Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была 28 апреля 22:27

Кабардино-Балкария — Россия Июнь 2023

После обязательных действий по окучиванию и обживанию нашего палаточного лагеря, расселению, установке палаток, заселению в свои «квартирки» и беглому знакомству с общей территорией альплагеря, инструктор пригласил группу в беседку на ритуал знакомства. Эта процедура тоже всегда интересна, есть возможность узнать — как же каждое звено нашей команды докатилось до увлечения горами.

Вид буквально в 10 шагах от палатки.

Само пришло к такому экстремальному виду отдыха, насильственным ли методом, типа внушения извне, а это может быть все, что угодно — фотографии, ролики, рассказы бывалых. Тут и выясняется, что кто-то уже третий год буквально не покидает гор и с нашим тур-агентством едет в 10-й раз (я, к примеру -5-й), кто-то тоже проявляет завидное постоянство: третий год выбирает для отпуска Кавказ и проживание исключительно в палатках.

-А я впервые — все головы с удивлением разом повернулись к застенчивой девушке.

-А мы давно ходим, сами-то с Алтая: Белуха, Непал, а вот Кавказ впервые.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Незаметно стемнело, солнышко, натрудившись за длинный летний день, завалилось за скалы и сразу похолодало. И тут вдруг все осознали, что жуть как проголодались — ведь обедали еще днем где-то внизу. Первые дежурные определились добровольно: под руководством инструктора они быстренько принялись колдовать над созданием пропитания оголодавшим туристам. Остальные разбрелись кто куда: в палатки, по территории, а некоторые остались на кухне морально поддерживать поваров. Не прошло и получаса, как встал вопрос: а как созывать-то народ на ужин? Элементарно-удары ложкой по металлической миске услышали даже те, кто медитировал на берегу шумной реки. Запах горячей гречневой каши с тушенкой завис над беседкой, потом был чай, регламент на завтра и все — длинный волнительный день близился к своему логическому завершению.

Вид от реки на наш лагерь, здания кафе и платных душевых кабинок.

Прежде чем забраться в свои домики и предчувствуя недоброе со стороны погоды, мы с Леной спросили у инструктора про два спальника, бехозно лежащих в моей палатке рядом с овощами: своих нам, видите ли, оказалось маловато. Толстых, теплых, рассчитанных на солидную минусовую температуру их изначально было больше, но другие разобрали в аренду, а эти словно специально дожидались нас. И лишь приспособив спальники в качестве перинок, мы наконец-то угомонились каждая в своей палатке и …

Вы не думайте, я не буду так детально описывать каждый шаг и каждое совершенное движение, а лишь то, о чем еще прежде не писала и, чтобы далекие от такого отдыха туристы, могли проникнуться деталями.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Ну так вот: нацепив теплые штаны, футболку, носки еще и флиску я засунула себя в свой, вполне просторный спальник и попыталась расслабиться: желаемого сонного состояния не было и в помине. В голову лезли всякие ненужные мысли, недалеко шумела река, с деревьев что-то падало на палатку: вот что из перечисленного способствует засыпанию? Следующим пунктом бессонницы стал холод, пробравшийся в спальник. Переворачиваясь с боку на бок, потом на спину, согревая по очереди эти части тела, думала — ни за что не вылезу из кокона даже для того, чтобы поменять местами спальники. Ночь была растянута до бесконечности. Вообще я сплю нормально и люблю спать, не помню, чтобы и в палатках спала уж очень плохо, но в эту поездку ночи для меня стали испытанием, к тому же и температура опускалась до + 7 градусов. Аналогичной, сопряженной с борьбой с холодом была и следующая ночь, не помогла даже одетая поверх флиски куртка.

Добавлю перчинки: а утром, выбравшись из сравнительно тепленького спальника, предстояло еще в холодной, пропитанной влажностью палатке переодеваться в такой же противный походный инвентарь. Холод взял вверх только на третью ночь, и я с вечера поменяла спальники местами. Новый был без сомнения теплее моего, но и гораздо уже. С трудом просочившись внутрь, я приготовилась повернуться в нем набок, но не тут-то было — только вместе с ним, это еще то удовольствие. Заканчивая эпопею с ночами скажу, что более-менее нормально я спала лишь в последнюю ночь тура, видимо просто устала за неделю.

Утро первого трекингового дня все же наступило: приоткрыв полог палатки, поняла — оно чудесное, солнце уже вовсю хозяйничает, яркое голубое небо заволокло собой все ущелье, чистейший хрустальный воздух только что не звенел! Повара уже суетились в беседке, народ выползал из своих палаток, приветственный ледяной бодрячок под умывальником — а что, жизнь ведь прекрасна!

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

После завтрака инструктор выложил на стол ежедневный набор продуктов, предназначенный для перекусов и обеда вне лагеря, мы рассовали все это по рюкзакам -необходимый довесок и отправились в путь!

Сегодня предстоял ознакомительный круговой и совсем не сложный маршрут по долине реки Адыр-су

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

в сопровождении хвойных лесов, собственно самой беспокойной реки, и конечно же главной составляющей этих мест — каменных исполинов, самые высокие из которых прикрыты роскошными белоснежными шапками, поблескивающими на солнышке.

Панорама буквально в 50 шагах от лагеря.

Преодолев первую переправу, о, сколько их у нас будет за все последующие дни, зафиксировали на фото мостик из лыж

и продолжили приятную прогулку по грунтовой дороге, проложенной чуть выше и правее этой, по которой мы ехали накануне.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Инструктор периодически рассказывал интересные случаи, происшедшие в этих местах, вот, например, про этот огромный валун. Якобы он каким-то фантастическим образом оказался на месте, где была палатка девушки Алины, ушедшей в однодневный поход. Находившиеся же в соседних палатках туристы даже не слышали никакого подозрительного шума, что противоречит размеру исполина.

Пройдя от лагеря километра два, мы оказались на огромной поляне, сплошь заросшей яркой зеленой травой и цветами.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Поляна известна источником с удивительно вкусной и кристально чистой водой. Беря свое начала где-то под землей, он комфортно разместился на этой полянке, образовав целый водоем.

Температура этого, питаемого подземными водами источника, не внушает доверия, и она постоянна в течение года- + 4 градуса!

Откуда-то пошло поверье, что источник способен не только улучшить самочувствие, но и помогает излечиться от недугов: надо лишь окунуться в него, непременно с головой и обязательно 3 раза. Для этого в центре источника словно специально есть глубокая, 1,5-метровая заводь с прозрачной водой.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Поэтому желающие исцелиться и набраться природной энергии частенько приезжают в эти удивительные по свей энергетики места. Вот и наши девочки позднее приходили и окунались, эффект был бодрящий!

Водная поверхность источника переливается и серебрится на солнышке, отсюда и название: «Серебряный».

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Но и это еще не все — в водоеме водится форель! Мы шумной толпой ее, конечно, спугнули, но позже, когда все уже отошли и рыбки успокоились, я подкралась и увидела темную спинку одной рыбешки.

Местность вокруг невероятно живописная: вдали за нами наблюдает белоснежная вершина хозяйки долины, важной Уллу-Тау, все мелководье Серебряного источника усыпано бледно-розовыми цветами, растущими исключительно у воды.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

В походах к Оштену на небольших болотистых полянках я их уже видела, но название искала и тогда, и сейчас — не нашла.

А вы только посмотрите, сколько очарования добавляет пейзажу это сломанное фактурное ограждение.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Рядом с водоемом на пригорке разбросаны камни, на которых мы устроили привал и перекус с грушами и сухофруктами.

Вдруг откуда справа на полянку за источником выбежал небольшой табун лошадей. Они словно демонстрируя свою красоту, изящество и гибкость принялись игриво прыгать.

Небо, между тем, словно предупреждая о коварности погоды в горах, начало заволакивать сначала белыми облаками, а затем и активизирующимися тучами потемнее. Пройдя совсем немного, инструктор предложил остановиться у отдельно лежащего у дороги камня и устроить фотоссесию с видом на долину. Желающие по очереди карабкались на вершину и принимали различные эффектные позы. Не удержалась и я, но лишь с помощью инструктора вскарабкалась на узкое ребро глыбы.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Наигравшись и пройдя еще немного по дороге, свернули к альплагерю «Джайлык», своего рода дубль 2.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Стоит, однако, рассказать жуткую историю про «Джайлык», созданный в 1967 году мастером спорта СССР по альпинизму Валерием Григорьевичем Марковым на расстоянии два километра выше по склону на стыке долин Адыр-Су и Куллумкол.

Единственный существовавший в СССР режимный альпинистский лагерь, руководимый Марковым, находился в ведении единственного «закрытого» спортивного общества страны — ЦС ФиС. Структурное подразделение ЦК профсоюза Министерства атомной промышленности все финансирование строительства и обслуживания получало напрямую из Москвы.
Функционирующий круглогодично и занимающийся подготовкой значкистов и разрядников по альпинизму, «Джайлык» был рассчитан на 175 мест и являлся одним из семи самых крупных альплагерей страны.

Но вокруг были горы, тем более они вплотную примыкали к территории лагеря и постоянно присутствовала опасность селевых потоков.

В 1982 году по созданному проекту предлагалось построить селе защитную бетонную четырехметровую стену. Но правительству стоимость работ показалось слишком высокой и средства не были выделены и это было роковой ошибкой.

В ночь с 18 на 19 июля 1983 года бушевала стихия, ливень, ураганный ветер словно предупреждали людей об опасности и это сработало: 240 человек, находящихся на тот момент в лагере, были подняты на рассвете и эвакуированы на территорию альплагеря «Уллу-Тау». А в 7–20 утра началось: по территории лагеря пронесся леденящий душу дикий гул и потоки грязи и камней начали свою атаку. Волны с интервалом в 5–10 минут одна за одной обрушивались на лагерь. К полудню буйство разгулявшейся стихии прекратилось: от лагеря «Джайлык» остались одни руины. На следующий день мы проходили мимо, но у меня даже мысли не возникло сфотографировать то, что осталось, настолько вид разрушенных зданий выглядел удручающе.

Уже на следующий год в 2-х километрах от руин и немного ниже, на высоте 2350 метров над уровнем моря зародился новый альпинистский лагерь «Джайлык».

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Сначала это были палатки, а к началу у основания гор стояли 90-х полноценные корпуса, но, а потом началась перестройка и альплагерь постепенно прекратил свое существование. Позднее его еще пытались реанимировать, но слишком дорого обходится устройство электроэнергии и в настоящее время лагерь не функционирует. Заброшенные сооружения стоят как немой укор уже не безжалостной природе, а человеку. Мы побродили, с грустью осознавая, в каком великолепной месте находится лагерь и какие потрясающие панорамы открываются с его смотровой площадки, расположенной у столового корпуса.

Рядом тоскливо поскрипывали покрытые ржавчиной качели и чтобы немного взбодриться от увиденного, наша молодежь внесла немного живости — покаталась на них.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Затем мы поднялись немного по склону горы к памятнику погибшим альпинистам: на огромных глыбах развешаны множество табличек — память об ушедших.

Отсюда открывался великолепный вид на окрестности

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

и на покрытый снегом четырехтысячник Уллу-Тау.

Затем мы спустились к дороге, перешли по мосту через реку Адыр-Су

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

и вдоль левого берега реки через сосновый лес, затем по ровной изумрудной поляне продолжили путь. Я полностью окунулась в атмосферу удивительной красоты ущелья и хотелось не думать о грустном, а наслаждаться каждым мгновением, подаренным судьбой.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Дорогу преградила извилистая речушка с подтопленными берегами, ступая на которые ноги мгновенно утопали, грозя провалиться в болотистую почву.

Все разбрелись по берегу, выискивая подходящий брод, что, естественно, не понравилось нашему инструктору: вы должны следовать за мной след в след. Но внимание всех было приковано к лошадям, мирно пасушимся на лугу и не обращающим на нас никакого внимания.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

И вдруг я почувствовала на щеке влажную каплю! О, нет, только не это, пусть тучи и мрачное зловещее небо, зависшее над прекрасной поляной, только не вода сверху, ее достаточно и внизу. Но капли уже увеличили подачу, переходя в монотонный мерзкий дождь. В это время мы как раз подошли к лесу и так как пришло время обеда, под огромным деревом устроили пикник. Пока готовилась скатерть-самобранка, появилось несколько минуток, которые можно потратить на исследование окрестностей и вдруг, не может быть — рододендроны!

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Какая прелесть, ну, здравствуйте, мои красавцы, вы все-таки здесь растете, а то кто-то сказал, что эти места не для вас!

Заботливо прикрытые лохматыми хвойными ветками огромного исполина, мы все сменили обмундирование на непромокаемое и рассредоточившись на тропе, отправились далее по маршруту.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Красота окружающей нас природы способна сделать незаметным и дождь, потому как и без того яркая зелень заиграла новыми красками, воздух наполнился насыщенными ароматами горного разнотравья и терпкой хвои. А идти по ровной местности, не прилагая при этом особых затратных усилий и одновременно наслаждаться великолепными панорамами-это в высшей степени восторг!

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

За сегодняшний день мы уже смогли убедиться, что ущелье Адыр-Су богато на самые различные достопримечательности, природные и рукотворные, как, например каменные лабиринт. Надеюсь, вы его успели заметить на одной из фотографий выше.

А мы тем временем, все обильнее орошаемые нескончаемой сеткой дождя, приблизились к водному потоку, преградившему путь: это горная река Койавган, впадающая в реку Адыр-Су.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

В ущелье этой реки, срываясь вниз нескончаемым хрустальным потоком, громким шумом подает о себе знать небольшой, но вполне живописный водопад с таким же названием.

А вот так водопад Койавган смотрелся утром с правого берега реки Адыр-Су.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Вода, кругом вода, но тем не менее я подбираюсь поближе к стене из водных брызг.

Боже мой, какой восторг и совершенно не важно, что водная пыль окутала все окрестности, вода освежающими струйками стекает по лицу и техника полностью забрызгана! Я стояла и любовалась изменившимися окрестностями, они словно бы покрылись легкой полупрозрачной вуалью, приглушив на время свои летние краски.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

От водопада открывался отличный вид на ущелье Куллумкол, поход по которой нам еще предстоял.

Изрядко вымокнув, отправились вниз и в сторону лагеря, но для начала преодлеваем брод через речку Койавган.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

На первый взгляд не особо и коварная, но потеряв бдительность и подскользнувшись на камне ноги одного из парней испытали на себе ее температуру.

Чувствуя окончание прогулки, хотелось продлить ее очарование, поэтому никто не спешил.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

Группа расстянулась, инструктор не торопил нас, тем более вода на небесах иссякла и идти, подмечая множество кружающих деталей было более чем комфортно.

Приэльбрусье, 1-й походный день: долина реки Адыр-су

В конце пути нам предстояла еще одна переправа, река, подпитавшаяся дождем, существенно разлилась. Но мы достойно справились с чередной трудностью, благо навык уже был и как известно, ко всему быстро привыкаешь.

Вот и все, день еще продолжался, но закончился наш первый, пробный и круговой маршрут, доставивший массу положительных эмоций.

Активная часть трекинга: 12,3 километра, перепад высот 2380–2510 метров.