Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 20:13

Тула — Россия Январь 2023

Тула один из тех провинциальных городов, в котором прекрасно сохранилась архитектура различных эпох: это бывшие купеческие особняки, административные и офисные здания, доходные дома, городские усадьбы. Я предпочитаю любоваться именно такой архитектурой и если бы стоял выбор между ею и современными изысками, то я без раздумья выбрала бы первую.

Для путешественника любой город начинается с пункта высадки, в нашем случае это был железнодорожный Московский вокзал.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

21 мая 1864 года российским императором Александром II был подписан Указ о строительстве средства государства Южной дороги от Москвы до Орла. В 1867 было построено первое деревянное здание вокзала и открыто движение от Тулы до Москвы. Но уже в 1868-м году было построено новое двухэтажное кирпичное здание вокзала, который назывался «Курским».

В 1913 году слева перпендикулярно к основному зданию было пристроено новое. В годы Великой Отечественной войны в здании вокзала располагался госпиталь. Современный вид этот нетиповой памятник послевоенного классицизма и уже носивший название «Московский», получил после реконструкции в 1953–1956 годах.

В момент приезда из Курска мы с Оксаной поспешили на троллейбус, чтобы как можно скорее добраться до отеля и избавиться от багажа. Прямо на платформе расположен мемориальный комплекс «Защитникам города-героя Тулы в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг." в который входит семиметровый монумент, посвященный воинам Великой Отечественной войны, прототип бронепоезда «Туляк»,

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

база бронепоездов с музейной экспозицией в смотровых вагонах (вагон-штаб, вагон-пекарня, вагон-клуб), образцы вооружения периода Второй мировой войны. Мемориал был открыт накануне празднования Дня Победы в 2015-м году.

Выразительный памятник «Тулякам-мастерам-оружейникам и солдатам Первой мировой войны», установленный Российским военно-историческим обществом, я рассмотрела в день своего отъезда.

Автором памятника является скульптор С. А. Щербаков и установлен он по инициативе железнодорожников.

До отъезда мне оставалось еще часа два и, подходя к вокзалу, думала, что как томительно долго будет длиться время. Но поймав свой чемоданчик на транспортной ленте досмотра, я выпрямилась и обомлела: центр зала украшала огромная клумба из горшечных цветов. Неожиданно было попасть с заснеженной морозной улицы в такой ярко-зеленый цветочный оазис!

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Настроение сразу же улучшилось, обойдя клумбу пару раз, в вокзальном скромном кафе я выпила кофе и отправилась в зал ожидания. По пути внимание привлекли детские рисунки на стене, а далее опять возглас удивления: зал, выкрашенный в салатный цвет, был также украшен многочисленными растениями. Я любитель домашних растений и сколько себя помню, всегда выращивала комнатные цветы, поэтому сразу же обратила внимание, на одинакового цвета горшки.

Как нельзя кстати подошла сотрудница вокзала в униформе, видя мой интерес их оранжереей, она с удовольствием рассказала, что цветами занимается сотрудница вокзала по своей личной инициативе. А я-то подумала, что на вокзале есть должность садовника, ведь сама прекрасно знаю, что содержать цветы в достойном состоянии, это совсем не просто: поливать, пересаживать, удобрять и прочее, прочее!

Но вернемся в город, в котором самой древней и известной постройкой начала 16 века и дошедшей до наших дней, является Тульский кремль. Фортификационное сооружение и в настоящее время выделяется своей особой красотой и статью

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

и именно с его строительства началась новая, архитектурная история города.

Согласно градостроительной реформе Екатерины II в. 1770-х годах, Тула, как и еще 416 городов из 497 существовавших на 1787 год, получила свой план застройки, по которому и начала перестраиваться, обретя целостный и интересный облик.

Именно с тех пор все главные улицы города лучами расходятся от его основной достопримечательности- кремля. К главной доминанте города они, что естественно и сходятся. В историческом центре было сформировано ядро города с присутственными местами и учреждениями, здесь разрешалось только каменное строительство от двух этажей и выше.

В те времена строили весьма добротно, по индивидуальным проектам и со вкусом. Ни время, ни оборона города в период Великой отечественной войны не нанесли многим зданиям, представляющим уникальную архитектуру, существенного вреда. Практически все они и в наше время так используются в качестве жилых и административных зданий в этом нам еще предстоит убедиться.

