Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 12:18

Местиа — Грузия Октябрь 2015
Сванетия, Местия — немного обо всем

треккингами различной сложности по красивейшим местам, но и удивительными сооружениями — сванскими башнями.

Сванетия, Местия — немного обо всем

Та часть Грузии, по которой за всё время своего существования никогда не ступала нога ни одного завоевателя — это восточная Вольная Сванетия — красиво, правда? Именно эта часть Сванетии, дошедшая до нашего времени в более архаичном состоянии, с более традиционным укладом жизни и с большим количеством каменных сооружений, а именно сванских башен, стала обязательным пунктом нашей с Ирой незабываемой двухнедельной грузинской эпопеи.

Маршрут Тбилиси — Зугдиди — Местия и обратно мы поставили почти в самом начале путешествия — в конце сентября. Наступившая уже осень, теплая, комфортная, порой даже жаркая в других районах Грузии, в горах могла выкинуть любой фортель и показать все свои капризы, что собственно впоследствии и случилось.

Из Тбилиси в Местию можно добраться тремя способами: на самолете, на маршрутке и на поезде. Долго не думая, мы выбрали последний вариант и привыкшие планировать все заранее, за пару дней до поездки специально съездили на ж/д вокзал и купили билеты сразу туда и назад.

Железнодорожный вокзал Тбилиси находится на станции метро Садгурис Моэдани Station Square. Прямо от выхода из метро налево стоит огромное многофункциональное здание, к кассам по эскалатору надо подняться на 2й этаж. Сразу хочу пояснить, что насколько удобна по времени поездка из Тбилиси в Зугдиди: в 21.10 — отправление в 06.25 утра прибытие, настолько же она неудобна в обратном направлении, хотя поезд уходит почти в то же время-в 21–30. Две ночи в поездке совершенно не отнимают дорого туристического времени, проблема в другом, но обо всем по порядку.

Совет: прежде чем отправиться в ночное путешествие на грузинском поезде, погуляйте по Тбилиси и окрестностям пару-тройку дней, не прерываясь на сон и отдых. Только в этом случае, загрузившись в вагон не большого составчика, приняв горизонтальное положение на одноразовом постельном белье, не промочив перед этим горлышко традиционным чайком, ваш организм сможет вырубиться и дать вам ночь покоя!

Жаль, что нам с Ирой такого совета никто не дал, хотя мы и были вымотаны прогулками по Тбилиси, но видимо все же маловато: ночь была бесконечной!

Периодически проваливаясь в сон, от грохота, скрежета, вибрации вагона я просыпалась снова и снова. Эта борьба была похожа на испытания или на издевательства, а может на опыты: не важно, но пассажир в любом случае не должен был спать. Мне вспоминались картинки с американскими горками, реально я никогда на них не каталась, потому как всегда знала, что мне еще предстоят две ночи незабываемых грузинских горок!

Долго ли коротко ли, случайно ли, но каким-то образом ранним утром мы все же оказались на вокзале Зугдиди и сразу же попали в объятия встречающих. А ими были водители маршруток, ожидающие нас — своих пассажиров. Когда все были разобраны, транспорт укомплектован, багаж утрамбован в специальные отделения, маршрутки одна за другой стали отъезжать от вокзала, но только не наша! Возникли какие-то неотложные дела, потом по просьбе одной компашки с рюкзаками, водитель завез нас всех на рынок — ребятам необходимо было затариться продуктами. А время шло, но наконец-то поехали!

От Зугдиди до Местии 132 километра, ехать примерно 3–3,5 часа. Сначала шла дорога как дорога, ничего примечательного, равнина, поселки. Но в одном населенном пункте привлекли внимание мелькавшие за окном двухэтажные дома, они выстроились вдоль дороги и выглядели поразительно одинаково: квадратное основание фундамента и по два входа на второй этаж в виде лестниц различной формы. Но не только лесенками отличались эти дома: в глаза бросалась степень достатка хозяев. Т. е. создалось впечатление, что когда-то давно, лет 50–60 назад дома были построены, все жили в достатке, а потом, предположительно лет 25 назад времена резко изменились и кому было по силам, те продолжали жить как и прежде, а других эти временные изменения здорово подкосили. И еще привлекли внимание плантации ореха-фундука, нигде прежде я не видела, что бы это лесное дерево выращивали в домашних условиях и потом мешками сдавали урожай либо сразу же осенью, либо позже, когда поднимется цена на орешки.

Неожиданно пейзаж изменился, дорога сначала пробегала по возвышенности, как по хребту холма, открывая с двух сторон красивые панорамы, а потом как-то очень резко мы оказались в каньоне, он начинается сразу за плотиной Ингурского водохранилища.

В пути предусмотрены 2–3 остановки, но сейчас я бы посоветовала изначально, еще на вокзале, договориться с водителем остановить авто именно здесь, чтобы одновременно увидеть и плотину и красоту водоема.

У нас было две остановки: одна на берегу водохранилища или уже реки,

Сванетия, Местия — немного обо всем

я так и не поняла, ведь глядя на карту видно, что река Патара Энгри впадает в водохранилище, и потом далее петляет по территории Сванетии. Но все это не столь и важно -поразил цвет воды: нереально яркая бирюза, от которой не так-то просто отвести взгляд!

Но надо спешить, ведь нам предстоит вторая остановка и особая, навязанная водителем миссия: разбудить-растолкать хозяйку придорожного кафе, раскочегарить самовар, замесить тесто и испечь блинчики! Впереди поездка по каньону вдоль периодически мелькавшей слева по курсу яркой реки, крутые виражи и подъемы, мосты и скалы, нависающие над крышей маршрутки, да Местия, наконец, там, впереди ждет уже нас, какие -такие блинчики? Но….не гоните лошадей, не торопите водилу -бесполезно, у них там все схвачено….

Сванетия, Местия — немного обо всем

Ориентировочное прибытие в Местию-часов 10–11, разброс временного интервала зависит от рулевого. Нам попался сван (именно так называют сванских мужчин) во всем черном, деловой и серьезный на вид. Доверив первому впечатлению и знакомству с ним как уже часа четыре, мы позволили ему повезти нас завтра в Ушгули в 8–30 утра, на этом и расстались у ворот нашего гостевого дома Hotel SVAN-SKI находящегося в самом центре Местии, напротив сквера.

Заселились в огромный старинный дом с садом, доставшийся нынешним хозяевам, интеллигентным тбилисцам от предков, пропитанный прошлым и упакованный отреставрированной деревянной мебелью, шкафами, огромными сундуками с резьбой.

Сванетия, Местия — немного обо всем

Мы с Ирой оказались везучими, именно после нас закончился их эксперимент по предоставлению завтраков своим жильцам, а нас хозяйка баловала традиционными сванскими блюдами, джемами, собственноручно приготовленными из даров своего сада. Но в доме есть кухня с всеми необходимыми принадлежностями и жильцам там можно готовить.

Ну все, все, все, столица Вольной Сванетии, поселок городского типа, растянувшийся на 6 километров, ждет нас!

Сванетия, Местия — немного обо всем

С 1968 года Местия-административный центр Верхней Сванетии, а когда-то очень давно это была обычная сельская община, объединяющая несколько селений, и ее центр — Сети, на протяжении столетий являлся культурным и религиозным центром горной Сванетии. Это сакральное место находилось как раз там, где сейчас расположена центральная площадь городка

На главной площади города, которую назвали почему-то по-итальянски Пьяцца, стоит фантастической красоты и изящества памятник грузинской царице Тамаре работы скульптора Важи Меликишвили.

и сосредоточены основные заведения: муниципалитет, туристический информационный пункт, ресторанчики и магазины. Здесь же рядом с сквером есть стоянка маршрутных такси, скорее даже машин, хозяева которых подрабатывают местным извозом.

Сванетия, Местия — немного обо всем

Выйдя из дома и оглянувшись, мы увидели вполне себе приличные домики, невооруженным взглядом было понятно, что и сюда докатилась рука глобальной реставрации туристических объектов Грузии и главное-хватило на это денег, не на все конечно, но… все как обычно. Это подтвердила и хозяйка, удовлетворяя наше любопытство. Единый стиль должен был быть и точка, помните игрушечную Мцхету? Разрешения хозяев домов, случайно оказавшихся на пути реконструкции, никто и не спрашивал, даже лепили псевдобалкончики, лишь бы все было в едином стиле, любой каприз за деньги заказчика, но получилось неплохо.

Сванетия, Местия — немного обо всем

Местия находится на высоте 1500 метров над уровнем моря и почти со всех сторон ее окружают горы покрытые лесами, а вдали видны скалы со снежными вершинами! Мы очень хотели попасть сюда именно осенью и она подарила нам свою нежность, выражающуюся в едва заметном перемене цвета листвы: бледная зелень плавно переходящая в теплые пастельные тона от мягко желтого до песочного и лишь кое-где пробивающийся яркий оранжевый пожар!

Свернув с улочки Местии влево, в плавно начинающееся селение Ланчвали,

Сванетия, Местия — немного обо всем

туда, где виднелись башни, мы попали в более естественную обстановку-аутентичный естественный уклад жизни и картинки из прошлого.

А вокруг башни-башни-башни! Боже мой, не может быть, даже скрежет ночного вагона доносился из другого измерения!

Сванетия, Местия — немного обо всем

Я уже писала о применении башен, рассказывая про Ушгули не буду повторяться.

Мы держали свой путь к старинному сванскому жилому комплексу семьи Маргиани, у нас была наводка-найти Ларису, но прежде хотелось передохнуть и подкрепиться-горный воздух Местии вскружил голову и она перестала соображать. Еще мы читали, что рядом с комплексом есть питейно-едальное заведение, но сил, доползти туда, уже совсем не осталось и мы зашли в очень уютное, красиво, в деревянном стиле оформленное кафе, как специально построенное на пути. Очень вкусно и сытно покушали грибной суп и аджарские хачапури! Мило, уютно, но… молоденькие обходительные девчоночки-официанточки совсем не знали русского!

С новым приливом сил, дойдя-таки до сванского музея, нашли управляющую всем этим богатством Ларису по табличке на гестхаузе Larisa и постучав в ворота, вызвали ее. В семье хозяйки на завтра намечалось какое-то событие, поэтому для разруливания ситуации ей необходимо было минут 20 свободы, в которые она предложила нам слазить на крышу башни!

Сванетия, Местия — немного обо всем

ВАУ — конечно, кто против, давно уже хочется! Но это был реальный экстрим: деревянные лесенки, стоящие почти перпендикулярно к полу, порой шатающиеся и почти разваливающиеся, узкие отверстия, пролезая в которые мы цеплялись за края то рюкзаками, то техникой, бледные лучики света, пробивающиеся сквозь крошечные окошки, пыль и опять все в той же последовательности -ведь башня многоэтажная!

Но забравшись на самый чердак — мы обалдели от счастья, от открывшихся видов и вообще от того, что мы это сделали! Красотища! Вокруг, куда хватало глаз чудом сохранившиеся башни, башни и башни и горы, горы! Отсюда мы сначала услышали жжужание, а потом и увидели взлетевший самолетик, быстренько исчезнувший вдали.

А тем временем Лариса, бросив все домашние дела, за сущие копейки с огромным энтузиазмом и очень эмоционально только для нас двоих провела интереснейшую экскурсию по старинным помещениям сванского дома, с XII века принадлежавшего роду ее мужа. Лариса сама украинка, выйдя когда-то давно замуж за свана, она перебралась сюда, изучила и прониклась историей Сванетии и посвятила всю себя новой жизни, укладу народа гор.

Сванетия, Местия — немного обо всем

Нам очень понравился музей-настоящие жилые сванские помещения в которых жили предки семьи Маргиани, с легкой руки Ларисы превращенные в музей. По периметру над потолком стеллажи-это спальные места для семьи, в центре место для костра — здесь готовили еду, на верху в потолке отверстие-туда выходил дым. В этом одном большом помещении происходила вся жизнь не только семьи, но и домашних животных-овцы, коровы стояли здесь же, за ограждением как раз под спальными местами для людей, от животных исходило тепло и в холодные длинные ночи людям это было очень даже кстати. Вы можете себе это представить?

Мне порой надоедает один старый кот, мявкающий и по делу и без, скорее от старости, а там домашний рогатый скот во множественном числе, да наверное же и курочки! В комнате сохранилась деревянная резная мебель, кресло, лавки, различные полочки, подвешенная к потолку люлька, комод. Практически полное отсутствие электрического света, запах тысячелетнего дерева и дым, который въелся в каждый предмет, создают в музее неповторимую обстановку, которую просто невозможно описать словами.

Затем мы прошли в другие хозяйственные постройки и помещения, но там не было света вообще и мы побродили, как кроты, почти ничего так не увидев.

Следующим пунктом программы был предусмотрен подъем на канатке, но почему-то в виду якобы плохой погоды, она не работала, поэтому пошли в сторону исторического музея, расположенного на холме на улице!!!! Сталина, д. 30! По пути прошли по мосту через бушующую и замурованную в глубокий каньон, реку,

Сванетия, Местия — немного обо всем

поднялись на пригорок, привлекший нас башней

и необычным памятником женщине, сложенном из нескольких глыб. Очень красивое лицо

Сванетия, Местия — немного обо всем

и грубоватые руки, скорее даже просто набросок рук.

Рядом привлекла внимание табличка,

а за всем этим был высокий широкий забор-стена, за которым находился монастырь.

Мы попытались хоть что-то там рассмотреть, даже залезли на стену, прошли по ней до конца, полюбовались панорамами гор, башен

Сванетия, Местия — немного обо всем

и пошли уже в Museum of History and Ethnography.

Сванетия, Местия — немного обо всем

Цена вопроса-5 Лари, музей небольшой, был основан в 1936 году и за годы своего существования накопил 4 000 экспонатов в основном повышенной раритетности — что дает очень неплохое представление об уровне жизни и мышления сванов в X — XIII веках. Если с экскурсоводом-то экскурсия длится часа 1,5 и кладезь достоверной, полезной и интереснейшей информации об этом, долгие годы изолированном регионе, что называется из первых уст.

Мы же выбрали самостоятельный вариант и прошли все экспозиции минут за 20, а потом немного отдохнули на мягких подушках, любуясь естественной картиной в фойе-панорамой Местии.

Сванетия, Местия — немного обо всем

Выйдя из здания, мы стояли в раздумье -что далее, как вдруг неизвестно откуда подруливший охранник указал нам путь к смотровой — стоя спиной к входу в музей надо повернуть направо и по винтовой лестнице подняться на крышу и ВАУ!!!

Сванетия, Местия — немного обо всем

Мы долго не могли отсюда уйти, предзакатное состояние гор придало им сказочную красоту, облачные заплатки, солнечные блики — просто фантастика!

Сванетия, Местия — немного обо всем

Назад к гостевому дому мы решили вернуться другой дорогой, мимо храма, стоящего на холме,

Сванетия, Местия — немного обо всем

по другому мостику через реку, на котором зависли еще на полчаса, любуясь бурлящей рекой и осенними горами.

