Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была 25 апреля 14:11
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Фос-ду-Игуасу — Бразилия Июль 2023

Начало бразильских рассказов:

1. Бразилия — Аргентина: год исполнения желаний.

2. Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

3. Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 2, морская

4. Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

5. Открытие Бразилии. Арраял-ду-Кабу: морская сказка из сна

После еще одной ночи в ставшем любимым Рио-де-Жанейро и активного утреннего пробега напоследок по его пляжам я снова отправилась в путь. С этого момента самолеты снова стали основным способом перемещения. Хотя и привыкла к ним, но автобусы физически все же проще. Эти взлеты-посадки порядком выматывают, хоть и нравятся до одури.

Путь мне предстоял в самый центр Южной Америки, к природному чуду света, одному из главных на континенте. Речь о водопадах Игуасу, а точнее, о целом комплексе из 275 (!) водопадов. Это официально самая большая система водопадов в мире! Миллионы тонн воды обрушиваются вниз с высоты, местами достигающей 82 метров… Быть в Южной Америке и не увидеть это чудо невозможно.

Игуасу делят между собой Бразилия и соседняя Аргентина. Причем, аргентинская часть гораздо более обширная, и там находится самый мощный водопад из всех, называемый «Глотка дьявола». Бразильская часть скромнее по размерам, но считается, что виды здесь более панорамные, и можно увидеть чуть ли не все каскады.

Ежегодно водопады Игуасу посещает около 2 миллионов туристов!

Ближайший город к водопадам на бразильской их стороне — Фос-ду-Игуасу. Достаточно большой для провинции, но, конечно, по сравнению в гигантами Рио или Сан-Паулу — просто крошечный.

Из Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу до Фос-ду-Игуасу проще всего добраться на самолете за 2–3 часа, хотя есть и автобусы, но на них время увеличится в разы, дорога займет порядка 16 часов. К такому я готова не была (хватит трансатлантического 15-часового перелета), поэтому, как и большинство, выбрала самолет. По акции нашелся рейс авиакомпании Latam. Как давно мечтала ими полетать! Была наслышана о них. И вот, наконец-то! Первое, что просто вдохновило, это бесплатный выбор мест в салоне, даже у окна. Нашим бы такие опции! Поэтому выбрала, конечно, место у иллюминатора.

Многие берут эти места из-за того, что в финале полета можно увидеть природное чудо света — водопады — с высоты полета. Для этого нужно брать места «А». Но их толком уже не было, поэтому пришлось взять противоположное место «G». Но я об этом ни разу не пожалела: на взлете из Рио был виден весь город и его уникальный ландшафт: залив, океан, холмы горы, пляжи, мосты… и ни один вертолетный тур (которых в Рио навалом) не даст такой масштабной картинки, да к тому же, бесплатно.

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Подлетая к цели, я ощутила сумасшедшее-де жа вю. Внизу начался ковер джунглей до горизонта, по которому петляла река. Точь-в-точь. как когда-то в Амазонии! И так ценно, что есть еще такие не тронутые человеком уголки дикого леса, природы…

В самолете я ощутила признаки температуры… Все-таки вчерашняя крыша отеля на Копакабане не прошла даром или кондиционеры сказались. Пока летели (в воздухе всего-то два часа), я несколько раз засыпала, просыпалась, била мелкая дрожь, знобило… И как же была рада, что заложила на каждую из сторон водопада (бразильскую и аргентинскую) по 2 ночи, чтобы никуда не спешить. По плану день «Икс» должен быть завтра, а сегодня главное — добраться до гостиницы и, видимо, срочно лечиться.

Багаж выдали быстро. Изучив заранее множество отзывов, я уверенно пошла искать автобус № 120, который тут универсальный. Он круговой: курсирует из центра города до аэропорта, до водопадов и обратно. Его остановка расположена в самом конце здания аэропорта (из выхода до упора влево) и обозначена неприметной табличкой «ônibus» (автобус). Все-таки большинство туристов предпочитает такси или Убер, поэтому автобус не стоит на месте, не ждет, пока все сядут, тем более, что аэропорт — не конечная его остановка. Стоит подождать от силы 15 минут, как он подъедет. Из пассажиров с чемоданом я была одна, еще несколько человек (местных жителей) село следом.

