Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была сегодня 12:04
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Рио-де-Жанейро — Бразилия Июль 2023

Начало бразильских приключений:

1. Общий обзор путешествия по Бразилии и Аргентине (через Грузию, Катар и еще Стамбул)

2. Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная.

3. Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 2, морская.

Рио… Об этом городе можно говорить бесконечно. Город мечты, город бога, город опасных фавел и прекрасных пляжей, уникального ландшафта, который признан одним из природных чудес света.

Сколько я мечтала о нем, сложно даже подсчитать. Годами, долгими годами. Причем, мечтала и одновременно боялась даже думать прицельно: настолько опасным он казался. Бесконечные уличные грабежи, выхватывания мобильных телефонов прямо из рук отдыхающих, срывание цепочек с шеи… И это самые безобидные истории! Чем только ни пугали рассказы побывавших там, им же вторили и путеводители. Но, как известно, когда чаша терпения и ожидания переполняется, становится уже все равно.

С 2019 года мой маршрут по Бразилии и Аргентине (уже готовый) ждал своего часа (а до этого — еще почти 10 лет мечтаний), и вот, наконец, забрезжила реальность его воплощения. Вперед! И Рио-де-Жанейро стал одной из главных его целей. Доходило до смешного: когда я смотрела видео блогеров и туристов, я плакала, в прямом смысле слова. Меня трясло и текли слезы — настолько сильно хотелось там побывать! Этот город стал настоящей идеей фикс: он мне снился, я о нем думала и даже представляла уже, как там все будет… И вот, наконец, заветный день настал!

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Проведя два с половиной дня в колониальном, милом и атмосферном Парати, расположенном на полпути между Сан-Паулу и Рио, я отправилась в город мечты. Из Парати в Рио курсируют комфортные и относительно недорогие (меньше 15 долларов) автобусы компании Costa Verde. И это название очень символично: с испанского оно переводится как «Зеленый берег», при этом за окном все 4 часа пути проносятся небольшие городки, зеленые холмы и поля, которые то и дело сменялись океаном.

Мои патологические страхи, мучавшие все эти дни, наконец, ушли. Спокойный и неспешный Парати смог расслабить. Но как только автобус начал подъезжать к городу, напряжение вернулось.

Конечно, к Рио я готовилась: заранее купила в фотоаппарат несколько карт памяти, чтобы каждый раз менять после прогулки (мало ли, украдут), взяла старый смартфон для подстраховки на тот же случай, сняла цепочку и все сережки-кольца, нашла неброскую одежду и даже старенький неприметный рюкзак, с которым в итоге и проехала пол-Южной Америки…

Автобус привез на автовокзал НовоРио — огромный транспортный узел города. После миниатюрной станции Парати это стало настоящим открытием — муравейник, каких поискать: всюду снующие пассажиры с чемоданами, тюками и баулами, небольшие ларьки с едой и не очень приятным запахом старого сыра и пережаренного масла, зазывалы-таксисты, перекрикивающие объявления громкоговорителя… Попав в такой хаос, я была на грани того, чтобы снова, как и в Сан-Паулу, вызвать Убер (благо, он недорогой). Но вовремя взыграл протест: я уже почти четыре дня в Бразилии, уже почти, как местная! Надо и добираться, как местные.

Мимо автовокзала идет знаменитый автобус 2018, который курсирует между двумя аэропортами и идет аж до пляжа Ипанема и дальше. Но его остановку я на карте еле нашла, и была она как-то далеко. Решив не рисковать (район автовокзала не самый безопасный), решила поехать на трамвае Т1. Остановка так и называется — автовокзал или Rodoviaria. Он тоже универсальный, идет до центра, а там можно на метро. Мой первый отель в Рио был на станции метро Catete. Это одна из центральных станций.

Увидев трамвайные пути прямо напротив выхода из терминала, пошла к ним. Встала с людьми, стою, жду. И тут приходит… автобус! Прямо по трамвайным путям. И все садятся в него. В недоумении спрашиваю местных, они, как водится, почти не говорят на английском. С трудом удалось понять, что, во-первых, сейчас ремонт путей, и отсюда до ближайшей работающей станции трамвая (следующей за автовокзалом, в пути от силы 10 минут) идет автобус. Он бесплатный. Но трамвай оплачивается специальной картой. И ее нужно купить и пополнить в терминале напротив. Ох, целый квест! Хотя и интересный. Стоит карта около 5 реалов, плюс на нее кладешь деньги. Трамвай стоит 4,5 реала. При этом карта универсальная, ею можно оплачивать и метро, и автобусы, и трамваи.

Трамвай Т1 идет до аэропорта Сантос Дюмонт, проезжая почти весь центр. Но до моей остановки Catete нужно было-таки пересесть еще и на метро. Еще один квест (вместо жетонов у них карты) пройден, от станции метро Cinelandia до Catete всего 2 остановки. А мой отель находится в доме прямо у выхода из метро! Улочка там старинная, да и расположение с ценой меня привлекли. И получилось очень удобно! Вообще центр считается опасным районом, но, забегая вперед, скажу, что ничего там страшного не видела и ни в чем криминальном не участвовала. Может, не так страшен черт?…

В транспорте Рио с чемоданом удобно — трамваи на низкой платформе, в метро есть эскалатора (правда, в большинстве случаев на подъем, но это самое главное). Метро не очень глубокое, интуитивно понятное. Пока ехала, уже пришло осознание свершившегося чуда! Ехать до станции метро Cinelandia (у трамвая эта остановка называется так же) примерно 30 минут. От этой станции до цели еще буквально пара остановок на метро. Трамваи и вагоны метро новенькие, просторные, с большими окнами. Пассажиры все приветливые, улыбчивые. Разговаривают, смеются. В этом все бразильцы! Кажется, что они никогда не унывают. И эта атмосфера с первых минут передается.

Очень интересная особенность метро Рио: здесь на одной станции могут останавливаться поезда разных линий. Поэтому всегда нужно обращаться внимание на цвет своей ветки и на соответствующие табло на перронах, оповещающие о прибытии поезда того или иного цвета. Очень удобно: здесь нет долгих ступенчатых переходов между станциями.

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Выйдя на свет божий, я сразу увидела свою гостиницу. Она, как и на фото брони, действительно была прямо у входа в метро. Ближе некуда! Этот момент стал одним из решающих. Гостиница (Riazor hotel) в старинном особняке, бюджетная, но с отдельным чистеньким номером и завтраком. Единственное, нет лифта, а наверх ведет массивная винтовая лестница, с чемоданом не очень удобно. Но это все мелочи. Главное — одна из центральных улочек и метро буквально под балконом!

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

После насыщенного дня в пути хотелось отдыха, поэтому вечером особенно не гуляла, только прошлась до ближайшего супермаркета. Снова арбуз и манго, хлеб, колбаса и много воды. Да тут можно жить! От переизбытка эмоций и волнений уснула рано. Успела посмотреть прогноз на три дня, именно на утро обещали солнце, потом переменная облачность. Все складывается!

Утром, вопреки прогнозу, солнце пряталось в дымке. Страхи снова взяли верх. собиралась долго и сложно. Завтраки в гостинице ранние — с 06.00. Пришла почти к открытию. Выбор тут побольше, чем в Парати, можно не то что наесться, а еще и объесться. Главное — были мои любимые фрукты. А еще из интересного — фруктовые желе. Ну, и традиционные сыр-ветчина-кофе.

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Наскоро позавтракав, побежала к статуе Христа-Искупителя, который смотрит на город с высоченной горы Корковаду и является, наверное, самым узнаваемым символом Рио. Эту достопримечательность (главную в Рио!) нужно увидеть только в ясную погоду! На метро всего одна остановка — до станции Largo do Machado, выход из нее на площадь с белой кирхой. У самой церкви — кассы. Этот путь я столько раз проходила в рассказах других путешественников… И вот, наконец, лично.

Утром площадь была почти безлюдной, а у самых касс на газоне кучковались бомжи. Мрачновато. Но они не обращали на меня никакого внимания: ели, пили, одна женщина даже делала себе модную прическу. Я на всякий случай отошла от них подальше.

В 8.00 открылась касса, в очереди я была третья. Стоит все недешево — 122 реала. Собрали народ и поехали, небольшие микроавтобусы стоят тут же, на площади. Путь занял минут 40 с пересадкой на другую маршрутку, а потом — еще минут 10 подъем по ступеням вверх.

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Путь к Христу прошел незаметно: за деревьями то и дело виднелась гора. Как же он высоко! Мы ехали все в гору, то мимо старинных домов, то мимо леса, а то и вдоль тех самых фавел. Мозг отказывался с утра принимать такое, глаза отказывались верить. Еще дома я загадала пойти на статую в белом сарафане. И нашла его буквально перед отъездом. Но реальности все не было. Даже когда поднималась, отсчитывая последние ступеньки и видя статую по спины…

Народу на небольшой площадке уже в 9 утра было немерено! Толкались, фотографировались… Поэтому ранний приход ничего не дал. Но несмотря на кучу людей, место это особенное. И Христос сам, и аура вокруг. Удалось ощутить. А от исполнения давней мечты пошли слезы… Хотя, шли они у меня в этом путешествии часто и, слава богу, все от счастья…

Пабло Пикассо сказал: «Все, о чем мы можем мечтать, реально…». Эту любимую цитату я сто раз твердила мысленно, стоя здесь… Эти эмоции не забыть!

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Как только туристы ни ухитряются делать фото! Даже забираются на высокие парапеты, чтобы обойти толпы. Каждый пытается урвать кусок своего пространства для памятного фото. При этом ни разу не было толчеи, грубости, все как-то с улыбкой, по-доброму. Христос объединяет всю разноголосую толпу на этой небольшой площадке. Он действительно как будто смотрит внутрь… И это стоит всего!

Помимо знаменитой статуи, гора Корковаду — это одна из самых панорамных смотровых площадок, откуда открываются самые живописные виды на Рио. И мне сказочно повезло: именно утром они были видны, а уже спустя пару часов их закрыли облака. Вид на Сахарную голову так и остался в дымке, удалось увидеть только ее силуэт, но это лучше, чем ничего.

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

На горе ветрено, но ветер здесь не ощущается: много людей, тесновато, да и волнительно от исполнения мечты, оттого — тепло. Да и в городе в этот день было +30 °C, суровая бразильская зима!

Помимо уникального природного ландшафта, с горы можно увидеть залив Гуанабара, озеро Родриго-де-Фрейтас, легендарный стадион Маракана, а также некоторые из фавел.

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

В этом вояже я сделала целую серию фото на фоне основных красот Южной Америки. Их главным героем стал… компас. Давно мечтала именно о таком ретро-варианте. И на Новый год мне его подарила подруга. С ним я и проехала все, что хотела. И такие фото стали изюминкой вояжа: каждая из них говорит: компас привел, наконец, меня сюда! Мечта осуществилась.

После Христа, проведя здесь более 3 часов, я пошла в гостиницу: полуденное пекло не давало шансов на прогулку, да и ноги немного взбунтовались. Тем более, что вечером меня ждала еще одна визитная карточка города — гора Сахарная голова. Это вечная соперница горы Корковадо с Христом за звание главной достопримечательности Рио. И стоит она аж 160 реалов… Поэтому этот день стал самым затратным. А очередь… путь до горы в итоге занял аж 3 часа.

Добираться сюда несложно. Нужно доехать до станции метро Botafogo, перейти дорогу и сесть на автобус № 513, либо пройти пешком около 2,5 км до площади Praca general Tiburcio, от нее и начинается канатная дорога. Либо на вывеске автобуса искать надпись Pão de Açúcar (она же — «Сахарная голова» по-португальски).

Все время, пока я стояла в очереди (около 3 часов!), было пасмурно, а вершина Сахарной головы и вовсе была покрыта облаком. Боялась, что вообще видов не дождусь… Тут же, у касс, есть очень живописный пляж Vermelha, хотела там погулять, но очередь спутала все планы. Успеть бы до заката! И вот, наконец, первая часть пути…

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Канатка поднимает на гору Урка, она меньше Сахарной головы, но тоже однозначно стоит внимания! В июле темнеет рано, немногим позже 18.00, поэтому закат пришлось встречать на горе Урка, а на Сахарную голову мы поднялись уже в темноте… Но несмотря на такое досадное стечение обстоятельств, я не жалела. Виды отсюда совсем другие, чем с Корковаду, да и закат порадовал!

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Здесь есть много кафе, магазинчики, туалеты, скамейки для отдыха, а еще — настоящие джунгли. Конечно, их мини-копия, отрехтованная человеком. И все же ощущается тропическая сказка!

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Как и ожидалось, на вершину Сахарной головы поднялись уже в темноте. У меня даже были сомнения, стоит ли стоять еще почти час в очереди ради темноты… Но раз уж я тут, то рискнула и все же ощутила магию горы, виды отсюда, пусть даже и уже ночные, стоят посещения!

Добиралась обратно я на Убере, на горе и вокруг предусмотрительно сделали бесплатный вайфай. А потом… прошлась по улочке в темноте. Да ничего, нормально: люди гуляют с детьми, с животными, кафе работают. Эта прогулка стала прелюдией перед завтрашним днем, когда я своим ходом и одна поехала в район Лапа.

С утра уже не было солнца — день обещали пасмурный, но теплый, как раз для прогулок. Быстро позавтракав, я помчалась к цели.

Лапа — самый центр Рио. И самый непредсказуемый район в плане безопасности. Много бомжей, много всяких личностей… Но и много красот, мимо которых точно невозможно пройти!

Добраться до района Лапа несложно, достаточно доехать до уже знакомого метро Cinelandia. Это от моего отеля и станции метро Catete — вторая станция, удобно. Выйдя на поверхность, я ощутила знакомые страхи, правда, конечно, уже очень приглушенные. Здесь, недалеко от метро, находятся сразу несколько достопримечательностей Рио — лестница Селарона, акведук Кариока, храм Сан-Себастьян и др. И в целом вокруг очень много старинных зданий и особняков. От метро по карте идти недалеко, примерно 15 минут.

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Но этот путь пролегает по улицам, которые не назовешь гостеприимными и безопасными. Еще и пасмурная погода добавляла мрачности. Но вопреки ожиданиям, ничего страшного не нашла и не видела. Один раз бомжиха, явно под чем-то, кричала мне вслед что-то на португальском. Но я обошла ее подальше и продолжила идти. Людей утром было немного, но все-таки они были! И это не могло не радовать.

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Первой вехой на пути стала лестница Селарона — одна из самых ярких и необычных достопримечательностей Рио. Когда-то местный житель, точнее, чилиец Хорхе Селарон, переехавший в Рио и полюбивший его всем сердцем, решил облагородить кафельной плиткой территорию у своего дома в одной из фавел. Он настолько увлекся этим действом, что плавно перешел и на соседние стены, дома и начал выкладывать все ступени лестницы яркой мозаичной плиткой. Туристы, прослышав о Селароне, стали привозить ему плитку со всего света. 23 года художник создавал свое произведение. Постепенно вся длинная лестница (более 200 ступеней) и ее окрестности стали яркими, как сам город, и там появились почти все страны и города мира (туристы привозили художнику плитку с изображением своих городов или стран). Еще 10 лет назад художника можно было встретить у лестницы, но в 2013 году его не стало. До сих пор версии разнятся: убийство или самоубийство… Однако дело всей жизни художника живет и процветает: лестница Селарона внесена во все путеводители по городу, сюда водят экскурсии, о ней знает весь мир.

К лестнице ведет узкий темный переулок, не очень приятный, но чем ближе подходишь к цели, тем более туристическим становится место: начинается череда сувенирных магазинов, лавок, арт-объектов и прочих красот.

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Пройдя и это, попадаешь, наконец, в царство света и цвета — к началу ступеней лестницы и сразу понимаешь, почему ее внесли во все путеводители: красочнее места в городе сложно найти.

Здесь я нашла даже родной Санкт-Петербург! Представляете, будучи на другом конце света, увидеть частичку родного? А еще увидела много своих будущих целей — стран и городов, включая, например, остров Пасхи. Причем, он здесь представлен мини-копией каменного истукана — символа острова. Смотрится очень необычно.

Несмотря на известность лестницы, не стоит забывать, что ведет она в настоящие фавелы, а где много туристов, там много карманников. Но все эти страшилки сразу забываются здесь, уступая место настоящей цветотерапии. Увлекшись созерцанием, здесь смело можно провести пару часов! А если подняться наверх, можно не только увидеть одну из самых масштабных мозаичных картин Селарона — огромный бразильский флаг, но и пообщаться с местными умельцами, которые продают здесь свои изделия. Причем, это не будут китайские штампованные Христы или магнитики, это уникальные и — главное — недорогие (можно еще и поторговаться!) изделия, которые станут приятным подарком близким.

Ну, и, конечно, невозможно уйти без фото с названием лестницы, сюда даже стоит небольшая очередь. Хотя после вчерашних многочасовых толп к кассам Сахарной головы десяток человек был нипочем!

После спуска обратно меня ждала еще одна встреча. Лестница Селарона притягивает не только туристов, но и местных жителей — увлеченных художников, скульпторов и просто неравнодушных к искусству людей. Даже продавец сувениров может оказаться легендарным человеком! Так, я разговорилась с одним из продавцов и оказалось, что он объехал более 70 стран мира! Был в России — в Москве и Питере, в Африке, в Азии, в Европе, в обеих Америках и даже в Австралии. В общем, человек мира! Зовут его Ильсон Тала, он художник, пишет картины, продает их по миру и путешествует. Работа мечты! Мы обменялись контактами. Пишет он и виды Рио, и пробует себя в абстракции, а еще любит филосовские картины: например, его кредо — серия картин с зеброй. Ее черные и белые полосы он обыгрывает в разных ситуациях, суть всех их одна: в жизни есть и черное, и белое, но каим будет наше завтра, решать нам. Черная полоса? Нужно ее отбелить! Это целая философия в картинах. Я напросилась на фото, уж очень он покорил! Такие встречи — одно из самых ценных, что можно привезти из путешествий…

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Наверное, именно этот момент окончательно отбил внутри все страхи, обратно я шла уже без них и с камерой в руке. Конечно, бомжи и подозрительные типы никуда не делись, но было уже все равно. Наконец, Рио подарил долгожданную свободу! И где? В самом небезопасном районе! Это действительно город контрастов.

К слову, самые недорогие и интересные сувениры продают здесь же, в лавках у лестницы. А в соседних магазинах уже в 2 раза дороже!

После красочных впечатлений я пошла назад к перекрестку, от которого веером расходятся улочки. Отсюда уже видны следующие две цели — акведук кариока XVIII века и собор Сан-Себастьян.

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Акведук, как и все подобные сооружения в мире, в свое время доставлял жителям Рио воду. Он известен еще и тем, что по нему то и дело катается желтый ретро-трамвай в район Санта Тереза. Остановка его расположена недалеко, при желании можно прокатиться и увидеть наследие португальской колонизации — старинные домики, узкие колоритные улочки.

Сразу за акведуком виднеется сооружение странной формы. Это и есть собор Святого Себастьяна — творение уже современное. Долгое время местные не признавали его и иначе, как ведром, не называли. Но замысел архитектора был глубоким: он хотел объединить собор и пирамиду майя, тем самым показать, что форма храма не имеет значения, важно, чтобы люди в нем искренне молились. И теперь собор очень популярен и у местных, и у туристов.

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Внутри все очень аскетично: ряды скамеек, простенький алтарь с распятием. Но стоит поднять голову вверх, как забираешь свои слова обратно: от пола до сводов потолка тянутся огромные витражи, которые на самом потолке образуют крест идеальной формы.

Это зрелище стоит увидеть, тем более, что вход сюда абсолютно бесплатный, как и во все сегодняшние достопримечательности. Да и прохладно тут, можно часок пересидеть жару и дать ногам отдых. Кроме 12 реалов (2,5 долларов) на метро и еще 4,5 реалов на трамвай за этот день я не потратила ни гроша! А увидела достаточно.

Рядом с собором, в небольшом сквере можно увидеть еще одну красоту — мини-копию того самого Христа-Искупителя. И, в отличие от его большого собрата, где толпы туристов, тут не было ни души, можно было еще раз насладиться видом и сделать фото на память.

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Возле собора и до метро, как мне показалось, самый неспокойный район. Людей мало, а вот приключений можно найти много… Улицы грязные, пустынные, много асоциальных личностей. Снимать здесь было сложнее всего, даже впервые достала старенький смартфон от греха подальше. Но в целом под конец уже и снимала, и с телефоном ходила в руке. Наверное, у нас с Рио такая долгожданная встреча, что он прощал эту наглую самоуверенность. Все интуитивно понятно, знакомо, все по любви у нас, в общем.

Дальше я очень хотела увидеть Ботанический сад Рио. Это не просто лютики-цветочки, а целый зеленый город с огромной аллеей пальм, садом кактусов, старинным особняком и даже (как говорят) милыми обезьянками. Ехать до него из центра минут 40 автобусом от того же метро Cinelandia. Но планам помешал дождь, не сильный, но затяжной. Ладно… Будет повод вернуться. А пока — путь к еще одной знаковой достопримечательности Рио — олимпийскому муралу. Все тот же трамвай Т1 от того же метро везет до станции Parada Dos Navios. Сама эта территория интересна для посещения: набережная и порт, музей завтрашнего дня и огромный аквариум (океанариум) ждут здесь своих гостей. Но меня очень интересовал именно мурал «Этносы». Это самый большой мурал (изображение на стене дома) в мире! Создан он был к Олимпийским играл 2016 года. Вместо 5-ти колец — символов — жители пяти континентов. Очень необычно. И он огромный! Трамвай очень удачно останавливается прямо у него, не нужно даже никуда ехать.

Прогулка здесь была недолгой, усталость дала о себе знать. Поэтому, добравшись до гостиницы (так же — трамвай и метро), я забежала в ближайший супермаркет и взяла, наконец, самое популярное местное лакомство — сорбет из ягод асаи. Вкус не описать, он уникальный, но очень отдаленно напоминает нашу смородину и черноплодку: немного терпкий, но все же больше сладкий и такого же цвета. На этом сходства заканчиваются. Вкусно неимоверно! И продается повсеместно в виде сорбета, смузи, сока, варенья и т. п.

На этой вкусной ноте день подошел к концу, гулять по темноте в центре я не решилась от греха подальше. А на утро предстояла дорога к еще одной мечте — в городок Арраял-ду-Кабу.

«А как же пляжи?», — спросят бывалые. Где Копакабана, Ипанема — символы Рио? А в Рио я еще вернусь буквально через пару дней. Их оставила на закуску. И через два дня вернулась в любимый город. Снова автобус и путь в центр. Снова автовокзал, трамвай, метро. Но путь уже к другому отелю. Он — единственный такого уровня в моем вояже и всего одна ночь. Он расположен прямо на Avenida Atlantica, посередине ее, а с крыши открывается панорамный вид на пляж Копакабана. Ради него и разорилась, но ни разу не пожалела. Все-таки нужно хотя бы иногда позволять себе что-то еще, кроме хостелов и бюджетных гостиниц. На крыше гостиницы еще и бассейн есть, и бар! Мечтала там искупаться, но был достаточно сильный ветер. Зато бар подарил вкуснейший кофе. Так и провела вечер. Уникальные виды города, как на ладони: и Копакабана, где снимали, наверное, сотни фильмов и сериалов, и гора Корковаду с Христом, и фавелы…

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

На утро мне предстоял снова путь к мечте, на этот раз — к водопадам Игуасу. Но еще оставался одн незавершенный план, а именно, пляж Ипанема с той самой сказочно красивой горой Pedra Dois Irmãos («Два брата»). Поэтому ранний завтрак в отеле (самый шикарный за весь вояж даже по сравнению со изобилием Стамбула) был очень недолгим. От моего отеля пришлось бежать к метро (всего в двух кварталах — станция Cardeal Arcoverde). От нее — до станции General Osorio. Она вырублена в скале и внутри можно видеть это, очень красиво и необычно. Рядом с метро тут находится очень хороший обменник с высоким курсом.

К пляжу Ипанема нужно идти через мини-парк, а потом влево до упора (от силы минут 10 пешком). И вот она — сказочная Ипанема!

Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный

Ну, и, конечно, Копакабана на закуску — уже не с крыши, а ногами. Та самая знаменитая плитка и узор, сонные немногочисленные туристы и спящие в палатках бомжи… А еще — главное — километры песка и один из самых душевных рассветов в жизни!

А уже через пару часов Рио на прощание подарил еще и лучший вид на себя самого — с борта взлетающего самолета. На пути к Игуасу все советуют брать места «А», чтобы увидеть потом водопады с высоты. Но я места выбирала почти за неделю до вылета, напрочь забыла об этой опции. Поэтому тех самых «А» не осталось (только у крыла, где ничего бы не было видно). Взяла «G» и ни разу не пожалела. Уникальный ландшафт Рио и сумасшедшая палитра голубых оттенков останутся в памяти навсегда… Прощаться было сложно, но я точно знала, что вернусь сюда снова. Пусть, не на следующий год, пусть позже. Но вернусь! Потому что Рио — это вселенский магнит, который и так притягивает, а после такой теплой встречи притяжение ощущается в разы сильнее… А пока — путь к новым красота неисчерпаемой и долгожданной Бразилии…