Сванетия, Местия — немного обо всем

На утро еще до наступления 8–30, мы, как очень ответственные и нетерпеливые стояли у сквера в ожидании транспорта. Время перевалило за эту цифру, а мы так и стояли в ожидании, слегка уже нервничая. К нам подошли ребята, кажется из Балкан, вчерашние попутчики из Зугдиди, тоже хотевшие ехать в Ушгули. Постояв еще немного, мы привлекли внимание другого водителя, быстренько сговорились с ним и за 170 Лари за машину отправились в Ушгули.

Вернувшись вечером в Местию, мы вроде как договорились с этим же водителем, что он увезет нас завтра часов в 10 в Зугдиди.

В интернете все советовали уезжать из Местии рано утром, часов в 5–6, когда маршрутки уходят массово. Зачем так рано, я так и не поняла: к поезду из Тбилиси, чтобы забрать приехавших туристов, они все равно не успевают. А что делать целый день в этом не особо привлекательном городе, ведь поезд до Тбилиси уходит вечером, в 21–30?!

Поэтому мы, решили сумничать, тем более у нас был уговор с вчерашним водителем, выспались, не спеша собрались, позавтракали и к 10 вышли на веранду и в ожидании авто развалились в шезлонгах, подставив всех себя теплому осеннему солнышку!

Сванетия, Местия — немного обо всем

Целый час в ожиданье прошел, а авто все нет и нет.

Мы еще полежали немного, насобирали фруктов, поели.

Подошел давишний водитель в черном, он оказывается уже привез партию туристов с поезда из Зугдиди и, конечно же, совсем не вспомнил о своем обещании свозить нас в Ушгули. Хозяева не на шутку переживали за нас, кому-то звонили, что-то выясняли.

Хозяйка нервничала: «Сванским мужчинам нельзя доверять ни в чем!»

И еще целый час в ожиданье прошел, а авто все нет и нет.

Мимо пару раз проехал вчерашний водитель, возивший нас в Ушгули и обещавший отвезти в Зугдиди, один раз даже остановился, поздоровался и все! Что у них с памятью?

Нам надоело бездельничать, ведь бесполезно проведенное время у туриста-это трагедия, решили пройтись в сторону якобы стоянки маршруток, авось повезет и сегодня еще какая-нибудь поедет в Зугдиди. Мы уже ругали себя, свое нежелание встать ни свет ни заря, да что мы, за эти 3–4 часа смогли выспаться на пару дней вперед?

Чуть дальше от сквера, только по другой стороне, около кафе и магазинчиков увидели две маршрутки с табличками «Зугдиди», вырвавшийся вздох облегчения не скрывали.

Сванетия, Местия — немного обо всем

Подошла женщина, предложила билеты, узнали время отправления, купили и пошли за вещами.

Пришли, погрузились, потом оказалось, что не в ту, забрали свои деньги, купили у других, перегрузились.

И еще очень долго были свидетелями разборок водителей и кассиров — конкуренция в действии, но туристы-то при чем?

Казалось бы все утряслось, маршрутка почти до отказа заполнена-можно ехать? Но нет, мы еще с полчаса ждали заблудших где-то трех парней из Израиля. Наконец они пришли и только в два часа мы выехали!

Приехали в Зугдиди уже после пяти, быстренько отдали вещи на хранение. Небольшое багажное отделение находится на перроне, если стоять спиной к зданию вокзала, то слева у хозяйки продуктового киоска.

До темноты успели сходить во дворец Дадиани, вернулись на вокзал часов около семи и до отхода поезда просто маялись в ожидании!

А если бы мы приехали сюда еще утром, что бы мы делали целый день? Конечно, погуляли бы по парку около дворца, сходили бы в сам дворец, посмотрели экспонаты и посмертную маску Наполеона, а потом?

Вот именно это я и имела в виду, когда в самом начале писала, что чертовски неудобное время отъезда из Местии. Если бы мы четко знали, что уедем в два часа, то просто пошли бы гулять по окрестностям и возможно покатались на канатке!

Но в любом случае, мы очень рады нашей поездке в этот удивительный самобытный край.