Проезд стоит 5 реалов (примерно 1 доллар), дешевле некуда, а ехать далеко — минут 30 минимум. Вход в него всегда через переднюю дверь, выход — через задние. Единственное неудобство — узкий турникет на входе в автобус. Чемодан не протиснуть, но добрые люди помогли перекинуть его через турникет, я села на просторное двойное сидение у окна, мест было навалом, и мы помчались. Автобусы в Бразилии гоняют прилично, зарплата водителя напрямую зависит от пройденного километража за день. Но, забегая вперед, скажу, что их аргентинские коллеги — гораздо более сумасшедшие Шумахеры, в Буэнос-Айресе я первый день пару раз чуть не улетела в проход. Темперамент!

Автобус приезжает к бордовому забору городского автовокзала TTU (Transport Terminal Urbano). Все время я отслеживала путь по гугл-картам, да и при случае водитель подскажет, где выйти.

Гостиницу я бронировала специально рядом с ТТU, чтобы удобно было ехать на водопады и потом в Аргентину. Плюс ко всему, автовокзал — это центральный район города, все рядом: магазины, кафе, обменники и пр. Стоило выйти из автобуса, озноб снова повторился, хотя на улице было пекло +30 °C. Точно температура…

До гостиницы я шла мрачнее тучи. Точнее, ползла, волоча за собой чемодан. Гостиница с пафосным названием Imperial Hotel — одна из самых дешевых в городке, находится всего в 10 минутах неспешного шага от автовокзала. На ресепшне никого не было, но быстро вышла женщина, как я потом поняла, помощница по хозяйству. Она меня заселила, выдала ключ от номера и проводила на второй этаж, сказав, что администратор на обеде, и я смело могу паспорт ей дать потом. Мол, отдыхай, не переживай. Ура!

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Номер проще некуда, но очень чистенький, это главное. И туалет свой с душем, старенькие, как и весь отель. И кто ему такое название дал? Хотя, по большому счету, мне в таком состоянии было все равно, готова была залечь хоть в норку, лишь бы все быстрее прошло. В номере был плед, он и спас. Знобило сильно. В этот вечер я уже никуда не выходила, даже вниз на ресепшн. Наконец, и выспалась заодно.

На утро температура исчезла, но слабость еще ощущалась. Вскочила я рано, около 6 утра. Не теряя времени, решила позавтракать и бежать на автовокзал. Приключения звали! Несмотря на бюджетность, в отельчике есть включенные завтраки. Самые скромные из всех в вояже, но все же кофе, бутерброд и кусочек арбуза — очень даже хорошо. Все свежее, вкусное. Потом, наконец, я зарегистрировалась на ресепшне и помчалась к мечте.

Уже знакомый автобус № 120 домчал до цели примерно за минут 45. Сначала он проехал аэропорт, а после остановился у входа в парк Игуасу. Время было ровно 9.00, парк только-только открылся. Бинго! После многочисленных фото с массой туристов и огромными очередями в кассу, тут никого толком не было. 20–30 человек не в счет. Вход в парк + трансфер до водопадов стоят 86 реалов (примерно 18 долларов). После Рио это было приятно (гора «Сахарная голова», напомню, побила рекорд — 160 реалов с человека).

После касс проходит посадка в автобусы (в большинстве случаев — двухэтажные), которые и везут к чуду света. Другими способами по национальному парку передвигаться запрещено, это и к лучшему. Нет ни пробок, ничего.

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Я села в итоге всего в третий автобус! не в 10-й, не в 50-й, это просто удача! Все-таки ранний подъем принес свои плоды. Второй этаж автобуса не остеклен, да и смотреть в парке по дороге нечего — сплошная стена деревьев, но я по привычке залезла именно наверх и замерзла так, что еле дотерпела до остановки. Утром и так было прохладно, как-никак зима тут в июле! Хотя это слово я всегда произносила тут с улыбкой. Эх, нам бы такую тропическую зиму…

Первая остановка автобуса в парке — экотропа длиной в несколько километров и путь к корабликам, которые катают по реке и подвозят почти вплотную к водопадам. Мой же путь начинался на второй остановке, там вышли все. Это первая смотровая площадка, дальше вереницы дорожек и троп ведут вдоль чуда света и джунглей.

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Первые же виды и шаги дали понять, почему Игуасу стремятся увидеть все, кто оказался в этих краях. Панорамы здесь масштабные! И тут же, буквально на входе на тропы, я увидела первую радугу. А их здесь немерено! Этот край называют краем радуг. Из-за мощного потока воды и испарений радуги здесь можно видеть очень часто.

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Название «Игуасу» каскадам дали индейцы гуарани, которые жили (и живут) на этих землях, Они и открыли это чудо природы многие века назад и поклоняются ему до сих пор. На языке гуарани «ИгуаЧу» означает «Большая вода». Во времена Конкисты водопады обнаружил испанец Альваро Нуньес Кабеса де Вака в 1541 году, когда искал в этих тропических лесах легендарную страну Эльдорадо. Поиски золота, видимо, настолько захватили конкистадоров, что Игуасу их особо не впечатлили! В своих заметках они писали, что обнаружили «достаточно большие» водопады. И, собственно, все! Зато теперь это по праву природное чудо света! Образовалось оно, кстати, в результате сдвига тектонических плит около 100 000 лет назад. Поэтому река Игуасу и получила такие «пороги» до 82 м высотой, и сейчас мы можем любоваться этим чудом…

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Водопады всегда сначала слышишь, а потом видишь. Но здесь, из-за множества потоков воды, непонятно, какой из них шумит — их «голоса» сливаются в единый мощный шумный звук. Их хочется слушать вечно… Пока идешь по тропам, ощущаешь хоть какое-то уединение: люди идут каждый в своем темпе, толпы не ощущаются, но когда на пути видишь первые смотровые площадки, тут уже и издалека видно, что давка там приличная. Хотя и самые панорамные виды именно там!

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Оказавшись на этих мостиках, не получится идти быстро. И дело вовсе не в обилии народа! Дело в видах… Они здесь открываются такие, что теряется дар речи… Стоишь и таешь от восторга. Ни одни фото или видео не передадут того, что видят изумленные глаза… Это магия!

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

И радуг здесь уже не сосчитать!

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Поток людей идет по узкому мостику в несколько рядов: два основных вперед и назад, а еще то и дело появляются новые ответвления: кто-то фотографируется, кто-то стоит любуется видами, их обминают. С каждой минутой на мостиках становится все теснее, а на главной и самой дальней смотровой площадке и вовсе толчея… Но выбора нет: оттуда открываются самые панорамные виды. Все дело в том, что здесь видна вдалеке аргентинская «Глотка дьявола» — самое мощное кольцо водопадов. Оно появляется на горизонте, а вокруг — уже бразильские его собратья — самые мощные каскады и самые высокие. Мостики с решетчатым полом, поэтому видно, как мощные потоки воды срываются вниз. Дух захватывает! Да и настолько близкие границы стран добавляют эмоций. И действительно, до Аргентинской части отсюда рукой подать!

Кое-как прорвавшись к смотровой, я оказалась в кольце не водопадов, а сотен людей. Толпа просто зажала внутри себя, не давая даже повернуться. Добавьте к этому еще громкое переговаривание на всех языках мира, толкание, очереди к заветным видам… В какой-то момент хотелось убежать, но и это при желании было бы не сделать: путь назад сразу перекрыли все прибывающие туристы. Теперь только вперед, к цели…

Кстати, миновать толпы туристов здесь все же возможно: прямо у смотровой площадки, откуда стартуют все пешие маршруты вдоль водопадов, находится Hotel Belmond das Cataratas. Его уникальное расположение дает возможность его постояльцам находиться в национальном парке и у водопадов в любое время суток. Представляете, какой это кайф? Встретить рассвет у водопадов В ОДИНОЧЕСТВЕ? Только ты и мощь стихии… Правда, за такое удовольствие придется существенно (очень существенно!) раскошелиться. Но это один из всего нескольких отелей мира, на который я бы не пожалела в будущем ничего… Ради таких эмоций.

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Мечты прервал писклявый, но очень настойчивый голос одной из туристок-китаянок, которые просто всех расталкивали локтями, не соблюдая никаких очередей и правил. Везде всей своей группкой толкались. Она всеми силами пыталась сдвинуть меня с места и поторопить. Нет уж, не тут-то было! Тут я выплеснула всю свою наглость, которая успела собраться, и снимала, снимала, снимала… А потом еще дольше просто любовалась…

Помимо всего, здесь просто сумасшедшие брызги от воды! Большинство людей предусмотритеьно надели дождевики, а я, хоть и брала его с собой, как всегда, решила все наоборот, дав себе возможность почти принять душ из водопада — настолько сильно периодически окатывало! Но воздух теплый, да и вода не ледяная, приятно! А детские эмоции счастья стоят всего.

Огромных усилий стоило выбраться из толпы на спасительные мостики и начать путь к берегу. Но это не финал! У берега есть фантастическая возможность увидеть один из водопадов почти вплотную, причем, снизу! Этот эффект был, пожалуй, самым сильным!

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Здесь слышен уже не голос водопада, а его рёв! Но самый панорамный вид еще дальше, точнее выше. К нему нужно подняться на лифте. Очередь там тоже приличная, но в лифт помещается человек 10, поэтому минут 30, и я там…

Есть у меня дома на «сувенирной» бирюзовой стене несколько деревянных панно-пазлов с видами Южной Америки, которые я мечтала увидеть воочию. Так вот этот — точь-в-точь с такого ракурса был там! И теперь — вот он, наяву…

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Эмоции описать сложно, снова слезы счастья и нескончаемая улыбка…

Путь обратно к автобусу был недолгим: от лифта есть дорожка прямиком к нему. Снова знакомый автобус № 120, но пока еще не в центр города. Следующая от водопадов остановка — парк птиц — тоже знаменитая достопримечательность, требующая внимания. Вход стоит 70 реалов. Очередей нет, людей немного, наверное, все еще на водопадах. В путь!

Парк птиц — это уникальный заповедник, где можно увидеть почти всех пернатых — обитателей лесов этой части Южной Америки. Здесь и красные ибисы, и колибри, и с десяток видов попугаев, включая огромных ара, и фламинго, и… еще несколько десятков видов. Птицы здесь живут в очень просторных вольерах, а иногда и вовсе им отведены целые участки тропического леса. Их здесь изучают и берегут. В противном случае я бы сюда не сунулась, ненавижу зоопарки… Но птички здесь чувствуют себя хорошо, и это радует.

Парк стал красивой финальной точкой сегодняшнего дня. Уставшая, но переполненная эмоциями и впечатлениями я вернулась в городок Фос. Завтра уже в Аргентину… Как летит время! Оставалась еще одна цель тут, в Бразилии. И это… чурраскария! Экономия — это хорошо, но кушать раз в день сил уже не было, хотелось мяса, тем более, в Бразилии оно одно (если не самое) из лучших в мире.

И именно здесь, в паре сотен метров от автобусного терминала я нашла ту самую чурраскарию. Это такой тип кафе, где платишь фиксированную цену (в моем случае вышло 80 реалов), а ешь, сколько хочешь. Огромный ряд с закусками (овощи, зелень, салаты, паста, тут же — выпечка, фрукты и арбузы, пирожные и пр.), напитки отдельно (от 5 до 25 реалов). И каждые минут 15 подходит повар с разными отрубами мяса. Все они на гриле и разные — говядина, баранина, свинина, курица. Это какой-то гастрономический рай! Называется он «Gaucho churrascaria».

Открытие Бразилии. Игуасу. Водная мощь в окружении радуг

Еле вышла оттуда… Доползла еще до обменника в супермаркете рядом с автовокзалом. Обменяла на песо немного долларов. Обменник официальный, но курс не белый и не черный, он «серый» — средний между ними. Вышло 390 песо за доллар. Для примера, официальный курс был 268 песо, а черный — 525. Но в Бразилии по черному и не найти. Так что серый вполне устроил. Все, можно спать… Несмотря на совсем раннее время (что-то около 20.00), уснула мгновенно. А на завтра предстоял путь к новой мечте и в новую страну… АРГЕНТИНУ.

Продолжение:

Открытие Аргентины. Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ.