Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была сегодня 12:04
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Парати — Бразилия Июль 2023

Парати, или, как местные называют, ПараЧИ… Об этом маленьком городке, спрятанном среди зеленых гор и лазурных бухт, мало кто знает. По крайней мере, когда я планировала свое путешествие по Южной Америке, почти не видела о нем отзывов и рассказов, тем более в «зимнее» время года, в июле. Поэтому сейчас во многом хочу взять на себя роль если не первопроходца, то увлеченного рассказчика и прорекламировать это маленькое чудо, которое определенно стоит внимания.

Рассказ намеренно разделила на две части — пешеходно-сухопутную и водно-морскую, поскольку это совершенно разные эмоции, но неизменно прекрасные.

Итак, Парачи (будем, как местные). Это небольшая рыбацкая деревня, которая в XVII веке с развитием торговли превратилась в город. В переводе с языка индейцев, живших здесь, Парачи переводится как «Рыбная река». Сейчас это городок, внесенный в список мирового наследия ЮНЕСКО, оплот колониального прошлого Бразилии. Те, кто был в кубинском Тринидаде, ощутят здесь приятное-де жа вю: они очень схожи. Брусчатка, узенькие улочки, 1-2-этажные домики, похожие один на другой, как братья-близнецы. Но, в отличие от Тринидада, Парачи расположен на берегу Атлантического океана, изрезанном живописнейшими бухтами. А еще тут есть изумрудные холмы и небольшая речушка, впадающая прямиком в океан. Ну, не сказка?

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

О нем я узнала уже даже не помню точно, как. Шерстила отзывы, рассказы туристов, смотрела видео… Взгляд приковал вид с воды, и как-то сразу поняла: я должна его увидеть!

Уже потом узнала, что Парачи выгодно расположен на полпути между Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, из обоих мегаполисов сюда курсируют комфортные автобусы. Поэтому, когда стало понятно, что бразильскому счастью быть, я первым включила в маршрут именно Парачи.

Первым он стал и в порядке посещения городов. В Сан-Паулу я прилетела, провела там полдня и ночь, толком никуда не выходя и отдыхая от сложного 15-часового перелета, а до этого — еще более двух суток дороги. Да и бетонные джунгли как-то совсем не ассоциировались с Бразилией. Наоборот, воображение рисовало те самые колониальные домики, фазенды, донов Педро и прочих персонажей знаменитых сериалов.

Именно поэтому утром я уже была на автовокзале Тиете, именно отсюда в Парати отправляются автобусы.

Стереотипы об опасности Бразилии в целом и Сан-Паулу, в частности, очень мешали. Целью стало их развеять, но для начала — самой избавиться от навязчивого страха. Мало того, что я одна и своим ходом здесь, так еще и страшилки прочно сидят в голове. Гостиницу в Сан-Паулу забронировала специально недалеко от Тиете. Но даже 1 км пути по улице пугал, поэтому решила проехать его на метро, станция которого находится буквально в 100 м от отеля. Но пока я дошла до нее, взмокла от напряжения и страха. Нет, так нельзя…

Автобусный терминал Тиете — один из крупнейших и главных (если не главный) транспортных гигантов Сан-Паулу. Отсюда отправляется множество автобусов разных компаний и в разных направлениях. Как любой вокзал, он напичкан кафешками, ларьками со всякой всячиной, билетными кассами и зонами ожидания. Найти свою платформу оказалось непросто, пришлось обращаться в кассу. После небольшой пробежки по первому этажу с автобусами я, наконец, нашла свой.

В пути по графику — около 5 часов. Но первые бразильские приключения не заставили себя долго ждать. На одной из заправок (она же — остановка для похода в туалет и в кафе) мы простояли почти 2 часа. Вокруг — местные, говорящие на португальском. Английский здесь знают единицы. После нас дружно пересадили в другой автобус вместе с багажом. Как я поняла, какие-то проблемы с автобусом. А дальше начался тот самый путь с панорамными видами: поля, реки, холмы и горы. Именно то, что я представляла. И, конечно, то и дело появлялся океан… Дорога эта очень запала в душу, к тому же, я подготовилась, и в наушниках при этом играла любимая музыка «латина» — смесь бразильской, кубинской, мексиканской и еще бог знает какой музыки. Получилось очень атмосферно!

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

Так прошло еще несколько часов. Я периодически отслеживала местоположение по google maps, эта функция у них работает и оффлайн, очень удобно. И уже понимала, что мы катастрофически опаздываем. В целом я никуда не спешила: в Парачи был забронирован хостел на трое суток. Но страх темноты и грабежей жил в голове, поэтому хотелось добраться до темноты (темнеет зимой рано, почти сразу после 18.00).

Немного о жилье. Все хостелы и гостиницы я почти всегда бронирую без предоплаты (так делала и до событий 2022 года, привыкла иметь задел и возможность отмены в случае чего). Сейчас тем более. И везде есть достаточно большой выбор таких вариантов. НО Парачи в этом плане исключение, то ли потому что туристический, то ли просто много частного сектора. Здесь без предоплаты только виллы и апартаменты за многие тысячи, либо, наоборот, дормитории на 10 человек. А золотой середины — единицы. Я всегда стараюсь жить в историческом центре — близко ко всему (и к автовокзалу, в том числе). А тут все самые аутентичные варианты расположены вдоль реки, впадающей в океан. Поэтому заранее (еще в октябре!) забила себе номер в хостеле, но отдельный, с видом на черепичные крыши и ту самую реку. Он — один из немногих бюджетных вокруг. По правилам сайта все равно нужно указать данные карты для оплаты, хотя она с них не списывается, а ты платишь по прибытии наличкой. Поэтому периодически писала владельцам, что я из России, карта не действует. И они шли навстречу! Держали мою бронь. Так было в нескольких городах Бразилии и Аргентины, так что метод вполне действенный. А вот в Стамбуле отель сказал обязательно оплатить 1 ночь проживания заранее. Пришлось снова просить карту у подруги, которая живет сейчас во Франции. Она вообще меня очень выручила в этом путешествии: все билеты на автобусы (а их аж 9) я купила заранее онлайн для спокойствия. Конечно, это всегда можно сделать на месте в кассе, но языковой барьер и страх сыграли свою роль. Хоть об этом потом не думала.

Автобус снова остановился, на этот раз — посреди горной дороги. По оффлайн-навигатору до Парачи оставалось еще часа два езды. Почему-то все полтора десятка попутчиков вышли на обочину и оживленно что-то обсуждали, причитали и качали головами. Нет, это не похоже на простую остановку! Среди них я-таки нашла девушку, говорящую пр-английски. Она и сказала, что автобус снова сломался и ждем теперь другой. Тем временем солнце уже пряталось за вершины холмов… Мда, не могу я без приключений. И меньше всего их хочется в этой стране, и без того не самой безопасной.

Девушка меня успокоила, что это форс-мажор, и обычно все с автобусами в порядке. А узнав, что я из России, еще несколько раз меня спрашивала, правда ли это. Фраза о том, что я здесь одна и своим ходом, окончательно ее добила. Она в азарте рассказала это всем нашим попутчикам, и 15 пар удивленных глаз без перерыва на меня смотрели. Так прошел почти час ожидания: общались, разговаривали, смеялись. Но, конечно, внутри кипели страсти, я не понимала, как пешком и в темноте добраться до хостела.

Спустя больше часа, за нами приехал автобус раза в два меньше нашего, мы еле туда поместились и поехали уже почти в кромешной тьме. У водителя был вайфай, попутчики помогли мне подключиться, чтобы хоть сообщить домой, что все в порядке. После перуанских злоключений со связью я до сих пор чувствую вину перед мамой и при первой возможности ей пишу, что все в порядке. Тем более, что в России уже была глубокая ночь (разница во времени — плюс 6 часов).

Когда мы проехали светящуюся табличку с надписью Парачи, бразильцы кричали «Ура!». Ох, эмоциональные они! Хотя в этот момент я кричала вместе с ними, не веря счастью. 10 часов в дороге! Мое начало Бразилии не могло быть другим. Каждый раз меня свыше как будто встряхивают и настраивают на путешествие. Ладно, хоть в этот раз не так явно, как в Перу… Такой лайт-вариант. Попрощались, все разошлись в разные стороны. Я, сцепив зубы и собрав все нервы, пошла по темной улице, грохоча чемоданом и выдавая себя за туриста.

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

Когда через три квартала показался мой хостел, восторгу не было предела! Хозяин приветливо встретил, помог втащить чемодан на второй этаж частного дома. Мой номер оказался таким, как и представляла: уютная кровать, достаточно места, старинное здание и даже киношный балкончик, откуда утром будет первый сериальный вид. Единственное, в ванной были муравьи. Маленькие, но много. Но моих любимых пауков не наблюдалось, и на том спасибо. После такой дороги было уже все равно, быстро легла спать, усталость одолела. На часах было 20.00.

Утро началось с криком петухов около 6.00. Было еще темно. Наскоро собравшись, я ждала рассвета и заодно — завтрака. Вчера за приключениями не заметила, что весь день ничего не ела. Как только забрезжил рассвет, рванула к балкону. Мой первый вид с городке мечты… Эти ставни… Ох, колорит!

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

На завтраке я была первой. Но он оказался скромным: булочки, сыр, ветчина, кофе и папайя. Был еще какой-то кекс, но хотелось чего-то серьезного. Ну, хоть так. Для трапезы заняла себе крайний столик с видом на канал. Главной целью был знаменитый бразильский кофе. Как я его ждала! Читала однажды статью девушки, которая так же своим ходом была в Бразилии. Иона описывала этот момент так: «От выпитого у меня выпал глаз и свело челюсть». Я, заядлый кофеман, помня эмоции и сутки без сна от кубинского кофе, ждала такого же эффекта. Хотя и боялась в глубине души, что 8 лет его потребления не прошли бесследно, и удивить организм будет сложно.

Согласитесь, кофе с таким видом — уже приятно. Но… его крепость оказалась, мягко говоря, низкой. Ну, ладно, это же бюджетный хостел. Ради этого впечатления я готова и в ресторан! А пока — гулять.

Утром было достаточно прохладно и пасмурно, поэтому с платьями решила повременить. Да и предстоящий брусчатый исторический центр требовал кроссовок. Но уже спустя час, погода разгулялась, вышло тропическое солнце. А такая зима мне нравится!

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

Река, она же — канал течет вдоль города пару километров, через нее переброшено два пешеходных мостика, а третий — уже почти в дельте, он и ведет в центр. Поначалу я немного заплутала, прошла ближний мост, дошла до дальнего, зато увидела самые панорамные виды.

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

Дальше путь был к центру вдоль этого канала. Это само по себе уже что-то сказочное! С первых минут городок очаровывает и влюбляет в себя. Он чистый, уютный и какой-то родной. Как будто я здесь уже была… Хотя, если присмотреться, все мы тут были мысленно, когда смотрели бразильские новеллы.

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

Парачи безопасный. Очень безопасный и спокойный. Это какая-то другая Бразилия. А еще он насквозь туристический. Но мои тараканы в голове не сдавались. Стоило только выйти на улицу, как снова вытянулась в струну, шарахалась от каждого прохожего. Мда, так дело не пойдет. В конце концов, такими темпами к середине отпуска придется вместо кофе пить соответствующие таблетки… Я специально начала с этого городка, чтобы освоиться, а получалось, что еще больше нагнетаю. Но Парачи не был бы собой, если бы с первых минут не стал лечить эти страхи, и спустя три дня, тараканы-таки сдались и самоуничтожились. А пока, конечно, было нервозно… Но чем дальше я уходила в центр, тем спокойнее было: люди вокруг, лодочки у причалов, солнце все сильнее пригревает, отовсюду доносится запах воды вперемешку с кофе и какой-то едой. Спокойствие, только спокойствие, как завещал великий Карлсон…

Незаметно я оказалась в центре, сразу за мостиком под ногами ощутилась массивная брусчатка, камни тут очень крупные, как две-три ступни размером. Ходить с непривычки сложно. Но как же красиво!

Сразу бросается в глаза главный собор городка — Catedral de Nossa Senhora dos Remedios. Это не самое древнее сооружение (построили его в XIX веке), но самое масштабное. Исторически так сложилось, что храмы в этом регионе строились для конкретных прихожан. Например, этот был построен для богатых жителей, наживших свое состояние во время золотой лихорадки.

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

У собора разбит скверик, где можно отдохнуть в тени деревьев, а можно прокатиться на такой повозке. Смотрится все очень колоритно.

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

Пока я сюда шла, установилась типично «зимняя» температура — пекло в +30 °C. Я спряталась внутри храма, там тихо, красиво и прохладно.

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

От собора расходятся каменистые улочки, их стоит пройти все. Дух старого города ощущается именно здесь. Раньше в таких домиках жили люди, сейчас иногда тоже, но и большая часть уже переделана под гостиницы (ценник внушительный), рестораны и сувенирные лавки. Затеряться здесь проще простого — домики, как под копирку. Выручали все те же оффлайн карты.

