Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 18:42

Алтай, Акташ, Курай — Россия Сентябрь 2023

Алтай — большая мечта, столько лет жившая в моем сердце. Мечта выдержанная и долгожданная. Но как оказалось (что вполне ожидаемо) не только моя. Честно, уже не вспомню как зашел разговор, но в один прекрасный день наша любимая Мариша предложила составить компанию в тур на Алтай с проверенным Монголией гидом. Тур был туманным, условия проведения таинственны, но я была готова на все, лишь бы увидеть «9 чудес Алтая». Хотя девятью чудесами наше путешествие не ограничилось.

Поделившись планами на сентябрь 2023 года со своими подругами, с кем мы активно колесим по России несколько лет, разожгла в их сердцах желание увидеть прекрасный край тоже, так наш дуэт превратился в квартет. Еще в январе мы выкупили билеты S7 Москва-Новосибирск-Москва по акции и дальше ждали дня икс. Где-то за месяц до начала тура был создан чат нашей группы, и стали появляться детали маршрута и тура. Эти самые детали отпугнули нашу Настюшу, в результате чего у нее был индивидуальный тур по Новосибирску, Томску, Бердску. Ну, а мы морально готовились ко всем предстоящим трудностям.

Первое, что несколько настораживало — это многочисленная группа, по итогу нас было 27 человек, не считая гида и водителей. Честно признаюсь, думала, что такая большая компания будет напрягать, но группа оказалась очень дружной и за семь дней мы стали одной семьей, с кем расставались с сожалением и грустью. Надеюсь, не потеряемся в этом мире.

Пугал и список вещей, рекомендованных в поездку, начиная от налобного фонарика, перчаток, «поджопника», треккинговой обуви и заканчивая спальным мешком. Ведь мы хотели ограничиться ручной кладью, в S7 — это кэбин чемодан до 10 кг. В итоге мы с Наташей стали осваивать Wildberries с доставкой в Новосибирск. Утром воскресенья мы околачивали порог пункта выдачи и выкупали: хобу, удлинитель (так как достаточного количества розеток для зарядки гаджетов в домиках не ожидалось), резиновые тапочки, набор полотенец и т. д.

И да, очень волновал вопрос обуви, покупать треккинговые ботинки я была не готова ради одного раза, но все-таки нашла более-менее приемлемые цены. Ботинки прошли боевое крещение. Надеюсь еще пригодятся.

Настал день Х, в назначенное время московская и питерская команды прибыли на встречу с основной группой из Томска. Далее нам предстоял ночной переезд, который прошел вполне комфортно. Первая остановка, не считая технических, была в Сростках, где мы подкрепились кофе с булочками. Торговые лавочки только-только начали открываться, но все покупки мы отложили на обратный путь.

Наш сонный автобус пробудился.

Следом начались остановки, и мы стали погружаться в мир чудес Алтая.

От первой локации на перевале Чике-Таман начало захватывать дух, но наш гид Александр вовремя дух освободил из плена: «Это только начало, дальше будет круче, пощадите память смартфонов и фотоаппаратов»- сказал, как отрезал.

Сны об Алтае наяву. Обзор

К обеду нас ждала встреча с первой базой «Кордон Кур-Кечу» и знакомство с нашим уютным аилом. Ночевать нам предстояло впятером, обогреваться от печки…это немного пугало, все мысли стали гнать прочь. До вечера еще далеко. Поспешим на вкусный и плотный обед.

И здесь нас действительно плотно кормили, съесть все — просто нереально. Мы с Наташей выбрались из обеденного аила, присели снаружи и прихлебывали куриный супчик с видом на горы, пасущихся коров и не верили, что оказались тут.

После обеда нам предстоял первый поход, я честно думала, что погуляем немного вдоль реки Катунь, пофотографируемся, но поход обернулся в настоящий треккинговый маршрут с карабканьем по камням среди колючих кустов. В этот момент я вспомнила о перчатках, купленных специально, но «разумно» оставленных в аиле.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Зато, дойдя до конца козьей тропы, мы были вознаграждены потрясающими видами на долину реки Катунь.

Спуск обратно никто не отменял, здраво рассудив, что придется местами спускаться на попе, фотоаппарат убрала в рюкзак. После первого маршрута нетренированные мышцы почувствовали боль. «Что же будет завтра?!" пронеслось в голове, но вспомнив мудрую Скарлетт О’Хара «Подумаем об этом завтра», успокоилась.

До ужина у нас оставалось еще несколько часов, и мы решили отметить начало сложного пути и первое восхождение, устроив пикник прямо на берегу стремительной Катуни. Ммм, смотрю на фото и хочу вернуться в это мгновение.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Первая ночь прошла не без приключений, но об этом расскажу подробнее в следующий раз, оставим интригу.

Ранний подъем, завтрак и в путь. Нас ждут нескончаемые вздохи и ахи от увиденных панорам. Местность вдоль русла реки Катунь настолько живописная, что хочется постоянно останавливаться, что мы и делали. Не успели погрузиться в автобус, как объявлялась новая остановка, и новая буря эмоций накрывала.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Помимо эффектных смотровых площадок мы высаживались в местах, где были обнаружены древние захоронения — курганы, а также наскальные живописи — петроглифы, жертвенники. Все эти места окутаны тайнами и легендами, которые Александр нам рассказывал, но, увы, из моей памяти они в миг улетучились.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Не могли мы обойти вниманием ТОПовые смотровые площадки на маршруте:

— меандр реки Катунь — место, где река делает крутой поворот на 180 градусов и более;

Сны об Алтае наяву. Обзор

— место слияние рек Катуни и Чуи.

Следующая остановка подарила две новые локации на реке Чуя, но мне кажется их посещение надо поменять местами, так как, увидев порог Горизонт, порог Турбинный меркнет на его фоне. На фото ниже представлено фото порога Горизонт.

Сны об Алтае наяву. Обзор

О качестве федеральной автомобильной дороги Р256 «Чуйский тракт» можно судить по снятому видео через стекло автобуса — никакой тряски и подбрасываний. Великолепное ровное покрытие. Но так было не всегда, лишь в 2007 года дорога стала асфальтированной до границы с Монголией. Существующая до этого времени дорога была проложена титаническим трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых с помощью подручных средств: кирки, лома, лопаты.

В 2020 году вдоль дороги появился памятник в честь коренных народов Алтая, чья судьба тесно связана со строительством дороги «Жизни и Смерти». Вообще-то остановку мы хотели сделать короткой, посмотреть стоящий рядом памятник Кольке Снигиреву, но в поле моего зрения попал именно тот монумент, что на фото ниже.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Отпросившись у Александра и получив разрешение сгонять пулькой, я ринулась вверх, но за мной устремились и другие туристы. Поднявшись наверх, я заметила проскочившего в норку суслика, но так как за мной подтянулись остальные члены команды, надежда увидеть суслика разбилась вдрызг. Эх, а ведь заполучить его фото — это тоже моя давняя мечта с Приэльбрусья.

Следующим пунктом нашего маршрута был водопад Ширлак или Девичьи слезы. Путь к нему не составил особого труда, только нужно внимательно смотреть под ноги.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Кульминацией второго дня стала встреча с мечтой, которая и пробудила давний интерес к региону.

Это неповторимое Гейзерное озеро — must see Алтайского края. Доподлинно не известно его происхождение и возраст, по одной из версий образовалось оно после землетрясения. Открыли его сравнительно недавно, оно и неудивительно, спрятано озеро от посторонних глаз в лесах, окружено болотами и топями. Но не пугайтесь, по кочкам прыгать не нужно. Сейчас проложены хорошие дорожки, идти очень приятно и безопасно.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Вход на эко-тропу стал платным — 100 рублей, но за качество, считаю, нужно платить.

Вот так бирюзовая мечта выглядит в реальности. Однозначно — любовь с первого взгляда.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Наш насыщенный второй день на этом не закончился, небольшой переезд и мы вновь высыпались из автобуса для нового марш-броска по Курайской степи. И вновь предстояли спуски и подъемы — нагрузка на наши ножки, зато от вчерашней боли не осталось и следа.

Пройти предстояло примерно 2 километра в одну сторону, но подъем в горку достаточно затяжной. Какой перепад высот я так и не смогла выяснить на месте, но так как этот вопрос меня сильно интересовал, озадачилась изучением топографических карт. Оказывается от начальной точки маршрута до смотровых площадок перепад совсем небольшой 1608 — 1678 метров. А казалось высоко забирались.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Что странно, вернувшись домой, просматривая фотографии, я удивилась, почему в некоторых местах я так мало фотографировала, словно была околдована и очарована местностью, сейчас многое осталось лишь в памяти как прекрасный сон. Но и сложные участки остались без фото доказательств.

Дойдя до конечной точки маршрута, замерли в созерцании: внизу бархатные холмы Курайской степи, крутые петли реки Чуя, а на их охране стоят заснеженные горы Северо-Чуйского хребта и ледники Актру.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Вечером в свои радушные объятия нас приняла турбаза «Коч-Кор», нас ждала натопленная банька, вкусный ужин и невероятные краски заката.

На следующее утро нам предстояла ответственная миссия: высадка «юного» десанта на Марс. И если в галактике существует всего один Марс, то у нас на плане их как минимум два (по крайней мере на Алтае). Нашему отряду было предложено две опции: побывать сразу на двух Марсах или не спеша походить по Марсу-1.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Мы пошли по первому пути. Дорога в 3 километра до Марс-2 проложена вдоль устья реки Аргайры (из рассказа Сергея Васильца узнала, что есть дорога и сверху до верхней смотровой), особого труда она не составляет, весьма пологая и комфортная для прогулки.

Марс-2 представляет высокий глиняный склон, разукрашенный в яркие краски от красных до синих оттенков. Картину дополняет пожелтевшая листва деревьев. Осенний Марс определенно очень сочен и живописен.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Поворачиваем назад и идем изучать не менее красочный Марс-1. Сравнивать их не советую, каждый интересен по-своему. Если по Марс-2 не рекомендуют лазить, то на Марс-1 (не без труда и одышки) подняться обязан каждый.

Сны об Алтае наяву. Обзор

После заброски на Марс мы заслужили обед, хоть юным космонавтам и положена еда в тюбиках, нам все-таки подали земной обед на тарелках.

На этом наш путь в сторону Монголии закончился, мы повернули назад, добрались до Акташа, где покинули наш комфортный автобус и пересели на ПАЗик и газельку, побитые жизнью, временем и грунтовыми дорогами, но храбро переносящими все невзгоды.

Наша цель — турбаза «Каменные грибы», но к цели мы двигались с живописными остановками возле: Красных ворот, озера Киделю

и Укчёль.

Еще была одна остановка возле древних захоронений, но в этот момент мое внимание перехватили суслики, что гоняли по полянке и прятались в норки. Сами понимаете, до раскопок я не дошла, зато довольна как слон — теперь у меня есть фотографии этих очаровательных зверьков.

Сны об Алтае наяву. Обзор

А дальше нас ждало настоящее испытание на перевале Кату-Ярык. Как оказалось, это не новая смотровая площадка на долину реки Чулышман, а новый марш-бросок в четыре километра вниз. Присутствие пассажиров в общественном транспорте запрещено, так что по опасному серпантину в автобусах отправились водители и несколько смельчаков из нашей группы. Ну, а мы, сжав волю в кулак, потопали вниз, отсчитывая 7 поворотов.

«Саша, а обратно мы тоже пойдем пешком?» — спросила я

«Конечно!» — воодушевленно ответил Саша

«Ну ладно, надеюсь без чемоданов» — хихикнула я.

«Да ты оптимистка» — ухмыльнулся он.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Так мысль о подъеме не отпускала нас все три дня.

В темноте мы добрались до базы, поужинали и пошли спать. Завтра нам предстояло новое приключение — поход к водопаду Учар, надо было набраться сил и выспаться.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Настал самый страшный день нашего тура, к которому мы начали морально готовиться за месяц до поездки. Всех мучил вопрос: «Дойдем или нет, хватит ли сил и по зубам ли нам, совершенно неподготовленным к треккинговым походам туристам». Как видите, автор выжил, остался доволен, и теперь смело может сказать: «Хочу еще! Снова хочу в горы».

Повезло увидеть второе цветение маральника, пусть не такое обильное как весной, но зато более редкое и ценное.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Путь был непростой, зато какой живописный. 8,5 километров пути пролегают по склонам ущелья вдоль реки Чульча.

Каждый новый изгиб и поворот впечатляют.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Правда чаще приходилось смотреть под ноги, куда ставить ботинок и за что держаться. Но под чутким руководством Александра и его прекрасной напарницы Алины мы преодолели сложные участки пути, сыпухи, курумники и отвесную скалу. На фото выглядит страшнее, чем на самом деле.

И вот уже показалась наша главная цель — Большой Чульчинский водопад или Учар (в переводе Неприступный). Кажется, словно он совсем близко, но данное впечатление обманчиво.

Сны об Алтае наяву. Обзор

160-метровый красавец Учар является самым высоким и крупным водопадом Алтая, его поток каскадом стекает сверху, поэтому его часто называют водоскатом.

Уфф, часовой привал, перекус и релакс. За спиной 3–3,5 часа подъемов и спусков, но и дорогу назад никто не отменял, так что не расслабляемся.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Всю дневную усталость вечером сняла хорошо протопленная банька и отличный сон.

Настал новый день нашего тура, сегодня нам предстояли две радиальные вылазки. Первая к тем самым Каменный грибам, что подарили название нашей турбазе. Вновь мы переплывали реку Чулышман и поднимались в гору. Надо сказать, что этот подъем оказался несколько сложнее, так как идти приходилось по сыпучей дороге и местами зацепиться было не за что.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Казалось, что мы так высоко поднимались, а перепад высот составляет всего 230 метров (480 — 560 метров над уровнем моря).

Зато какой потрясающий вид открывается на долину реки Чулышман. Отсюда прекрасно видны наша турбаза и домик, который приютил на три ночи.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Уходить отсюда совсем не хотелось, Александр включил нам музыку, соответствующую обстановке, и мы насладились моментом.

Часть нашей группы созерцали каменные грибы издалека, а желающие подкачать попу и немного пощекотать нервы поднялись чуть выше. Эти удивительные шляпки на тоненьких ножках с храбростью держат равновесие и балансируют на ветре. Увы, их век не бесконечен, но что вечно в нашем мире?!

Сны об Алтае наяву. Обзор

После обеда до следующего похода оставалось немного свободного времени, чем мы с удовольствием воспользовались и прокатились на скоростной лодочке по реке Чулышман.

А дальше направились покорять очередной склон. Наша цель — Шаман камень. Тут со мной совсем случилось странное, я не только не сфотографировала толком сам камень, но и не прикоснулась к нему. Определенно магия места.

Сны об Алтае наяву. Обзор

В этот день спешить больше никуда не нужно было, и мы спокойно гуляли вдоль реки, любовались коровками и лошадками, наслаждались свежим воздухом, стараясь запомнить красоты края.

Настал крайний день активной части маршрута. Наша маршрутка безнадежно сломалась, мы ожидали подмоги. Два джипа совсем не спешили к нам. В итоге часть группы поехали в более комфортных условиях, а остальным пришлось потесниться в автобусе. С небольшим отставанием по времени выдвинулись в обратный путь.

Перед перевалом посетили водопад Иту-Кая, путь к нему простым назвать нельзя, покарабкаться по камням придется, но нам только в радость новое приключение.

Сны об Алтае наяву. Обзор

А дальше настал тот самый пугающий момент — подъем на перевале Кату-Ярык. Наша троица уговорили Александра подняться наверх в автобусе, но в последний момент мы с Наташей решили все испытания пройти до конца, удивив своим неожидынным поворотом Маришу. Не скажу, что подъем легкий, но как говорится «глаза боятся, а руки ноги делают», так и мы достаточно быстро взмыли вверх.

Покорение Кату-Ярык прошло успешно.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Наверху нас ждал перекус, немного свободного времени и снова команда «По машинам».

Что еще осталось в программе? Ах да, Целующиеся камни — самое романтичное место на Алтае. Влюбленные пары скрепили свою любовь крепкими поцелуями, а мы любовались ими.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Последнюю ночь мы провели в комфорте и тепле, в номерах с душем и горячей водой. Кайф.

Воодушевленная и вдохновленная Алтайским приключением последний день пути посвятила монтажу обзорного видео, увы перед высадкой в Новосибирске я его случайно не сохранила и все удалилось. Но козерог по знаку и натуре переделала фильм в самолете и такси до дома. Предлагаю вашему вниманию семиминутный проект «9 чудес Алтая».

9 чудес Алтая

Небольшой обзор нашего осеннего путешествия «9 чудес Алтая»

Это был интересный и удивительный опыт, испытание своих сил и выносливости. И я осталась довольна результатом. Теперь хочется попробовать новые пешие маршруты.

Сны об Алтае наяву. Обзор

Горная болезнь и зависимость только усилилась. А значит новым приключениям быть!

До новых встреч!

Цикл материалов "Сны об Алтае"

1. Сны об Алтае наяву. Обзор
  2. Сны об Алтае наяву. Магия притяжения Катуни

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия