Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 15:59

Минеральные Воды — Россия Октябрь 2020

Начиная с 2012-го года я периодически пользовалась услугами железнодорожного вокзала города Минеральные Воды, как вспомогательным пунктом по пути следования к основным своим путешествиям. И у меня ни разу не возникло мысли, воспользоваться моментом и заложить дополнительное время на его осмотр, пока не настал октябрь 2020-го. Поэтому знакомимся с городом вместе со мной.

Меланхолия Минеральных Вод

Благодаря строительству железной дороги из Ростова во Владикавказ, среди бескрайних степей в предгорьях Кавказа в 1875 году появилась узловая станция, с ответвлением на, набиравший к тому времени обороты курортный Кисловодск. Было построено здание для приезжающих, т. е. вокзал, а станцию назвали Султановская. И почему такое экзотическое название, спросите вы? В 1822 году эти земли, расположенные между рекой Кумой и Джемухой, были дарованы императором Александром I генерал-майору царской армии Султай-Менгли Гирею за верную службу. Прокладка ж/д путей началась лишь с согласия его потомков.

Постепенно территория вокруг вокзала застраивалась не только служебными помещениями, но и жилыми домами служащих станции. Через три года вокруг разросся населенный пункт, но многие жители поселка вплоть до 1906 года продолжали трудиться у братьев Гиреев. Освобождение пришло благодаря наместнику Кавказа графу Иллариону Воронцову — Дашкову и в благодарность за освобождение от кабалы жители переименовали поселок в Илларионовский. А в 1921 году это уже был город-курорт, получивший название Минеральные Воды.

Меланхолия Минеральных Вод

В дальнейшем кроме ветви на Кисловодск были построены новые, а станция Минеральные Воды стала не только большой узловой станцией, но и связующим звеном между городами центральной России и Северного Кавказа.

И конечно же лицом города, одной из самых главных и красивых достопримечательностей было изначально и является в настоящее время здание железнодорожного вокзала Минеральные Воды.

Меланхолия Минеральных Вод

Построенное в 1875 году здание было украшено большими окнами, выходящими на перрон, лепниной, орнаментом и четырехугольной башенкой, установленной на крыше.

Во время войны вокзал пострадал от бомбежек и был частично разрушен. В наступившее мирное время объем перевозок и пассажирооборот значительно возросли и встал вопрос о строительстве нового, современного и более вместимого здания вокзала. Разработать проект с сохранением деталей прошлого и учетом веяний реального времени было поручено архитектору Чуприну.

В 1957 году новое монументальное, величественное, даже помпезное здание в стиле «сталинский ампир» было торжественно открыто. Белоснежное, украшенное колоннами, масштабное и даже величавое здание вокзала невероятно красиво. Со стороны перрона в полукруге колонн установлена чаша-фонтан, на которой восседает символ Кавказских Минеральных Вод — Орел, зажавших в своих когтях змею.

Меланхолия Минеральных Вод

Окна как и прежде украшены лепниной и декоративными орнаментами, рядом установлены скамьи, чуть поодаль роскошные голубые ели, клумбы с розами.

А крышу венчает заметная издали и так привычная взору башенка.

Меланхолия Минеральных Вод

Я жила в отеле на проспекте 22 Партсъезда, это рядом с вокзалом, буквально в пяти минутах ходьбы от главного входа. Еще стоя на ступеньках и мысленно продумывая маршрут, мое внимание было отвлечено зданием напротив — прямо старинный замок в миниатюре. Это ресторан европейской и русской кухни «Холбург», открытый в 2003 году.

Далее по проспекту в противоположную от вокзала сторону я и начала свой утренний маршрут по меланхоличному провинциальному городу, надеясь на не слишком скучную прогулку.

Меланхолия Минеральных Вод

В то утро даже солнышко протестовало, оно не желало светить, а посему все вокруг было серо и безрадостно. Через пару кварталов на пересечении с проспектом К. Маркса неожиданно понравилось угловое трехэтажное здание почты России.

Практически пустынная аллея проспекта К. Маркса с редкими пожелтевшими деревьями, лишь собачники выгуливают своих питомцев в это раннее утро выходного дня.

Напротив опять же весьма симпатичного здания Администрации

Меланхолия Минеральных Вод

города в честь 70-летия Победы установлена доска памяти погибшим в Великой Отечественной войне. Десятки, сотни реальных людей смотрят на мир с фотографий, улыбаются задумчиво, сосредоточенно, грустно и за каждым взглядом прерванная жизнь!

Далее по этой же стороне проспекта за высокими елями просматривается серое здание Дворца Культуры железнодорожников стандартной архитектуры 70-годов прошлого века. Как и в любом другом ДК в нем проводятся самые разнообразные мероприятия от торжественных до увеселительных, фестивали, концерты, работают детские секции, кружки и студии: вокальные, цирковые, театральные, спортивные. Заявлено много, точное исполнение списка не проверяла, тем более нет смысла делать это в злополучный 2020-й!