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

Пока я бродила, вспомнила, что обменянные еще в аэропорту Сан-Паулу по грабительскому курсу реалы почти на исходе, нужно срочно искать обменник. В Бразилии, как и везде в Латинской Америке обменники именуются cambio. Он спрятался в одном из таких домиков и найти его можно разве что по адресу или точке на карте: вывеска представляет собой маленькую дощечку: из-за статуса города всемирного наследия здесь запрещено не то, что рекламные баннеры вешать, а даже вывески на магазинах сделаны в историческом стиле и очень миниатюрные. Поэтому адрес и название на картах: Atrium Cambio e Turismo (R. da Lapa, 353 — Centro Histórico, Paraty).

Один раз я просто прошла его мимо, настолько незаметный. Но курс порадовал — 4,75 реала за доллар. Даже в Рио выше 4,70 не видела. Нужен паспорт для обмена, поэтому брала его с собой, хотя вроде как достаточно и копии.

Бразильские реалы напомнили мальдивские руфии — такие же яркие, интересные, с разными животными на обороте. В такой яркой стране других и не могло быть!

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

После выполненной цели № 1 немного расслабилась. Душа и желудок просили, наконец, бразильского кофе. Для этого действа вернулась к мостику и зашла в первое попавшееся кафе с видом на канал. Цены здесь жуткие, но напитки вполне приемлемые. Первый бразильский кофе и первая кайпиринья — самый популярный коктейль в Бразилии. По составу чем-то напоминает мохито, но делается на основе кашасы — бразильской текилы.

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

Кайпиринья очень порадовала — освежает и немного пьянит (а расслабиться и отпустить страх было бы неплохо). А вот с кофе снова вышел прокол… Ничего у меня от него не выпало и не свело! Видимо, я такой уже кофе-маньяк, что ничем не возьмешь. Нет, конечно, если вы всю жизнь пили латте или капучино, это будет бомба! Он очень насыщенный, вкусный, горчее горького. Но если есть годы стажа, то… это просто вкусный кофе. Но осознание того, ГДЕ я его пью, сделало свое дело.

Основные блюда в кафе стоят десятки долларов (я не шучу). Мясо с гарниром, например, около 200 реалов. А это, на секундочку, почти 40 долларов! И это не знаменитая чурраскария, где оно безлимитное, это просто стейк и гарнир. Для сравнения, днями позже, в городке Фос-ду-Игуасу я заплатила за БЕЗЛИМИТНОЕ мясо и такие же закуски 80 реалов. Мда, неудивительно, что столики здесь пустые в разгар дня… А вот салаты более доступные. И среди них я увидела блюдо, которое прямо советовали попробовать и туристы в рассказах, и местные. Это пальмито — приготовленные волокна определенного вида пальмы. Не устояла, взяла. За 55 реалов принесли огромное блюдо с огурцами, помидорами и теми самыми волокнами. По вкусу чем-то напоминают спаржу. Вкусно и имеет место быть. Но… тарелка травы за 11 долларов… На Мальдивах за эту цену ела осьминога-гриль, а тут… Если бы не интерес к пальмито, ни за что бы не взяла. Так, где там у нас супермаркет?

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

Это кафе стало одним из двух, где я была в Бразилии. Не хотелось тратить деньги на еду, да и время тоже. Поэтому, как всегда, моими друзьями стали супермаркеты или supermercado по-местному. Благо, их тут навалом. Один такой и был найден рядом с автовокзалом. Тут-то я нашла вожделенные бразильские манго всего за 1,5 доллара за килограмм!

А еще поразилась стоимости мяса: огромные части вырезки всего за 360 руб. за килограмм. Эх, мангал бы мне!

Ладно, город не ждет. Центр хоть и небольшой, но очень насыщен красотами, поэтому прогулка продолжилась, несмотря уже на существенную усталость и первый загар.

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

Парачи называют бразильской Венецией и не зря: приливы здесь достаточно заметные, поэтому зачастую можно видеть очень необычную картину — затопленные (правда, всего по щиколотку) целые улочки, примыкающие к берегу.

Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная

Это зрелище стало финальным в этом насыщенном дне. На завтра мне предстояло найти лодочку и отправиться к мечте — в круиз по бухтам вокруг Парачи. А пока — вечер под вентилятором с вкуснейшими манго. Такой ужин стал нормой.

С непривычки, от усталости и разницы во времени уснула снова около 21.00, зато утром, уже привычно повторив скудный завтрак, побежала к мечте, которая правзошла все ожидания в итоге и заставила плакать от счастья. Но это уже другая история…

Продолжение — «Открытие Бразилии. Колониальный Парати, Часть 2, морская».