Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была 28 апреля 22:27

Кабардино-Балкария — Россия Июнь 2023

Горы манят, горы влекут, горы зовут и я не в силах противостоять их магической силе над собой. Но если честно, то и не пытаюсь, а просто следую за желанием и удовлетворяю его. Крутые подъемы, тяжелые ботинки, дожди и туманы-все это будет в избытке,

но сначала я заглатываю наживку — Приэльбрусье,

По центру фото среди хвойных вековых деревьев едва заметно светлое пятно - это крыша главного корпуса, это и есть альплагерь Уллу-Тау
По центру фото среди хвойных вековых деревьев едва заметно светлое пятно - это крыша главного корпуса, это и есть альплагерь "Уллу-Тау"
Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

а потом придумываю себе сказочку и мгновенно верю в нее: почти неделю жить у подножия Эльбруса, каждую минуту любоваться его снежными вершинами, встречать с известным пяти тысячником рассвет и с ним же провожать трудный, но прекрасный день!

Треккинг по окрестностям налегке, т. е. без рюкзаков-эта опция знакома и много раз опробована на себе, но прочие детали тура, выбранного все в том же, давно знакомом турагенстве настораживали и вызывали волны протеста: проживание в палатках и дежурство на кухне -подъем раньше группы на час и готовка завтрака- ужина на горелках. Но как только сказка была озвучена, то две меня, свирепо и порой даже скандально противоборствующие внутри, рьяно взялись за дело.

-Ну ты что, в палатках не ночевала, что ли?

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

-Да, было, много раз и в Безенги вот, например, тоже неделю. Но так я же зареклась!

-Ой, да ладно тебе, когда еще ты представится возможность проветрить спальник в Приэльбрусье?

-А как же исполнение обязанностей поварихи, да к тому же кормить надо всю группу!

-Подумаешь, так ведь всего один день и все дела. Отбрось лишнюю житейскую шелуху, закрой глаза и представь Северный Кавказ, Кабардино-Балкарию, снежные вершины! О, от предвкушения аж мурашки по телу!

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

-Боже мой, да что же делать-то в конце концов, а вдруг дожди, ветра, мороз? Да еще и тяжеленный рюкзак тащить на себе!

-Ха, угомонись, ведь уже и аванс давно оплачен, договор с учетом скидки для постоянных клиентов тур-клуба подписан!

Эти двое цапались еще долго, да что там — вплоть до самого дня отъезда, когда прогноз погоды злорадно обрушил свой неутешительный вердикт: дожди, дожди и еще раз дожди! Дождевого потока было маловато на всю неделю тура, и тогда в самой его серединке, как контрольный выстрел: снежок! Но зато в последний день на карте погоды застенчиво маякнуло солнышко, а уж в день отъезда расстаралось вовсю: классика жанра, не удивительно!

Вот так, в постоянном разногласии сама с собой, я вновь оказалась в Минеральных Водах, отправной точке на все горные маршруты по Северному Кавказу.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Отель заказала не прежний, существенно задравший цену, а другой —отель «Прометей», вполне себе достойный для ночевок, с завтраком и набором необходимых опций, отдельной кухней и услугой завтрака с собой при раннем отъезде. В этот раз, в виду изменения расписания движения поездов, мне пришлось бронировать еще и ночь по отъезду.

Итак воскресенье, 11 часов утра, время сбора группы у жд вокзала Минеральных Вод — момент для меня всегда весьма волнительный. Случайно составленный коллектив в независимости от возраста и весовой категории должен стать единым сплоченным организмом на целую неделю. Горы объединяют, они удивительным образом сплачивают любую команду, несущую в себе единственно важный порыв — любовь к мощным и величественным каменным исполинам. География слетевшихся и приехавших на встречу с мечтой как всегда невероятно обширна: Москва и Петербург — это традиционно, Воронеж бывает частенько, а вот представители Салехарда, Горно-Алтайска и Архангельска удивили! Это же надо, так гореть желанием увидеть Кавказ впервые или вернуться к нему на очередную незабываемую встречу, что пренебрегаются долгие часы перелетов или более того — четырехдневный переезд двух парней на машине из Архангельска. Все верно, за положительными эмоциями хоть на край света!

