Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была вчера 15:31
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Горно-Алтайск — Россия Август 2023
Словно сказка детская, озеро Телецкое
Облака молочные, быстрая река
С дальних гор Алтая, песня золотая
Птицей прилетает к нам издалека

Ничего не значит, то, что небо плачет.
Жеребенок скачет, падает в траву
А над ним кружится золотая птица
То ли это снится, то ли наяву
Анатолий Киреев

Отдыхая в Горно-Алтайске, мы вынашивали мечту о поездке на Телецкое озеро и рассчитывали приобрести однодневную экскурсию у местных туроператоров. Воплотить задумку в жизнь оказалось не так просто: в отеле нам ничего предложить не смогли, а турагентства или отвечали отказом, или вовсе не брали трубку. Свезло нам лишь в туристическо-информационном центре, где мы заполучили заветный номер телефона, по которому нас записали в мини-группу.

Утром следующего дня мы уселись в джип и выехали из города. Нам предстояло преодолеть около 200 км и постараться к обеду добраться до села Артыбаш (северный берег Телецкого озера). Водитель-алтаец всю дорогу жаловался на трудную жизнь, отсутствие нормальной работы и «убитые» трассы. Мы слушали, кивали головами, рассматривая проплывающие мимо пейзажи, деревеньки и всё остальное, за что цеплялся взгляд.

Республика Алтай. Телецкое озеро

С погодой, мягко говоря, не задалось: солнце исчезло за мрачными тучами, беспрестанно нудно накрапывал мелкий дождь. В итоге самое красивое озеро Алтая предстало перед нами не в лучшем своём настроении. Длинное и похожее на помутнённое зеркало, оно хмуро поблескивало бескрайней темной гладью, над которой зависли клочья густого серого тумана.

Республика Алтай. Телецкое озеро

Первые русские первопроходцы, оказавшиеся здесь 400 лет назад, назвали озеро Телесским в честь обитавших на его берегах телесов. Позже название претерпело изменения и стало звучать как Телецкое. А местные аборигены издревле называли свой огромный водоём «золотым озером» — Алтын-Кёль, и слагали о нём множество легенд, в которых неизменно фигурировали лежащие на дне самородки.

Республика Алтай. Телецкое озеро

Не очень большое по площади (223 км²), Телецкое озеро является вторым по глубине водоемом России после Байкала. Эхолотные промеры, выполненные в 1998 году, зафиксировали максимальную глубину озера в 323 метра.

Озеро состоит из двух частей: северной, вытянутой в широтном направлении и более длинной южной, вытянутой по меридиану. Обе части различны по рельефу дна, климатическим, ветроволновым и другим характеристикам. В противоположных концах озера в любое время года температура воздуха также неодинакова. В южной части она в среднем на 4–6 градусов теплее, чем в северной. Но на севере осадков выпадает в два раза больше, чем в южной зоне.

Республика Алтай. Телецкое озеро

В озеро впадает несколько десятков рек и речушек, а вытекает только одна Бия. Она несёт свои мощные воды до окраин Бийска, и, сливаясь с Катунью, образует реку Обь.

В силу своей удаленности и труднодоступности окрестная природа до сих пор не утратила девственную первозданность. В нетронутом виде в этих метах сохранились реликтовые леса, альпийские луга и таёжные кедровники. Богатство растительного мира обусловило огромное видовое разнообразие фауны. Здесь обитает 300 видов птиц (глухарь, тетерев, рябчик, кедровка, филин, белая и тундровая куропатка); около 70 видов млекопитающих (в том числе волк, медведь, марал, кабарга, рысь, росомаха, колонок). Вдали от людей, в высокогорьях хребта Корбу, живут краснокнижные снежные барсы (ирбисы).

Республика Алтай. Телецкое озеро

Почти всё правобережье озера входит в охранную зону старейшего в нашей стране Алтайского биосферного заповедника. Образованный еще в начале прошлого столетия, в 1932 году, он впоследствии упразднялся, воссоздавался вновь и расширял свои владения. Сегодня «Алтайский» входит в пятерку заповедников России с самым высоким биологическим разнообразием и является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Республика Алтай. Телецкое озеро

Вблизи озера расположено четыре населенных пункта: Артыбаш, Иогач, Яйлю и крошечный Беле, в сорока километрах от которого, на реке Еринат (Хакасия) живёт знаменитая старообрядческая отшельница Агафья Лыкова.

Самые доступные для туристов — Артыбаш и Иогач, расположенные друг напротив друга на разных берегах. В обоих посёлках есть турбазы, отели, кемпинги, кафе и магазины.

Республика Алтай. Телецкое озеро

На пристани наперебой предлагают трёхчасовую прогулку по акватории (3000 руб/с человека). Расписания нет, но катера и моторные лодки отходят от пирса каждые 30–40 минут.

Транспорт отличается между собой по форме и модификации, но по сути всё одинаково прозаично — кабина капитана и салон на 8–10 посадочных мест. В дождь натягивают тент. Жилеты есть, но в нашем случае обошлись без них, видимо посчитав, что если вдруг свалишься за борт, то в здешней ледяной воде непременно утонешь. Особенный дискомфорт доставил способ высадки, когда пришлось ползком пробираться по узкой опалубке и с кормы прыгать на землю.

Республика Алтай. Телецкое озеро

Катер пристаёт к берегу трижды — возле водопадов Эстюба, Чедор и Корбу. За проход к каждому из них берут сбор в размере 150 руб. Для удобства перемещения повсюду проложены деревянные настилы и мостики.

Республика Алтай. Телецкое озеро

Первый на нашем маршруте — водопад Эстюбэ (Эстюба, Истэбе, Устюбе), образованный хрустально-чистой рекой Большая Эстюбе.

Республика Алтай. Телецкое озеро

Зародившись у подножия одноимённой горы, река мчится по камням, а наткнувшись на скалы, вырывается из узкой расщелины и с грохотом летит вниз, поднимая облако брызг.

Республика Алтай. Телецкое озеро

Недалеко от водопада Эстюбэ растёт 350-летний кедр, исполняющий желания. Достаточно только обхватить ствол руками — и дело в шляпе!

Республика Алтай. Телецкое озеро

Ещё один водопад гремит и пенится в дебрях черневой тайги. Раньше сюда добирались лишь местные жители и любители походов. Восьмиметровый красавец носит разные имена: Чодор, Чоодор, Чудор, Чидор, Чеодор. В переводе с алтайского они означают: черемуховый, рябой, корявый, шалаш. Местные жители утверждают, что, если постоять под мощными струями воды, обязательно помолодеешь и станешь здоровым.

Республика Алтай. Телецкое озеро

На пути к водопаду есть несколько смотровых площадок с отличным видом на озеро. Вдали выступают задернутые дымкой очертания гор.

Республика Алтай. Телецкое озеро

На южной оконечности озера тянется километровой грядой хребет Алтын-Таган, увенчанный священной Золотой горой — Алтынту (или АлтынТуу). Среди алтайцев бытовало когда-то предание, что на вершине горы живёт демиург, верховное божество Ульген, создавший землю, небо, животных и первого человека. А для охотников гора была, поистине, «золотой»: так много водилось на ней соболей.

Республика Алтай. Телецкое озеро

Самый знаменитый и зрелищный из всех водопадов озера — Корбу. Своим появлением он обязан одноименной горной речке. На своем недлинном (чуть меньше 8 км.) пути она образует мелкие перекаты, а затем внезапно обрушивается с двенадцатиметровой высоты в ста метрах от берега. Белоснежный каскад выглядит как фата невесты и отлично контрастирует с отвесной темно-зеленой стеной, покрытой порослью мха. Глядя на этот водопад убеждаешься, что все восторги в его адрес абсолютно оправданы!

Республика Алтай. Телецкое озеро

Близлежащая территория целиком и полностью нацелена на туристов — работают сувенирные ларьки, кафешки и киоски, торгующие блинами, чебуреками и копченной рыбой.

Следующие два водопада — Киште и Аю-Кечпес — нам показали только издали.

Республика Алтай. Телецкое озеро

Киште, что в переводе означает «соболиный», прячется в глубине тесного ущелья и ниспадает с крутого утеса прямо в залив. Берег здесь довольно изрезан, а скалы нависают над водою вертикальными обрывами. В одном месте выступ обвалился таким образом, что миру явилась скульптура — каменная обезьяна.

Река Аю-Кечпес, прорезающая ущелье, и её водопад несутся в таких непроходимых местах, что полностью оправдывают свое название, означающее «медведь не пролезет». Узкое, но глубокое ущелье настолько заросло лесом, кустарником и гигантской травой, что преодолеть эту мрачную пропасть сложно даже зверю, не то что человеку.

Республика Алтай. Телецкое озеро

Серебристая и длинная лента водопада Аю-Кечпес состоит из непрерывной вереницы каскадов, шум которых слышен даже на далеком расстоянии.

Пребывая в движении и осмотрах мы не заметили, как пролетело время. Плывя по Телецкому озеру, как-то забываешь про дождь, ветер и все неудобства. Недаром говорят, что даже кратковременное пребывание в здешних местах заряжает позитивом и энергией на длительный срок!