В небольшом сквере на улице Советской № 8 (бывшей Посольской) расположена скульптурная композиция «Исторический центр города Тулы», представляющая собой макет центральной части города образца 1913 года.

Центральные элементы композиции — Тульский кремль и Успенский собор с колокольней, высота которой в макете 27 сантиметров, так что это самое высокое здание макета. В основу макета легли старые карты города Тулы и книга «Тула на старой открытке», автор, скульптор Марина Логунова также консультировалась с краеведом Натальей Кириленко.  Скульптура отлита из бронзы, ее размер — 2,6 метра на 3,15 метра, а вес — около 1 тонны.
Центральные элементы композиции — Тульский кремль и Успенский собор с колокольней, высота которой в макете 27 сантиметров, так что это самое высокое здание макета. В основу макета легли старые карты города Тулы и книга «Тула на старой открытке», автор, скульптор Марина Логунова также консультировалась с краеведом Натальей Кириленко. Скульптура отлита из бронзы, ее размер — 2,6 метра на 3,15 метра, а вес — около 1 тонны.

Напротив, яркой, красно-зелёной расцветкой выделяется очень эффектное протяженное здание, украшенное башенками и резными наличниками — Новые торговые ряды.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Гостиные ряды были построены в 1895–1897 годах по заказу Городской Думы московским купцом Степановым. Необычно выполнены кровля, узор ее парапетной решетки и кованые завершения на угловых шпицах здания.

Если это Новые ряды, значит были и Старые? Да, на Крестовоздвиженской площади у Спасской башни кремля таковые существовали, но они не сохранились. В отличии от Старых рядов в Новых были более комфортные условия для обслуживания клиентов. Места для торговли арендовали богатейшие тульские купцы. В рядах находилось галантерейные и мануфактурных магазины, магазин готового платья и обуви, мебельный магазин, магазины обоев и красок. Успехом пользовалась лавка, где торговали как экзотическими фруктами, бананами и ананасами, так и различными солениями, и зеленью. В рядах также существовал магазин молочной торговли.

В 1923 году в здании бывших торговых рядов находился универмаг «Крестьянин».

Летом 2019 года, при ремонте фасада рядов, под слоем краски обнаружились рекламные надписи 100-летней давности:

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

В настоящее время здание Новых торговых рядов принадлежит Министерству обороны, и здесь находится целый ряд военных учреждений: военная прокуратура и военный суд, комендатура Тульского гарнизона.

А теперь пройдем по совсем недавно отреставрированным коротеньким улочкам-Благовещенской и Союзной,

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

начинающихся от Крестовоздвиженской площади.

На этих исторических улочках сохранены памятники культуры и архитектуры 18–19 веков и почти всем им дана возможность с пользой прожить вторую жизнь. Процесс реставрации продолжается, поэтому вскоре все дома будут иметь достойный вид и радовать им любителей старинной архитектуры.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Улица Благовещенская названа так по расположенной в самом ее начале церкви Благовещенья, возведенной в 1695-м году. Старейший православный храм Тулы является единственным архитектурным памятником 17 века.

Церковь является памятником истории и культуры федерального значения и подлежит государственной охране. В настоящее время храм находится на реставрации, но действующий, замороженная тульским морозом, я в нем отогревалась.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Кирпичная усадьба Киселевой и рядом стоящий флигель, построены в первой половине 19 века.

Напротив дом Д. К. Швецова (Ливенцова), постройки1 половины 18 века, сейчас в доме находится музейный Центр семейной истории.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Дом с мезонином, постройки 1-й половины 18 века, жилой дом Сидневых. Очень красивый дом, композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов рассчитано на восприятие здания с разных точек обзора.

Сейчас в доме располагается Управление министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области.

Союзная улица интересна тем, что во время ремонта дорожного полотна под слоем асфальта была обнаружена старинная дореволюционная булыжная мостовая.

Жилой дом с торговым 1-м этажом, постройки 19 века. Является памятником архитектуры регионального значения.

На улице Революции, 2, бывшей Воздвиженской обращает на себя внимание монументальное полукруглое здание бывшей городской Думы, объединяющее в себе два дореволюционных особняка. Со стороны Денисовского переулка в 1760-е годы была возведена усадьба бывшего тульского главы Ивана Васильевича Ливенцева. В 1889 году со стороны улицы Революции буквально на расстоянии трех метров от усадьбы был построен красивый особняк известного тульского рыбопромышленника Игнатия Козьмича Платонова. Тульский архитектор А. Г. Бочарников создал проект с использованием различных стилей: эклетичные архитектурные формы соседствовали с элементами неоклассицизма и средневековых восточных стилей.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

На первом этаже здания располагался рыбный магазин Платонова, а на втором размещалась городская Дума и Тульское офицерское собрание. В годы Первой мировой войны в доме находился военный госпиталь. После революции и национализации особняков в них размещались различные учреждения.

В 1930-х годах соседние особняки были соединены переходом, надстроен третий этаж и с 1937 года в объединенном здании разместили Дворец Пионеров. В настоящее время в здании находится Дворец детского и юношеского творчества.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Далее покажу лишь один памятник архитектуры регионального значения, расположенный на улице Менделеевской, названной в честь русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева в 1907 году.

Образец каменной эклектики, построенный в конце 19 века, в настоящее время занимает Музей гармони деда Филимона, открытый в 2018-м году.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

В основе экспозиции музея частная коллекция, насчитывающая более 150 экспонатов. Тула издавна славилась мастерами-умельцами, следовательно, не удивительно, что и гармонный промысел берет свое начало на Тульской земле, что подтверждает одно из старейших предприятий России — фабрики «Тульская гармонь».

Далее нам предстояло увлекательное и познавательное путешествие по одной из старейших улиц Тулы, проспекту Ленина, история которой закладывалась в далеком 17 веке. Улица начиналась от одного квартала, сейчас же ее длина целых семь километров. Как менялась протяженность, так же менялись и названия улицы, последнее переименование, сохранившееся до сегодняшнего дня, произошло в 1963 году.

Но прежде чем погрузиться в атмосферу старинной архитектуры, мы отправились подкрепиться в кафе-пекарню, расположенную на пересечении проспекта с улицей Советской.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Поедая вкусную выпечку и запивая ее вкусными кофе, я и не подозревала, в каком интересном здании с невероятно насыщенной историей мы трапезничали.

А дело началось в конце 18 века, когда владельцами дома являлись тульские мещане Михаил и Семен Никифоровичи Андреевы и Матвей Макарович Белобородов, внук Николая Ивановича Белобородова, изобретателя хроматической гармони (губной), дирижера, основателя первого в мире оркестра гармонистов. В последующие годы вплоть до революции хозяева менялись, но как это повелось, на втором этаже здания размещались жилые помещения, на первом же самые разнообразные торговые заведения. В середине 19 века здании размещалась контора дилижансов, в 1907 году — школа кройки и шитья. Но «прославило» здание питейное заведение братьев Иосифа и Виктора Васильевича Тимофеевских, размещенное в подвальном помещении, благодаря чему угловой дом в народе прозвали «пьяным углом».

Подкрепившись, выходим на улицу, где кружился и медленно падал на все окружающее и на нас в том числе, снежок. Температура в тот день была еще комфортная, мороз только готовился к своему холодному натиску на город.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Основная часть исторических домов, выходящих своими фасадами на центральную улицу города являются локальными элементами и занимают рядовое положение на визуальной красной линии проспекта Ленина. Многие из них отреставрированы и являются объектами культурного наследия. Да к тому же в разные годы по этой улице так же вот, как и мы в тот день, гуляли многие писатели и известные люди, такие как Гоголь, Лермонтов, Толстой, Белинский, Салтыков-Щедрин, Толстой и мы еще найдем подтверждение этому.

Итак, идем, но устраивать детальную инвентаризацию исторического фонда я не стремлюсь, а расскажу о некоторых зданиях, попавшись в объектив моей камеры.

Здание по адресу проспект Ленина № 21 — «Дом купца Платонова К.И." Особняк в стиле эклектики с элементами неоклассицизма построен в конце 19 — начале 20 века. В 1902 году сыновья купца Игната Платонова, известного далеко за пределами Тулы, Константин и Владимир открыли в нем торговый дом.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

В настоящее время в здании размещается торгово-офисный центр „Платонов“.

Красивое трёхэтажное строение по адресу проспект Ленина № 22 — это бывший дом тульского губернатора и мецената Николая Никитича Добрынина, построенный в 1897 году.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Роскошный особняк, выполненный в лучших традициях русского классицизма первой половины 19 века до настоящего времени сохранил свой исторический облик. В доме по пути в Крым дважды останавливался на ночлег император Александр II.

В начале 20 века в здании располагался Московский учетный банк и Тульская телеграфно-телефонная станция. В 1913–1917 годах в здании размещалось Тульское губернское жандармское управление.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Здание под № 25 — бывший дом аптекаря К. А. Крафта. Двухэтажный каменный дом был построен в конце 18 века и первым его владельцем был немец-аптекарь Константин Андреев Крафт.

В последующий период дом постоянно менял хозяев, но всегда ими оказывались немцы, и именно — аптекари: Федор Лейкер, Богдан Панке, Карл Гентцельт, Роман Бейер, Фердинанд Белявский. Последним домовладельцем был также немец, но в этот раз колбасный фабрикант Артур Лехельт. После 1917 года дом был национализирован.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

К 1985 году в бывшем доме Крафта обосновался магазин продуктов для детей. С 2014-го года в особняке находится Тульский историко-архитектурный музей — ТИАМ.

Следующий дом под № 27 во всех источниках фигурирует как Дом Касаткина-Ростовского (Аптека Белявского Ф.Г.) История такова: в конце 18 века на этом месте стоял трехэтажный дом князя Касаткина-Ростовского. В 30-60-е годы 19 века в этом здании, уже не принадлежащим княжеской семье находился зимний театр, который в 1867 году сгорел. На расчищенном пожарище в начале 80-х годов 19 века новый владелец, Фердинанд Белявский, возвел двухэтажное здание, куда и перенес свою аптеку из соседнего здания под № 25. „Старо-тульская аптека Белявского“

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

великолепием своего убранства и качеством обслуживания славилась по всей России и просуществовала в этом доме вплоть до 2011 года. В 2012 год здание было передано музею, а через два года на первом этаже была открыта постоянная экспозиция Старая тульская аптека, про которую Оксана уже рассказывала. В экспозиции кроме всевозможных аптечных предметов

отдана дань и двум фамилиям известных аптек: дому Крафта и дому Белявского.

На пересечении с улицей Каминского находится красивый дом тульского купца Абрама Исаака Зельмановича (Захаровича) Гольтвегера.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Трехэтажный дом с флигелем со стороны двора, построенный в 1913-м году, был на тот момент одним из самых больших доходных домов Тулы. На первом этаже здания находились торговые помещения, одно из которых- молочный магазин А. П. Девятого, сохранялся с дореволюционных времен до 1990-х годов. После 1917 года доходный дом был национализирован. В 2014-м году в здании проводился ремонт и его стены из красного кирпича покрасили в розовый цвет.

Вплотную к дому Гольтвегера примыкают флигель и главный усадебный дом купцов Федоровых, постройки конца 18 века.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

На фото хорошо виден подъем рельефа и следующее здание с колоннами — кинотеатр „Центральный“, построенный в 1951 году.

В свое время он был крупнейшим кинотеатром города, с двумя залами, оркестром, который играл на втором этаже перед вечерними сеансами. В начале 1990-х помещения кинотеатра сдавались в аренду частникам. В настоящее время здание пустует. Рядом со зданием небольшой Театральный сквер, где установлено сердечко „Я люблю Тулу“. За ним находится здание театра драмы имени Максима Горького, но мы не дошли.

Меж тем небо и не собиралось быть благоразумным, оно сыпало и сыпало снежок, который плавно оседал и на технику, и на наши лица. А архитектура вокруг радовала, правда фотографировать здания, расположенные рядом, было совершенно невозможно из-за их исполинского размера.

Проспект Ленина, №38 -  Тульское отделение Государственного банка России, дата постройки -1905 год. Автор архитектор С.М. Серебровский.
Проспект Ленина, №38 - Тульское отделение Государственного банка России, дата постройки -1905 год. Автор архитектор С.М. Серебровский.

В здании по адресу проспект Ленина 43 в середине 19 века размещалась казенная палата, в которой работал русский писатель и журналист Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Ныне в нем расположен один из филиалов Тульского колледжа строительства и отраслевых технологий и музей сатирика.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Далее по не четной стороне проспекта находится еще один сквер: Пушкинский и в нем поэту установлен самый старый памятник города. Пушкин никогда не был в Туле, но в 1899 году, в честь его 100-летия скульптором Р. Р. Бахом был отлит бронзовый бюст великого русского поэта.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Точная копия бюста находится в Киеве, хотя ее уже наверняка снесли.

Пушкинский сквер примыкает к бывшему училищу, памятнику архитектуры, возведенному в конце 18 века. Во время первой мировой и Великой Отечественной войн в нем размещался военный госпиталь. В настоящее время это лицей № 1. Перпендикулярно к проспекту Ленина проходит улица, также названная в честь поэта — Пушкинская.

Здание дворянского собрания, расположенное по адресу проспект Ленина, 44 и открытое в 1856-м году, долгие годы было одним из важнейших гражданских зданий Тулы и играло особую роль в культурной жизни города. (Кстати, отвекусь — на втором фото в слайде четко виден снегопад!)

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Несмотря на строгие внешние формы, внутри здание имеет роскошные интерьеры с литой чугунной лестницей и колонным залом с лепниной и старинными люстрами. Колонный зал обладает превосходной акустикой: здесь выступали Шаляпин, Утёсов и другие известные артисты и поэты. В настоящее время Дворянское собрание — вторая концертная площадка Тульской филармонии.

А собственно сама Тульская областная филармония имени И. А. Михайловского и первая, основная площадка находится тоже на проспекте Ленина, под № 51, т. е. практически, напротив.

Строительство велось в начале 20 века, использованы стили неоклассицизма и модерна, открыто было в 1912 году как Дворянский клуб.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

После революции в здании размещался Драматический театр. Филармония, появившаяся в Туле в 1937 году, переехала в это здание уже в 1970-х годах.

Я старалась показывать здания в хронологическом порядке придерживаясь нумерации, но из-за Филармонии перепрыгнула, но с удовольствием возвращаюсь назад и показываю здание, около которого кружила и кружила, не замечая, что Оксана и Игорь ушли далеко вперед.

Знакомьтесь — Дом-музей купца Ермолаева-Зверева, целый усадебный комплекс зданий, построенный в 1902–1906 годах в новом для того времени стиле — модерн.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Своей архитектурой дом резко отличается от всех близлежащих зданий, на нем нет традиционных лепных украшений, узорчатых наличников и порой кажется, что некоторые его детали вылеплены прямо руками.

За свою недолгую историю усадьба поменяла нескольких владельцев, но во всех документальных свидетельствах фигурирует именно как дом, принадлежащий тульскому купцу Степану Александровичу Ермолаеву-Звереву. С 1905-го года на первом этаже дома существовал его мануфактурный магазин в котором продавались лампы и фонари всемирно известной фирмы „Гольбах“. Здесь же находилось и представительство фирмы. Помещения второго этажа сдавались в наем как квартиры.

После Революции дом подвергся значительным переделкам. В 1980-е он был реставрирован и реконструирован. С 1991 года в здании находится Тульский областной центр по управлению памятниками истории и культуры. В 1994 году здесь открылся муниципальный музей „Тульские древности“, вошедший в 1997 году в состав музея-заповедника „Куликово поле“.

Хочу показать еще один интересный в архитектурном плане комплекс зданий — Казённые винные склады, построены в 1903 году по типовому проекту государственного винного склада. Я уже писала об аналогичном в Архангельске, только там, как изначально балом правит ликероводочное производство. В Туле же, после нескольких лет забвения, в 2012-м году огромное пространство было превращено в культурно-торгово-развлекательный центр Likerka Loft (»Ликерка Лофт»).

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Творческо-деловой квартал в самом центре Тулы, где можно комфортно работать, приятно покупать и, главное, очень интересно отдыхать всей семьей. Подробнее об этом месте обещала написать Оксана.

Уже вечером в этот же день мы, уставшие и буквально пропитанные историей города, шли по каким-то улочкам, и я сделала снимок роскошного особняка с колоннами на улице Ленина, 22. Оказалось, это дом одной из самых богатейших и влиятельных в Туле 19 века семьи Добрыниных. Роскошный особняк с белоснежными колоннами, прекрасный образец позднего русского классицизма был построен в 40-е годы 19 века.

Один из династии Добрыниных — Николай Никитич, купец 1-й гильдии, крупный предприниматель и видный благотворитель, потомственный почётный гражданин, в общей сложности четверть века занимал должность тульского городского головы.

После его смерти в 1900 году наследники продали усадьбу тульскому купеческому обществу для нужд открываемого в Туле коммерческого училища. В последующие годы уцелевший главный усадебный дом выполнял функции учебного заведения. А с 1974 года в нем размещается Институт повышения квалификации работников образования.

В здании размещается Музей истории развития образования в Тульской области, который могут посетить все желающие его по предварительной записи на сайте учреждения, при чем бесплатно.

В последний, жутко морозный день, лелея надежду на тепло, исходящее от лучиков яркого солнышка, я немного прошлась по улице Тургеневской. Привлек внимание 3-этажный каменный дом, в прошлом это была усадьба с флигелем семьи Щербининых, даты постройки и перестроек варьируются от 18 до 19 веков. Владельцев за все годы было несколько, во второй половине 19 века домом владел Николай Федорович Занфтлебен, открывший на территории усадьбы меднолитейный заводик, продукция которого использовалась для литья самоваров. В 1960-90-е годы здание было разделено на квартиры.

В 2000-х годах историческое здание подверглось серьезной, весьма некорректной реконструкции, ему добавили третий этаж. А совсем недавно в доме открыт пафосный отель «Тургеневъ».

Что-то я никак не укладываюсь в формат, а ведь планировала рассказать об удивительной архитектуре Тулы гораздо больше. Глядя на представленные мною объекты и их фотографии, можно сделать вывод, что с реставрацией исторических объектов в городе все обстоит прекрасно. Но нет, покажу один объект, который находится в Заречье, на набережной Дрейера № 14 в вопиющем состоянии и буквально кричит о помощи. Тем более, что это памятник архитектуры федерального значения и кажется не пустует.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

В 18 веке в Заречье, на этом чудесном месте, на самом берегу Упы стоял дворец Демидовых, но увы — сгорел. Сам или помогли, кто ж теперь узнает, а только в 1794-м году А. Р. Баташев, получив разрешение и чертежи на реконструкцию оставшихся построек, принялся за дело. Новый дом, протяженностью вдоль набережной на целых 50 метров, был готов к началу следующего столетия.

Но что удивительно, уже в 1804 году Баташев передает свой шикарный особняк Приказу общественного призрения, а тот в свою очередь отдал здание учрежденному в Туле в 1801 году Александровскому училищу для детей бедных дворян Тульской губернии. Вот так, что-то вроде благотворительности и меценатства. Здание затем хоть и перестраивалось, но до наших дней дошло почти в неизменном виде.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

А далее-то что? Ведь такая красота и находится недалеко от Музея Оружия!

Есть в Туле и совсем другая архитектура, есть и деревянное зодчество, да разве ж можно все увиденное запихать в один материал? Но все же еще, используя слайды, немножко покажу.

Между тем темнело, уже давно и снег прекратился, а мы все шли и шли за Игорем. Вдруг вокруг резко изменилась архитектура, по обе стороны улицы сплошь деревянные домики, словно мы оказались в деревне. На улице Гоголевской, 82 расположен Дом-музей Викентия Викентьевича Вересаева, открытый в 1992-м году.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

Зашли во двор и все, далее идти, тем более внутрь, я категорически отказалась — такое умиротворение царило в саду, все засыпано пушистым снегом, тропинки, освещенные фонарями у здания, исчезали в темноте за деревьями. А какой воздух — не передать!

Музей писателя, литературного критика и пушкиниста Вересаева располагается в усадьбе, принадлежавшей его родителям и является единственной сохранившейся городской усадьбой в Туле.

По улице Бундурина, № 21 увидели двухэтажный деревянный дом постройки конца 19 века.

Тула. Архитектурная мозаика разных эпох

В 1917 году владельцами дома и усадьбы были сёстры: Юлия Васильевна Кудрявцева, Мария Васильевна Варецкая и Ираида Васильевна Миловидова. Этот дом уникален по многим параметрам: в деревянном зодчестве Тулы является образцом дома-гиганта, где площадь внутренних помещений только второго этажа составляет 103 м², единственным строением города с подобным арочным решением входа и деревянными воротами, выполненными в одном стиле с домом.

Все, заканчиваю, спасибо всем, кого смогла увлечь.