Группа, состоящая из 14 человек: 12-туристов и 2 инструкторов, погрузила свои рюкзаки-чемоданы в багаж специального микроавтобуса и увлекательнейшее путешествие началось!

В пути звучали несмелые реплики, какие-то замечания, разговоры, условные прощупывания, воспоминания- группа находилась на стадии наведения контакта.

А за окном уже мелькали Кабардино-Балкарские селения с домами, взведенными согласно традиционным укладам горных народов: мой дом — моя крепость.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Поля плавно перетекали в предгорья, настроение следовало в том же направлении, оно поднималось по нарастающей, пропорционально высоте гор.

Часа через 2,5 мы проезжали через один из самых высокогорных городов Российской Федерации — Тырныауз, расположенный в долине Баксанского ущелья по обоим берегам реки Баксан. Город был основан в 1934 году при открытии Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения, в 1937 году началось строительство первых комбинатов. С распадом СССР и закрытием молибденового комбината начался стремительный отъезд местных жителей из города. Уменьшению их числа способствовала и страшная трагедия 2000 года — селевой поток обрушился на Тырныауз, сокрушая все на своем пути. В настоящее время город живет, восстанавливается инфраструктура, строятся планы на будущее, но мелькавшие за окном пустые глазницы окон в брошенных многоэтажках, нагнетали и навевали грусть.

Еще с полчаса пути по горной дороге и, приехав в село Верхний Баксан, мы покидаем наш уютный автобус, выгружаем все вещи и оказываемся перед уникальным сооружением, которое я уже давно хотела увидеть непременно своими глазами.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Так вот ты какой, горный подъемник, поднимающий по рельсам на вершину Докторского перевала автомобили туристов и местных жителей, а также грузы, как, например, весь наш групповой багаж.

Но пока подъемник завис наверху в ожидании команды спуска, есть время оглядеться: слева, вырываясь из ущелья, грохочет горная река Адыр-Су. Обрушиваясь бурным потоком, пробивая себе путь она формирует неописуемой красоты каскады, поражающие мощью воды, падающей с каньона вниз.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Но вот уже заметно медленное движение гигантского подъемника и женский состав нашей группы спешит наверх по железной лестнице, расположенной справа от специальной платформы. Мужчины остались заниматься погрузкой на платформу.

Единственный на Северном Кавказе грузовой подъемник-фуникулер был построен еще в 1960-е годы, угол его подъема составляет 45 градусов, а длина — 60 метров. Оказавшись на середине лестницы, состоящей из 360 ступенек, мы буквально вжались в ограждение — с металлическим скрежетом движущаяся по рельсам огромная, металлическая площадка с деревянным настилом медленно проплыла мимо!

Люди на подъемник не допускаются, два года назад произошла трагедия — вниз рухнул плохо закрепленный автомобиль, и не покинувшая его девушка погибла.

Интересно происхождение названия Докторского перевала. В 50-е годы для участия в тренировках в альплагере Уллу-Тау, куда ехали и мы, была необходима справка медкомиссии. Учитывая крутой подъем на перевал, альпинисты шутили: если ты поднялся наверх — значит «прошел докторов» и получил допуск к занятиям в альплагере.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Вскоре все наши вещи были подняты и перегружены на горный транспорт, в кузов ГАЗа забрались и все мы.

14 километров до альплагеря с перепадом высоты в 700 метров пролегали по горной дороге ущелья Адыр-Cу.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

По асфальту это расстояние можно преодолеть быстро, но в данном случае нас изрядно потрясло на ухабах, потрепало низко опускающимися с двух сторон ветками.

Возбуждение нарастало, предвкушение не обмануло: ветки разошлись в стороны и в просвете наконец-то появились они-снежные вершины!

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Невероятно волнительно, но восторг зашкалил, когда машина остановилась и я, покинув кузов, оглянулась!

Боже мой, неужели мы будем жить прямо здесь, в горном ущелье реки Адыр-Су практически у подножия одной из известнейших гор Кавказа Уллу-Тау?

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Хотелось бежать сразу в несколько мест, чтобы побыстрее впитать в себя ауру и потрясающую, уникальную красоту, представшую перед глазами.

Уллу-Тау — это не обычная гора, она особенная, «Священная гора» Кабардино-Балкарии и если величественный двуглавый Эльбрус называют отцом Кавказа, то Уллу-Тау, обладающую особой энергетикой, местные жители называют Горой Матерью или Великой Горой.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Позднее я еще вернусь к рассказу об удивительных свойствах этой чудо-горы, а сейчас уже пора заселяться в свой домик-палатку, которую я заранее арендовала у тур-клуба. Какое счастье, что мое жилище было установлено заранее и уже ждало свою хозяйку. Быстренько распаковав рюкзак, приготовив спальное место, я было хотела отправиться исследовать самый высокогорный альплагерь на Северном Кавказе, но инструктор велел всем следовать за ним.

Альплагерь «Уллу-Тау» находится в Кабардино-Балкарской республике и является частью национального заповедника «Приэльбрусье». Буквально в пяти километрах пролегает Местийский перевал, через который можно попасть в Грузию, в Сванетию. Для походов по предусмотренным туристическим маршрутам всем туристам необходим пропуск в пограничную зону. Нам выдали специальные листки, мы заполнили свои данные, зафиксировали их у начальника лагеря, который заверил формы печатью. Пропуска вместе с паспортами мы носили с собой каждый день.

Ну, а теперь-то дорогая крестная, можно мне уже идти на бал можно пробежаться по территории альплагеря и познакомиться с его объектами?

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Популярная альпинистская учебно-спортивная база «Уллу-Тау» расположена в самом сердце Кавказских гор у подножия горы «Уллу-Тау» на высоте 2380 метров в благоухающем сосновом бору и у нее есть своя история.

Летом в далеком 1936-м году группа любителей горных путешествий разбила на этом месте первый палаточный городок. Зимой 1930–1940 годов, осваивать ущелье Адыр-Су приехали уже первые любители горнолыжных походов.

В начале Великой Отечественной войны в альплагере проводились сборы бойцов Красной Армии, во время которых солдат обучали ведению боевых действий в горных условиях. В 1942 году немецкая дивизия «Эдельвейс» разрушила альплагерь.
После окончания войны начался процесс восстановления лагеря и представьте — подъемника-то еще не было, поэтому проведение восстановительных и строительных работ было очень сложной задачей. Все необходимые материалы в будущий лагерь доставлялись пешком самими рабочими или с помощью осликов.

В 1946 году лагерь снова открыл свои двери для альпинистов, но особенную популярность база «Уллу-Тау» приобрела к началу 1990-х годов.

Лагерь занимается подготовкой не только профессионалов — альпинистов, но и новичков, а также здесь тренируются пограничники и другой специальный контингент.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Инструктор рассказывал, что однажды попал в сезон, когда на базе одновременно находилось около 450 погранцов. Представляете-сотни пар сапог бегут с утра пораньше на пробежку! Нам повезло — было тихо и спокойно, лишь пение птиц, да спешащая куда-то горная река Адыр-Су нарушали уединение. Хотя может быть девчонки из группы и расстроились?

Помимо палаточного лагеря можно остановиться и в одном из 2-х деревянных корпусов.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

В наш приезд все номера были заняты, но через пару дней поток туристов спал, номера освободились, но все равно — в нашем туре проживание было предусмотрено лишь в палатках.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Условия нахождения в альплагере весьма и весьма скромные. Из услуг на базе есть душевой дом с несколькими кабинами,

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

столовая. Постоянное электричество отсутствует, после 19 часов запускают дизель-генератор. Но когда мы поняли, что на территории нет элементарного места для просушки обуви и одежды, а также достаточного количества розеток для зарядки аккумуляторов, телефонов и другой нужной техники, свет нам был нужен только при посещении душа. Но опять же — вставала проблема просушки волос, даже для меня с короткой стрижкой. В общем сушили у костра, либо шли в кафе и там уж, если повезет и не выгонят хозяева — у камина.

Но мы хитрили — покупали хычины, чебуреки с сыром, чай из облепихи или брусники и растягивали удовольствие, пока не просыхали волосы.

А еще в этом кафе продавали Wi-Fi, 200 рублей час пользования. Не путать с интернетом!))

Но это я отвлеклась, вернемся непосредственно к нашему палаточному лагерю и быту. Самое главное — кухня, где, как и что? А вот и она- беседка с навесом, но обдуваемая всеми ветрами и без дополнительного места для хранения продуктов.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Инструктор сказал, что раньше была специальная палатка. Не вопрос: вышли из положения, распихав все баулы с продуктами по палаткам, мне достались овощи. И потом каждый раз перекличка: У кого сыр-колбаса? А яблоки, сухофрукты, хлеб, печенье? Было и так, что хозяин какой-то сумки просто забывал о ее существовании и народ дня два существовал либо без кофе, либо без чего-то еще. Готовили в котелках на горелках. Меню было разнообразным: разные супы, салаты, каши, макароны с тушенкой, нарезки, однажды даже борщ, трижды отдувалась овсянка, обильно посыпанная сухофруктами. Мы с девочкой из Москвы варили плов, насыпав в котелок 1,5 пачки риса, хотя вполне хватило бы и одной. Рис разбухал до бесконечности, многие съели уже по две порции, а плов все не заканчивался. Тогда остатки выложили в сковороду и утром, разогретый, он ушел на «ура»!

Просыпались мы с помощью ледяных процедур около этого аппарата:

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Посуду мыли в горном ручье — тоже ледяном, каждый свою, а над котелка мучились дежурные.

Но боже мой, какие это на самом деле мелочи, ведь окруженный вековыми деревьями и горами со снежными вершинами, альплагерь создает удивительное ощущение свободы и отрешенности от мира.

А еще ко всему этому стоит добавить чистейший горный воздух, которым невозможно надышаться.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

В лагере живет множество белок: коричневые большие и черные поменьше. Они настолько чувствуют себя хозяевами, что в поисках вкусняшек спокойно могут забраться в открытую палатку.

Альплагерь Уллу-Тау находится в ущелье Адыр-су, поражающим своей необычайной красотой: изумрудная зелень лесов смешивается с яркими альпийскими лугами, а обрамляет картину слепящая белизна расположенных неподалеку вершин и ледников.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Поэтому не удивительно, что все мы бесконечно фотографировали эти природные картины. Ранним утром, когда солнце еще не успев выкатится из-за горы, щекотало окрестности своими лучиками.

Вечером, когда устав светить, оно пряталось на отдых, предоставив править балом вездесущим тучам.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Лишь однажды случился картинный закат, который баловал нас минут 10 и все — занавес!

В ущелье течет река Адыр-Су, про нее я вам уже говорила и еще не раз расскажу. Так вот, ее беспокойный говорок слышался круглосуточно: под его шум мы засыпали, он и будил нас утром.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

А теперь самое главное: чем же мы занимались кроме прогулок рядом с лагерем и устройством быта? Конечно же трекингами, ведь в окрестностях базы более существует 70 разной сложности маршрутов для различных категорий туристов, в том числе и для восхождений. Альплагерь служит своего рода плацдармом для начала путешествий пешком по окрестностям которые полны природными достопримечательностями.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

У нас было пять дней и пять маршрутов разной длины и сложности. Мы видели водопады, остроконечные скалы, ледники и цветы,

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

дважды инструктор указывал куда-то вверх на камни. И выдвинув до максимума свой объектив я смогла поймать в кадр горных козлов.

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

Однажды, поднявшись высоко в горы почти на километр, увидели горное озеро. Мы переходили через множество речушек и ручьев по импровизированным мосткам или просто по камням. Иногда у кого-то соскальзывали ноги и он оказывался в ледяном ручье и тогда вставал вопрос — а где же сушить?

Вы спросите, а что же Эльбрус? Почему о нем до сего момента ни слова? В один из дней мы должны были увидеть его профиль вон там, между горами, но увы, сами видите — облачность!

Уллу-Тау — «Священная гора» и высокогорный альплагерь в Приэльбрусье

А еще мы каждый день следили за спящим горцем, развалившемся в ущелье: так и не проснулся и не встал.