Турист Илья (user361499)
Илья
был вчера 15:44

Сухэ-Баторский аймак, Хархорин, Улан-Батор — Монголия Май 2023

День 4 Озеро Хубсугул

Рано утром мы приехали в г. Мурэн. В автобус сразу зашли таксисты и предложили отвезти в г. Хатгал. До него расстояние примерно 100 км и автобусы туда не ходят. Договорились с одним таксистом за 40 000 тугриков с человека. Водитель весёлым оказался. По дороге он всё время развлекал нас: то говорил с нами (хотя мы не понимали его), пел песни — Модерн Токинг, «Пусть всегда будет солнце» и итальянцев. Когда были лошади — он показывал на них и говорил монгольском — морь и ржал, потом увидели собаку — он сказал как будет на монгольском — нохой и гавкал, мы угорали.

По дороге остановились пофоткать яков.

Водитель отвёз нас в кемпинг. Владелец предложил остановиться в доме или юрте. Мы выбрали второй вариант. Договорились за 45 000 тугриков с человека вместе с завтраком.

Заселившись в юрту и отдохнув немного с дороги пошли смотреть озеро. Гуляли сначала вдоль реки Эгийн-Гол, которое впадает в озеро Хубсугул, потом вдоль самого озера. Вокруг пасётся много животных — яков, лошадей и коров.

В самом Хатгале крыши домов разноцветные, что красиво смотрится на фоне суровых пейзажей.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 2

На озере ещё стоял лёд и он только начинал таять, что необычно для нас было видеть такое в конце мая.

Мы прошли несколько километров, по пути попался заброшенный корабль.

После пошли назад в юрту.

Озеро Хубсугул — самое глубокое озеро Монголии, его ещё называют младшим братом Байкала. Вдоль озера на каждом шагу много турбаз и кемпингов, где можно остановиться в юрте. Но практически все они не работали, только готовились к открытию туристического сезона. Т. к. мы попали не в сезон, кафешки тоже ещё не работали, поэтому приходилось в магазине покупать еду, а выбор там не большой, как и во всей Монголии, и трудно было что то найти чтоб нормально поесть.

После я один поднялся на небольшую гору, откуда открываются отличные виды на реку, озеро и город. На ней также установлены обо, на которые повязывают ленточки.

Ночи были холодные, поэтому юрту постоянно приходилось топить. Она быстро нагревается, и бывает жарко, почти как в бане. Но быстро остывает, поэтому приходилось ночью вставать, подкидывать дрова, или заново топить. Но всё равно в юрте нам понравилось пожить.

День 5 Хатгал, Мурэн и ночная дорога в Улан-Батор

Позавтракав, мы прогулялись вдоль реки в другую сторону. Местные жители набирали там воду. Многие носили национальную одежду, что очень колоритно смотрится.

Вернувшись в юрту, мы собрали вещи и хозяин кемпинга вызвал нам такси в г. Мурэн. Такси обошлось в 30 000 тугриков с человека. Как всегда, возле дороги паслось много овец, лошадей и прочей живности.

Водитель довёз нас до автовокзала, где купили билет на ночной автобус в Улан-Батор. Билет стоит 61 000 тугриков с человека, ехать примерно 11,5 часов. Сумки отдали водителю автобуса, на котором мы будем ехать и отправились в город. У нас было несколько часов и за это время мы прогулялись Мурэну, зашли поесть и поменяли деньги в банке. Менять деньки в банках не удобно — нужен паспорт, заполнять бумаги, на всё это ушло примерно 30 минут, как будто кредит оформлял)) Поэтому по возможности валюту лучше менять в столице на улице, где расположены обменники, там не требуется паспорт, хороший курс и быстро поменяют.

По началу было также не привычно что родные буквы и ничего не понятно, а иногда некоторые надписи на монгольском кириллицей забавно смотрятся.

Вернулись на вокзал, сели в автобус и отправились в Улан-Батор. По пути в основном степи, полупустыни и не большие горы — такие пейзажи мы наблюдали почти по всей стране. Также по дороге автобус останавливается примерно на 30 мин возле столовых, где можно поесть. Одно блюдо стоит 8 000 — 10 000 тугриков и им можно наестся.

Монголия страна с низкой плотностью населения — 2 человека на квадратный километр. При огромной территории (1,56 млн. кв. километров), здесь проживает 3,4 млн. человек, из них больше половины — в столице. И это чувствуется, например на протяжении 100 километров можно встретить только 1–2 небольших населенных пункта. Было много ночных переездов, часто приходилось возвращаться в Улан-Батор, чтоб оттуда уехать в другое место, и ехать опять всю ночь, ну или днём 5–6 часов.

День 6 Улан-Батор

Утром мы приехали на автовокзал Драгон. Оттуда на автобусе доехали до центра и заселились в хостел, который расположен не далеко от площади Сухэ-Батора. Хостел обошёлся в 9 долларов с человека за одну ночь. Проезд в общественном транспорте с столице стоит на автобусе 500 тугриков, на троллейбусе — 300.

После того, как мы заселились — мы отправились смотреть город. По пути зашли поесть. Попробовали необычно блюдо — банштай цай, это пельмени, сваренные в традиционном монгольском напитке под названием цай. Цай — это монгольский чай, куда добавляют обжаренную муку, молоко, жир.

Прошлись мимо ЦУМА.

После посетили храм Гэсэра или Бадма Ёга дацан. Он был основан в 1919 году. Здесь располагается религиозное училище.

Далее мы направились к монастырю Гандантэгченлин. Он был основан в 1835 году и в социалистическое время это был единственным действующим местом отправления буддийского культа. В настоящее время это крупнейший монастырь Улан-Батора. В нём находится 26-метровая статуя бодхисаттвы Авалокитешвары — «Мэгжид Жанрайсэг». Вход туда стоит 8 000 тугриков.

Сам комплекс большой и очень красивый. Много разноцветных буддистских ступ, молельных барабанов, храмов. Мы видели как молятся монахи и простые верующие.

После мы посетили музей естественной истории, где можно увидеть скелеты и яйца динозавров, найденных в пустыне Гоби, чучела птиц, различные окаменелости. В социалистическое время в этом здании располагался музей В. И. Ленина, о чём напоминают горельефы снаружи и барельеф внутри с изображением Ленина и вождя монгольской революции Сухэ-Батора. Вход в музей стоит 15 000 тугриков.

По пути к следующей точке мы зашли перекусить буузами — это манты, приготовленные на пару и стоит примерно 1500 тугриков за шт.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 2

После чего мы посетили Монгольский национальный исторический музей, экспозиция которого представляет историю Монголии с палеолита до современности. Выставлен археологический материал, фотографии и схемы мест палеонтологических находок, нумизматика, оружие, предметы быта и культа. Билет в музей стоит 20 000 тугриков. В музее также есть магазин сувениров, но цены там немного завышены.

Также рядом находится музей Чингиз-хана, но мы туда уже не заходили.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 2

Рядом с музеем расположена площадь Сухэ-Батора — центральная площадь города. Здесь расположены Дом правительства, перед фасадом которого установлена статуя Чингиз-хана, Главпочтамт, Дворец культуры, банки, офисные и административные здания.

В центре площади находится памятник Сухэ-Батору. На его постаменте находятся барельефы революционных боёв и выгравированная по-старомонгольски фраза из речи Сухэ-Батора, которую он произнёс в 1921 году. Также на постаменте содержится надпись о том что монумент установлен в 1946 году по случаю 25-летия Народной революции, и выполнена уже на новом алфавите, на который Монголия в то время как раз переходила.

Далее мы направились к Храму-музею Чойджин-ламын-сумэ. Это храмовый комплекс начала XX века в столице Монголии Улан-Баторе. В настоящее время — действующий музей тибето-монгольского религиозного искусства. Но внутрь попасть нам не удалось, т. к. к этому времени он уже не работал, забегая вперёд — нам в итоге так и не удалось в него попасть((То по времени не успевали, то попадали в те дни, когда он вообще не работает (воскресенье и понедельник). Поэтому полюбовались на него только снаружи.

После вернулись в хостел немного отдохнуть.

Вечером ещё раз прогулялись по площади Сухэ-Батора.

День 7 Элсэн-Тасархай

Утром мы опять пытались попасть в Чойджин-ламын-сумэ, но в этот день он вообще не работал.

Выселившись с хостела, мы направились на автовокзал Драгон, чтоб доехать до следующей точки нашего маршрута — пескам Элсэн-Тасархай. Это такой можно сказать кусочек пустыни. Мы взяли билеты до Хархорина, цена — 37 000 тугриков с человека, и не доезжая примерно 70 километров до города водитель нас высадил в нужном месте.

Сразу как мы вышли из автобуса мы увидели много верблюдов, при желании местные могут покатать на них.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 2

Чуть дальше располагаются юрты, в них живут местные кочевники, у них внутри юрты есть холодильник, телевизор, кухня и вся необходимая мебель. Возле юрты установлена солнечная батарея. Так же юрты по проще они сдают туристам. Мы зашли в первую попавшеюся и хозяйка предложила нам у неё остаться. Сторговались за 45 000 тугриков за двоих. Хозяйка по-русски ни слова не говорила и общались мы через переводчик или жестами. Она нам любезно показала также юрту, где они сами живут, ведь интересно было нам узнать как живут сами местные.

Скинув вещи — мы сначала отправились по пескам лазить, потом вдоль речки прошлись, после решили подняться на небольшую гору.

По пути к горе мы перепрыгнули речку.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 2

С горы открываются отличные виды.

Назад к юрте мы решили идти напрямую, а не тем путём которым пришли. И мы упустили с виду что там река, кочки и местами болотистая местность. Нам пришлось долго идти вдоль реки и искать узкий участок, чтоб её можно было перепрыгнуть. Когда нашли подходящий вариант — друг решил её перейти, но вода оказалась почти по пояс, а я решил перепрыгнуть и упал)) Немного вымазался.

Наконец то мы дошли к юртам, возле них паслось много всякой живности.

Вернувшись в юрту, зашла хозяйка и предложила ужин за 10 000 тугриков с человека. Мы толком не поняли что за блюдо она предлагала, т. к. гугл транслейт с монгольского на русский коряво переводит, мы поняли только что там мясо будет. В итоге это оказался рис с мясом, порции были большими и вкусными.

Через какое то время к нам в юрту завалился пьяный монгол в национальном халате, он только сказал архи (это водка по-монгольски), постоял 5 минут и ушёл. Через час к нам в дверь снова кто-то постучал, я подумал что это хозяйка и открыл, а оказался опять этот пьяный монгол)) Он завалился к нам в юрту, лёг на пол и заснул. Через минут десять, не зная что делать, я пошёл к хозяйке в юрту решить проблему, но там оказались только мелкие. Я спросил у них через переводчик где ваши родители, они ответили что куда то уехали. Я им пишу что к нам в юрту какой то пьяный мужик завалился, дети позвонили родителям и они минут через 20 приехали. Хозяйка выгнала этого мужика и сказала чтоб мы двери никому не открывали. Вообще мы заметили что монголы любят выпить.

Цикл материалов "Путешествие по Монголии и Байкалу"