен,

Храмовая архитектура Тулы

затем повернув на улицу Коминтерна, направилась к красно-кирпичной Свято-Ильинской церкви, ярко выделяющейся на снегу.

Как и многие храмы, впервые деревянная Ильинская церковь упоминается в писцовых книгах 1627–1628 годов. В 1760 году был построен каменный двухэтажный храм с элементами декора в стиле барокко. Первый этаж был отапливаемым и имел придел Святой Екатерины, а второй — холодным, с приделами Казанской иконы Божией Матери и Святых Бориса и Глеба. С 1884 по 1917 годы в приходе храма работало церковно-приходское училище. В конце 19 века внешний фасад храма был изменён и приобрёл черты русского стиля.

Храмовая архитектура Тулы

С 1924 по 1943 год Свят-Ильинский храм был кафедральным собором Тулы. Во время Великой Отечественной войны в храме разместили столярный цех, в конце 1980-х — швейную мастерскую, в начале 1990-х годов — Центральное конструкторское бюро. И лишь весной 2006 года храм наконец-то был возвращён верующим.

А теперь переместимся на территорию Тульского Кремля, где находятся два храма. Первый из них православный крестово-купольный великолепный Свято-Успенский собор,

Храмовая архитектура Тулы

изначально был построен деревянным в 1626 году и назывался Архангельским. За сто лет храм обветшал и в 1762-м году на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами» началось строительство нового каменного собора. Освященный в 1766-м году Успенский собор был неотапливаемым и богослужения в нём проводились в период от Пасхи до Покрова.

Имя автора проекта собора в стиле русского барокко неизвестно, а всеми работами занимались тульские мастера: возведением кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин, кузнецы Осип Журов отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали, купец Ларион Сорокин золотил главы собора.

Храмовая архитектура Тулы

Расписывали же Успенский собор с 1765 по 1766 годы под руководством Афанасия Андреевича Шустова 36 ярославских мастеров, работавших в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета.

В 1930 года Успенский собор был закрыт, в 1945 году собор был отнесен к памятникам союзного значения. Его реставрация началась в мае 1965 года, а в 1988 году московские художники под руководством В. Л. Лагутина приступили к реставрации стенописи Успенского собора.

Храмовая архитектура Тулы

Успенский собор прекрасно смотрится в вечерней подсветке, которая впервые была включена в 2005-м году.

В 2012–2015 годы была восстановлена разрушенная в 1937-м году 70-метровая колокольня.

После ее реконструкции на первом ярусе вновь был открыт храм, освященный в честь Дмитрия Донского.

Рядом находится Богоявленский собор,

Храмовая архитектура Тулы

возведенный на территории кремля в 1855–1862 годах по проекту архитектора тульского оружейного завода М. А. Михайлова в память воинов — туляков, погибших в Отечественную войну 1812 года.

История его строительства началась еще в 1817 году после посещения города императором Александром I, но лишь в 1854 году Николай I утвердил документы. Большая часть средств на строительство Богоявленского собора была собрана горожанами и к осени 1858 года он был почти готов.

В 1930-м году собор был закрыт, а в опустевшем здании сначала разместили склад, а затем клуб ДОСААФ. На тот момент, когда здание передали Тульскому оружейному заводу, оно уже много лет пустовало. Благодаря ремонту и реконструкции, проведенной Тульским оружейным заводом, медленно разрушающийся историко-архитектурный памятник был спасен. В 1960-х годах в бывшем соборе был размещен Тульский государственный музей оружия.

С 1972 по 1989 год проводилась еще одна реконструкция здания. В 2012 году большая часть экспозиции была перевезена в здание нового музея оружия в Заречье. В марте 2023 года в здании бывшего Богоявленского собора состоялось открытие выставочного и культурно-просветительского центра музея оружия.

Храмовая архитектура Тулы

Во время продолжительной прогулки Игорь завел нас на Всехсвятское кладбище, чтобы полюбоваться образцом русского классицизма, великолепным белоснежным православным Всехсвятским кафедральным собором. Но снегопад не дал этой возможности, снег кружился без остановки, залепляя собой буквально все. Удалось сделать буквально несколько кадров.

В 1776 году на этом месте была построена одноэтажная церковь, но вскоре началось строительство верхнего храма во имя Преображения Господня, который освятили лишь в 1825 году. С 1923 по 1944 год храм находился в ведении обновленческой (раскольническое движение в Русской православной церкви) Тульской епархии.

В 1960 году Всехсвятский собор и колокольня были поставлены на государственную охрану как памятники истории и культуры. Автором проекта колокольни, которая строилась с 1833 по 1863-й годы, был ученик знаменитого Карло Росси архитектор В. Ф. Федосеев. Колокольню украшают четыре фигуры ангелов. Я поймала в кадр одного.

Храмовая архитектура Тулы

Возвращаясь после все той же продолжительной прогулки по городу в компании Игоря, в сгустившихся сумерках мы набрели на Свято-Никольский храм, расположенный на улице Революции 6б.

Храмовая архитектура Тулы

Местность, в районе которой находится храм, в древности была болотистой, а вблизи протекала река Ржавец и первая церковь Николая Чудотворца, построенная в 17 веке на высохший местности, называлась Никола на Ржавце. В 1681 году, вместо ветхого храма была построена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи.

В 1750-м году в новом каменном храме, возведенном по проекту зодчего, спроектировавшего Успенский собор в тульском кремле, имя которого осталось неизвестным, были устроены два предела: во имя Рождества Иоанна Предтечи и во имя Николая Чудотворца.

Храмовая архитектура Тулы

Украшением интерьера новой церкви стал позолоченный главный иконостас, выполненный в стиле барокко. Были в храме иконы кисти знаменитого тульского иконописца Григория Белоусова. Одновременно со зданием церкви была построена колокольня.

Храм Рождества Богородицы на Ржавце был закрыт в конце 1930-х годов. В советское время в здании церкви находились склады и даже цех обувной фабрики. В 1991 году здание храма получило статус памятника истории и культуры регионального значения.

Тульской епархии собор был возвращен в 1991-м году, в 2004–2005 году храм был полностью расписан. За образец мастера взяли фрески XVI–XV веков работы Дионисия и Андрея Рублева.

Храмовая архитектура Тулы

В середине 1990-х годов при церкви начала работать воскресная школа, а также были созданы два церковных хора. При храме действует школа золотого шитья, а в 2007 году начала работать просфорня.

А теперь отправимся в главный собор Тулы — Успенский кафедральный собор, расположенный напротив кремля по адресу Менделеевская, 13.

Храмовая архитектура Тулы

С середины 17 века и вплоть до 1918-го года на этом месте размещался Успенский женский монастырь, а собор был главным монастырским храмом. История нынешнего храма, как обычно, начиналась с небольшой церкви, разобранной из-за ветхости в конце 18 века. Новая Успенская церковь со временем также пришла в негодность и в 1898 году была разобрана, а на ее месте воздвигнут новый двухэтажный краснокирпичный Успенский храм в псевдорусском стиле.

В 1909 году был художественно расписан и среди прочих росписей выполнены пять прекрасных сюжетов, гениальных творений В. М. Васнецова, являющихся точными копиями росписи в Киевском Владимирском соборе.

Храмовая архитектура Тулы

Среди богатой настенной живописи Успенского храма особенно выделяются своей самобытностью и яркостью красок орнаменты. Они представляют собой исключительную художественную ценность и не имеют аналогов. С приходом к власти большевиков монастырь был упразднен и собор в 1918 году закрыт. В 1930-х годах его пытались взорвать, но собор оказался очень прочным и выстоял. Тогда с него сбили купола и разместили филиал государственного архива, находящийся в соборе до 2005 года.

В 2006 году Успенский кафедральный собор г. Тулы торжественно передан общине верующих, а в 2012-м окончены реставрационные работы.

Храмовая архитектура Тулы

На территории бывшего монастыря с 17 века находится и Преображенская церковь. нынешний вид которой возведен в 1842-м году по проекту В. Ф. Федосеева.

Храмовая архитектура Тулы

Двухэтажный пятиглавый храм в честь Преображения Господня представляет собой яркий пример русского классицизма начала 19 века, фасады которого украшают колоннады из восьми дорических колонн.

В советские времена Преображенская церковь подверглась масштабной перестройке, колокольню разрушили. Позднее церковь была передана в распоряжение Тульского оружейного завода.

В конце 1993 года Преображенскую церковь передали Тульской православной классической гимназии. После реставрационных работ, проводимых с 2001 по 2007 год, при храме открылась воскресная школа и видеотека с православной тематикой, богослужения не проводятся.

Храмовая архитектура Тулы

Есть в Туле и католический храм Святых Апостолов Петра и Павла построенный из красного кирпича в неоготическом стиле.

После подавления польского восстания 1863-го года с территорий современных Польши, Литвы и Белоруссии в Тулу прибыло большое число ссыльных католического вероисповедания.

В мае 1893 года было получено разрешение на строительство католического храма, через год состоялась его закладка. Строительством руководил губернский архитектор Эварист Скавронский

После 1917 года численность прихожан резко сократилась, в 1932 году храм был закрыт. В разное время в здании размещались редакция газеты «Молодой коммунар» и криминалистическая лаборатория.

В 1993 году католическая община Тулы была возрождена, но лишь в марте 2004 года храм был официально безвозмездно передан приходу.

Еще об одном храме, называемом в народе Демидовской церковью — Николо-Зарецком, расположенном в зареченском районе Тулы я как-нибудь рассказажу отдельно. Храм был построен в 1730–1734-х годах по распоряжению сына Никиты Демидова — Акинфия Демидова, является усыпальницей Демидовых.

Храмовая архитектура Тулы

По архитектурной композиции и по своему декоративному убранству церковь относится к петербургскому барокко конца 17-начала 18 веков.

Храм является памятником истории и культуры федерального значения.