Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 11:34

Курск — Россия Январь 2023

Курск — один из древнейших русских городов, первое летописное упоминание о котором относится аж к 1032 году, где он описывается как крупный город с развитой торговлей.

Первым курским князем был Изяслав Владимирович, сын Владимира Мономаха. В средние века Курск — это столица Курского княжества, с конца 11 века-один из мощнейших форпостов на границе Киевской Руси.

В 1238 году город был полностью разрушен татаро-монголами, в 1285-м вновь до основания разорён ордой Ногая. В 1362-м году городом овладел литовский князь Ольгерд и до конца 15 века Курск входил в состав «Великого княжества Литовского, Русского, Жамойтского». Я о таком даже не слышала.

С 1508-м году этот пограничный город, наконец-то вошедший в состав Московского государства, становится важным оборонительным пунктом Руси, защищая путь врагам с юга.

Спустя почти столетие, в 1586-м году Курск был заново отстроен на другом месте на двух холмах, по правому берегу реки Тускори, в месте ее слияния с речушкой Кур — отсюда и один из вариантов названия города. Была возведена мощная крепость, которая в последующие нападения захватчиков: польско-литовских отрядов, крымских татар и ногайцев выстояла и ни разу не была взята.

В 1797 году Курску присвоен статус губернского города. На протяжении столетий с этим городом связаны многие славные события истории России.

Курск- место кровопролитных боёв в годы Великой Отечественной войны, 27 апреля 2007 года ему было присвоено звание «Город воинской Славы».

Что я прежде знала о Курске? Конечно же про Курскую магнитную аномалию, самую сильную на земном шаре, про яблоки сорта Антоновка, про голосистых курских соловьев. Конечно же знала про знаменитую Курскую битву в годы Великой Отечественной войны. Про трагическую гибель подводной лодки с названием «Курск». Пожалуй, и все.

В преддверии продолжительных Новогодних каникул и как следствие дополнительных свободных дней, меня как обычно начинал накрывать логичный вопрос — куда? Как провести все эти дни, ниспосланные свыше, вопрос даже не стоял, он был более категоричен и конкретен — куда направить свои неугомонные стопы в этот раз? И как вы уже поняли — это была Тула. Как и почему возникло желание изучить именно этот русский город мне не ведомо, хотя лукавлю — ведь это город старинный, с богатой историей, наличием Кремля, а значит мне туда непременно надо. Предложила Оксане составить мне компанию, тем более наш дуэт уже проверен многолетней виртуальной дружбой и совместным путешествием в Стамбул. Согласие мною было получено, но с условием — я просто обязана заехать и в Курск! Да кто бы сопротивлялся, я завсегда согласная побывать в новом городе, тем более предоставилась возможность наконец-то познакомится с замечательными родителями Оксаны!

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

Решено было сначала порадовать домашних своим присутствием за новогодним праздничным столом, а уж потом выдвигаться в путь. Особые хлопоты на дни поездки доставил прогноз погоды, решивший испытать нас на прочность, бросая в прямом смысле этого слова из огня да в полымя: при + 13 градусах разогрев в Курске охладить, вернее даже подморозить в Туле при -22! Одно дело, когда ты находишься дома и в твоем распоряжении весь гардероб, но совсем другое, когда в наличии имеется лишь маленький чемоданчик. Но я была подготовлена к такому развитию сюжета, да и чемоданчик оказался волшебным, так что смогла достойно вынести все проказы погоды.

В Курск я поехала на поезде — каких-то 20 часов и на месте. Изначально железнодорожная станция города располагалась в 3-х километрах от Курска, в пригородной Ямской слободе, которая до 1934-го года так и называлась — «Ямская» . Это именно о ней вспоминает человек Рассеянный в стихотворении Маршака:

«Увидал большой вокзал,
Потянулся и сказал:

«Что за станция такая —
Дибуны или Ямская?»

