Турист Илья (user361499)
Илья
был сегодня 15:44

Ольхон, Улан-Удэ + 3 города — Россия, Сухэ-Баторский аймак — Монголия Июнь 2023

День 13 Улан-Удэ

Поезд в Сухэ-Батор прибыл в 5 утра. Далее на такси мы отправились на границу в Алтанбулаг. Водитель свободно говорил по-русски и в советское время учился в Беларуси. Такси обошлось в 5 000 тугриков с человека. На границе стоит женщина, которая меняет валюту и обменяли у неё оставшиеся тугрики на рубли. На границе двое монголов, которые ехали в Россию, предложили отвезти нас в Улан-Удэ за 700 рос. рублей с человека. Это отличная цена и мы согласились. Монгольскую сторону прошли быстро, а вот россияне держали несколько часов, у них в это время была пересменка на таможне. Монгольский и бурятские языки похожи и водитель с пограничником общались каждый на своём языке и они друг друга понимали. В Улан-Удэ заселились в тот же хостел, возле остановки «Виадук» (мы всё время, когда возвращались в Улан-Удэ останавливались в этом хостеле).

Отдохнув с дороги, мы сначала отправились на автовокзал купить билеты до Горячинска. После отправились смотреть дацан Ринпоче Багша, который находится на Лысой Горе. Он был основан в 2000 году. В 2005 году на территории буддийского комплекса было установлено восемь буддийских ступ, в совершенной форме символизирующих природу просветлённого ума Будды.

В 2009 году был установлен Колокол Четырёх Печатей — самый большой в России буддийский колокол.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 4

На территории комплекса также есть смотровая площадка, которая расположена на высоте 888 метров над уровнем моря. С неё открывается панорама на сам город и реку Селенга.

На смотровой площадке также установлены белые ступы-субурганы. Рядом есть магазин, где можно купить сувениры и буддистскую атрибутику.

Затем прогулялись по центру города, зашли на центральный рынок присмотреть подарки домой, прошлись возле Одигитриевского собора и вдоль реки Уда. После отправились в хостел.

День 14 Горячинск

Утром мы отправились на автовокзал на автобус в Горячинск, который отправлялся 8 утра. Билет стоит 550 рублей. По пути на минут 15 автобус остановился возле кафешки. Вокруг тайга, небольшие горы и рядом река, возле неё на деревьях завязывают ленточки.

В Горячинск прибыли в 11 часов. Посёлок живет за счет туристов и найти жильё здесь не проблема. Мы на месте нашли гостевой дом. Мы были первыми гостями в этом году и договорились за 1,5 рубля с человека за две ночи. До озера идти минут 20.

После того как заселились наконец то отправились к озеру. Байкал огромен, с первых минут впечатлил. С берега видно очертания острова Ольхон.

Вокруг леса, вкопанные корнями в песок деревья, небольшие горы. На берегу ещё местами оставались куски льда, и это в конце мая! Ещё был не сезон и людей было мало. Мы не спеша гуляли по берегу и наслаждались красотой вокруг. Не зря говорят что Байкал это место силы и нём действительно что то есть такое, даже не знаю как объяснить.

Также на берегу люди строят из камушков пирамиды и загадывают желание.

Также в Горячинчке также находится бальнеологический курорт, с горячими источниками, в честь которых село и получило своё название. Мы туда тоже сходили.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 4

После хозяин гостевого дома сказал что ему нужно отъехать по делам и предложил заодно нас отвезти к валуну Черепаха, который по пути ему. Она находится в окрестностях Горячинска и сказал что на обратном пути, как он будет возвращаться нас заберёт. По легенде много веков назад жила в глубинах Байкала Большая Черепаха. Она оберегала своим волшебством Белую жемчужину, ограждающую Байкал от Черного шамана. Когда Черный шаман собрал все темные силы в Жемчужину тьмы, Черепаха спрятала Белую жемчужину в глубинах озера. И все подводные жители укрылись там, а Черепаха осталась на берегу — защищать всех.

Рядом также раскинулись живописные скалы, на которых растут деревья. Местами еще лежал снег.

Мы также застали то время, когда цветёт багульник.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 4

Вечером взяли пиво и отправились к берегу встречать закат и это было отличным завершением первого дня на Байкале.

День 15 Горячинск, Усть-Баргузин

Утром мы вышли на трассу к автобусной остановке и подловили автобус, который направлялся в Усть-Баргузин. Проезд стоит 400 рублей с человека. На кассе взяли обратный билет до Горячинска. Кассирша удивилась, как нас сюда занесло) Сначала отправились к реке Баргузин, возле неё стоит заброшенный корабль. Вообще Усть-Баргузин более депрессивный посёлок, там много разрухи, и меньше вариантов где остановиться на ночлег, по сравнению с Горячинском. Как только вернулись в Улан-Удэ после Монголии я ещё в раздумьях был в каком месте останавливаться и не зря выбрал именно Горячинск.

После отправились к озеру, походили по пляжу, помочили ноги в воде. Отсюда открывается вид на полуостров Святой Нос и Баргузинский залив, пейзажи конечно бесподобные, впрочем как и везде на Байкале.

Дошли до реки Баргузин, где она впадает в озеро, после чего отправились к автостанции и поехали назад в Горячинск.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 4

Вечером опять мы не могли не пойти к озеру встречать закат.

День 16 Горячинск, Улан-Удэ

Утром прогулялись по берегу, после отправились на автостанцию на автобус до Улан-Удэ.

Проезжали мимо озера Котокель, на которое также часто едут отдыхать.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 4

Вернувшись в Улан-Удэ, заселились в хостел. Вечером я же один отправился погулять по центру города, как раз в этот день шли гуляния в честь 100-летия Бурятии.

День 17 Ольхон

Утром мы отправились в аэропорт, откуда у нас в 09:00 был вылет в Хужир. Сам самолёт небольшой, время полёта 40 мин. Сначала пролетали над самой Бурятией, после над Байкалом. Было круто увидеть Байкал с высоты.

Аэропорт находится в 6 км от посёлка Хужир. Во время полёта разговорились с одной бурятской семьёй, и вместе с ними на «буханке» доехали до посёлка, сотрудница отеля, где эта семья остановилась нашла нам через знакомого гостевой дом. С хозяином договорились за 2 000 рублей с человека за 2 ночи, правда удобства были на улице, но это не страшно на несколько дней, тем более это Ольхон и цены тут по выше чем на материке. Для местных туристы это основной заработок, учитывая что рыбозавод закрыли ещё в 2000-е годы, и много чего власти запрещают. С хозяином также договорились насчёт экскурсии по северу Ольхона, за 2 000 руб. с человека, с учётом разрешения на пребывания в заповедной зоне.

Ольхон — крупнейший остров озера Байкал. Третий по размерам озёрный остров в мире. Отделён от западного берега Байкала проливами Малое Море и Ольхонские Ворота. К востоку от острова находится глубочайшее место Байкала — 1642 метра. Природа острова разнообразная — есть леса, степь, песчаные пляжи с дюнами, скалы покрытые красными мхами.

Остров считается сакральным центром северного шаманского мира, и до сих пор у мыса Бурхан (скала Шаманка), трепещут на ветру ленточки на деревьях: это обо — место поклонения духам. По старинным преданиям в пещере скалы Шаманки жил владыка этих мест и всего Ольхона — Эжин, или Бурхан.

Мы направились в сторону скалы Шаманка. Перед ней установлены священные для местных столбы сэргэ, возле них оставляют подношения, кидают мелочь.

Скала Шаманка одна из главных достопримечательностей Ольхона. Это одно из древнейших бурятских сакральных мест, в котором, по поверью, живёт хозяин острова, старший и самый сильный из северных нойонов — сыновей божественных тэнгриев Хан Хутэ-баабай. Скала также почитается бурятами-буддистами.

После гуляли вокруг вдоль озера, рядом есть интересная скала, напоминающая коня.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 4

Берег на Ольхоне более обрывистый и много мысов, пейзажи отличаются от Горячинска.

Поселок Хужир самый большой населенный пункт на Ольхоне, здесь проживает примерно 1300 человек, и как я уже говорил живут за счет туризма. Он состоит в основном из одноэтажных домов. Есть магазины, кафе, отели и гостевые домики. Дороги везде грунтовые.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 4

Вечером мы прогулялись до мыса Хужирского, взяв с собой пива и омуля, и там встретили закат. Закаты над Байкалом, конечно, завораживающие.

День 18 экскурсия на север Ольхона

Утром мы отправились к столбам сэргэ. Там одна бурятская семья совершала ритуал и делала духам подношения в виде чая, водки и молока. Позже уже на экскурсии водитель рассказывал что у них такая традиция гостей встречать сначала чаем, потом чтоб разговор завязался наливают водку и перед отходом дают молоко, что означает чистую дорогу, соответственно и духам они такие подношения делают.

После к назначенному времени мы вернулись в дом, где остановились, нас забрал водитель Леонид на «буханке» на экскурсию по северной части острова. В этот день я встретил своё 30-летие и поэтому именно на этот день заказал экскурсию. Леонид местный бурят, который всю жизнь прожил на острове, и во время экскурсии он много чего интересного рассказывал про традиции, историю, уклад жизни в этих краях. Например что он знает своих предков до 30-го колена, как он рассказывал, в детстве бабушка заставляла учить предков, как таблицу умножения, и пока не выучил не отпускала гулять. Также он рассказывал что жители до сих пор, чтоб не осквернять землю, трупы умерших не хоронят, а сжигают.

Первой остановкой была смотровая площадка возле мыса Харанцы, с неё открываются виды на острова Харанцы, Едор (Львёнок) и Модото (Крокодил).

Следующей нашей остановкой было урочище Песчаное. В прошлом веке здесь был филиал ГУЛАГА, с тех времен тут остались деревянные настилы и разваливающаяся старая пристань. Там также находится сувенирная лавка. Урочище также отличается своими песчаными дюнами.

Далее мы остановились у мыса Саган-Хушун, он же мыс Трех братьев. Это одной из самых красивых, на мой взгляд, мест Ольхона. Скалы здесь покрыты красным лишайником. Расстояние до противоположного берега 15 км, хотя кажется что намного ближе. Мы ехали не в сезон и это плюс, т. к. было мало людей и можно было спокойно наслаждаться красотами. По словам водителя летом в сезон много людей и часто по 15–20 машин в одном месте.

После чего мы остановились у мыса Хобой — самой северной точкой острова. Это одна из главных достопримечательностей Байкала и считается одним из мест силы. В переводе с бурятского «Һобой» означает «клык» — резко обрывающиеся в воду скалы напоминают клыки. Хобой находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5 км). Также иногда внизу устраивают лежбище нерпы, но к сожалению в тот день их не было.

За время, покуда мы гуляли по мысу, Леонид сварил для нас вкуснейшую уху из омуля, приготовил салат и чай из трав. Рядом ходили упитанные чайки))

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 4

После чего мы поехали дальше и следующей остановкой был мыс Шунтэ, или мыс Любви. Оттуда открывается потрясающий вид на открытый Байкал. Местные жители разглядели в нем согнутые ноги женщины во время родов. Долгое время туда приезжали бездетные пары, ночевали там и проводили обряды. Считается, что если человек хочет себе мальчика, то нужно идти на левую скалу, а если девочку, то на правую.

Последней остановкой нашей экскурсии была скульптура «Хранитель Байкала». Саульптура высотой 8 метров и шириной около 7 отлита из бронзы в Улан-Удэ.

Дороги везде грунтовые и бывает размывает их поэтому тут передвигаются на внедорожниках. По пути в Хужир мы остановились возле багульника.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 4

Во время экскурсии в Хужире была непогода и где-то оборвалась ЛЭП, и когда мы вернулись не было света. Мы пошли к озеру, думали скупнуться, да и тепло было в Хужире к нашему возвращению. Как только мы спустились был сильный холодный ветер, и большие волны и естественно не купались. После чего пошли назад. По пути я взял себе копчёного омуля, зашли в кафешку поесть, после чего пошли в дом.

День 19 Возвращение в Улан-Удэ

Рано утром мы напоследок отправились к озеру, и там скупнулись)) Вода была ледяная и сражу же вышли из воды, но надоже было хоть раз покупаться в Байкале. После этого вернулись назад, собрали вещи и автостопом добрались до аэропорта. Вылет был в 10:20. Аэропорт небольшой и даже нет асфальтового покрытия. Грустно было улетать из Ольхона.

Путешествие в Монголию и на Байкал ч. 4

После того как заселились в хостел в Улан-Удэ, отправились на рынок купить подарки домой. Потом прогулялись по центру напоследок.

Вечером отправились к мосту через реку Селенга, по пути осмотрели скульптуры «Юность Бурятии» и «Гостеприимная Бурятия». После зашли поесть в «ШулэнДо». Потом вернулись в хостел и начали собирать сумки.

День 20 Москва и возвращение домой

Рано утром на такси доехали в аэропорт, в 07:35 у нас был вылет в Москву. Прилетели в 09:15. На автовокзале сдали сумки в камеру хранения, прогулялись по центру, зашли в храм Христа спасителя там как раз выставлялась икона Андрея Рублёва «Святая Троица». После я сходил по своим делам, а друг в Третьяковскую галерею. Вечером на автобуве выехали в Минск.

Вот и пролетело быстро наше почти 3-недельное путешествие. Оно для меня было одним из самых крутых, много было неожиданностей, часто приходилось на месте решать вопросы, передвигаться автостопом. Бурятия и Монголия чем то похожи, там живут родственные народы, они малонаселённые, и половина их населения проживает в столицах. Кухня также во многом похожа, хотя мне больше бурятская понравилась. Познакомился поближе с буддизмом и шаманизмом, который практикуют народы Сибири. Ну и конечно Байкал, который хоть раз в жизни стоит увидеть, подарил оттдельные впечатления, осталось только ещё зимним его увидеть.

Цикл материалов "Путешествие по Монголии и Байкалу"