Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была 28 апреля 15:31
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Алтай — Россия Август 2023

Мы с тобой уедем в горы,
К перевалам голубым
И к вершинам тем, с которых
Все несчастья — просто дым.
Визбор

Поездка на Алтай была из тех самых, о которых мечтают годами. Горный край постоянно звал, манил и притягивал к себе сильнее всякого магнита.

В синих просеках Алтая (ч.I)

Наконец звёзды на небе сошлись в нужном порядке, и в августе этого года, в сладком предвкушении новых впечатлений мы отправились к неведомым далям.

В синих просеках Алтая (ч.I)

Считается, что самый выгодный и удобный формат самостоятельного путешествия по Алтаю — на своем или арендованном авто. «Безлошадным» туристам предлагают окунуться в романтику походной жизни. Пришлось поломать голову над тем, как увидеть побольше красот без тургрупп, умения водить машину, ночёвок в палатках и марш-бросков. В итоге удалось посмотреть немного, но для первого знакомства — вполне достаточно. Тут уж как ни старайся, а за пару недель изучить всё вдоль и поперек не получится. Алтайский край — это огромный регион, охватывающий территорию сразу четырех государств (России, Казахстана, Монголии и Китая) и простирается с северо-запада на юго-восток более чем на 2000 км. Сюда можно приезжать снова и снова, и каждый раз будет чему удивляться.

Гостиница «Грин-парк Сосна» . В распоряжении гостей  просторные номера с  собственными ванной и кухней.
Гостиница «Грин-парк Сосна» . В распоряжении гостей просторные номера с собственными ванной и кухней.
Для новичков самая правильная стратегия — найти точку отсчёта и далее исследовать окрестности. Подыскивая место для жилья, мы остановили свой выбор на комфортабельной гостинице «Грин-парк Сосна», расположенной в районе туркомплекса Бирюзовая Катунь, чья транспортная логистика позволила легко добираться до различных локаций, используя автобусы, такси и собственные ноги.

В синих просеках Алтая (ч.I)

«Бирюзовая Катунь» — это особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Её формирование началось на левом берегу Катуни еще в 2001 году. В реализацию грандиозного проекта, предусматривающего создание горнолыжных трасс, канатной дороги, первоклассного гостиничного сервиса и другой инфраструктуры, власти вложили немало сил и средств, обеспечив объект дорогами, газом, электричеством и предоставив резидентам готовые участки для строительства. Все работы планируют закончить к 2027 году.

Сегодня общая площадь турзоны составляет 3326 га. Как грибы после дождя здесь растут турбазы, пансионаты, коттеджи и глэмпинги. Можно найти жилье на любой вкус и кошелек.

Центральная часть «Бирюзовой Катуни» выглядит весьма достойно и представляет собой ухоженный курортный городок с тенистыми аллеями, газонами и пышными клумбами. Гуляй себе, да дыши свежим воздухом, насквозь пропитанным терпким ароматом сосновой смолы.

В синих просеках Алтая (ч.I)
Площадь с торговыми рядами, предлагающими разнообразные сувениры и продукцию пчеловодства
В синих просеках Алтая (ч.I)

Особенно приятно бродить вдоль берега Катуни, глядя на стремительный поток. После обильных летних дождей вода окрасилась в матовый молочно-белый цвет. Только к середине осени Катунь обретёт прозрачность и насыщенный бирюзовый оттенок, благодаря которому она заслужила к своему имени приставку «бирюзовая».

В синих просеках Алтая (ч.I)

Извилистая и порожистая река славится своим переменчивым характером — она меняет свою расцветку, размер, пейзаж, но неизменно одно — Катунь всегда прекрасна.

Тонко чувствующий душу своего народа алтайский живописец Григорий Иванович Чорос-Гуркин так проникновенно писал о Катуни: «Как очарованный, стоишь под крылом волшебной природы и в восторге хочется крикнуть кому-то… Людям ли, живущим в далёких, пыльных, душных городах; рабам ли будничного шума, мелких забот, погрязшим в сутолоке повседневной жизни, или ещё кому-то: «Оставьте всё и хоть на крыльях вашей мысли перенеситесь в эту долину. Взгляните на девственную чистоту Алтая, на его красавицу, волшебную Катунь, этот символ вечной жизни, неустанного стремления вперёд… В её волне вы ощутите биение жизни и почувствуете, что дух Вселенной бодрствует в ней от создания мира. … Вот она, бурливая, страстная, переливается изумрудною струёй, плещет и играет цветами радуги. Вся она полна волшебной силы, вся — движение и жизнь…»

В синих просеках Алтая (ч.I)

Жаль только, что из-за быстрого течения, каменистого дна и низкой температуры воды купаться в реке крайне опасно.

Чтобы оборудовать место для купания, в самом сердце туркомплекса вырыли котлован, расстелили прочную пленку, склеенную по швейцарской технологии, насыпали песок и налили воды. Таким образом возникло искусственное озеро с прекрасно обустроенным песчаным пляжем и элементами аквапарка.

В синих просеках Алтая (ч.I)

Мы жили буквально в шаге от озера и первые два дня полностью посвятили себя «расслабухе», блаженствуя в шезлонгах и нежась на солнышке.

В синих просеках Алтая (ч.I)

На озере имеются навесы, раздевалки, пункты проката лодок, киоски с мороженым. Насчет выпить и закусить — нет никаких проблем. Рядом немало заведений: кафе, рестораны, таверны. Кормят дороговато и не сказать, чтобы обалденно вкусно. Но голодными не ходили. И даже не похудели.

Иногда готовили сами, так как наш номер располагал хорошо укомплектованной кухней. А необходимые продукты приобретали в супермакете «Лето».

В синих просеках Алтая (ч.I)

Рядом с магазином для любителей живописи построена двухэтажная галерея «Простор», в которой экспонируются картины современных алтайских художников. Очень хотела туда попасть, но по неизвестным причинам галерея была закрыта.

Однако искусство здесь царит не только в выставочных залах, но и под открытым небом.

Скульптура «Хан-Алтай»
Скульптура Бирюзовая Катунь.  установлена на въезде в особую экономическую зону. автор -  Дмитрий Трухин.
Скульптура "Бирюзовая Катунь". установлена на въезде в особую экономическую зону. автор - Дмитрий Трухин.
Арт-объекты Железный рокер и Железный человек
Арт-объекты "Железный рокер" и "Железный человек"

Особой популярностью пользуется площадка «Битлз-лэнд», где память о легендарной «ливерпульской четверке» запечатлена в трёх арт-объектах. Первый из них, мраморный памятник Джону Леннону, возвели в 2014 году и заложили традицию проводить ежегодный фестиваль битломанов — Because of The Beatles. Через два года на поляне появились знаменитые круглые очки Леннона и увеличенная копия сюрреалистической картины «Джон Леннон. Земляничные поляны».

В синих просеках Алтая (ч.I)

Картина и памятник Леннону принадлежит руке Владимира Войчишина. У этого известного художника и скульптора богатая творческая биография. Почти 10 лет он прожил за границей и побывал в четырех десятках стран — в Германии, Кении, Великобритании, Канаде, США, Голландии… В каждой зарабатывал на хлеб, впитывал культуру, перенимал опыт. В Африке освоил новый для себя материал — эбонит (черное дерево), в Нью-Йорке отливал шоколадные фигурки, в Канаде перенимал у этнических индейцев опыт работы с кедром.

Выставки Владимира Войчишина проходили в галерее современного искусства в Нью-Джерси (США), в частной галерее в Найроби (Кения), в музее антропологии в Ванкувере (Канада) и др. В 2008 году его драгоценную «Скрипку Ротшильда» (она сделана из серебра и чистого золота, украшена бриллиантами и изумрудами) приобрел в свою коллекцию Государственный Эрмитаж.

В синих просеках Алтая (ч.I)

В 2009 году (год Индии в России) Войчишиным был создан памятник Николаю Константиновичу Рериху, стремившимся на Алтай в надежде обрести Шамбалу — мистическую страну, населенную мудрецами с эзотерическими знаниями. Монумент установлен напротив Тавдинских пещер, на обрывистом скалистом берегу. Место выбрали как раз там, где в 1926 году проходил маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рериха. В дальнейшем, уже живя в Гималаях, художник написал об Алтае такие строки: «Везде, по всему краю хвалят Русский Алтай. И горы-то прекрасны, и недра-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны…»

Видовая площадка возле памятника Рериху

Владимир Войчишин вносит большой вклад в развитие Алтайского края как туристического региона. В настоящий момент он трудится над стилизованной аттракцией «Деревня хоббитов» со сказочным домиком Бильбо Бэггинса, небольшим птичником и шоколадной мастерской. Как и в книге Джона Толкиена, все строения почти незаметны и прячутся у подножия скалы. Любовно обустроенный уголок так и просится в объектив, но доступ туда возможен только по предварительной договоренности с владельцем.

В синих просеках Алтая (ч.I)

Но тут нас ожидал неожиданный и приятный сюрприз: по соседству с «хоббитанией» находится Музей хлебного вина с действующей винокурней. Неожиданный — потому что о его существовании ещё почти никто не подозревает. Музей только что открылся и похоже что мы были чуть ли не самыми первыми гостями.

В синих просеках Алтая (ч.I)

Сотрудник музея Роман не только любезно провел для нас краткий экскурс в историю сибирского винокурения, но и предложил попробовать теорию на практике, а точнее на дегустации.

В синих просеках Алтая (ч.I)

Все напитки делаются на основе хлебного вина. Дополнительный вкус и цвет придается с помощью ягод, цветов, фруктов, трав, меда, шишек, специй. Получаются бальзамы, настойки, наливки с запахом и вкусом соответствующего сырья. Нас угостили можжевеловкой, лимоновкой, рябиновкой, имбирной настойкой, медовухой… а что ещё пробоволи уже и не помню.

В синих просеках Алтая (ч.I)

Повысив жизненный тонус на сто ̶г̶р̶а̶д̶у̶с̶о̶в̶ процентов, мы бодро прошагали примерно два километра и дошли до парка-отеля «Подгорица». Здешний ландшафт обильно украшен деревянными скульптурами, выполненными резчиками из разных стран мира на прошедших в 2018 и 2022 годах фестивалях «Алтай. Притяжение».

«В яблочко». команда «АЗ» - Андрей Галимзянов и Алексей Ильин (Республика Удмуртия, Россия)

Цветы Алтая. Илья Польский (г. Москва, Россия). 2018.
"Цветы Алтая". Илья Польский (г. Москва, Россия). 2018.

Посреди леса раскинулось настоящее деревянное царство с животными, сказочными персонажами, героями мифов. Все без исключения фигуры — выразительны и лаконичны. Все со смыслом, с отсылкой к самобытной и уникальной культуре Алтая.

«Медведь» команда Урал-Сибирь - Андрей Барахвостов (Свердловская область, Россия) и Алексей Горбачев (Алтайский край, Россия)

Бубен Судьбы Команда ИИИлья Давыдов, Иван Степанцов (Новосибирская область, Россия). 2022.
"Бубен Судьбы" Команда "ИИ"Илья Давыдов, Иван Степанцов (Новосибирская область, Россия). 2022.

«Божественная связь» символизирует связь между природой и цивилизацией, между прошлым и будущим, между божественным и мирским миром.

Божественная связь Боян Груич (Республика Сербия).2022.
"Божественная связь" Боян Груич (Республика Сербия).2022.

Скульптора Виктора Яковлева посвящена печальной народной легенде о девушке по имени Италмас. Её возлюбленного околдовал водяной и забрал в свой подводный мир. Не выдержав разлуки, девушка тоже прыгнула в воду и погибла, но любовь осталась с ними.

Италмас-Цветок. Виктор Яковлев (Республика Удмуртия, Россия). 2022.
"Италмас-Цветок". Виктор Яковлев (Республика Удмуртия, Россия). 2022.

Своей оригинальностью и таинственностью привлекает внимание «Лесная дева», изготовленная из двух десятков бревен, сложенных в куб. «Я хочу впустить в нее свою жизнь и душу», — отметил мастер.

«Лесная дева» Найл Эндрю Маги (Ирландия). 2018.
Резчик из Зимбабве философски намекает, что «Все люди идут к своей мечте, и когда доходят до пика, многие падают»

«Взлеты и падения».  Шеперд Ндудзо (Зимбабве). 2018.
«Взлеты и падения». Шеперд Ндудзо (Зимбабве). 2018.

Произведение «А кошки остаются дома…" о тех, кто не боится сделать первый шаг и смело идет вперед, о тех, кто нам доверяет и конечно же о тех, кто ждет нас дома.

А кошки остаются дома… Владимир Филатов (Тульская область, Россия). 2018.
"А кошки остаются дома…" Владимир Филатов (Тульская область, Россия). 2018.

В основе композиции «Голос Алтая» лежит древняя легенда о появлении Алтая, когда глава светлых небесных духов демиург Ульгень пожелал создать на земле Золотой край. Призвал он Оленя, Сокола и Кедра и сказал: «Пойдете вы разными путями. Олень будет искать на земле, Сокол — в небе, а Кедр своими корнями — под землей. Там, где ваши пути пересекутся, и будет искомое… Встретились Олень, Сокол и Кедр в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Алтай.

Голос Алтая Александр Ивченко (г. Воронеж, Россия)
"Голос Алтая" Александр Ивченко (г. Воронеж, Россия)

«Катунь и Бия» отражает старинное предание, рассказывающее о тех временах, когда на Алтае не было больших рек и гор. Жил тогда на бескрайней равнине богатый хан Алтай, у которого самым главным сокровищем была дочь — красавица Катунь. Многие поклонники добивались ее руки, но все они были отвергнуты. Никто не знал, что девушка влюблена в молодого пастуха Бия. Но отец девушки был против их союза. Тогда влюбленные бежали, чтобы быть вместе. Разгневался хан и отправил в погоню трех батыров, но Катын и Бий превратились в реки и ушли от преследования, слившись в одну большую сибирскую реку Обь. Превратил тогда хан всех своих незадачливых слуг в валуны и камни, а сам окаменел от горя, став высокой горой Белухой.

В синих просеках Алтая (ч.I)

«Кочевые легенды Алтая» создавались на основе историй о принцессе с плато Укока, а конь символизирует прошлое кочевых народов, когда-то населявших просторы Алтая. При этом фигура коня походит на символ Барнаула.

Кочевые легенды Алтая. Команда Лев и Тигрица- Евгений Гоманов и Оксана Лоськова (г. Москва, Россия). 2022.
"Кочевые легенды Алтая". Команда "Лев и Тигрица"- Евгений Гоманов и Оксана Лоськова (г. Москва, Россия). 2022.

Приятно было узнать, что в конкурсе принимали участие наши земляки и на фестивале получили специальный приз «За полное соответствие и воплощения тематике фестиваля «Алтай. Притяжение».

Входная группа Подгорица. Команда «Скульптура ДВ» - Илья Тёкин и Данил Цой (г. Хабаровск, Россия). 2018.
Входная группа "Подгорица". Команда «Скульптура ДВ» - Илья Тёкин и Данил Цой (г. Хабаровск, Россия). 2018.

У входа в парк всех посетителей приветливо встречает работа Сергея Мозгового «Русо туристо». Автор посвятил её тем людям, которые не гонятся за славой и деньгами, а выбирают путь за туманом и мечтой. При этом Сергей отметил, что принципиально отказался усложнять образ: «Я был на разных фестивалях и замечал, что часто мастера выдумывают какие-то навороты, чтобы поразить жюри. Но я решил, что не буду гнаться за вычурностью, а буду делать то, что умею, к чему лежит душа».

«Руссо туристо». Сергей Мозговой (Алтайский край, Россия). 2018.

Вдохновленный строками Высоцкого «весь мир на ладони, я счастлив и нем», скульптор создал простого, веселого человека. Он стоит, широко раскинув руки, как бы обнимая все вокруг себя — высокие горы, бурную реку, синее небо. И всё у него для счастья есть — гитара, фотоаппарат, рюкзак и новые неизведанные дороги!