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

Движение по Московско-Курской железной дороге было открыто 30 сентября 1866-го года, когда Император Александр II, возвращаясь из Крыма, специальным поездом отправился из Курска в Москву. В 1869 году была завершена постройка железнодорожного вокзала. Во время Великой Отечественной войны, в 1943-м году старое здание вокзала было разрушено немецкой авиацией.
В 1946 году началось масштабное восстановление и обновление инфраструктуры станции. Современный железнодорожный вокзал станции Курск, возведенный по проекту архитектора — Игоря Явейна был открыт 12 августа 1952 года.

Здание вокзала представляет собой памятник железнодорожникам — памятник героям Курской битвы.

И внутри вокзала оформление одного из залов также посвящено победе советских войск в Курской битве.

Сегодня я покажу маршрут одного дня по Курску, который прошла под руководством Оксаны и Юли, присоединившейся к нам чуть позднее.

Итак, однажды теплым январским днем где-то в центре европейской части России, двигаясь по улице Карла Маркса от ТЦ Европа

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

в направлении улицы Ленина мы и начали прогулку. Первое, что меня удивило, это ветер, настойчивый, порывистый, дерзкий и откуда он взялся? А оказалось, что Курск расположен вовсе и не на идеально горизонтальной поверхности, как я почему-то думала, а на равнине, расчлененной холмами, балками, оврагами, речными долинами. И центр города как раз находится на высоте холма, на продуваемой всеми ветрами местности.

На охваченном нами небольшом отрезке улицы Карла Маркса успела увидеть здание Курского педагогического колледжа, постройки 1939-го года и две Водонапорные башни в его дворе. Одна кирпичная, построенная в 1928-м году, вторая возведена в 1874-м году.

На пересечении улиц встал вопрос — прямо пойдешь, на улицу Ленина попадешь, налево — ой, а что там за интересные старинные здания из красного кирпича просвечиваются сквозь не забитые листвой ветки?

Но прежде все наше внимание на себя перетянула Вузовская площадь и Курский государственный медицинский университет. Красивое четырехэтажное здание с удивительной историей. Заложено оно было в 1849 году трёхэтажным по проекту архитектора Г. А. Григорьева как тюрьма, арестантская рота расположилась в нем в феврале 1851 года.

После революции в здании сначала размещалась государственная исправительная тюрьма, а потом фабрично-заводское училище.

В середине 30-х годов для размещения в здании Курского медицинского института московскими архитекторами Л. М. Бульковштейном и Мельниковым был создан проект, учитывающий перестройку существующего здания и дополнение его новыми пристройками.

В 1938-м году огромное для довоенного Курска здание с большими закруглёнными фасадными углами, простирающееся по сторонам двух сходящихся клином улицам, было готово. 8 октября 1941 года более 300 сотрудников и студентов, часть оборудования, учебные пособия и другое имущество были эвакуированы в г.Алма-Ату. К занятиям в своем здании в Курске студенты смогли приступить лишь 1 сентября 1944 года.

На Вузовская площади, бывшей Десято-Пятницкой установлен памятник медицинским работникам, погибшим в Великой Отечественной войне и в битве на Курской дуге в 1943 г.оду. Сооружен по инициативе участника ВОВ, Заслуженного врача РСФСР Сараева Анатолия Фроловича.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

По улице Перекальского мы идем далее. До 15 марта 1943 года эта некогда мощёная булыжником улица называлась Ямская гора, весьма неудобная, крутая, она вела с холма вниз, к реке Тускарь. Спускаться — то ладно, а как подниматься, да если гололед? Переименована улица в память командира 322-й стрелковой дивизии, подполковника Степана Николаевича Перекальского, погибшего при освобождении Курска от немецких захватчиков 8 февраля 1943 года на территории Детского парка, расположенного напротив. Улица широкая с двухполосным движением, разделена трамвайным полотном.

На небольшой треугольной площади на пересечении улиц Ямской и Перекальского в 1975 году установлен памятник Комсомольцам — Курянам, авторы архитектор В. А. Рукавицын и скульптор Н. П. Криволапов.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

Мне совсем непривычно говорить, что жители города, это куряне.

Мы переходим улицу и останавливаемся у здания под № 5 — это бывшая Городская больница Гладковой. Городская инфекционная больница Семашко на 25 мест была построена на средства вдовы богатого курского купца Анны Ивановны Гладковой и открыта 14 марта 1904 года.

Купчиха 1 гильдии содержала больницу в течение первого года работы, а после смерти попечительницы городская управа присвоила больнице ее имя.

В объекте культурного наследия регионального значения и в настоящее время находится медицинское учреждение: Курский территориальный центр медицины катастроф.

Древний купеческий род Гладковых в первой половине 19 века попал в привилегированное сословие потомственных почётных граждан Курска. Гладковы вели оптовую торговлю в основном пушным товаром, имели собственное производство по пошиву одежды, торговые лавки в гостином, сапожном и овощном ряду на улице Ленина, бывшей Московской. Дома Гладковы строили себе соразмерно статусу: каменные двухэтажные особняки с торговыми лавками на первых этажах. Один из них я вам позднее покажу.

Мы тем временем двигаемся по переулку Блинова, бывшему Скорняцкому, внимание привлекло трехэтажное кирпичное здание бывшего женского епархиального училища, построенного в конце 1911 году по проекту архитекторов Н. М. Грушецкого и В. Г. Слесарева.

В 1954 году в нем разместили Курское Суворовское училище, которое в 1957-м году убыло в город Уссурийск, где и находится по настоящее время. А в этом здании размещается Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ.

К зданию одной стороной примыкает треугольный в плане Детский парк, устроенный на этом месте еще в 1913-м году. Парк сильно пострадал во время боёв в ВОВ и полное его восстановление завершилось лишь к 1953 году, после чего его стали называть Парком пионеров и школьников. В парке много скульптур пионерской тематики, аллеи, скамейки, думаю, в теплое время года в нем уютно и многолюдно.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

А мы спешим, вернее это я тороплюсь скорее подойти к еще одному красивому кирпичному зданию, привлекшему мое внимание, когда мы еще находилась рядом с медицинским университетом.

Здание в стиле модерн было возведено в 1913-м году специально для Народного дома. В 1925-м году в нем разместился клуб «Дом Ильича», в состав которого входили городской театр, библиотека, клуб и музей. С 1983 года после ремонта в этом здании, памятнике архитектуры федерального значения, разместилась Курская областная филармония.

В сквере перед филармонией в 2009 году был открыт памятник писателю-фронтовику Константину Дмитриевичу Воробьеву, человеку с удивительной судьбой.

Константин Дмитриевич в 1941-м году, в самом начале Великой Отечественной войны участвовал в боях под Москвой, в результате тяжелой контузии попал в плен. После побега в 1942 году оказался в Литве, в качестве командира партизанской группы состоящей из бывших военнопленных, продолжал сражаться с фашистами. После войны по всем известным причинам Воробьев не мог вернуться домой, демобилизовавшись в 1947-м он поселился в Вильнюсе. Прежде чем стать заведующим отделом литературы и искусства в газете «Советская Литва», сменил много профессий.

Интересно композиционное исполнение памятника, выполненное курским скульптором Владимиром Бартеньевым: ствол тополя лишенного коры. Именно такой тополь рос во дворе одного из концлагерей, через который пришлось пройти Константину Дмитриевичу. Пленных так морили голодом, что они съели практически всю кору с дерева.

Умер Воробьев после тяжёлой болезни 2 марта 1975 года в Вильнюсе. Через 20 лет прах писателя был перезахоронен на Офицерском кладбище в его родном Курске.

Теперь нам ничего не мешало вырулить на одну из старейших улиц города — улицу Ленина. Широкая, просторная, красивая и когда-то именно по ней проходил маршрут на Москву. После утверждения Екатериной II в. 1782-м году градостроительного плана Курска эта дорога была названа Большой Московской и стала центральной улицей города.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

В 1918 году в ознаменование первой годовщины революции улица была переименована в улицу Ленина. Наша прогулка началась с ее окончания, поэтому нумерация домов будет в обратном порядке — уменьшаться.