Меланхолия Минеральных Вод

А теперь я покажу вам нечто, для меня совершенно непонятное ни своими миниатюрными размерами, ни соответствием назначению — Городской Парк!

После огромных территорий парка в Кисловодске, Курортного парка в Ессентуках этот показался меньше чем «мини». Оборудованный в 1962 году, он вроде как устарел оборудованием — согласна, но что зеленые насаждения выросли, превратив парк в лес — ну не поверю! А теперь перед нами результат современной реконструкции, представленной на суд жителей в сентябре 2019 года. Парк буквально напичкан всякого рода парковыми составляющими: аттракционы, фонтан, летняя сцена, скамейки, даже памятник,

а вот бедное Чертово колесо пылится и разваливается в стороне — места в этом благоустройстве ему не нашлось.

Меланхолия Минеральных Вод

Не могу представить, как гуляют в таком крошечном парке жители, по сколько человек, партиями, по времени, по очереди?

Рядом с парком стоит яркое сиреневое здание, я так поняла — это какой-то аттракцион «Ночной полет»,

а вплотную к нему примыкает территория стадиона «Локомотив». Футбольный клуб в Минеральных Водах основан в 1922 году, правда тогда он назывался нежно так — «Ласточка». Но видимо толку от такого названия было мало и в 1929 году клуб был переименован в более существенное — «Локомотив». В том же году был построен и стадион. По кругу неспешно бегали местные жители, кое-кто шагом наматывал километры, несколько просто сидели на трибунах. А мне от вида всего окружающего стало как-то грустно, безысходность прямо навалилась и придавила. Примыкающий к стадиону сполне современный на вид отель «Олимп», который я видела в букинге и тот продается!

Читала, что пара местных бизнесменов лет 13 назад решили сделать городу подарок, скинулись на новый современный спортивный комплекс «Локомотив», да так и стоит теперь этот недострой на выезде из города, позабыт, позаброшен.

Через парк прошла на улицу Свободы к Свято-Никольской церкви, расположенной прямо среди домов частного сектора.

Меланхолия Минеральных Вод

Служба видимо только закончилась, но старушки не спешили расходиться по домам. Прошла во двор, огляделась — немного странная скромная церковь, как мне показалось, судите по фото.

Освященный изначально в 1950 году в честь Покрова Богородицы, храм внешне до настоящего времени остается в первоначальном виде. Однако после реставрации в 1997 году его заново освятили в честь Николая Чудотворца, покровителя путешественников. Внутрь заходили люди, через большие окна рассмотрела витрину — церковная лавка, но зайти не решилась. Временем я особо не располагала, поэтому если хотела еще что-то увидеть, следовало поспешить.

Выйдя за территорию, далее пошагала по улице Пролетарской к храму Святых Царственных Страстотерпцев, так же построенному на участке между жилыми домами.

Меланхолия Минеральных Вод

С 2000 года, после канонизации трагически погибшей семьи императора Николая II, по всей России стали строить храмы в честь Царственных Мучеников Николая и Александры. Минеральные Воды не остались в стороне — инициативу проявил атаман казачьего отдела Олег Губенко. Строительство храма началось в 2003 году и только в 2012-м он был торжественно освящен.

Походила по двору — поснимала, вокруг никого, только два кота на соседней крыше громко орали — не поделили территорию.

Рядом с храмом мемориальная доска погибшим военным в современных боевых точках.

Меланхолия Минеральных Вод

Я вышла на улицу Пушкина и по тротуару направилась в сторону вокзала, но сразу же замедлила движение — улица с первых же шагов показалась мне очень интересной. Справа частные одноэтажные разнокалиберные домики, соединенные друг с другом фасадами, с разной степенью сохранности и проведенного ремонта.

Никогда не видела такого расположения в частном секторе. Они напомнили мне улицы где-нибудь, скажем в роскошном Петербурге, где дома соединены между собой, но фасады отличаются друг от друга.

А слева, через дорогу, одно учебное заведение следовало за другим, ну прямо студенческий городок. Начнем по порядку.

В 1922 году для обучения работников ж/д транспорта было открыто ремесленное фабрично-заводское училище, выпустившее в последующие годы известных ученых, героев войны и труда, политических деятелей. В настоящее время это «Колледж Железнодорожного транспорта».

Вплотную к колледжу примыкает здание школы № 111, основанной еще в 1911 году.

Меланхолия Минеральных Вод

Но в начале прошлого века совместное обучение мальчиков и девочек было не приемлемо, поэтому вопрос был решен следующе: на первом этаже расположилось частное реальное училище, в котором учились мальчики, на втором этаже была организована гимназия для девочек. Встречались ли учащиеся в коридорах, на лестницах, либо во дворе в время перемен, мне не ведомо. Но не долго им пришлось учиться раздельно: в 1919 — м году училище и гимназия были перепрофилированы в обычную школу- девятилетку. В начале войны почти все выпускники школы ушли на фронт, а оставшиеся ученики и учителя делали все возможное и не возможное, чтобы облегчить их фронтовую жизнь и приблизить победу: собирали и передавали бойцам теплые вещи, работали на возведении оборонительных сооружений. Но самое главное — собирали средства на танковую колонну, за что коллектив школы получил благодарность от Сталина. В 1959 году учебному заведению Северо-Кавказской железной дороги был присвоен номер 111.

Сразу за школой расположено здание с необычной архитектурой, сразу даже и не понять — что это, к тому же большую часть фасадов закрывала листва деревьев.

Меланхолия Минеральных Вод

Протискивая камеру между железными прутьями ограждения, я пыталась хоть каким-то образом запечатлеть его -получалось плохо. Подошла к зданию с улицы Ленина, оказалось, что это Дом пионеров, организованный в 1955 году. Сейчас здесь располагается Дом детского творчества.

Напротив детский сад. Площадка вроде ничего, веселенькая, а вот само здание мрачновато — серовато.

Меланхолия Минеральных Вод

Вплотную к этому участку примыкает сквер имени А. С. Пушкина. Суровая, дикая и величественная природа Кавказа нравилась поэту и он трижды посещал Кавминводы, но непосредственно на месте, где впоследствии был построен город Минеральных Водах Пушкин не бывал. Но тем не менее в знак уважения горожан к творчеству поэта, связанного с его любовью к красоте Кавказа, в его честь была названа улица и в сквере установлен бюст великого русского поэта.

За сквером старинное здание без опознавательных табличек.

Меланхолия Минеральных Вод

Напротив сквера по улице Ленина находится еще одно учебное заведение — лицей № 104.

В начале прошлого века Владикавказской железной дороге были необходимы грамотные кадры и в 1912-м году это здание было специально построено для двухклассного женского училища. После войны для восстановления разрушенной страны срочно были нужны уже другие специальности и училище взялось за подготовку рабочих строительных профессий.

В 1949 году училище переформировали в общеобразовательную школу и по настоящее время это одно из ведущих образовательных бюджетных учреждений Кавминвод и Ставропольского края. Главный фасад лицея и его боковые стены кардинально отличаются друг от друга, уж больно они аскетичны и даже суровы.

В эти фасады упирается улица Локомотивная, по которой я прошлась немного, имея желание дойти до памятника паровозу, указанному на карте. С первых шагов по скромной улочке, где живут служащие станции, была облаяна каждой уважающей себя собакой, честно отрабатывающей кормежку. Не вытерпев поднятого гвалта и визга — повернула назад.

Следующее очень красивое здание, как вы догадались, тоже относится к разряду учебных-это гимназия № 103.

Меланхолия Минеральных Вод

История гимназии началась еще в 1886 году, но тогда это было одноэтажное небольшое здание. Новое здание двухклассного железнодорожного училища в стиле классицизма было построено в 1900-м году и рассчитано было на 414 мальчиков. То, что мы видим сейчас — это практически первозданный его вид. В 1918-м году училище переоборудовали в школу второй степени, затем в школу-семилетку. Позднее школе было присвоено звание «Образцовая школа Советского Союза».

На протяжении всей своей истории школа работала в инновационном режиме: с 1961 года — это углубленное изучение английского языка, с 1991 года -гимназия. С 1997 года гимназии присвоен статус экспериментальной площадки. В настоящее время гимназия № 103 самое престижное учебное заведение Минеральных Вод, дающее образование 1100 учащимся.

Напротив гимназии находится красивая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, закладка которой произошла совсем недавно, всего 10 лет назад.

Меланхолия Минеральных Вод

В годы рождения населенного пункта Султановский на этом месте был небольшой, но очень живописный сквер, а в 1888 году был построен первый в Миводах старинный храм Покрова Божьей Матери. Храм возвели в честь спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе недалеко от Харькова. Храм не миновала печальная участь православных храмов — в 1936 году он был просто взорван и снесен. Сейчас же мы можем любоваться сооружением из красного кирпича выполненном в древнерусском стиле.

Меланхолия Минеральных Вод

При храме работает воскресная школа для детей.

Меланхолия Минеральных Вод

И это тоже Минеральные Воды.

Вот собственно и все, что мне удалось увидеть. Остались неохваченными два объекта: Собор Покрова Пресвятой Богородицы и Огонь Вечной славы — красивый монумент, который промелькнул из окна автобуса. А более в городе и смотреть нечего.

Назад домой я впервые ехала в новом спальном вагоне, в котором каждое место закрывают жалюзи, что очень удобно.

И в мою копилку красивых зданий вокзалов — железнодорожный вокзал в Усть — Лабинске.