Оказавшись на перекрестке с улицей Челюскинцев по адресу Ленина, 83 невозможно удержаться от восторженного восклицания: на углу находится невероятно красивое старинное здание необычной архитектуры! Смешение стилей удивляет, здесь эклектика и модерн, элементы Русского стиля и даже восточные мотивы, но все вместе они смотрятся беспроигрышно.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

В 1912 году для проектирования здания Курского отделения Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков был приглашен гражданский инженер из Симбирска — Федор Осипович Ливчак.

По его рекомендации лепные работы на фасадах здания выполнил германский подданный, скульптор Лев Осипович Бенш, известный по отделке здания Дворянского собрания.

Майоликовые украшения были изготовлены в керамико-художественной гончарной мастерской «Абрамцево» фирмы Саввы Ивановича Мамонтова. Офисные помещения банковского здания былы рассчитаны на 150 служащих.

Рядом с основным двухэтажным зданием было построено жилое для квартир управляющего и низших служащих. При последующей реконструкции оба здания были соединены в одно.

В период первой мировой войны в здании банка разместили лазарет Красного Креста. После 1917 года в здании находились учреждения различных ведомств. Накануне Великой Отечественной войны размещался Курский областной комитет ВКП(б). В 1946 году здание было передано в аренду Курскому отделению Госбанка.

Ныне в этом здании размещается Главное Управление Банка России по Курской области.

По адресу Ленина, 57, на пересечении с улицей Мирной находится здание Государственного архива Курской области.

Архив ведёт свою историю от комиссии (коллегии) по архивному делу созданную в июне-сентябре 1918 года.  В 1984—1985 годах госархив получил вот это, новое здание. (На фото архив на заднем плане)

Следующее красивое двухэтажное здание по улице Ленина № 55, владельцами которого в 19 веке были купцы Денисовы, в 1863 году было нанято для размещения в нем общественного клуба. Клуб организовывался по примеру московского английского клуба и оставался доступным лишь небольшой кучке состоятельных людей города. В нем проводились званые вечера, балы, воскресные обеды, а семейные вечера сменялись веселыми маскарадами.

Но недолго веселились богачи — в 1873 году в доме была основана учительская школа, в 1890 году преобразованная в учительскую семинарию. В 1919 году учительская семинария была закрыта, затем в старинном здании много лет работала гидрометеорологическая обсерватория. В настоящее время в нем размещается Курская Епархия Русской Православной Церкви.

Курская Областная Научная Библиотека имени Н. Н. Асеева

А мы уже находимся на Театральной площади Курска, сосредоточению разнообразных объектов: здесь и ледовая площадка города- «Губернский каток»

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

и светомузыкальный горизонтальный фонтан, который, конечно же, не работал в январские, хоть и теплые дни.

Главный фасадом на площадь выходит Курский государственный драматический театр имени, Александра Сергеевича Пушкина.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

Основанный в 1792-м году Курский театр является одним из старейших в стране. Изначально здание театра находилось на месте нынешнего Концертного зала «Свиридовский» на улице Сонина. В 1927 году театр переместился в бывший Народный дом, помните, выше я вам его показывала и лишь в 1983-м году театр получает в свое ведение специально для него построенное вот это здание на Театральной площади.

С 1937 года театр носит имя Александра Сергеевича, а в 1999-м году, ко дню празднования 200-й годовщины со дня рождения поэта на площади установлен и памятник Пушкину на гранитном постаменте.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

Площадь большая, просторная, красивая и мы немного покружили по ней, в поисках красиво построенных композиционных кадров.

В объектив то и дело попадало огромное современное здание ТЦ Пушкинского и мы прошли далее мимо, любуясь им.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

За ТЦ высится гостиница «Курск», начавшая свою работу еще в уже далеком 1985 году.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

Мы проходим через небольшой уютный сквер

к памятнику пианисту, композитору Георгию Васильевичу Свиридову, который родился в 1915 году в городе Фатеж, Курской губернии.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

В 1924 году будущий музыкант с матерью переезжают в Курск, а в 1929 году он поступает в Курскую музыкальную школу. Затем продолжение обучения в Ленинграде: музыкальный техникум и Ленинградская консерватория, которую он заканчивает в 1941-м году. Одним из его преподавателей в консерватории был Шостакович и еще в период обучения в ней Свиридова принимают в Союз композиторов СССР. Сразу же после окончания обучения его направляют в военное училище, но из-за плохого зрения и слабого здоровья военная карьера у Георгия Васильевича не сложилась. Перед блокадой Свиридов уезжает в Новосибирск и возвращается в Ленинград уже после освобождения города в 1944 году. В 1956 году переезжает жить в Москву. Памятник знаменитому земляку в Курске был установлен в 2005 году, авторы скульпторы — Николай Криволапов и Игорь Минин.

Детская школа искусств №1 имени Г.В. Свиридова, одно из старейших учебных заведений России. Она является историческим преемником первых учебных заведений Курской губернии. Первая частная музыкальная школа была открыта в 1843 году.

Переходим на другую сторону улицы и меня сразу же привлекло не только красивое здание, которое с 1971-го года занимает Прокуратуры Курской области, но и памятные доски на фасаде, установленные в преддверии 300-летия прокуратуры России. Уже дома я изучила вопрос: прокуратура России была учреждена 12 января 1722 года и первым Генерал-прокурором Сената был назначен Павел Иванович Ягужинский.

Вторая памятная доскапосвящена Ивану Тихоновичу Камынину. 20 июля 1722 года по предложению Ягужинского он был назначен первым и единственным прокурором Курского надворного суда.

Но каково же было мое удивление, когда, разыскивая историю здания, я обнаружила, что это бывшая лютеранская церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, построенная в 1895 году на деньги евангелистическо-лютеранской общины, возникшей в Курске ещё в 1825 году.

После Октябрьской революции немецкая кирха, как ее называли местные жители, начала приходить в упадок, в 1924 году была закрыта, а в 1930 году здесь был открыт сначала радиоклуб, потом склад. Над невысокой башней, возвышающейся на здании в начале 80-х годов была возведена невысокая шатровая крыша из оцинкованного железа, напоминающая крышу старинной русской крепостной башни. Ее хорошо видно с противоположной стороны улицы, но запечатлеть позабыла.

За зданием прокуратуры во внутреннем дворике в 2003 году установлен бюст Героя Советского Союза Пантелеева Гавриила Фроловича, а за ним расположены четыре гранитные плиты с 76 именами других героев из числа прокурорских работников.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

Гавриил Фролович родился в Киргизии, учился в Грозненском пехотном училище, в Великую Отечественную войну участвовал в боях под Сталинградом, в Курской битве, в сентябре 1943 был сильно ранен, после продолжительного лечения на фронт уже не попал.

В 1944-м поступил в Московский Юридический институт, в 1958-м году переехал в Курск, с 1965-го года работал в областной прокуратуре. Вот какая богатая география у Пантелеева!

Пока я фотографировала памятник — подошла Юля и дальнейшую прогулку мы продолжили втроем.

Девочки посовещались, куда идти далее, мы свернули во внутренний дворик между Детской библиотекой и Домом книги и я залюбовалась отражением Воскресенско-Ильинского Храма на синих стеклах офисного здания.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

Здесь же во дворе оказался и памятник Курской антоновке созданный по проекту знаменитого скульптора Клыкова Вячеслава и открытый 19 августа 2008 года.

Символ Курской области изготовлен из медного листа методом выколотки. Двухметровое полое яблоко весит 150 килограмм, ее диаметр полтора метра.

Теперь можно развернуться и к Воскресенско-Ильинскому Храму.

В 1619-м году на этом месте был деревянный храм, среди прихожан которого был и юный Прохор Мошнин — будущий преподобный Серафим Саровский. Здесь в 1760 году отпевали его отца, а в 1788 году Ильинский храм стал главным храмом города.
В 1833 году из Белгорода в Курск была переведена архиерейской кафедра, кафедральным собором стала Сергиевская церковь, а Ильинский храм — вторым по значимости приходом. В 1910 году они члены купеческой семьи Гладковых (о них я писала выше) на свои средства капитально отремонтировали Ильинскую церковь.

После революции храм лишился многого из того, чем обладал прежде – собственного дома, 400 томов церковной библиотеки, метрических книг, хранившихся с 1774 года. После его закрытия в 1926 году здесь на долгие годы разместился губархив. Во время войны здание серьезно не пострадало- значительный урон его архитектуре был нанесен позже.

В январе 1995 года Воскресенско-Ильинский храм был наконец-то возвращен Курской епархии.

Далее девочки решили не возвращаться на шумную улицу Ленина, а через дворы направились на улицу Горького, бывшую Сергиевскую. До революции здесь проживало много зажиточных горожан и купцов и улица застраивалась небольшими домами. В начале улицы шумели базары, на ней находились трактиры, гостиницы, был театр и размещалась редакция газеты «Курский листок». Около некоторых домов я увидела информационные таблички, рассказывающие об истории того или иного здания.

Красивым ярким пятном на фоне, наконец-то раскрывшего свои объятия голубого неба, красовалось здание Пожарной Части № 4, в котором размещается 1 Отряд ФПС по Курской области.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

На противоположной стороне у здания Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Курской области установлен еще один арт-объект «Курский Соловей».

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

За фото спасибо Юле, я же тем временем все свое внимание уделила Сергиево-Казанскому Кафедральному собору. Солнце светило прямо в объектив камеры, но кое-что удалось все же сфотографировать, покажу отдельно.

Развернувшись назад, мы дошли до пересечения с улицей Серафима Саровского и я залюбовалась красивым пряничным особняком — домом Гладковых. Помните, выше, я говорила, что покажу один из нескольких домов этой состоятельной купеческой семьи.

Большой двухэтажный дом в стиле эклектики, с угловым кованым балконом и оригинальной детальной лепниной оконных наличников на фасадах, был построен для потомственного почетного гражданина, благотворителя Николая Васильевича Гладкова.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

С этим домом связаны имена двух известных женщин. В конце 19 века в доме работала кухаркой молодая Дежка Винникова, будущая знаменитая российская эстрадная певица Надежда Плевицкая.

В начале 20 века в доме проживала родственница Гладковых — Вера Мухина, ставшая в последующем всемирно известным скульптором. В этом доме юная Вера написала маслом портрет горничной Анюты — свой первый в жизни портрет.
В 1975 году в здании разместилось Курское медицинское училище, впоследствии переименованное в Курский базовый медицинский колледж. Колледж занимает это здание и в настоящее время. Особняк является памятником архитектуры местного значения.

В годы Первой мировой войны в здании размещался Курский городской военный госпиталь. После Октябрьской революции в здании сначала размещалось студенческое общежитие, потом общежитие для безработных и беспризорных матерей и их детей. В годы перед Великой Отечественной войной в доме была открыта детская больница.

Улица Серафима Саровского плавно спускалась вниз — мы не стали противиться и уже через пару-тройку шагов внимание привлекло большое угловое здание. Разглядывая его уставшие фасады, хотелось надеяться, что вялотекущий ремонт, результат которого был уже заметен на боковой фасаде вскоре непременно доберется и до красиво закругленного угла и фасада по улице Володарского. А здание оказалось ох каким знаменитым, приведу ниже его послужной список, внушающий уважение.

В 1873-м году было образовано Курское реальное училище.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

В 1912-м году ему было присвоено имя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова.

Среднее учебное заведение просуществовало до 1918-го года.

В 1940-м году в здании размещалась организованная 4-я Курская специальная средняя школа Военно Воздушных Сил. С началом войны и до осени здесь размещались военные госпитали.

В 1955 году здание перешло профессионально-техническому училищу № 1, сейчас в нем размещается Курский Профессиональный Лицей № 1.

Курск — прогулка одного дня по городу с тысячелетней историей (начало)

Вот отреставрируют и будет выглядеть любо-дорого.

В этом месте на другой стороне улицы Володарского выстроились неухоженные домики частного сектора, за ними шел резкий спуск, далеко внизу едва серебрилась река Тускарь и далее раскинулся, я бы сказала-нижний Курск.